ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-861/20 от 19.05.2020 Братского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2020 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Широковой М.В.,

при секретаре Шияновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-861/2020 по исковому заявлению ФИО1 к ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» о взыскании задолженности по оплате проезда к месту отдыха и обратно,

удебных расходовьевны

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» (далее ОГАУ «Лесхоз Иркутской области»), в котором просит взыскать в свою пользу компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 26 671,96 руб.

В обоснование иска ФИО1 указала, что с 22 сентября 2014 года она работает в организации ОГАУ «Братский лесхоз» в должности специалиста по кадрам. После реорганизации с 16 марта 2018 года она работает в Братском филиале ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» на тех же договорных условиях.

До реорганизации в ОГАУ «Братский лесхоз» вопрос оплаты проезда к месту отдыха и обратно был урегулирован коллективным договором, подписанным 04.12.2017, со сроком действия на 3 года.

Согласно п. 5.8 этого договора, работодатель обязался производить оплату проезда работнику и неработающим членам его семьи один раз в два года за счет средств работодателя к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг; право на компенсацию указанных расходов возникает у работника с правом получения ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации в соответствии с Постановлением правительства Иркутской области от 25.03.2009 г. № 79-пп.

Указанное постановление регламентирует порядок компенсации расходов на предоставление гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях и работающим в государственных органах Иркутской области, государственных учреждениях Иркутской области. К последним относилось ОГАУ «Братский лесхоз», а также относится и его правопреемник ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».

В период с 29 июля 2019 года по 30 августа 2019 года она отдыхала в г. Адлер. К месту отдыха и обратно она добралась по маршруту Братск – Москва – ФИО2 - Адлер – Москва - Братск, стоимость расходов для проезда по которому она ехала, составила 43 998 рублей 16 копеек, которая подтверждается проездными документами.

После приезда 24.09.2019 она предоставила заявление, отпускное удостоверение с отметкой о прибытии в бухгалтерию Братского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» для последующей оплаты в соответствии с действующим законодательством, а бухгалтерия Братского филиала отправили руководству ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» для выплаты.

29 октября 2019 года пришел приказ на оплату проезда на сумму 17 326,20 руб., то есть меньше той суммы на 26 671,96 руб., в связи с чем, вынуждена была обратиться в суд.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебное заседание представитель ответчика ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил в суд письменные возражения на иск.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7), труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1); каждый имеет право на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 37, часть 5); каждому гарантируется право на охрану здоровья (статья 41, часть 1).

Механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе условия и порядок предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, а также гарантии и компенсации работникам при его предоставлении закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации.

К числу таковых относится и компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которая предоставляется в целях обеспечения указанным работникам отдыха и оздоровления в более благоприятных природно-климатических условиях.

Согласно части первой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Частью восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Таким образом, работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере и осуществляющие предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, самостоятельно в рамках коллективного договора, локального нормативного акта или в трудовом договоре с работником устанавливают размер, условия и порядок предоставления работникам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, при этом объем компенсации может быть отличным от того, который установлен в частях первой - седьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из представленных суду материалов дела установлено, что на основании приказа о приеме работника на работу № 432-к ФИО1 с 22.09.2014 была принята на должность специалиста по кадрам в АУ «Братский лесхоз».

В соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 01.12.2017 №678-рп «О реорганизации АУ «Лесхоз Иркутской области», АУ «Братский лесхоз» с 16.03.2018 прекратило деятельность в качестве юридического лица в связи с присоединением к АУ «Лесхоз Иркутской области».

Таким образом, с 16.03.2018 к АУ «Лесхоз Иркутской области» перешли все права и обязанности работодателя в отношении истца ФИО1

На основании приказа от 28.06.2019 № БРК-216 истцу был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 52 календарных дней с 13.07.2019 по 02.09.2019.

В период отпуска ФИО1 отдыхала в г. Адлер Краснодарского края, в связи с чем ею были понесены расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в размере 43 998,16 руб.

