Дело № 2-895/2022 (2-8626/2021;)
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации.
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Князевой О.Г.,
при секретаре судебного заседания Бакановой А.В.,
с участием истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к Акционерному коммерческому банку «Профессиональный инвестиционный банк» (Акционерное общество) о взыскании невыплаченной премии,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд с иском к АКБ «Проинвестбанк» (АО) о взыскании невыплаченной премии.
В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в АКБ «Проинвестбанк» (ПАО). На основании решения Наблюдательного совета АКБ «Проинвестбанк» (ПАО) с ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты> – ФИО1 АКБ «Проинвестбанк» (ПАО). В течение срока действия Трудового договора к нему были заключены Дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Согласно условий Дополнительных соглашений, по итогам работы Банка за <данные изъяты> календарных месяцев (календарный год), при выполнении Банком утвержденного финансового результата от <данные изъяты> % и выше, ему подлежала выплата премии в размере трех среднемесячных заработных плат.
Согласно Положению о системе оплаты труда АКБ «Проинвестбанк» (ПАО), крупным вознаграждением являются выплаты в размере <данные изъяты> и выше от размера собственного капитала на дату выплаты. Решение о выплате крупных вознаграждений принимаются Наблюдательным советом после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, при условии выполнения Банком годовых показателей деятельности и утвержденных планов мероприятий. По итогам ДД.ММ.ГГГГ все запланированные Наблюдательным советом результаты деятельности Банком были достигнуты. В течение ДД.ММ.ГГГГ года он неоднократно обращался за разрешением вопроса о выплате ему премии по итогам работы Банка в 2019 году, однако, разрешение вопроса ответчиком откладывалось. Приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ в АКБ «Проинвестбанк» (АО) назначена временная администрация, а полномочия исполнительных органов были приостановлены. В соответствии с Приказом временной администрации от ДД.ММ.ГГГГ он был отправлен в простой, а с ДД.ММ.ГГГГ - уволен. При увольнении с ним произведен окончательный расчет, при этом премия за 2019-2020 годы не выплачена. Считает отказ ответчика в выплате премии по итогам работы Банка незаконным.
На основании изложенного, с учетом представленного в порядке ст. 139 ГПК РФ уточненного иска, просит суд взыскать с ответчика АКБ «Проинвестбанк» (АО) в его пользу незаконно удержанную заработную плату в виде премиального вознаграждения за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>
Определением Свердловского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечен представитель собрания кредиторов АКБ «Проинвестбанк» (АО) ФИО5
Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал; доводы, изложенные в заявлении, поддержал. В судебном заседании суду пояснил, что в течение ДД.ММ.ГГГГ он надлежащим образом выполнял трудовые обязанности, к дисциплинарной ответственности не привлекался. По итогам работы ДД.ММ.ГГГГ все запланированные Наблюдательным советом результаты деятельности Банка были достигнуты.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании выразил несогласие с иском, представив на него письменные возражения. Считает, что довод истца о невыплате в полном объеме причитающихся выплат основан на неверном толковании положений локальных актов. Принятые временной администрацией Протоколы наблюдательного совета Банка не содержат решений о выплате крупных вознаграждений истцу по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ. Также Трудовым договором не предусмотрена обязанность по выплате данной премии при расторжении Трудового договора с работником.
Привлеченный в качестве третьего лица ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом; заявлений, ходатайств о рассмотрении дела без его участия в адрес суда не направлял.
Выслушав доводы истца, исследовав письменные документы дела, суд пришел к следующему.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Из пояснений истца и письменных документов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО АКБ «Перминвестбанк» (Работодатель) и ФИО2 (Работник) заключен Трудовой договор №, по условиям которого ФИО2 принят в ОАО АКБ «Перминвестбанк» на должность ФИО1, (л.д. 49-52).
Трудовые отношения между ОАО АКБ «Перминвестбанк» и ФИО2 закреплены Приказом о приеме Работника на работу № от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 185).
На основании п. 3.1 Трудового договора Работодатель вправе поощрять Работника за добросовестный эффективный труд.
В рамках данных правоотношений между сторонами неоднократно заключались Дополнительные соглашения по изменению условий вышеназванного Трудового договора, (л.д. 53-160).
ДД.ММ.ГГГГФИО2 назначен на должность <данные изъяты>, ФИО1 ОАО «Проинвестбанк», в связи с чем заключено Дополнительное соглашение, по условиям которого <данные изъяты> подотчетен и подчиняется решениям Наблюдательного совета и Общего собрания акционеров Общества, (л.д. 105-112).
В соответствии с разделом 6 данного Дополнительного соглашения Генеральному директору установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> (без учета уральского коэффициента). Изменение размера оклада Генерального директора производится по соглашению Сторон в письменной форме.
По итогам работы Банка за 12 календарных месяцев Генеральному директору выплачивается премия в следующих размерах:
- при выполнении Банком утвержденного финансового результата от 90 % и выше – 3 среднемесячные заработные платы;
- при выполнении Банком утвержденного финансового результата от 50 % до 90 % – 2 среднемесячные заработные платы;
- при выполнении Банком утвержденного финансового результата от 25 % до 50 % – 1 среднемесячная заработная плата;
- при выполнении Банком утвержденного финансового результата до 25% премия не выплачивается, (л.д. 109).
