Дело № 2-862/2020 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 февраля 2020 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе: председательствующего судьи Буевой А.А. при секретаре Маликовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Долгоруковского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Областному бюджетному учреждению культуры «Липецкий областной краеведческий музей» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, установил: Прокурор Долгоруковского района Липецкой области обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Областному бюджетному учреждению культуры «Липецкий областной краеведческий музей» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, в обоснование своих требований указывая на то, что прокуратурой Долгоруковского района проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в деятельности областного бюджетного учреждения культуры ( далее также ОБУК) «Липецкий областной краеведческий музей». На территории Долгоруковского муниципального района Липецкой области находится музейное учреждение Долгоруковский краеведческий музей, расположенный по адресу: <...>, являющийся филиалом ОБУК «Липецкий областной краеведческий музей», и его отдел, расположенный по адресу: <...>. В ходе проверки прокурором было установлено, что в нарушение требований п.п. 6.1.1-6.1.2 СП 59.13330.2016 единственный имеющийся вход в здание музея в с. Стрелец пандусом не оборудован. Вопреки п.6.5.9 СП 59.13330.2016 перед входом в здание музея отсутствуют информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов). При входе в музей расположен коридор, площадью 9,1 кв.м. В нарушение требований п.8.1.6 Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798/пр при входе в здание музея для инвалидов по зрению не установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании. В нарушение п. 6.5.9. СП 59.13330.2016 перед входом в помещение зала «Русская изба» не установлены информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, с указанием номера и назначения помещения. Аналогичные нарушения имеют место при входах во все остальные внутренние помещения музея, а именно - в 3 зала: зал истории, военный зал и современный зал. В нарушение п.6.5.1. СП 59.13330.2016 пути эвакуации по направлению выхода из здания музея не оборудованы знаками доступности для инвалидов. Тем самым, ОБУК «ЛОКМ», филиалом которого является Долгоруковский краеведческий музей, не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям. Для всех категорий инвалидности здание Долгоруковского краеведческого музея, расположенное по адресу: <...>, не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Поскольку ОБУК «Липецкий областной краеведческий музей» не принято мер, направленных на обеспечение доступности для инвалидов социальнозначимого объекта, здания Долгоруковского краеведческого музея по вышеуказанному адресу, что является грубым нарушением действующего законодательства РФ в области социальной защиты инвалидов, прокурор просил суд возложить на областное бюджетное учреждение культуры «Липецкий Ь&ластной краеведческий музей» обязанность в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, выявленные в здании Долгоруковского краеведческого музея, расположенном по адресу: <...>: оборудовать пандусом единственный вход в здание музея; установить перед входом в здание музея информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг; установить информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля перед входами во внутренние помещения музея, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения; установить при входе в здание музея информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании музея, в соответствии с п. 8.1.6 СП 59.13330.2016; оборудовать знаками доступности для инвалидов пути эвакуации из здания музея. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, прокурором привлечено к участию в деле Управление культуры и туризма Липецкой области. Прокурор Долгоруковского района Липецкой области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, иск поддержал. ( л.д. 91) Представитель ответчика ОБУК «Липецкий областной краеведческий музей» по доверенности ФИО1 в судебном заседании иск признал, объяснил, что денежные средства на устранение выявленных нарушений выделены, договор подряда на выполнение работ заключен. Просил предоставить срок устранения нарушений до 01.06.2020 года, поскольку для выполнения работ по установке пандуса необходимы соответствующие погодные условия. Представитель третьего лица Управления культуры и туризма Липецкой области по доверенности ФИО2 не возражал против удовлетворения иска, объяснил, что денежные средства на производство работ по устранению выявленных прокурором нарушений выделены. Выслушав объяснения представителей ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд находит иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Как следует из п.7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно статье 15 Закона № 181 -ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в Своде правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798/пр. