ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-861/19 от 18.03.2019 Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-861/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2019 года город Нижний Новгород

Судья Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода ФИО1, при секретаре Сметаниной Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области о взыскании заработной платы,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском о взыскании с Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области заработной платы и денежного содержания на период нахождения в отпуске.

В обосновании своих требований указала, что она работает в УФССП России по Нижегородской области с ноября 2007 года, в должности заместителя начальника отдела правового обеспечения с 2008 года. Приказом УФССП России по Нижегородской области от 11 января 2018 года № 22-к «О временном замещении должности федеральной государственной гражданской службы ФИО2» на период с 09 января 2018 года по 22 мая 2018 года, на период нахождения Н.О.А. в отпуске по беременности и родам, в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» переведена на должность начальника отдела правового обеспечения УФССП России по Нижегородской области. Выплата материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим предусмотрена приказом ФССП России от 27 октября 2014 года № 606. Согласно пункту 5 данного приказа заместителю начальника отдела выплачивается материальная помощь в размере 3300 рублей, начальнику отдела - 12900 рублей. Материальная помощь за период с 11 января 2018 года по 23 мая 2018 года в размере 12900 рублей ежемесячно не начислялась и не выплачивалась. Размер невыплаченных денежных средств за период с января 2018 года по май 2018 года составляет 45669 рублей. Также ей произведена не полная оплата отпускных: с 03 по 05 мая 2018 года в размере 1816 рублей, 18 и 19 июня 2018 года в размере 1314 рублей, с 23 июля по 10 августа 2018 года в размере 13563 рубля 70 копеек.

В ходе рассмотрения гражданского дела истец уточнила свои требования, указала, что в связи с тем, что она в период с 09 января 2018 года по 22 мая 2018 года исполняла обязанности начальника отдела правового обеспечения УФССП России по Нижегородской области материальная помощь должна рассчитываться по занимаемой должности начальника отдела в соответствии с приказом ФССП России от 27 октября 2014 года № 606 в размере 12900 рублей. Недоплата материальной помощи за январь 2018 года составила в размере 9600 рублей, за февраль 2018 года в размере 9600 рублей, за март 2018 года в размере 9600 рублей, за апрель 2018 года 8229 рублей (за 18 рабочих дней), за май 2018 года в размере 5280 рублей (до 22 мая 2018 года включительно). В августе 2018 года ответчиком произведен перерасчет выплат материальной помощи с 23 мая 2018 года по замещаемой должности начальника отдела. Таким образом, недоплата материальной помощи за период с 09 января 2018 года по 22 мая 2018 года составила 42309 рублей. При расчете отпускных работодателем не учитывались суммы материальной помощи, в связи с чем недоплата денежного содержания на период нахождения ее в отпуске составила 31901 рубль.

Истец ФИО2 исковые требования поддержала, суду пояснила, что до настоящего времени недоплаченная заработная плата и отпускные ей не выплачены.

Представитель ответчика УФССП России по Нижегородской области ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Указала, что основанием перевода ФИО2 на должность начальника отдела в приказах от 10.01.2018 № 18-к, от 18.07.2018 № 1141-к ошибочно установлен п. 1 ст. 30 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее – Закон). Между тем, указанных оснований в рассматриваемый период в Управлении не усматривалось. Более того, основанием для перевода послужило заявление ФИО2, согласие на исполнение обязанностей начальника отдела содержится также в п. 3.5.52 должностного регламента от 24 апреля 2015 года, соответственно фактически, перевод осуществлялся на основании п. 3 ст. 30 Закона. Для приведения в соответствие с вышеприведенными положениями законодательства Управлением в приказ от 10 января 2018 года № 22-к и в приказ от 18 июля 2018 года № 1141-к внесены соответствующие изменения, согласно которым ФИО2 временно назначена на должность начальника отдела в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о государственной гражданской службе. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд.

Согласно ст. 2 ТК РФ исходя из общепринятых принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений признаются: обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В силу ст. 50 указанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, состоящего из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, а именно: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; 3) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; 4) ежемесячное денежное поощрение (Указ Президента РФ от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"); 5) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента РФ от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (ч. 3 ст. 50 названного закона).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 50 названного закона).