Срок действия Дополнительного соглашения сторонами согласован по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
ДД.ММ.ГГГГ Трудовой договор ФИО2 изложен в новой редакции.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ размер должностного оклада Генерального директора снижен до <данные изъяты>без учета уральского коэффициента), (л.д. 145-152).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ размер должностного оклада Генеральному директору установлен в размере <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ – в размере <данные изъяты> (без учета уральского коэффициента), (л.д. 153-160).
Приказом Банка России № от ДД.ММ.ГГГГ у АКБ «Проинвестбанк» (АО) отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Приказом Банка России № от ДД.ММ.ГГГГ АКБ «Проинвестбанк» (АО) назначена временная администрация по управлению кредитной организацией, (л.д. 205-206).
ДД.ММ.ГГГГФИО2 вручено Уведомление о предстоящем увольнении в связи сокращением численности штата, (л.д. 194).
Приказом АКБ «Проинвестбанк» (АО) №-ВА от ДД.ММ.ГГГГФИО2 уволен в связи с сокращением штата работников организации, на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, (л.д. 193).
По данным расчетного листка за ДД.ММ.ГГГГФИО2 при увольнении произведена выплата простоя по независящим от работодателя причинам, оплата по окладу, компенсация отпуска, компенсация при увольнении в размере <данные изъяты>
Полагая, что при прекращении трудовых правоотношений с АКБ «Проинвестбанк» (АО) были нарушены трудовые права по невыплате премии, ФИО2 обратился в суд с настоящим иском. Согласно его доводам, в соответствии с условиями Трудового договора, изложенными в Дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам работы Банка за 12 календарных месяцев (календарный год), при выполнении Банком утвержденного финансового результата от 90 % и выше ему подлежит выплата премии в размере трех среднемесячных заработных плат. Согласно Положению о системе оплаты труда АКБ «Проинвестбанк» (ПАО) крупным вознаграждением являются выплаты в размере 0,5% и выше от размера собственного капитала на дату выплаты. Решение о выплате крупных вознаграждений принимаются Наблюдательным советом, после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, при условии выполнения Банком годовых показателей деятельности и утвержденных планов мероприятий. По итогам 2020 года все запланированные Наблюдательным советом результаты деятельности Банком были достигнуты.
Между тем указанную позицию истца суд находит ошибочной и основанной на неверном толковании правовых норм.
Как установлено ранее, вопросы оплаты труда и стимулирования работников АКБ «Проинвестбанк» (ПАО) урегулированы Положением о системе оплаты труда, утвержденным Протоколом Наблюдательного совета АКБ «Проинвестбанк» (ПАО) ДД.ММ.ГГГГ, являющимся локальным нормативным актом, регулирующим вопросы, связанные с системой оплаты труда. В соответствии с разделом 13 данного Положения решение о выплате крупного вознаграждения Генеральному директору принимает Наблюдательный совет на основании предложений (представления) члена Наблюдательного совета, на которого возложены функции по подготовке решений Наблюдательного совета по вопросам организации, мониторинга и контроля системы оплаты труда, оценки ее соответствия стратегии Банка, характеру и масштабу совершаемых операций, результатам деятельности Банка, уровню и сочетанию принимаемых рисков. Решение о выплате крупных вознаграждений принимается на заседании Наблюдательного совета после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, при условии выполнения Банком годовых показателей деятельности и утвержденных планов мероприятий.
В подтверждение своей позиции истцом в материалы дела представлены выписки из протокола заседания Наблюдательного совета АКБ «Проинвестбанк» (ПАО) от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении бюджета Банка на ДД.ММ.ГГГГ год, Аудиторское заключение независимого аудитора <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ, Аудиторское заключение независимого аудитора ООО «Листик и Партнеры – Москва» № МБ-40 от ДД.ММ.ГГГГ, а также Заявление от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное ФИО1 Наблюдательного совета АКБ «Проинвестбанк» (АО), о принятии решения о выплате ему премии по результатам ДД.ММ.ГГГГ в размере трех среднемесячных заработных плат за каждый отчетный год.
Между тем, указанные документы не могут заменить четко зафиксированное локальным актом требование по назначению и выплате премии, а именно: принятие на заседании решения Наблюдательного совета АКБ «Проинвестбанк» (АО). Обход указанных положений локального акта суд считает недопустимым.