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25.10.2012, одним из которых является полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. В силу пунктов 6.1.1-6.1.2 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (далее - МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Из содержания п.6.5.1 Свода правил следует, что пути эвакуации инвалидов должны идентифицироваться с помощью технических средств информирования, ориентирования и сигнализации и, если это предусмотрено заданием на проектирование, обозначаться знаками доступности. В местах, в которых находятся недоступные для инвалидов элементы здания (входы/выходы, лестницы, лифты и т.п.), устанавливаются указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу. В соответствии с п.6.5.9 СП 59.13330.2016 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения. Пунктом 8.1.6 СП 59.13330.2016 установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Обозначенной нормой закреплены требования к размещению вышеназванной мнемосхемы. Прокуратурой Долгоруковского района проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в деятельности областного бюджетного учреждения культуры «Липецкий областной краеведческий музей», в ходе которой установлено, что на территории Долгоруковского муниципального района Липецкой области находится музейное учреждение Долгоруковский краеведческий музей, расположенный по адресу: <...>, являющийся филиалом ОБУК «Липецкий областной краеведческий музей», и его отдел, расположенный по адресу: <...>. В ходе проверки прокурором было установлено, что в нарушение требований п.п. 6.1.1-6.1.2 СП 59.13330.2016 единственный имеющийся вход в здание музея в с. Стрелец пандусом не оборудован. Вопреки п.6.5.9 СП 59.13330.2016 перед входом в здание музея отсутствуют информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов). При входе в музей расположен коридор, площадью 9,1 кв.м. В нарушение требований п.8.1.6 Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798/пр при входе в здание музея для инвалидов по зрению не установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании. В нарушение п. 6.5.9. СП 59.13330.2016 перед входом в помещение зала «Русская изба» не установлены информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, с указанием номера и назначения помещения. Аналогичные нарушения имеют место при входах во все остальные внутренние помещения музея, а именно - в 3 зала: зал истории, военный зал и современный зал. В нарушение п.6.5.1. СП 59.13330.2016 пути эвакуации по направлению выхода из здания музея не оборудованы знаками доступности для инвалидов. Тем самым, ОБУК, филиалом которого является Долгоруковский краеведческий музей, не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям. Для всех категорий инвалидности здание Долгоруковского краеведческого музея, расположенное по адресу: <...>, не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Согласно Уставу учредителем ОБУК «Липецкий областной краеведческий музей» является Липецкая область, полномочия учредителя осуществляет Управление культуры и туризма Липецкой области. Из объяснений представителей ОБУК «Липецкий областной краеведческий музей» и Управления культуры и туризма Липецкой области следует, что они готовы устранить выявленные прокурором нарушения, для чего составлена смета работ и выделены денежные средства в необходимом объеме. Учитывая, что ответчик и его учредитель иск признали, признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц, требования прокурора законны и обоснованны, суд удовлетворяет иск прокурора и обязывает ОБУК «Липецкий областной краеведческий музей» устранить допущенные нарушения согласно требованиям прокурора, однако срок устранения нарушения суд устанавливает до 01.06.2020 года, поскольку согласно объяснениям ответчика для установления пандуса необходимы соответствующие благоприятные погодные условия. Данные обстоятельства не оспорены и не опровергнуты. При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет иск прокурора в полном объеме. В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Однако, несмотря на удовлетворение иска, суд не находит оснований для взыскания с ответчика в доход бюджета госпошлины в связи с рассмотрением дела, поскольку обращение прокурора с данным иском не было вызвано необходимостью, так как перед обращением в суд с иском прокурором не были исчерпаны все предоставленные законом меры воздействия в связи с выявленными нарушениями законодательства, в частности внесения представления либо протеста, что могло исключить необходимость обращения в суд с иском в случае выполнения ответчиком требований прокурора во внесудебном порядке. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Областное бюджетное учреждение культуры «Липецкий областной краеведческий музей» в срок до 01 июня 2020 года устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, выявленные в здании Долгоруковского краеведческого музея, расположенного по адресу: <...>, а именно: оборудовать пандусом единственный вход в здание музея; установить перед входом в здание музея информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг; установить информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля перед входами во внутренние помещения музея, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения; установить при входе в здание музея информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании музея, в соответствии с п. 8.1.6 СП 59.13330.2016; оборудовать знаками доступности для инвалидов пути эвакуации из здания музея. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий А.А. Буева Решение принято в окончательной форме 04 марта 2020 года |