ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-862/2021 от 25.03.2021 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

КОПИЯ

УИД 66RS0044-01-2021-0006182-66 Дело № 2-862/2021

Мотивированное решение суда составлено 25 марта 2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2021 года г. Первоуральск Свердловская область

Первоуральский городской суд Свердловской области в составе

председательствующего Бородулиной А.Г.,

при секретаре Пальшиной Ю.В.,

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-862/2021 по иску ФИО6 к Управлению Пенсионного фонда России в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонное) об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6 обратилась в суд с требованиями к Управлению Пенсионного фонда России в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонное) о признании незаконным решение № 4565 от 16.07.2020 г. и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения о направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий в счет погашения основного долга и процентов по договору целевого ипотечного займа З-МО2-0070 от 10.04.2020 г.

В обоснование заявленных требований истец указал, что истцом было получено уведомление из Управления Пенсионного фонда в г. Первоуральске № 4565 от 16.07.2020 г. об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в связи с тем, что жилое помещение приобретенное истцом не соответствует требованиям законодательства. Истец полагает решение вынесено ответчиком незаконно. Истцом был заключен договор целевого ипотечного займа с КПК «Активные акции» З-МО2-0070 от 10.04.2020 г. для приобретения в общую долевую собственность ФИО4, ФИО5, ФИО2 по 1/3 доли в праве каждому) комнаты общей площадью 13,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Тем самым подтверждается фактическое улучшение жилищных условий. В настоящее время начисляются проценты за пользование займом и пени со стороны организации-займодавца, что крайне негативно сказывается на материальном положении истца и ее детей.

В судебном заседании представитель истца ФИО6 - ФИО1, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно указав, что Постановлением правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 установлен определенный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания. Согласно п.7 Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений. Согласно п.47. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. П. 7 Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. По заключению комиссии №229 от 29.05.2020 отношении <адрес> в <адрес> выявлены лишь основания для признания аварийным и подлежащим реконструкции органом местного самоуправления не вынесено постановление в отношении <адрес>, тем самым Ответчик выносил свое решение об отказе в удовлетворении заявления Истца о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, и основывал решение лишь на основании технического документа, а не на основании постановления органа местного самоуправления, как того требует п. 7 указанного выше Постановления правительства РФ, то есть с нарушением закона, в том числе с нарушением законных прав Истца.

Представитель ГУ УПФР в г. Первоуральске ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства материнского (семейного) капитала на приобретение жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок участия в обязательствах. В соответствии с ч.2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

23.06.2020 УПФР в г. Первоуральске направило запрос в администрацию ГО Первоуральск о предоставлении информации о признании спорного жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится данное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

15.07.2020 в УПФР в г. Первоуральске поступил ответ из Администрации г. Первоуральска от 03.07.2020, в соответствии с которым, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», муниципальной межведомственной комиссией принято решение (заключение) от 29.05.2020 № 229 о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции.

16.07.2020 УПФР в г. Первоуральске вынесено решение № 4565 об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с п.8 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, - наличие информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции (п.8 ч.2 ст.8 Федерального закона № 256-ФЗ). О принятом решении истцу было направлено уведомление от 16.07.2020 № 4565. Приобретение ФИО6 спорного жилого помещения (комнаты) нельзя признать улучшением жилищных условий, поскольку имеются основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Приобретение жилого помещения, признанного непригодным для проживания за счет средств материнского (семейного) капитала является нецелевым расходованием бюджетных средств, а также нарушает права и законные интересы несовершеннолетних детей обладателя государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. На основании изложенного, ответчик полагает решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала от 16.07.2020 № 4565 является законным и обоснованным.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 29 декабря 2017 г. ФИО6 в связи с рождением второго ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в размере 453 026 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, действующая за себя и за своих несовершеннолетних детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору купли-продажи приобрели в общую долевую собственность (по 1/3 доли в праве собственности) комнату (в общежитии) по адресу: <адрес>, площадью 13,2 кв. м.

