ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-862/18 от 27.09.2018 Коркинского городского суда (Челябинская область)

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2018 года г. Коркино

Коркинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Юркиной С.Н.,

с участием прокурора Рейн Л.В.,

при секретаре Большаковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Коркино в интересах ФИО1 к Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области об обязании совершения действия по газоснабжению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Коркино Челябинской области в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области об обязании совершения действия по газоснабжению.

В обоснование иска сослался на следующие обстоятельства. Прокуратурой г. Коркино проведена провекра по обращению ФИО1 на неисполнение Администрацией Коркинского городского поселения программы газификации жилья граждан, в частности АДРЕС. Проверкой установлено, что ФИО2 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: АДРЕС. Постановлением Администрации Коркинского городского поселения НОМЕР от 21.05.2012 в редакции постановления от 12.11.2015 НОМЕР утверждена муниципальная программа «Газификация территории Коркинского городского поселения на 2016-2018 годы». Согласно указанной программе предусмотрена газификация АДРЕС,4) микрорайон «Южный», а именно строительство газопровода низкого давления протяженностью 0,6 км.. Из ответа Администрации Коркинского городского поселения на требование прокурора установлено, что по объекту «Газопровод низкого давления в микрорайоне «АДРЕС Администрацией поселения выполнена проектная документация по объекту «Газопровод низкого давления в микрорайоне АДРЕС В январе 2017 по проектной документации областным государственным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области» Администрации Коркинского городского поселения выдано отрицательное заключение. Кроме того, из ответа следует, что на 2018 год денежные средства на выполнение работ по указанному микрорайону не предусмотрены. Бюджет Коркинского городского поселения не распологает средствами на выполнение работ по проектированию газораспределительных сетей по АДРЕС. В ходе проверки установлено, что каких-либо действий, направленных на решение вопроса по организации газоснабжения жилых домов, расположенных на АДРЕС, Администрацией поселения до настоящего времени не предпринято. Проведение работ по организации газоснабжения населения не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств на указанные цели, поскольку в соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Просит: обязать Администрацию Коркинского городского поселения принять меры к организации газоснабжения по АДРЕС в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.3-5).

В судебном заседании прокурор Рейн Л.В., истец ФИО1 настаивали на удовлетворении иска, поддержали изложенные в нём доводы.

Представитель ответчика Администрации Коркинского городского поселения ФИО3, ФИО4 в судебном заседании иск прокурора не признали, поддержали доводы отзывов на иск, представленных в дело (л.д.57-61,240).

Представители третьих лиц АО «Газпром газораспределение Челябинск», Министерства финансов Челябинской области в судебное заседание не явились, судом были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, возражений на иск в суд не представили (л.д.230,238).

Поэтому суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствие третьих лиц.

Выслушав объяснения прокурора, истца, представителей ответчика, и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Согласно ч. 2 ст. 2 ЖК РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществлления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, что следует из положений ст.ст. 14-16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъетов РФ) (ч. 2 ст. 18 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ от 31 марта 1999 года предусмотрено, организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В суде достоверно установлено, что на основании постановления НОМЕР от 01.09.1994 г. ФИО1 был предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС. В 2005 г. истец построил жилой дом. 12.12.2008г. ему выданы свидетельства о гос. регистрации права на жилой дом и земельный участок. Без инженерной инфраструктуры в отсутствие газоснабжения жилого дома невозможно проживание в доме. На протяжении длительного времени, т.е. в течение более 13 лет истец обращается в Администрацию Коркинского городского поселения, иные организации по поводу газификации жилого дома. В Администрации Коркинского городского поселения имеется муниципальная программа газификации территории, где дома №НОМЕР и НОМЕР по АДРЕС включены в эту программу. Была оформлена проектная документация и предоставлена в экспертное учреждение. Экспертизой было выдано отрицательное заключение. Данное заключение Администрацией оспорено не было. Сам истец обращался в организацию по газоснабжению. Однако организация предъявила истцу сумму более 1 млн. рублей для газоснабжения. Соответственно сам истец это сделать не имеет материальной возможности. Полномочия по газоснабжению населения относятся к Администрации Коркинского городского поселения. В данном случае Администрация Коркинского городского поселения является надлежащим ответчиком. В виду того, что в доме отсутствует газоснабжение, истец не может проживать в нём, что нарушает его права.

Между тем, как установлено судом и следует из материалов дела, в настоящее время Администрацией Коркинского городского поселения не предприняты какие-либо меры по обеспечению возможности подключения выделенных земельных участков по АДРЕС к сетям газоснабжения.

В настоящее время на земельных участках, расположенных по АДРЕС продолжается строительство индивидуальных жилых домов. Однако, истец и остальные жители этой улицы лишены возможности в полной мере осуществлять строительные работы, а также подвести к возведённым домам газ поскольку отсутствуют необходимые для этого коммуникации.

На момент предоставления земельных участков истцу, и другим лицам, которым были предоставлены земельные участки для строительства индивидуального жилого дома по АДРЕС, заявлялось о возможности подключения индивидуальных жилых домов к сетям инженерно-технического обеспечения с помощью органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Из указанной нормы следует, что исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского поселения вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением Администрации Коркинского городского поселения от 12.11.2015 N НОМЕР была утверждена Муниципальная программа «Газификация территории Коркинского городского поселения на 2016-2018 годы», в которую включена АДРЕС

Администрацией Коркинского городского поселения провордилась работа по подготовке проекта по газоснабжению АДРЕС. Однако, в связи с получением отрицательного заключения экспертизы на предоставленный проект, включённое мероприятие по газоснабжению указанной улицы исполнить не представляется возможным.

Согласно объяснениям истца, представителей ответчика, специалистов, допрошенных в суде, никаких запретов и ограничений в газоснабжении АДРЕС не имеется. Однако в настоящее время подводящего газопровода к жилым домам по АДРЕС нет. АО «Газпромраспределение Челябинск» были выданы технические условия на присоединение к сетям подводящего распределительного газопровода объекта.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что иск прокурора в интересах ФИО1 является обоснованным. Администрацией Коркинского горорсдкого поселения, как уполномоченным органом местного самоуправления, не были осуществлены в полном объёме действия по организации инженерной инфраструктуры в области газоснабжения в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям тепловых ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объёма, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20.12.2010 N 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Помимо Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящего к вопросам местного значения городского округа вопросы организации в границах городского округа газо- и водоснабжения населения, на орган местного самоуправления возложена обязанность устанавливать земельные участки для предоставления под индивидуальное жилищное строительство с соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, с возможностью подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Установленные в суде обстоятельства подтверждаются доказательствами, находящимися в материалах дела: заявлением ФИО1 (л.д.6,29,186,205-207), свидетельством о госрегистрации права (л.д.7,8), требованием (л.д.9), ответом на требование (л.д.10-13), постановленим НОМЕР от 12.11.2015 года (л.д.14-19), постановлением НОМЕР от 21.03.2012 года (л.д.20-23), уведомлением экспертизы (л.д.24-28,114-125), ответом на заявление (л.д.30-38,166-169,212-214,216), паспортом ФИО1 (л.д.39-40), сообщением (л.д.45-46,163-165,170,171-172,174,175-178,183-185,190-193,196,197,199-204,208-210,215), договором о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения (л.д.47-54), отзывом (л.д.57-61,240), постановлением НОМЕР от 29.12.2012 года (л.д.62-65), решением Совета депутатов Коркинского городского поселения НОМЕР от 29.06.2016 года (л.д.66-75), пояснениями специалиста экспертного отдела ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» (л.д.88-90), техническим паспортом (л.д.92-101), постановлением НОМЕР от 19.03.2007 года (л.д.102), постановлением НОМЕР от 01.09.1994 года (л.д.103), планом (л.д.104,105), договором о возведении индивидуального жилого дома (л.д.106-107), кадастровым паспортом здания (л.д.108-110), постановлением НОМЕР от 05.04.2013 года (л.д.129-131), схемой расположения земельного участка (л.д.132-133), информацией о лесном участке (л.д.134), свидетельством о допуске к определённому виду работ (л.д.135-136), техническими условиями (л.д.137), предварительным расчётом (л.д.138-139), решением о продлении полномочий (л.д.140), удостоверением (л.д.141), протоколом проверки от 09.02.2016 года (л.д.142), обращением (л.д.173,179-182,187-189,198,211), проектной документацией газопровода низкого давления в микрорайоне «Южный» АДРЕС, техническим отчётом газопровода низкого давления в микрорайоне АДРЕС, техническими условиями газопровода низкого давления в микрорайоне АДРЕС.

