Емельяновский районный суд Красноярского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Емельяновский районный суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
гр.дело №2-862-2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Емельяново 14 июня 2011года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шиловой Л.Р.
при секретаре Лаптевой Ж.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю о признании недействительным решения налогового органа,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с исковыми требованиями о признании недействительным решения №22 от 30 сентября 2010года МИФНС №17 по Красноярскому краю о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения. Затем требования уточнил : просит признать недействительным данное решение с учетом внесенных в него изменений вышестоящего налогового органа №12-1027 от 09.11.2010года в части доначисления недоимки в размере 1 842 281рубль, пени в размере 420 287рублей, штрафа в размере 184228рублей. Требования основывает на том, что налоговым органом не учтено все зерно и необоснованна использована информация из Администрации Больемуртинского района, так как такой район на территории красноярского края отсутствует. Акт проверки не содержит подписей проверяющих. Инспекция учла только объем зерна, отраженный ФИО1 в книге продаж, счетах-фактурах и товарных накладных, представленных в камеральной проверке. Налог на добавленную стоимость начислен неверно, поскольку расчетный метод должен применяться комплексно, а не усечено.Сделки с ООО «Фаст» были реальны и вычет НДС по ним должен быТЬ рассчитан налоговым органом.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании требования иска поддержала по изложенным в нем основаниям. Дополнительно суду пояснила, что истец не может быть привлечен к налоговой ответственности, поскольку прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Выездная проверка налогового органа не законна, поскольку при проведении камеральной проверки налогового нарушения выявлено не было. На камеральную проверку была предоставлена истцом Книга продаж, ООО «Фаст» зерно было приобретено за наличный расчет, нереальность сделки с ООО «Фаст» налоговый орган не доказал.
Представитель Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, мотивировав тем, что оспариваемое решение налогового органа с учетом его изменения вышестоящим налоговым органом законно и обосновано. При проверке ООО «Фаст» было проверено и установлена его проблемность, т.е. у налогового органа имеются сомнения относительно реальной деятельности данного Общества и проведения сделок между истцом и Обществом. Истцом в ходе проверки не была предоставлена Книга учета доходов и расходов, не подтверждено поступление денежных средств на счет ООО «Фаст», предоставленное представителем истца сопроводительное письмо от 14.09.2010года о предоставлении документов относится не к выездной проверке, а камеральной и не относится к оспариваемому решению. Наличный расчет индивидуальным предпринимателям законодательством запрещен.
Суд, выслушав доводы и возражения сторон по делу, приходит к следующему:
Налог на добавленную стоимость (НДС) - федеральный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (пункт 1 статьи 13 НК РФ, абзац 5 статьи 50 Бюджетного кодекса РФ). Он устанавливается исключительно Налоговым кодексом и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 12 НК РФ).
Косвенный характер налога означает, что налог включается продавцом в состав цены товаров (работ, услуг) и уплачивается в бюджет за счет средств покупателя.
Косвенные налоги имеют особенности, позволяющие отличить их от всех других видов налогов. Так, любое лицо, которое выставит: покупателю (заказчику) счет-фактуру с выделенной суммой НДС, обязано исчислить налог и перечислить его в бюджет, даже если это лицо не признается плательщиком НДС или освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС (пункт 5 статьи 173 НК РФ). По экономической сущности НДС является налогом "с потребления», так как основное бремя его уплаты должно лечь на плечи конечного потребителя, приобретающего товары, работы и услуги для нужд, не связанных с ведением хозяйственной деятельности.
Установлен ступенчатый механизм уплаты НДС. Реализуя товары, работы, услуги или имущественные права, налогоплательщик предъявляет покупателю налог со всей цены. При этом он вправе уменьшить подлежащей перечислению в бюджет налог на суммы налога, которые он уплатил поставщикам и подрядчикам при приобретении товаров, работ, услуг и имущественных прав для целей осуществления облагаемой ЦЦС деятельности. То есть фактически он перечисляет налог с добавленной стоимости, то есть с той части цены, которую он прибавил к стоимости приобретенных им в производственных (коммерческих) целях товаров, работ и услуг.
