ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-862/15 от 20.07.2015 Аскизского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-862/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2015 года с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия

В составе:

председательствующего Т.Э. Булавиной,

с участием прокурора А.Н. Веселого,

при секретаре Ю.Ю. Загатиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Вершино-Тейского поссовета Аскизского района РХ об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Аскизского района РХ от <дата>,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Вершино-Тейского поссовета Аскизского района РХ обратилась в суд с заявлением, в котором просит отменить постановление территориальной избирательной комиссии Аскизского района РХ (далее - ТИК Аскизского района РХ) от <дата> «О потребности в денежных средствах, необходимых для включения в соответствующие муниципальные бюджеты, на подготовку и проведение предстоящих в году выборов в органы местного самоуправления РХ» со сметой на сумму руб., обязать ТИК Аскизского района РХ утвердить смету на ранее установленную сумму руб., мотивируя свои требования тем, что <дата> ТИК Аскизского района РХ направила заявителю оспариваемое постановление, к которому была приложена смета расходов на подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования Вершино-Тейского поссовета с окончательной суммой руб., с которой не согласна администрация, считая ее необоснованно завышенной, поскольку при формировании бюджета на <дата> г. в <дата> г. ТИК Аскизского района РХ в адрес администрации была направлена смета, где сумма расходов составила руб., которая была согласована с Советом депутатов Вершино-Тейского поссовета. На обращение заявителя от <дата> в ТИК Аскизского района РХ о затруднительности исполнении сметы самостоятельно заявителем и необходимости оказания помощи из районного, республиканского бюджетов, ответа не последовало, что послужило основанием для обращения в суд с данным заявлением.

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия РХ.

Представитель заявителя Долгова К.Е., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направив ходатайство, в котором требования заявления поддержала, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации.

Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Аскизского района РХ Идимешев Я.В., действующий на основании постановления, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на пропуск заявителем срока обращения в суд, пояснив, что сметы расходов на подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления на территории Аскизского района были утверждены постановлениями ТИК Аскизского района РХ от <дата>«Об утверждении сметы расходов территориальной избирательной комиссии Аскизского района на подготовку и проведение выборов глав муниципальных образований Аскизского района Республики Хакасия» и постановлением ТИК Аскизского района РХ от <дата>«Об утверждении сметы расходов территориальной избирательной комиссии Аскизского района на подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов муниципальных образований (поселений) и депутатов Аскизского района Республики Хакасия». В муниципальном образовании Вершино-Тейский поссовет в единый день выборов будут проводиться только выборы депутатов представительного органа, смета на проведение которых утверждена постановлением от <дата> а не от <дата>, которое оспаривает заявитель. Глава муниципального образования Вершино-Тейский поссовет был избран <дата>. ТИК Аскизского района РХ <дата> отправила заявителю письмо о необходимости предусмотреть в бюджете поселения тыс. руб. для проведения выборов депутатов представительного органа поселения. <дата> Председателем Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета ФИО1 в адрес ТИК Аскизского района было направлено письмо о рассмотрении вопроса о финансировании проведения выборов из других бюджетов (районного, республиканского), где не указано на несогласие со сметой. В суд заявитель обратился только <дата>, с нарушением, предусмотренного законом трехмесячного срока для такого обращения.

Заинтересованное лицо- Избирательная комиссия Республики Хакасия своего представителя не направила, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии представителя заявителя, заинтересованного лица.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по причине пропуска трехмесячного срока для обращения в суд и законности оспариваемого постановления, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация в праве оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 256 ГПК РФ установлен трех месячный срок для обращения суд с указанными заявлениями, со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении его прав и свобод.

Как разъяснено в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Обязанность доказывания уважительности причин пропуска срока для обращения в суд лежит на заявителе.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие в выборах органов местного самоуправления, закреплены в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктами 1 и 3 ст. 57 названного Федерального закона, расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования.

Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» финансирование выборов в органы местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета. Если на день вступления в силу настоящего Федерального закона финансирование выборов в органы местного самоуправления не может быть обеспечено за счет средств местного бюджета, финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Частью 1 ст. 43 Закона Республики Хакасия от 08.07.2011 N 65-ЗРХ (с изменениями и дополнениями) "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия» установлено, что расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из республиканского бюджета Республики Хакасия и (или) местного бюджета.

Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

В силу п. 1 « Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Хакасия, местного бюджета ЦИК РХ, другим избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия» от 05.07.2013 № 81/642-6, расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Республике Хакасия, производятся за счет средств местного бюджета, выделяемых другим избирательным комиссиям. Главными распорядителями средств, предусмотренных в местном бюджете на проведение выборов является муниципальная избирательная комиссия, а в случае возложении полномочий на соответствующую Территориальную избирательную комиссию РХ, то территориальная комиссия.

Решением Избирательной комиссии РХ от <дата> , Постановлением Избирательной комиссии РХ от <дата> , на территориальную избирательную комиссию Аскизского района в РХ возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований в РХ по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в единый день голосования <дата>, а также избирательных комиссий муниципальных образований (поселений) и муниципальных комиссий референдума в Аскизском районе РХ, в том числе избирательной комиссии муниципального образования Вершино-Тейский поссовет.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Аскизского района от <дата> утверждена смета расходов территориальной избирательной комиссии Аскизского района РХ на подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов муниципальных образований (поселений) и депутатов Аскизского района Республики Хакасия.

Из Приложений и к вышеназванному Постановлению - Сметы расходов участковых избирательных комиссий на подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования (поселения) Вершина – Тейского поссовета составила всего тыс.руб., в том числе дополнительная оплата труда (вознаграждение), оплата питания в день голосования на выборах, канцелярские расходы, офисная бумага, конверты для досрочного голосования, выплата гражданам, привлекавшимся к работе в комиссии по гражданско-правовым договорам, в том числе для транспортирных и погрузочно-разгрузочных, курьерских работ, и на печатную продукцию, избирательные бюллетени.

Смета составлена в соответствии с решением Избирательной комиссии РХ от <дата> согласно которому за период избирательной кампании общая сумма вознаграждений (премий) члену избирательной комиссии выплачивается в размер не более процентов от суммы дополнительной оплаты труда, выплаченной ему за фактически отработанное в комиссии время (п.). Также, по причине увеличения объемов работы в связи с совмещением проведения избирательных кампаний различных уровней, местного референдума и в целях повышения эффективности работы с избирателями, доставки избирательной документации, информационных материалов территориальные и участковые избирательные комиссии могут привлекать граждан по оказанию услуг водителя отдельно на каждый уровень избирательной кампании (п.). В участковых избирательных комиссиях и территориальных, избирательных комиссиях в день голосования членам этих избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также работающим в территориальных избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам гражданам, привлекаемым для выполнения функций пользователя КСА ГАС «Выборы», бухгалтерам по решению соответствующей избирательной комиссии выплачиваются средства на питание из расчета рублей на человека за счет средств, выделенных комиссии на подготовку и проведение выборов. Размер средств на питание повышается на установленным в централизованном порядке районный коэффициент к заработной плате работников учреждений бюджетной сферы в размере процентов (п.).

Из пояснительной записки к заявлению Председателя Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета ФИО1 возможно сделать вывод, что заявителем оспаривается постановление от <дата>, а не от <дата>, учитывая, что выборы главы Вершино-Тейского поссовета уже проведены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято ТИК Аскизского района РХ в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством и заявителем не представлено доказательств завышенности утвержденных сметой расходов ТИК Аскизского района на подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа Вершино-Тейского поссовета.

Кроме того по смыслу ст. 256 ГПК РФ, в рассматриваемом случае течение трехмесячного срока, в период которого заявитель обратиться в суд с требованием об оспаривании постановления ТИК Аскизского района РХ, началось со дня получения заявителем уведомления ТИК Аскизского района РХ об утверждении сметы расходов, т.е. <дата>, что следует из журнала исходящей корреспонденции, и что не оспаривается заявителем, указавшим в заявлении в суд, что об оспариваемом постановлении ему стало известно <дата>. В связи с чем, данный срок для заявителя истекал <дата>.

Однако с настоящим заявлением в суд заявитель обратился <дата>, то есть по истечении установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока, что является самостоятельным основанием для отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований, учитывая, что заявителем ходатайств о восстановлении данного срока не заявлялось и доказательств уважительности причины пропуска срока не предоставлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления администрации Вершино-Тейского поссовета.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления администрации Вершино-Тейского поссовета Аскизского района РХ об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Аскизского района РХ от <дата>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд РХ.

Председательствующий Т.Э.Булавина

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья Т.Э.Булавина