Вместе с тем, установленные в суде обстоятельства нашли своё подтверждение и показаниями свидетелей С.Н.М., Б.А.С., М.С.В., а также и объяснениями специалистов П.С.С.., Ч.А.А., Л.В.Г..

При этом, в Администрации Коркинского городского поселения утверждены: Положение об организации электро-,газо-,тепло-, водоснабжения населения и водоотведевения на территории Коркинского горолдского поселения; Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Коркинского городского поселения на 2016-2032 годы.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, руководствуясь приведёнными нормами, суд приходит к выводу о неисполнении Администрацией Коркинского городского поселения, как органом местного самоуправления, обязанности по организации газоснабжения на территории, в границах которой расположены предоставленные истцу и другим лицам земельные участки.

Произведённые действия ответчиком не свидетельствуют о надлежащем исполнении органом местного самоуправления установленной законом обязанности по организации газоснабжения.

Обязанность органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установлена законом.

Ссылка представителей ответчика на отсутствие финансирования и значительность затрат не является основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанности по организации газоснабжения территории поселения.

Доводы ответчика о том, что расходы по строительству инженерной инфраструктуры должны нести сами застройщики являются незаконными, так как противоречат действующему законодательству, предусматривающему, что за счёт собственников производится лишь подключение индивидуальных жилых домов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения.

При таких обстоятельствах, судом установлено ненадлежащее исполнение Администрацией Коркинского городского поселения установленной законом обязанности по организации обеспечения инженерной инфраструктурой, нарушении прав истца на достойные условия проживания, учитывая, что земельный участок под строительство индивидуального жилого дома предоставлялся истцу для улучшения его жилищных условий. При этом, предоставление земельного участка при отсутствии возможности подключения жилого дома к инженерным сетям не является улучшением жилищных условий. Истец с учётом действующего правового регулирования при предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства вправе был рассчитывать на получение не только самого земельного участка, но и соответствующей инженерной инфраструктуры, обеспечивающей необходимый уровень жилищного благополучия. В связи с чем, суд также полагает несостоятельными доводы ответчика, заявившего об отсутствии нарушения прав истца ФИО1, который в жилом доме по АДРЕС не проживает.

Заявленные стороной ответчика доводы о том, что Администрация Коркинского городского поселения не является надлежащим ответчиком, являются несостоятельными. В данном случае предметом спора является исполнение обязанности по организации возможности подключения к инженерным сетям газоснабжения, что относится к полномочиям Администрации Коркинского городского поселения, как основного исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

Анализируя в совокупности положения приведённых выше правовых норм, суд приходит к выводу, что Администрация Коркинского городского поселения, как орган местного самоуправления, на котором лежит обязанность по решению вопросов местного значения, должна организовать газоснабжение АДРЕС.

Заявление представителей ответчика о непризнании иска, является голословным, никаких доказательств со своей стороны, ответчик суду не представил, а представленные доказательства прокурором, не оспорил. Изложенные доводы по иску, стороной ответчика подтверждены. Заявлено возражение в части установления срока исполнения возложенной обязанности.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, именно ответчик должен представить в суд доказательства в подтверждение имеющихся возражений.

Однако указанная обязанность по представлению доказательств, стороной ответчика не исполнена.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для обязания Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области принять меры к организации газоснабжения по АДРЕС в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок судом определён с учётом необходимых действий для исполнения возложенной обязанности, и с учётом объяснений допрошенных в суде специалистов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Коркино в интересах ФИО1 удовлетворить.

Обязать Администрацию Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области принять меры к организации газоснабжения по АДРЕС в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: С.Н. Юркина