Более того, исходя из буквального толкования заключенного между сторонами Трудового договора и Дополнительного соглашения к нему, а также представленного Положения о системе оплаты труда, суд полагает, что заявленная истцом премия по итогам работы за год не является составной частью заработной платы и (или) гарантированной выплатой обязательного характера, а относится к исключительной компетенции Работодателя. Данная премия преследует цель дополнительного материального стимулирования Работника при условии эффективности работы Банка и является выплатой стимулирующего характера, поощрительной по своей природе, не относящейся к обязательным выплатам, предусмотренным системой оплаты труда. Начисление и выплата данной премии производится Обществом строго на заседании Наблюдательного совета после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, при условии выполнения Банком годовых показателей деятельности и утвержденных планов мероприятий. Анализ совокупности правовых норм подтверждает, что к фиксированной части заработной платы работника относятся должностные оклады, компенсационные и стимулирующие выплаты, не связанные с результатами деятельности; к нефиксированной части - компенсационные и стимулирующие выплаты, связанные с результатами деятельности. Соответственно, вопреки доводам истца, заявленная им премия по своей правовой природе относится к стимулирующей выплате, является составной частью заработной платы, но относится к поощрительным выплатам, начисление которой обусловлено рядом факторов, влияющих на ее размер и условие выплаты. Решение о её выплате Наблюдательным советом АКБ «Проинвестбанк» (АО) не принималось. Соответственно, её начисление является правом, а не обязанностью ответчика.
Одновременно суд считает необходимым принять во внимание, что в целях обеспечения финансовой надежности кредитных организаций в ч. 13 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 395-1 "О банках и банковской деятельности" содержатся нормативные положения, касающиеся создания системы оплаты труда в таких организациях. На основании этой нормы Закона кредитная организация обязана создать систему оплаты труда как в целом, так и в части оплаты труда управленческого персонала, предусматривающую возможность сокращения или отмены выплат в случае негативного финансового результата в целом по кредитной организации или по соответствующему направлению ее деятельности.
Банк России, как следует из содержания статьи 57.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", вправе в порядке осуществления им банковского надзора оценивать систему оплаты труда кредитной организации в части, связанной с результатом управления рисками, как в целом, так и в части оплаты труда управленческого персонала. В случае несоответствия системы оплаты труда кредитной организации характеру и масштабу совершаемых ею операций, результатам ее деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков либо в случае отсутствия в политике кредитной организации в части оплаты труда, в том числе возможности сокращения или отмены выплат в случае негативного финансового результата в целом по кредитной организации или по соответствующему направлению ее деятельности, Банк России в установленном им порядке направляет в кредитную организацию предписание об устранении соответствующего нарушения.
Согласно ч. 9 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 395-1 "О банках и банковской деятельности", после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями параграфа 4.1 главы IX Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; совершает действия, предусмотренные статьей 23.1 этого же Федерального закона (принудительная ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России).
Временная администрация по управлению кредитной организацией является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном параграфом 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и нормативными актами Банка России (пункт 1 статьи 189.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Исходя из положений ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 395-1 "О банках и банковской деятельности", назначенная Банком России временная администрация по управлению кредитной организацией производит оплату расходов, связанных с исполнением текущих обязательств кредитной организации, на основании сметы расходов, утверждаемой Банком России.
Под текущими обязательствами кредитной организации в указанной статье этого же Федерального закона понимаются обязательства по оплате расходов, связанных в том числе с оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору, выплатой выходных пособий этим лицам в случае их увольнения с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и данной статьей, а также иных расходов, связанных с ликвидацией кредитной организации после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Пунктом 22.10 Положения о временной администрации по управлению кредитной организацией, утвержденного Банком России ДД.ММ.ГГГГ N 279-П и зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 7239 (далее - Положение о временной администрации), установлено, что временная администрация на основании утвержденной территориальным учреждением Банка России сметы расходов вправе осуществлять с корреспондентского счета кредитной организации (корреспондентского субсчета филиала кредитной организации) в подразделении расчетной сети Банка России расходы по исполнению текущих обязательств, в частности оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (абзацы второй, третий пункта 22.10).
В целях сокращения текущих обязательств кредитной организации руководитель временной администрации, как следует из содержания абзацев восьмого и десятого пункта 22.10 Положения о временной администрации, проводит мероприятия по оптимизации расходов, связанных с оплатой труда работников кредитной организации, оптимизации штатной численности и должностных окладов работников.
По смыслу изложенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, оплата труда работников кредитной организации в случае негативного финансового результата деятельности такой организации (в том числе отзыва лицензии у кредитной организации, ее банкротства) имеет особенности, установленные специальным законодательством.
Так, часть 13 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 395-1 "О банках и банковской деятельности" содержит обязательную для кредитной организации норму, регулирующую вопрос создания системы оплаты труда кредитной организации, которая должна предусматривать возможность сокращения или отмены стимулирующих выплат работникам в случае негативного финансового результата деятельности кредитной организации. Неисполнение кредитной организацией указанного требования закона является основанием для применения к ней мер, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Таким образом, система оплаты труда кредитной организации в обязательном порядке должна соответствовать приведенной норме специального закона. Оплата труда лиц, работающих по трудовому договору в кредитной организации, после отзыва лицензии у такой организации осуществляется назначенной Банком России временной администрацией на основании утвержденной Банком России сметы расходов.
Злоупотребление данными положениями также является, по мнению суда, недопустимым.
Таким образом, исходя из совокупного анализа исследованных правовых норм и представленных в материалы дела доказательств по делу, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 о взыскании невыплаченной премии.
Руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к Акционерному коммерческому банку «Профессиональный инвестиционный банк» (Акционерное общество) о взыскании невыплаченной премии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.03.2022.
Судья: О.Г. Князева