Налогоплательщиками НДС согласно ст. 143 НК РФ признаются, в том числе индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 146 НК РФ являются следующие хозяйственные операции:
1. Реализация товаров (работ, услуг и, имущественных прав) на территории Российской Федерации на возмездной или безвозмездной основе, а также передача имущественных прав. Под реализацией товаров и работ понимается передача права собственности на товар или на результат работ, под реализацией услуг - оказание услуги (статья 39 НК РФ).
При этом товар для целей Налогового кодекса - это любое имущество, передаваемое или предназначенное для передачи в собственность. Работа - деятельность, результат которой имеет материальное воплощение и может быть передан организации или физическому лицу для удовлетворения его потребностей. Услуга - деятельность, результат которой не имеет материального выражения, реализуется и потребляется в процессе оказания услуги (статья 38 НК РФ). Соответственно, в бухгалтерском учете результат работ учитывается как вложение во внеоборотные активы или как материалы, а услуги сразу относятся на затраты или на счет прибыли.
Исчисленная сумма налога уменьшается на сумму, принятую в данном налоговом периоде к вычету, и увеличивается на сумму налога, подлежащую восстановлению в данном налоговом периоде (п. 1 ст. 173 НК РФ). Если итоговая сумма положительна, то она подлежит перечислению в бюджет. Если сумма отрицательна, то она подлежит возмещению из бюджета (п. 1 ст. 176 НК РФ).
НДС уплачивается в бюджет по итогам налогового периода. Для правильного исчисления налога необходимо определить, к какому именно налоговому периоду относится операция, признаваемая объектом налогообложения. Необходимость детального правового регулирования вызвана прежде всего тем, что многие операции растянуты во времени (например, не совпадает момент передачи товара и его оплата).
По общему правилу, момент определения налоговой базы возникает в день отгрузки товаров (передача права собственности на товары, если они не отгружаются), выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав (п.1 ст.167 НК РФ). Соответствующий день устанавливается по данным первичных учетных документов. Это же правило действует при реализации товаров (работ, услуг) через агента или комиссионера (т.е. налоговая база определяется на момент передачи товара конечному покупателю).
Плательщики НДС вправе уменьшить исчисленную сумму налога на сумму налоговых вычетов в соответствии со статьями 171, 172 НК РФ. В соответствии с п.1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Пунктом 2 ст. 171 НК РФ закреплено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработке вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1)товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст.170 НК РФ;
2)товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пунктом 1 ст.172 Налогового Кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 3,6-8 ст. 171 НК РФ и при наличии первичных документов.
Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 1 ст. 166 НК РФ установлено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со ст. 154-159 и ст. 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете- как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих Залоговых баз.
Согласно п.7 ст. 166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы НДС, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным налогоплательщикам.
Согласно подп.7 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течении более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету является счет-фактура заполненная в соответствии со ст. 169 НК РФ.
Вычеты налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 169,172 НК РФ возможны при наличии в совокупности двух следующих условий:
1) наличие счета-фактуры;
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, сумм налога к вычету (п. 1 ст. 169НКРФ).
Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.
Согласно ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Счета-фактуры являются основанием для принятия суммы налога к вычету при выполнении требований, установленных п.п.5,5.1 и 6 ст.169 НК РФ.
Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок, книг продаж установлен Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с изменениями от 15 марта 2001 г., 27 июля 2002 г., 16 февраля 2004 г., 11 мая 2006 г.).
2) принятие на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом представляемые документы должны отвечать требованиям достоверности, бытьвзаимоувязанными и непротиворечивыми.
Пунктом ст.176 НК РФ установлено, что в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению(зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положением данной статьи.
В целях проверки достоверности и непротиворечивости сведений, указанных в счетах-фактурах, представленных налогоплательщиком при проведении мероприятий налогового контроля, налоговый орган на основании ст.93.1 НК РФ вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами(информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы, а не у проверяемого налогоплательщика. Кроме того, на основании п.п.12 п.1 ст.31 и ст.90 НК РФ налоговые органы имеют право вызывать для дачи показаний в качестве свидетелей любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
В судебном заседании установлено, что инспекцией в отношении ФИО4 была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2008года по 31.12.2008года.
