ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-861/2016 от 29.03.2016 Азовского городского суда (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2016г.

Азовский городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Акименко Н.Н.

при секретаре Зайцевой О.В.,

с участием прокурора Тапилина Д.В.

с участием ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям <адрес> межрайонного прокурора в интересах ФИО2 ФИО9 к администрации <адрес> о понуждении обеспечить жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к Администрации <адрес> о понуждении обеспечить ФИО2 благоустроенным жилым помещением по договору социального найма специализированных жилых помещений.

Истец указал, что ФИО2 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и, подлежал обеспечению жилым помещением.

Ссылаясь на то, что до настоящего времени ФИО2 жилым помещением не обеспечен, чем нарушено его право на жилище, <адрес> межрайонный прокурор просил суд обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Прокурор в судебное заседание явился, исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

ФИО2 в судебное заседание явился. Исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации <адрес> по доверенности ФИО1 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, указала на то, что Администрацией <адрес> все необходимые меры по направлению учетного дела в <адрес> по вопросу обеспечения ФИО3 жилым помещением осуществлены в установленном порядке. ФИО2 включен в общеобластной список детей-сирот для обеспечения жилыми помещениями. ФИО2 будет предоставлено жилое помещение в порядке очередности, поскольку статус гражданина, являющегося сиротой, не является основанием для предоставления жилого помещения вне очереди. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Министерства территориального развития архитектуры и градостроительства <адрес> в суд не явился, был уведомлен о дне и времени судебного заседания, что подтверждается материалами дела.

Представитель третьего лица Управления Образования <адрес> в суд не явился, был уведомлен о дне и времени судебного заседания, что подтверждается материалами дела.

Выслушав прокурора Тапилина Д.В., ФИО2, представителя Администрации <адрес> ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

ФИО2 относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО2 лишена родительских прав. На основании Постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 было закреплено право проживания по адресу: <адрес>. Согласно выписке из Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 числиться право 1/4 доли в праве на жилой доим и 23/50 в праве на земельный участок по адресу: <адрес>.

Из материалов дела также следует, что жилой дом по адресу: по адресу: <адрес>, в котором истец зарегистрирован, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ и заключением Межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания, в связи с чем, распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проживание истца в этом жилом помещении признано невозможным.

Другого жилого помещения в пользовании по договору социального найма или на праве собственности ФИО2 не имеет и постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Указанные обстоятельства указывают на то, что жилищные права ФИО2 подлежат защите в соответствии с нижеприведенными нормами закона.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Согласно положениям ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

ФИО2 не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением на условиях социального найма до вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", таким образом, он вправе претендовать на обеспечение его жилым помещением на условиях договора найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, действующим законодательством закреплен принцип, согласно которому граждане вышеуказанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

При этом предоставление данных дополнительных социальных гарантий относится к расходным обязательствам субъекта РФ.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N 968-ЗС, от ДД.ММ.ГГГГ N 988-ЗС) исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в <адрес> (далее - органы местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, обязанность по обеспечению жилым помещением ФИО2 в качестве дополнительной гарантии определенной действующим законодательством для детей-сирот, возложена на Администрацию <адрес>.

Судом установлено, что ФИО2 включен в районный список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением. До настоящего времени Администрация <адрес> ФИО2 жилым помещением не обеспечила.

Таким образом, права и законные интересы ФИО2 гарантированные ему действующим законодательством нарушены, и нуждаются в судебной защите. Оценивая вышеизложенное, суд находит исковые требования прокурора, заявленные в интересах ФИО2 об обязании Администрации <адрес> предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования <адрес> межрайонного прокурора в интересах ФИО2 ФИО10 к Администрации <адрес> о понуждении обеспечить жилым помещением.

Обязать Администрации <адрес> предоставить ФИО2 ФИО11 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированной части судебного решения.

Мотивированная часть решения изготовлена ДД.ММ.ГГГГг.

Судья: