ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-862/2023 от 08.02.2024 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)

Гражданское дело №2-88/2024

УИД 75RS0031-01-2023-001888-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2024 года п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Е.В. Сафоновой, при секретаре Н.А. Мачневой,

с участием процессуального истца помощника прокурора Оловяннинского района Е.А. Емельянцева,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оловяннинского района в интересах неопределенного круга лиц к ГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ясногорский», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о понуждении к исполнению обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оловяннинского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ясногорский», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края с требованиями об обеспечении доступности детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социально защите инвалидов, в части обеспечения доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры. В деятельности ГУСО КЦСОН «Ясногорский», расположенного по адресу <адрес> выявлены нарушения закона. В рамках проведённой проверки выявлено, что центральный вход в здание ГУСО КЦСОН «Ясногорский» не приспособлен для маломобильных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В здании отсутствует пандус, двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания, указатели тактильные наземные для детей инвалидов по зрению. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав неопределённого круга лиц – инвалидов, нуждающихся в получении услуг и образования, на беспрепятственный доступ в здание ГУСО КЦСОН «Ясногорский».

Согласно Уставу ГУСО КЦСОН «Ясногорский» Забайкальского края является бюджетным учреждением, учредителем и собственником учреждения является Забайкальский край. Функции учредителя и собственника имуществ учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.

Просил суд обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края организовать финансирование работ по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения доступности для детей с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры в ГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ясногорский» Забайкальского края путем перечисления денежных средств на счет учреждения до 01.06.2024 г.

Обязать ГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ясногорский» Забайкальского края в срок до 01.06.2024 г. оборудовать вход в здание ГУСО КЦСОН «Ясногорский», расположенное по адресу п<адрес> пандусом с поручнями либо платформой подъемной с вертикальным перемещением; установить входную дверь в образовательное учреждение с доводчиком; установить тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля с номерами и наименованиями помещений.

07.02.2024 г. процессуальным истцом требования уточнены и в окончательной редакции прокурор просил обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края организовать финансирование работ по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения доступности для детей с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры в ГУСО КЦСОН «Ясногорский» Забайкальского края путем перечисления денежных средств на счет учреждения до 01.06.2024 г.

Обязать ГУСО КЦСОН «Ясногорский» Забайкальского края в срок до 01.09.2024 г. оборудовать вход в здание ГУСО КЦСОН «Ясногорский», расположенное по адресу <адрес> пандусом с поручнями либо платформой подъемной с вертикальным перемещением; установить входную дверь в образовательное учреждение с доводчиком; установить тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля с номерами и наименованиями помещений.

В судебном заседании помощник прокурора Емельянцев Е.А. уточненные требования поддержал, просил удовлетворить, в обоснование привел доводы, указанные в иске.

Представитель ответчика ГУСО КЦСОН «Ясногорский» Санданов Б.Р. в судебном заседании с уточненными требованиями прокурора согласился, пояснил, что на входной двери в здание центра доводчик имеется, однако часто требует ремонта, поскольку дети его срывают.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по доверенности Живаева Т.А. в судебном заседании участия не принимала, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Представила отзыв на исковое заявление, указав, что согласно Положению о Министерстве, оно осуществляет координацию деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в Забайкальском крае. Из Устава учреждения, учреждение является бюджетным учреждением, самостоятельным юридическим лицом, Министерство и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края являются учредителями учреждения. Финансирование учреждения осуществлено Министерством в полном объеме в пределах запрошенных денежных лимитов, и, соответственно, недофинансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения доступности для детей с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры в учреждении находится в границах зоны ответственности учреждения.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно п. п. 1, 5, 6, 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;

- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В соответствии с п. 7 абз. 1 ст. 9 Федерального закона N 442-ФЗ от 28.12.2013 "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" получатели социальных услуг имеют право на обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход.

При осуществлении работы учреждение обязано соблюдать СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.

Согласно п. 4.4 СП 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

Согласно п. 6.1.5, п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 дверные проемы, доступные для инвалидов на креслах-колясках во вновь проектируемых и реконструируемых зданиях и сооружениях, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. При реконструкции в случае, если дверные проемы находятся в несущих конструкциях, допускается уменьшать ширину дверного проема в свету до 0,8 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки должна быть 0,9 м. Следует применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с.

Входные и противопожарные двери должны быть оборудованы доводчиками по ГОСТ Р 56177. Усилие открывания двери не должно превышать 50 Нм.

Ширина дверных полотен и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса в стене открытого и дверного проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м.

Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, дом-интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м.

В соответствии с п. 4.3.1, 4.3.2 «ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2018 N 1029-ст) напольные тактильные наземные указатели обустраивают на коммуникационных путях в жилых зданиях, в которых проживают инвалиды по зрению, в производственных зданиях предприятий ВОС и других предприятий, на которых организуют рабочие места для инвалидов по зрению, в общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения, на объектах транспортной инфраструктуры (в аэропортах, на автовокзалах и автостанциях, железнодорожных вокзалах, станциях метрополитена) для предупреждения инвалидов по зрению о возможных опасностях на путях их следования, а также для тактильного обозначения путей безопасного передвижения к месту получения услуги.