По результатам выездной проверки составлен Акт №2.11-10/19 от 31.08.2008года, на основании которого инспекцией принято решение №22 от 30.09.2010года. В последующем решение истцом было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. По результатам жалобы принято решение № 12-1027 от 09.11.2010года. С учетом внесенных изменений вышестоящим налоговым органом ФИО1 привлечен к налоговой ответственности по ч.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату сумм налога(НДС). По решению налогового органа истцу доначислен НДС на сумму 1 842 281рубль, пени в размере 420 287рублей, штраф в размере 184228рублей.
Довод истца об отсутствии на территории Красноярского края Больемуртинского района, вследствие чего необоснованности использования информации о стоимости зерна, суд находит не состоятельным, поскольку полагает указанное написание района технической ошибкой.
В обжалуемом решении дан полный анализ деятельности истца, по результатам которого налоговый орган обоснованно пришел к выводу об отсутствии у истца учета доходов и расходов по предпринимательской деятельности. Истцом при проведении проверки были предоставлены книги покупок, счета-фактуры и товарные накладные, выписанные от имени ООО «Фаст».
Реальность деятельности ООО «Фаст» была, в том числе, предметом выездной проверки. При проверке была установлена проблемность Общества, поскольку представленные истцом документы по сделкам с ООО «Фаст» являются недостоверными и противоречивыми, не отражают реальных хозяйственных операций, подписаны неуполномоченным и неустановленным лицом.
ФИО1 были предоставлены документы на покупку в 2008году у ООО «Фаст» продовольственной пшеницы 3643,3 т на сумму 18 633 253 рублей., в том числе НДС 1 693 932рублей. По документам, представленным истцом установлено, что истцом отнесено расходов на поставку ООО «Фаст» в суме 16 939321рублей. Договор поставки продукции с ООО «Фаст», а также документы, подтверждающие оплату полученного товара, а также товарно-транспортные накладные ФИО1 не предоставлены.
Довод истца о том, что им была произведена оплата по сделкам с ООО «Фаст» наличными денежными средствами, суд находит не состоятельными, поскольку законодательством предусмотрен способ оплаты для ИП - ведение кассового метода. Кроме того, истцом предоставлена счет-фактура от 11.11.2008года с подписью от имени ООО «Фаст» ФИО5 Однако, установлено, что ФИО5 избран директором ООО «Фаст» только 06.03.2009года. Допрошенная в ходе проверки предыдущий директор ООО «Фаст» ФИО6 пояснила, что ей ничего не известно о хозяйственной деятельности ИП ФИО1
В связи с чем, налоговый орган обоснованно пришел к выводу об отсутствии расходов истца с ООО «Фаст».
Ссылки истца в обоснование реальности сделок с ООО «Фаст» на показания свидетелей ФИО7 и ФИО8 суд находит не состоятельными. Так ФИО8 показал, что осуществлял услуги по перевозке зерна в 2008-2009годах покупателю ООО «Фаст». Однако свидетель документы представителя ООО «Фаст» не видел, договора с обществом не заключал, документально подтвердить факт договорных отношений с Обществом не может, с ФИО1 не знаком. Свидетель ФИО7 показала, что являлась гл.бухгалтером СПК «Шилинское», ФИО1 с СПК в сентябре 2008года заключил договор займа денежных средств(выступил в качестве заимодавца), а затем переуступил долг зерном другому физическому лицу. Однако свидетелю ООО «Фаст» не известно.
Довод истца о том, что имело место быть реальная купля-продажа зерна, суд находит не состоятельным, поскольку реальность сделки оценивается не по ее предмету, а по наличию реального контрагента(сторона сделки), что истцом не доказано.
Довод истца о том, что налоговый орган не компетентен определять подлинность подписи представителя ООО «Фаст» ФИО5, не опровергает выводов оспариваемого решения, поскольку решение основано на отсутствие реальности сделки с ООО «Фаст».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований и необходимости отказа в их удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворения требования ФИО1 к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю о признании недействительным решения налогового органа отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2011года.
Председательствующий:подпись
копия верна
Судья Емельяновского районного суда
Красноярского края Л.Р.Шилова