Согласно ч. 5 ст. 50 указанного ФЗ к дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах: при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 10%; от 5 года до 10 лет - 15%; от 10 года до 15 лет - 20%; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации (ч. 6 ст. 50 настоящего Закона).

Согласно ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч.1 ст. 51 ФЗ № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Согласно ст. ст. 5, 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется: Конституцией РФ, Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ; нормативными правовыми актами государственных органов.

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии с абз. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу ст. 30 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Порядок оплаты труда гражданских служащих закреплен в статье 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в соответствии с которой денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В Указе Президента от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения, а также надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона № 79-ФЗ представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Законом № 79-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим гарантируются: 1) равные условия оплаты труда; 2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, 3) денежное содержание и предоставление государственных социальных гарантий.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе запрещение дискриминации в сфере труда (ст. 2 ТК РФ).

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ст. 3 ТК РФ).

Как следует из материалов дела, ФИО2 является государственным гражданским служащим, приказом № 280-лс от 19 ноября 2007 года ФИО2 принята на федеральную государственную гражданскую службу и назначена с 19 ноября 2007 года на должность федеральной государственной гражданской службы специалиста-эксперта группы судебной защиты юридического отдела УФССП России по Нижегородской области временно на период перевода на должность федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта группы судебной защиты юридического отдела УФССП России по Нижегородской области ФИО4, с должностным окладом 2530 рублей, ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 60% должностного оклада. С ФИО2 19 ноября 2007 года заключен служебный контракт № 275.

06 марта 2008 года с ФИО2 заключено дополнительное соглашение к служебному контракту, согласно которому ФИО2 обязуется исполнять должностные обязанности по должности ведущего специалиста-эксперта группы судебной защиты юридического отдела, с 06 марта 2008 года установлен должностной оклад в размере 3163 рубля в месяц, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 90% должностного оклада.

Приказом № 286-лс от 07 августа 2008 года ФИО2 назначена с 07 августа 2008 года на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела группы судебной защиты юридического отдела УФССП России по Нижегородской области с должностным окладом 4137 рублей в месяц, с ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 90% должностного оклада и ранее установленными надбавками к должностному окладу.

Приказом от 20 февраля 2009 года № 69-лс ФИО2, заместителю начальника юридического отдела УФССП России по Нижегородской области, установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 120% должностного оклада с 20 февраля 2009 года.

Согласно должностному регламенту заместитель начальника отдела правового обеспечения УФССП России по Нижегородской области по указанию заместителя руководителя Управления в отсутствии начальника отдела исполняет его обязанности (пункт 3.5.52). ФИО2 ознакомлена с данным должностным регламентом, а также ознакомлена с должностным регламентом начальника отдела правового обеспечения УФССП России по Нижегородской области.

Приказом УФССП России по Нижегородской области от 17 ноября 2017 года № 2450-к ФИО2 с 17 ноября 2017 года временно переведена на должность начальника отдела правового обеспечения Управления, ранее замещаемую временно отсутствующей в связи с нахождением на листке нетрудоспособности Н.О.А., с оплатой труда по временно замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (с должностным окладом в размере 5381 рубль в месяц, ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 120%).

Приказом УФССП России по Нижегородской области от 11 января 2018 года № 22-к ФИО2 временно переведена с 09 января 2018 года по 22 мая 2018 года на должность начальника отдела правового обеспечения Управления, на период отпуска по беременности и родам Н.О.А., с оплатой труда по временно замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (с должностным окладом в размере 5597 рубль в месяц, ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 120%).

Приказом УФССП России по Нижегородской области от 18 июня 2018 года № 1141-к ФИО2 временно переведена с 23 мая 2018 года на должность начальника отдела правового обеспечения Управления, на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком Н.О.А.., с оплатой труда по временно замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (с должностным окладом в размере 5597 рубль в месяц, ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 120%).