Высота рифов для предупреждающих напольных тактильных наземных указателей должна быть 4 мм. Высота рифов для направляющих напольных тактильных наземных указателей, а также указателей "Поле внимания" и "Поле получения услуги" должна быть от 3 до 4 мм, в зависимости от типа поверхности коммуникационного пути.

Предупреждающий указатель "Внимание, прямо по ходу движения - лестничный марш или многомаршевая лестница" располагается глубиной от 500 до 600 мм и шириной, равной ширине лестничного марша, доступного для движения инвалидов по зрению на расстоянии 300 мм от кромки проступи первой ступени лестницы.

Согласно п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения.

Приказом Министерства просвещения России от 27.07.2022г. №629 утвержден «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов.

Согласно п. 27 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья организации, осуществляющие образовательную деятельность, по адаптированным дополнительным образовательным программам обеспечивают создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися, в том числе:

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми и слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании учебных занятий.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры и выявлены нарушения в деятельности ГУСО КЦСОН «Ясногорский» по адресу <адрес>, а именно в нарушение п.п. 5.1.14, 5.1.15 СП 59.13330.2020 вход в здание образовательного учреждения не оборудован пандусом с поручнями либо платформой подъемной с вертикальным перемещением по ГОСТ Р 55555; в нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 входная дверь в учреждение не оборудована доводчиком по ГОСТ Р 56177; в нарушение п.п. 4.3.1, 4.3.2 ГОСТ Р 52875-2018 напольные тактильные наземные указатели отсутствуют; в нарушение Приказа Минпросвещения России от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» отсутствуют тактильные информационные таблички, выполненные укрупнённым шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и наименованиями помещений.

20.09.2023 г. прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите детей-инвалидов, требований санитарного законодательства, однако данное представление в полном объеме на момент рассмотрения дела не выполнено.

Согласно плану устранения нарушений, предоставленного ГУСО КЦСОН «Ясногорский» Забайкальского края устранение указанных нарушений запланировано на 1, 2, 3 кварталы 2024 г.

17.01.2024 г. ГУСО КЦСОН «Ясногорский» Забайкальского кря направлена заявка в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края на выделение денежных средств на проектно-сметную документацию для устранения нарушений законодательства о социальной защите детей-инвалидов, требований санитарного законодательства, выявленных в ходе проверки прокуратурой Оловяннинского района 20.09.2023 г. по адресу <адрес>.

Из ответа Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 22.01.2024 г. следует, что на основании представленного письма не определена сумма затрат на устранение указанных в письме нарушений, для которых необходимо выполнить сметную документацию, а именно оборудовать вход в здание пандусом, выполнить ремонт стен, потолков. Предложено предоставить: дефектный акт, утверждённый руководителем учреждения; пояснительную записку; фотофиксацию помещений; план БТИ с указанием площади и высоты помещения, размера проемов, откосов.

05.02.2024 г. ГУСО КЦСОН «Ясногорский» Забайкальского края заключен договор с ООО Рекламно-производственная компания «Синяя птица» на изготовление тактильных табличек со шрифтом Брайля размером 300*100 мм в количестве 15 штук. Стоимость услуг по договору составила 13 434 рубля. Датой исполнения обязательств по договору считается дата подписания акта об оказании услуг.

В соответствии с п. 1.3, п. 1.4 Устава ГУСО КЦСОН «Ясногорский», ГУСО является бюджетным учреждением, учредителем и собственником учреждения является Забайкальский край. Функции учредителя и собственника имущества учреждения от имени Забайкальского края осуществляет Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.

В соответствии с п. 4.3 Устава источником формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются средства бюджета Забайкальского края, доходы, полученные от приносящей доход деятельности, разрешенной учреждению.

Согласно постановлению Правительства Забайкальского края от 06.10.2009 № 377 «Об утверждении перечня краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края» координация и регулирование деятельности ГУСО КЦСОН «Ясногорский» Забайкальского края возложены на Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края, являющееся главным распорядителем бюджетных средств (п. 4.31).

Согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность привлечения учреждения к ответственности за допущенные нарушения установленных законом требований законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры, и возложение на него соответствующих обязанностей.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Поскольку Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края как главный распорядитель бюджетных средств, в соответствии со ст.158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, то требование прокурора к Министерству труда о возложении обязанности по финансированию работ по устранению ГУСО КЦСОН «Ясногорский» нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Доказательств устранения ответчиками выявленных нарушений не представлено, при таких обстоятельствах, неисполнение ответчиками требований законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры, может повлечь неблагоприятные последствия, поставить под угрозу жизнь и здоровье проживающих в учреждении детей-инвалидов.

Обеспечение доступности детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры, является прямой обязанностью ГУСО КЦСОН «Ясногорский» Забайкальского края.

Таким образом, требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Оловяннинского района удовлетворить частично.

Обязать ГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ясногорский» Забайкальского края в срок до 01.09.2024 г. оборудовать вход в здание учреждения, расположенное по адресу <адрес> пандусом с поручнями либо платформой подъемной с вертикальным перемещением; привести доводчик на входной двери здания в рабочее состояние; установить тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля с номерами и наименованиями помещений.

Возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края обязанность в срок до 01.06.2024 г. организовать финансирование работ по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры в ГУСО КЦСОН «Ясногорский» Забайкальского края путем перечисления денежных средств на счет учреждения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 15.02.2024 г.

Судья Е.В. Сафонова