Право собственности на данное жилое помещение зарегистрировано 14 апреля 2020 г. в установленном законом порядке.

Комната стоимостью 466617 руб. приобретена за счет заемных денежных средств по договору целевого ипотечного займа № З-МО2-0070 от 10.04.2020 г., заключенный между КПК «Активные акции» и ФИО6

20 июня 2020 г. ФИО6 обратилась в УПФР в г. Первоуральске с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, а именно, на погашение задолженности по указанному договору займа.

Уведомлением УПФР в г. Первоуральске от 16 июля 2020 № 4565 в удовлетворении заявления ФИО6 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала отказано по п. 8 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в связи с наличием информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д.119-120).

В подтверждение обоснованности принятого решения пенсионным органом представлен ответ Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации г. Первоуральска от 03 июля 2020 г. (л.д.169), полученный в рамках исполнения межведомственного запроса, из которого следует, что муниципальной межведомственной комиссией принято решение (заключение) от 29.05.2020 № 229 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу <адрес>, в котором находится данная комната, аварийным и подлежащим реконструкции.

Как следует из пояснений истца, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в установленном законном порядке аварийным не признан, соответствующего постановления не издавалось, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.

В силу ст. ст. 7, 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", одним из предусмотренных законом направлений расходования средств материнского капитала является улучшение жилищных условий.

Согласно п. 1 ст. 10 указанного Федерального закона средства материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Направление средств материнского капитала (семейного) капитала возможно на исполнение обязательств, возникших из не противоречащей закону сделки, которая привела к улучшению жилищных условий семьи, имеющей детей. Указанные норм предусматривают, что средства материнского (семейного) капитала в данном случае должны быть направлены именно на улучшение жилищных условий.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" наличие информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) информации о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала, что влечет за собой отказ в реализации права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Таким образом, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала является наличие информации о признании жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а не субъективное мнение о наличии оснований о возможном признании дома таковым в дальнейшем.

Как установлено судом, спорное жилое помещение в установленном законом порядке аварийным не признано.

Кроме того, необходимо отметить, что доказательств, подтверждающих наличие в собственности несовершеннолетних детей какого-либо жилья до приобретения указанной комнаты, в деле не имеется. После приобретения квартиры, дети стали собственниками по 1/3 доли каждый в праве на указанное жилое помещение.

Кроме того, ответчиком не представлены доказательства правомерности обжалуемого истцом отказа в распоряжении средствами материнского капитала.

Таким образом, с учетом того, что жилое помещение, и многоквартирный дом, где оно находится, на момент обращения истца с вышеуказанным заявлением в установленном законом порядке не признаны непригодными для проживания, аварийными или подлежащими реконструкции, в связи с чем, отказ пенсионного органа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на приобретение упомянутого жилья, является незаконным, а требование истца обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В связи с удовлетворением исковых требований, в силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., расходы на оплату которой подтверждается квитанцией (л.д.18).

Иных требований, равно как и требований по иным основаниям на рассмотрение суда сторонами не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО6 к Управлению Пенсионного фонда России в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонное) - удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда России в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонное) № 4565 от 16.07.2020 г.

Возложить на Управление Пенсионного фонда России в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонное) обязанность направить средства материнского (семейного) капитала (государственный сертификат серии МК-10 № 07214444) на улучшение жилищных условий: погашение основного долга и уплату процентов по договору целевого ипотечного займа № З-М02-0070 от 10.04.2020 г., заключенному между кредитным потребительским кооперативом «Активные акции» и ФИО6 на приобретение квартиры по адресу: <адрес>.

Взыскать с Управление Пенсионного фонда России в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонное) в пользу ФИО6 государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд.

Судья: подпись А.Г. Бородулина

Копия верна. Судья: А.Г. Бородулина

Секретарь: Ю.В. Пальшина

Решение на 29 марта 2021 года не вступило в законную силу. Подлинник решения подшит и находится в гражданском деле 2-862/2021 в Первоуральском городском суде Свердловской области.

Судья: А.Г. Бородулина

Секретарь: Ю.В. Пальшина