Приказом ФССП России от 27 октября 2014 года № 606 «Об оказании материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной службы судебных приставов» предусмотрена ежемесячная выплата материальной помощи (пункт 4): начальнику отдела - 12900 рублей, заместителю начальника отдела - 3300 рублей.

Однако при расчете заработной платы истца данные выплаты до 23 мая 2018 года производились в сумме 3300 рублей, а не по замещаемой должности начальника отдела. Истец указывает, что частично перерасчет произведен представителем нанимателя с 23 мая 2018 года.

Действительно, из представленных суду расчетных листков за период с января 2018 года по май 2018 года включительно истцу начислялась ежемесячная материальная помощь в размере 3300 рублей как заместителю начальника отдела, а не по замещаемой должности начальника отдела.

Общая сумма недоплаты ежемесячной материальной помощи, предусмотренной приказом ФССП России от 27 октября 2014 года № 606, составила за период с 01 января 2018 года по 22 мая 2018 года в размере 42309 рублей.

Ответчиком не представлено доказательств выплаты ФИО2 указанной суммы материальной помощи.

Тем самым, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченная ежемесячная материальная помощь за период с 01 января 2018 года по 22 мая 2018 года в размере 42309 рублей (за январь 9600 рублей, за февраль 9600 рублей, за март 9600 рублей, за апрель 8229 рублей, за май 5280 рублей).

Истец указывает, что при расчете отпускных во внимание не была принята сумма невыплаченной материальной помощи, а также единовременные и ежемесячные денежные поощрения.

В течении 2018 года ФИО2 выплачивались единовременные денежные поощрения:

- приказ Управления от 09.01.2018 № 09-ко – 1 должностной оклад;

- приказ Управления от 06.02.2018 № 218-ко – 1 должностной оклад;

- приказ Управления от 02.03.2018 № 443-ко – 1 должностной оклад;

- приказ Управления от 03.04.2018 № 671-ко – 1 должностной оклад;

- приказ Управления от 07.05.2018 № 1011-ко – 1 должностной оклад;

- приказ Управления от 04.06.2018 № 1347-ко – 2 должностных оклада;

- приказ Управления от 11.07.2018 № 1702-ко – 3 должностных оклада;

- приказ Управления от 10.08.2018 № 1997-ко – 3 должностных оклада;

- приказ Управления от 11.09.2018 № 2299-ко – 3 должностных оклада;

- приказ Управления от 10.10.2018 № 2577-ко – 2 должностных оклада;

- приказ Управления от 12.11.2018 № 2833-ко – 2 должностных оклада;

- приказ Управления от 07.12.2018 № 3052-ко – 1,5 должностных оклада.

Приказами Управления в течение 2018 года принимались решения о премировании ФИО2:

- приказ Управления от 09.04.2018 № 722-ко – 0,5 должностных оклада;

- приказ Управления от 18.04.2018 № 834-ко – 4 оклада денежного содержания;

- приказ Управления от 23.07.2018 № 1815-ко – 1 оклад денежного содержания;

- приказ Управления от 24.10.2018 № 2706 -ко – 3 оклада;

- приказ Управления от 24.10.2018 № 2707-ко – 2 оклада;

- приказ Управления от 14.12.2018 № 3121-ко – 16000 рублей;

- приказ Управления от 14.12.2018 № 3120-ко – 10000 рублей;

- приказ Управления от 26.12.2018 № 3237-ко – 8000 рублей.

В 2018 году ФИО2 предоставлялись отпуска:

- со 02 мая 2018 года по 04 мая 2018 года (приказ Управления от 24.04.2018 № 910- ко);

- 18 июня 2018 года (приказ Управления от 13.06.2018 № 1421-ко);

- 19 июня 2018 года (приказ Управления от 19.06.2018 № 1472-ко);

- с 23 июля 2018 года по 10 августа 2018 года (приказ Управления от 17.07.2018 № 1752-ко);

- с 09 сентября 2018 года по 14 сентября 2018 года (приказ Управления от 10.08.2018 № 2006-ко);

- с 24 декабря 2018 года по 30 декабря 2018 года (приказ Управления от 30.11.2018 № 2979-ко).