16.09.2019 истец обратилась с заявлением к работодателю о компенсации понесённых расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно по маршруту Братск - Москва - ФИО2 - Адлер - Москва – Братск.

На основании приказа от 29.10.2019 № 595 «О компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно» ФИО1 за период работы с 22.09.2018 по 21.09.2020 произведена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в размере 17 326,20 руб.

Обращаясь с рассматриваемым иском ФИО1, оспаривает сумму возмещения стоимости проезда к месту отдыха и обратно, которая оказалась меньше фактических расходов на 26 671,96 руб.

Вместе с тем, судом установлено, что в соответствии с Уставом АУ «Лесхоз Иркутской области» является некоммерческой организацией, созданной для реализации полномочий органа государственной власти в сфере лесного хозяйства. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством РФ и уставом учреждения, путем выполнения работ в сфере лесного хозяйства. В соответствии с уставом, основными целями деятельности учреждения является выполнение работ по сохранению лесов, по обнаружению и тушению лесных пожаров.

В связи с тем, что АУ «Лесхоз Иркутской области» не является организацией, относящейся к бюджетной сфере, отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий, компенсаций и льгот работникам АУ «Лесхоз Иркутской области» регулируются действующими в данном обществе локальными нормативными актами.

Приказом АУ «Лесхоз Иркутской области» от 18.09.2019 № 173-1 утверждено Положение о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (в связи с отсутствием в АУ «Лесхоз Иркутской области» первичной профсоюзной организации указанное положение принималось без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации).

Согласно пункту 4.1 названного локального нормативного акта, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику АУ «Лесхоз Иркутской области» и членам его семьи производится на основании подтверждающих документов не выше стоимости железнодорожного билета плацкартного вагона. Дополнительные сборы (бронирование, страхование и т.д.) не оплачиваются.

С учетом установленного в учреждении порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, на основании приказа от 29.10.2019 № 595 «О компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно», ФИО1 произведена компенсация: стоимости проезда по маршруту Братск-Адлер в размере 8663,10 руб. по стоимости железнодорожного билета плацкартного вагона согласно справке Сибирской Региональной Дирекции Железнодорожных Вокзалов Вокзал Иркутск -Пассажирский о стоимости проезда; стоимость проезда по маршруту Адлер-Братск в размере 8 663,10 руб. по стоимости железнодорожного билета плацкартного вагона согласно справке Сибирской Региональной Дирекции Железнодорожных Вокзалов Вокзал Иркутск-Пассажирский о стоимости проезда. Итого 17 326, 20 рублей.

Таким образом, во исполнение требований статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, ФИО1 произведена предусмотренная трудовым законодательством компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Работодатель компенсировал ФИО1 расходы на оплату стоимости проезда в отпуск и обратно в размере, установленном Положением о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, утвержденным Приказом АУ «Лесхоз Иркутской области» от 18.09.2019 № 173-1.

Довод истца о том, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно должна была быть произведена ей в соответствии с коллективным договором АУ «Братский лесхоз» и Порядком компенсации расходов на предоставление гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающим в государственных учреждениях Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 25.03.2009 № 79-пп основан на неверном толковании норм материального права, поскольку работодателем истца с 16.03.2018 является АУ «Лесхоз Иркутской области», при этом указанный Порядок компенсации расходов определяет порядок компенсации расходов лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в государственных учреждениях Иркутской области, финансируемых из областного бюджета, к которым областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» не относится.

Кроме того, необходимо отметить, что, выявляя правовую природу оплаты проезда граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно, Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4 постановления от 9 февраля 2012 года N 2-П "По делу о проверке конституционности части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Т." пришел к выводу, что применительно к работающим гражданам - это дополнительная гарантия реализации ими своего права на ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании с ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» задолженности по оплате проезда к месту отдыха и обратно в размере 26 671,96 руб. – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.В. Широкова