Согласно п. 3.1 Положения о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 08 декабря 2006 года № 157, при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания на основании соответствующего заявления федерального государственного гражданского служащего.

В силу ч. 1 ст. 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления, установленный постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (ч. 2 ст. 139 Трудового кодекса РФ).

Исключение составляет лишь начисленное пособие по временной нетрудоспособности (пп. «б» п. 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил.

Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты, в том числе: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; в) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что премии, ежемесячные денежные поощрения, единовременные выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, то есть все дополнительные выплаты, указанные в ч. 5, ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, входят в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Суд находит, что к иным дополнительным выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7, поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, и за счет средств на иные предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами выплаты. Следовательно, материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав ее денежного содержания и должно учитываться при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения ее в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2018 году, поскольку отсутствие прямого указания в законе на отнесение материального стимулирования к составу денежного довольствия не препятствует учету данных выплат для начисления среднего заработка.

Таким образом, все указанные выплаты должны учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске (Данные выводы также содержатся в Определении Верховного Суда РФ от 28.08.2017 № 2-КГ17-13).

Однако Управлением при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках указанные нормы закона не учтены.

Истцом представлен расчет задолженности по указанным выше выплатам, ответчиком также представлен расчет денежного содержания, который учитывался при начислении отпускных. Судом данные расчеты проверены и приняты в качестве доказательства.

Недоплаченная сумма денежного содержания на период нахождения в отпуске составляет:

- со 02 мая 2018 года по 04 мая 2018 года в размере 2502 рубля 27 копеек (6369 рублей - 3866 рублей 73 копейки);

- 18 и 19 июня 2018 года в размере 1626 рублей 12 копеек (4248 рублей - 2621 рубль 88 копеек);

- с 23 июля 2018 года по 10 августа 2018 года в размере 15574 рубля 87 копеек (40413 рублей - 24838 рублей 13 копеек);

- с 09 сентября 2018 года по 14 сентября 2018 года в размере 4755 рублей 76 копеек (12547 рублей - 7791 рубль 24 копейки);

- с 24 декабря 2018 года по 30 декабря 2018 года в размере 5672 рубля 97 копеек (15097 рублей - 9424 рубля 03 копейки).

Всего в сумме 30132 рубля.

Ответчиком не представлено доказательств выплаты ФИО2 указанной суммы денежного содержания на период нахождения в отпуске.

Тем самым, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченная сумма денежного содержания на период нахождения в отпуске в размере 30132 рубля.

С доводами ответчика, изложенными в письменных возражениях на иск суд не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно ст.ст. 2 и 3 Трудового кодекса РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются в том числе запрещение дискриминации в сфере труда.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Ответчик в обоснование своих возражений ссылается на то обстоятельство, что основанием перевода в приказах ошибочно установлен п. 1 ст. 30 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Указанный перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества. Подобный перевод допускается без согласия государственного гражданского служащего на срок не более одного календарного месяца в течении года (п. 2 ст. 30 Закона).

Ответчик считает, что основанием для перевода послужило заявление ФИО2 и что фактически перевод осуществлялся на основании п. 3 ст. 30 вышеприведенного Закона, согласно которому по соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.

Суд не может согласиться с указанными доводами ответчика по следующим основаниям.

Согласно положениям ст. 30 Закона о государственной службе в случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда (п. 1).

Представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.

Таким образом, отличие указанных правовых норм заключается в том, что на основании пункта 1 представитель нанимателя вправе на ограниченный срок (продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года) перевести гражданского служащего на иную должность без его согласия. На основании п. 3 назначение осуществляется по взаимному соглашению сторон служебного контракта и календарными сроками не ограничено.

При этом и в том, и в другом случае (п. 1, п. 3 ст. 30 ФЗ № 79-ФЗ), все выплаты, указанные в ст. 50 Закона о государственной гражданской службе выплачиваются по замещаемой вышестоящей должности, либо должности, на которую согласился гражданский служащий (п. 3 ст. 30), в том числе выплаты, указанные в п. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе (другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами).

Таким образом, позиция ответчика о том, что в размер оплаты труда зависит от оснований назначения (перевода) на должность не указанную в служебном контракте противоречит положениям ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Ответчик в обоснование своих возражений ссылается на то, что на основании должностного регламента заместителя начальника отдела правового обеспечения УФССП по Нижегородской области, в должностные обязанности входит пункт 3.5.52, согласно которого, заместитель отдела по указанию заместителя руководителя Управления, в отсутствие начальника отдела исполняет его обязанности. В связи с чем ответчик считает, что исполнение должностных обязанностей начальника отдела предусмотрено должностным регламентом истца и не подлежит дополнительной оплате.

Суд считает данные доводы несостоятельными, поскольку не представлено доказательств того, что заместитель руководителя Управления давал такого рода указания и что он имел право на дачу такого рода указаний. Ответчик сам не отрицает тот факт, что основанием переводов являлось не указание заместителя руководителя, а личное заявление истца. Кроме того, стороны не отрицают тот факт, что во время замещения истцом должности федеральной государственной службы либо заместителя начальника отдела либо начальника отдела, должность истца замещали в те периоды времени другие гражданские служащие. Таким образом, ответчиком не представлено суду доказательств наличия совмещения истцом двух должностей сразу.

Ответчик в обоснование своих возражений в подтверждение совмещения истцом двух должностей ссылается на письмо Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20.04.2009 № 3830-17, а при определении размера доплаты гражданским служащим на Разъяснения Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 29.12.1965 № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства», согласно пункту 1 которых временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью. Замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим должностным окладом и должностным окладом замещаемого работника.

Суд считает, что произведение оплаты труда на основании разъяснений, изложенных в письмах ФССП России, и с нарушением законодательных актов не допустимо и запрещено Конституцией Российской Федерации.

Нормы статей Трудового кодекса РФ, касающиеся совмещения должностей и осуществление оплаты труда в виде разницы между фактическим должностным окладом и должностным окладом замещаемого работника, не распространяются на отношения, возникшие между истцом и ответчиком, поскольку порядок выплаты заработной платы и иных выплат установлен в организационно-распорядительных документах Управления (приказах о временном замещении должностей) и установлен в вышеприведенных нормах закона.

С учетом изложенного следует, что вывод ответчика о выплате ежемесячной материальной помощи, установленной приказом ФССП России от 27.10.2014 №606 «Об оказании материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной службы судебных приставов» по замещаемой (основной) должности гражданского служащего не основан на нормах закона и противоречит ч.1 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ.

Также ответчиком ошибочно трактуются нормы закона, регламентирующие порядок расчета среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, что противоречит пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, что также указано в Определении Верховного Суда РФ от 28.08.2017 № 2-КГ17-13.

18 февраля 2019 года во время нахождения дела в суде УФССП России по Нижегородской области изданы приказы о внесении изменений в приказы Управления от 11 января 2018 года № 22-к и от 18 июля 2018 года № 1141-к о временном замещении истцом должностей федеральной государственной гражданской службы начальника отдела правового обеспечения Управления.

В указанных приказах изменены основания назначения истца на должность начальника отдела с п. 1 ст. 30 Закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на п. 3 ст. 30 Закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Действие каждого из указанных приказов определено наступлением определенного события (с указанием календарного периода исполнения обязанностей) (такого как: период нахождения отсутствующего работника в отпуске по беременности и родам, период нахождения отсутствующего работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет). Между тем, ответчиком проигнорированы положения Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудового кодекса, а именно: на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 73 Закона о государственной службе федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ст. 12 Трудового кодекса). Соответственно на спорные правоотношения сторон, указанные в исковом заявлении, приказы от 18 февраля 2019 года не распространяются.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области в пользу ФИО2 недоплаченную ежемесячную материальную помощь за период с 01 января 2018 года по 22 мая 2018 года в размере 42309 рублей и денежное содержание на период нахождения в отпуске в размере 30132 рубля, а всего в сумме 72441 рубль.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сормовский районный суд города Нижний Новгород в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья