ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-863/20 от 29.10.2020 Майкопского районного суда (Республика Адыгея)

к делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29.10.2020г. <адрес>

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего Скрябина А.В.

при секретаре ФИО3

с участием: представителя истца ПАО «Россети Кубань» согласно доверенности ФИО4, представителя ответчика ФИО8 согласно доверенности ФИО12, представителя ответчика ФИО1 согласно доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПАО «Россети Кубань»(ранее ПАО «Кубаньэнерго») к ФИО2 и ФИО1 о взыскании стоимости неосновательного обогащения,

установил:

ПАО «Россети Кубань» (при подаче иска ПАО «Кубаньэнерго») обратилось в суд с исковым заявлением к ответчикам о взыскании стоимости неосновательного обогащения.

В обоснование своих требований истцом указано, что действующим законодательством РФ установлены правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии и определены условия взаимодействия субъектов рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.

В соответствии с ч. 4. ст. 539 параграфа № 6 (Энергоснабжение) Гражданского Кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Так, согласно п. 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012г. № 442 (далее - Основные положения) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии, кроме того проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Пунктом 2 Основных положений определено, что бездоговорное потребление электрической энергии — это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

На основании заявления и Акта о технологическом присоединении от 08.09.2006 ПАО «Кубаньэнерго» (далее - Истец, сетевая организация) осуществило технологическое присоединение энергопринимающего устройства - принадлежащей ФИО2 строящейся гостиницы, расположенной по адресу: <адрес>, к электросетевому хозяйству истца.

ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «ТНС энерго Кубань» (далее - Гарантирующий поставщик) и ФИО2 (далее - Ответчик, потребитель) заключен договор энергоснабжения № 440777 (далее - договор), по условиям которого (п. 2.2.) Гарантирующий поставщик подает Потребителю электроэнергию в точку поставки (по указанному выше адресу), а Потребитель принял на себя обязательство оплачивать все начисления за потребленную электрическую энергию, предусмотренные договором.

В соответствии с п. 3.4.2 договора, приложением №3 к договору и на основании п. 2 подпункта б и п. 4 Основных положений, ограничение режима потребления электрической энергии вводится гарантирующим поставщиком при нарушении потребителем обязательств, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

04 июня 2018 года представителями филиала ПАО «Кубаньэнерго» Адыгейские электрические сети выявлен и зафиксирован факт бездоговорного потребления электрической энергии на принадлежащем Ответчику объекте - гостиница «Алия», которая расположена по адресу: <адрес>, выразившийся в самовольном подключении вводного кабеля объекта к воздушной линии 10 кВ и потреблении электрической энергии после введения в отношении ответчика с 29.03.2018 полного ограничения режима потребления электрической энергии на основании задолженности перед Гарантирующим поставщиком.

Факт приостановления действия договора в связи с неисполнением Ответчиком его условий по оплате электроэнергии подтверждается наличием уведомления и заявки Гарантирующего поставщика об отключении точки поставки электроэнергии №1 Ответчика и полном ограничении режима потребления в связи с нарушением Ответчиком обязательств по оплате потребленной им электрической энергии. Указанные уведомление и заявка в соответствии с п.п. 125, 126 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N442) переданы 19.03.2018 Гарантирующим поставщиком Сетевой организации и явились основанием для введения с 29.03.2018 полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении Ответчика в указанной выше точке поставки электрической энергии №1.

В соответствии с п.п. 121, 192 Основных положений указанное нарушение зафиксировано в Акте № Б1601298 от 04 июня 2018 года «о бездоговорном потреблении электрической энергии юридическим лицом».

На основании указанного Акта и в соответствии с требованиями пункта 196 Основных положений произведен расчет количества и стоимости бездоговорно потребленной Ответчиком электрической энергии (копия расчета прилагается): стоимость бездоговорно потребленной электрической энергии по указанному Акту составила 21 037 741 (двадцать один миллион тридцать семь тысяч семьсот сорок один) рубль 44 копейки за 3 513 223 кВт.ч. (период расчета с согласованной даты отключения электрической энергии по дату выявления факта бездоговорного потребления электрической энергии). При расчете указанной суммы применялся тариф, действовавший на дату составления Акта - 5,98816 руб./кВт.ч (Приказ РЭК об установлении тарифов на 2018 год), допустимая длительная нагрузка вводного кабеля (140 А), умноженная на напряжение (0,22 кВ), умноженное на коэффициент мощности по договору энергоснабжения (при отсутствии применяется равным 0,9), умноженное на количество часов -1608 (67 дней в расчетном периоде * 24 часа в сутки = 1608 ч.). В результате объем бездоговорного потребленной электрической энергии равен 3 513 223 кВт.ч.

Согласно п. 196 Основных положений стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, Сетевой организацией, к сетям которой присоединены энерго принимающие устройства указанного лица, на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии в порядке взыскания неосновательного обогащения.

В целях досудебного разрешения спора Истец предлагал Ответчику оплатить стоимость бездоговорного потребленной электрической энергии (Претензия № АдЭС/113/1624 от 07.08.2018), но до настоящего времени денежные средства на расчетный счет ПАО «Кубаньэнерго» не поступили.

Истец просил взыскать с ФИО2 в его пользу стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в сумме 21 037 741 (двадцать один миллион тридцать семь тысяч семьсот сорок один) рубль 44 копейки за 3 513 223 кВт.ч. и сумму расходов по оплате государственной пошлины в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.

В дополнениях к исковому заявлению представитель ПАО «Россети Кубань» согласно доверенности ФИО4 указал, что в ходе первоначального рассмотрения дела ответчик не выносил на обсуждение суда предложений об ином способе определения объема бездоговорного потребления электроэнергии, поскольку отрицал сам факт бездоговорного потребления. Недопустимо оценивать действия истца как недобросовестные, исходя из того, что он произвел расчет объема бездоговорного потребления единственным расчетным способом, предусмотренным постановлением правительства РФ. Истец осуществил отключение спорного объекта от электросетей путем разведения контактных ножей разъединителя на принадлежащей ответчику опоре. Вопрос об исправности прибора учета и возможности его использования при расчете потребленной электроэнергии не подлежал исследованию судом, поскольку применение показаний прибора учета в период приостановления действия договора энергоснабжения законодательством не предусмотрено. Исправность прибора расчета сомнению не подвергалась, данный прибор является расчетным по настоящее время. Однако, при приостановлении оказания услуг показания прибора учета не применяются. Поэтому просил суд взыскать с УразгильдиеваТагираИскаковича в его пользу стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в сумме 21 037 741 рубль 44 копейки за 3 513 223 кВт.ч., сумму расходов по оплате государственной пошлины в размере 60 000 рублей, расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей и расходы по оплате госпошлины за подачу кассационной жалобы в размере 3 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца ПАО «Россети Кубань» согласно доверенности ФИО4 поддержал заявленные исковые требования и просил суд их удовлетворить. Пояснил, что с учетом постановления кассационной инстанции, истец не злоупотреблял правами для того, чтобы увеличить период потребления. Правовые последствия приостановления действия договора энергоснабжения те же, что и при его расторжении. В данном случае показания прибора учета не применяются. Законодатель не дал альтернативного варианта расчета стоимости бездоговорного потребления, кроме как, исходя из максимальной нагрузки кабеля, умноженной на количество часов.

Представитель ответчика ФИО8 согласно доверенности ФИО12 в судебном заседании исковые требования ПАО «Россети Кубань» не признала и просила суд отказать в их удовлетворении. Пояснила, что свидетели показали, что провода энергоснабжения были просто отсоединены, при этом ничего не пломбировалось. Отключение не было оформлено надлежаще, проверки не проводились. Счетчик прибора учета работал, потребление имелось, как и показания счетчика. Учитывая то, что нет спора об исправности прибора, необходимо рассчитать потребленную электроэнергию согласно показаниям счетчика.

Представитель ответчика ФИО1 согласно доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования ПАО «Россети Кубань» не признал и просил суд отказать в их удовлетворении. Пояснил, что ФИО1 является ненадлежащим ответчиком. Договор с истцом он никогда не заключал, электроэнергию не потреблял, какую-либо деятельность в гостинице не осуществлял, о чес свидетельствуют решения судов. Кроме того, требований к ФИО1 заявлено не было.

Представитель третьего лица ТНС «ЭнергоКубань» согласно доверенности ФИО6 в судебном заседании полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению. Пояснил, что бездоговорное потребление наступает в случае отключения подачи энергии по причине неоплаты.

Выслушав пояснения представителей истца, ответчиков и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (пункт 1 статьи 8 ГК РФ).

В соответствии с этим, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ч. 1 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Из материалов дела следует, что между ОАО «Кубаньэнергосбыт» и УразгильдиевымТагиромИскаковичем, заключен договор энергоснабжения № 440777 от 01 октября 2012 года.

Согласно приложению № 1 к договору энергоснабжения № 440777 от 01.10.2012 года, точкой поставки является ТУ №1 стройплощадка ст. Даховская.

Актом о технологическом присоединении ОАО «Кубаньэнерго» от 08 сентября 2006 года, подтверждается факт подключения гостиницы находящейся по адресу: Республики Адыгея, <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по адресу: <адрес>, расположен объект незавершенного строительства, площадью 570,6 кв.м.. Собственником 1/10 доли указанного объекта недвижимости является ФИО1, а 9/10 доли принадлежит УразгильдиевуТагируИскаковичу.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ
«О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» установлены основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) участниками оптового и розничных рынков электрической энергии.

В соответствие с п. 8 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442),уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе посредством направления короткого текстового сообщения (далее - смс-сообщение) на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.

В случае если иное не предусмотрено договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления посредством направления смс-сообщения на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре, считается доставленным, а потребитель надлежащим образом уведомленным в день направления повторного смс-сообщения при условии, что инициатор введения ограничения направил потребителю повторное смс-сообщение в течение 2 дней, но не ранее истечения 24 часов со времени направления первого смс-сообщения.

В случае если иное не предусмотрено договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления, направленное по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме с использованием электронной подписи, считается доставленным, а потребитель надлежащим образом уведомленным в день направления повторного уведомления при условии, что инициатор введения ограничения направил потребителю повторное уведомление в течение 2 дней, но не ранее истечения 24 часов со времени направления первого уведомления.

В случае уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в сети «Интернет» или посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, потребитель считается надлежащим образом уведомленным о введении ограничения режима потребления в день публикации соответствующего уведомления.

Дата уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления определяется в соответствии с настоящими Правилами, если соответствующим договором не определена дата, с которой потребитель считается надлежащим образом уведомленным о введении ограничения режима потребления.

Потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления однократно. В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя введено частичное ограничение режима потребления, при дальнейшем введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного или частичного до уровня аварийной брони ограничения режима потребления отдельное уведомление не направляется.

В соответствие с п. 10 Правил в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан: а) направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления; б) направить исполнителю (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - субисполнителю) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления. По получении уведомления исполнитель обязан направить уведомление или его копию субисполнителю в течение одного рабочего дня после дня его получения. Если ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации, она обязана направить аналогичное уведомление лицу, с которым таким потребителем заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), при условии, что обязательства по этому договору не прекращены на дату уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления;

в) одновременно с направлением уведомления потребителю направить информацию о введении ограничения режима потребления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, если ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении указанных устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, и (или) потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

В соответствие с п. 1 настоящих Правил исполнитель (субисполнитель) при введении ограничения режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям исполнителя (субисполнителя), составляет акт о введении ограничения режима потребления, содержащий следующую информацию: а) полное и сокращенное (при наличии) наименование организации, ее адрес, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговом органе в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц; б) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей; в) фамилия, имя, отчество (при наличии) и паспортные данные гражданина либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; г) основание введения ограничения режима потребления; д) описание точки поставки, сформированной в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо перечень точек поставки, если указанных точек 2 и более; е) тип ограничения режима потребления (частичное или полное); ж) место, дата и время составления акта; з) дата и время введения ограничения режима потребления; и) уровень частичного ограничения режима потребления - если в отношении потребителя вводится частичное ограничение режима потребления; к) уровень потребления иных лиц, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики потребителя, в отношении которого вводится полное ограничение режима потребления, - если введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии иным потребителям; л) адрес, по которому производятся действия по введению ограничения режима потребления; м) технические мероприятия на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя), посредством которых введено ограничение режима потребления, с указанием места установки отключенных коммутационных аппаратов (при их наличии); н) номера, место установки и показания приборов учета, используемых в соответствии с пунктом 12.1 настоящих Правил для контроля соблюдения потребителем введенного ограничения режима потребления, на дату и время введения ограничения режима потребления; о) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, уполномоченного на подписание акта от имени потребителя; п) причины, по которым ограничение режима потребления не было введено, - если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя ограничение режима потребления не было введено.

Согласно п. 13 Правил акт о введении ограничения режима потребления, акт о необеспечении доступа и акт проверки введенного ограничения режима потребления составляются в 3 экземплярах (в 4 экземплярах - если введение ограничения режима потребления осуществляется субисполнителем).

Соответствующий акт подписывается заинтересованными лицами, присутствующими при его составлении. В случае отказа потребителя от подписания акта, а также в случае отсутствия потребителя при составлении акта в акте делается запись об этом с указанием причин (при наличии такой информации). При этом акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц, которые своей подписью подтверждают достоверность информации, содержащейся в акте, о чем собственноручно выполняют соответствующую запись в акте. Указанные незаинтересованные лица вправе уточнить в акте, достоверность какой именно информации они подтверждают, при этом к информации, достоверность которой подтверждается указанными лицами, не могут быть отнесены выводы о нарушении потребителем введенного в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления, а также выводы о невыполнении потребителем требования о самостоятельном ограничении режима потребления.

Из представленного суду уведомления № 2304041800001 от 15 марта 2018 года, следует, что ПАО «ТНС Энерго Кубань» направленно уведомление ФИО2 по адресу: <адрес>, с отметкой о получении администратором без фамилии. Согласно уведомлению введение полного ограничения состоялось 26.03.2018 года.

Из представленного акта № Б 1601298 от 04 июля 2018 года о бездоговорном потреблении электрической энергии юридическим лицом судом установлено, что в гостинице на 36 мест, находящейся в <адрес>, допущено бездоговорное потребление электроэнергии, после выполнения заявки выданной «ТНС Энерго Кубань» по ограничению подачи электрической энергии.

Истцом представлено в подтверждение своих требований уведомление № 248 от 19 марта 2018 года, из которого следует, что начальником МРЭС ФИО7ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в отношении ФИО2 имеющего задолженность по оплате электрической энергии. Согласно этому уведомлению потребитель то есть ФИО2 уведомлен о необходимости принятия мер для безаварийного прекращения технологических процессов, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования.

Из приложения к уведомлению № 248 от 19 марта 2018 года, заявки о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в отношении потребителя, судом установлено, что 26.03.2018 года перечеркнуто и указанно, что 30.03.2018 года введено полное ограничение в отношении гостиницы на 36 мест, находящейся по адресу: <адрес>.

Согласно выписки из журнала Майкопского РЭС, отключение произведено 26.03.2018 года.

Из представленного ПАО «ТНС ЭнергоКубань» уведомления № 248 от 19 марта 2018 года, следует, что начальником МРЭС ФИО7ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в отношении ФИО2 имеющего задолженность по оплате электрической энергии. Согласно этому уведомлению потребитель то есть ФИО2 уведомлен о необходимости принятия мер для безаварийного прекращения технологических процессов, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования.

Из приложения к уведомлению от 19 марта 2018 года, заявки о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в отношении потребителя, судом установлено, что она уже без исправлений и указанно, что 30.03.2018 года введено полное ограничение в отношении гостиницы на 36 мест, находящейся по адресу: <адрес>.

В соответствие с п. 19 возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления с учетом положений пункта 19.2 настоящих Правил осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления не позднее чем через 24 часа со времени получения инициатором введения ограничения уведомления об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления.

Не позднее чем в течение 1 часа после получения указанного уведомления при условии устранения оснований для введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан передать исполнителю (субисполнителю) и потребителю уведомление о возобновлении подачи электрической энергии или о прекращении процедуры введения ограничения режима потребления.

В случае если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, исполнитель по получении уведомления о возобновлении подачи электрической энергии или о прекращении процедуры введения ограничения режима потребления обязан передать его субисполнителю не позднее чем в течение одного часа после получения.

После получения в установленном порядке уведомления о возобновлении подачи электрической энергии или о прекращении процедуры введения ограничения режима потребления исполнитель (субисполнитель) прекращает указанную процедуру, если на дату получения указанного уведомления ограничение режима потребления не введено, либо выполняет организационно-технические мероприятия, необходимые для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого было введено ограничение режима потребления, в срок, не превышающий 23 часов, или субисполнитель - в срок, не превышающий 22 часов со времени получения соответствующего уведомления, с учетом положений пункта 19.2 настоящих Правил. При этом в случае если в отношении потребителя ограничение режима потребления было инициировано 2 и более лицами, имеющими в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил право инициировать введение ограничения режима потребления, возобновление подачи электрической энергии такому потребителю или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления осуществляется только после устранения потребителем всех возникших в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики оснований для введения ограничения режима потребления.

В случае если лицом, непосредственно обязанным выполнить действия по возобновлению подачи электрической энергии или прекращению процедуры введения ограничения режима потребления, является инициатор введения ограничения, указанные действия осуществляются не позднее чем через 24 часа со времени получения этим лицом уведомления, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, при условии устранения соответствующих оснований. При этом направление уведомления о возобновлении подачи электрической энергии или о прекращении процедуры введения ограничения режима потребления не осуществляется.

В случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 настоящих Правил на срок, определенный в требовании судебного пристава-исполнителя, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается истечение срока, указанного в соответствующем требовании, либо поступление от судебного пристава-исполнителя сведений, свидетельствующих о необходимости возобновления подачи электрической энергии либо прекращения процедуры введения ограничения режима потребления.

В случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения. Возобновление подачи электрической энергии в случае введения ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил, также может быть осуществлено по соглашению инициатора введения ограничения и потребителя в порядке и в сроки, которые указаны в таком соглашении.

В случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных абзацами четвертым и пятым подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается составление и подписание акта об устранении оснований для введения ограничения режима потребления потребителем и инициатором введения ограничения.

В случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных подпунктом «в» пункта 2 настоящих Правил, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается соответственно заключение и начало исполнения потребителем условий нового договора.

В случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается заключение лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии, договора, обеспечивающего продажу ему электрической энергии (мощности), и исполнение им обязательств по оплате электрической энергии, потребленной без заключенного в установленном порядке договора.

В случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных подпунктами «д» и «ж» пункта 2 настоящих Правил, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается завершение процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии (мощности), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

В случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил, под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается получение инициатором введения ограничения уведомления, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

Возобновление подачи электрической энергии может быть осуществлено на основании решения суда в порядке и в сроки, которые указаны в таком решении.

Возобновление подачи электрической энергии также осуществляется в случае признания ограничения режима потребления необоснованным инициатором введения такого ограничения.

19.1. При возобновлении подачи электрической энергии исполнителем (субисполнителем) составляется акт о возобновлении подачи электрической энергии, содержащий следующую информацию:

полное и сокращенное (при наличии) наименование организации, ее адрес, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговом органе в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц;

фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

фамилия, имя, отчество (при наличии) и паспортные данные гражданина либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

описание точки поставки, сформированной в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых возобновлена подача электрической энергии, либо перечень точек поставки, если указанных точек 2 и более;

место, дата и время составления акта;

дата и время возобновления подачи электрической энергии;

уровень, до которого возобновлена подача электрической энергии;

адрес, по которому производятся действия по возобновлению подачи электрической энергии;

технические мероприятия на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя), посредством которых осуществлено возобновление подачи электрической энергии, с указанием места установки включенных коммутационных аппаратов (при наличии);

номера, место установки и показания приборов учета, используемых в соответствии с пунктом 12.1 настоящих Правил для контроля соблюдения потребителем введенного ограничения режима потребления, на дату и время возобновления подачи электрической энергии;

фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, уполномоченного на подписание акта от имени потребителя.

В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя подача электрической энергии не была возобновлена, исполнитель (субисполнитель) указывает в акте причины, по которым подача электрической энергии не была возобновлена.

Акт о возобновлении подачи электрической энергии составляется в 3 экземплярах (в 4 экземплярах - если ограничение режима потребления введено субисполнителем) и подписывается заинтересованными лицами, присутствующими при его составлении.

Присутствующим при его составлении заинтересованным лицам - инициатору введения ограничения, исполнителю (если акт составляется субисполнителем) и потребителю - вручается по одному экземпляру акта. В случае отсутствия при составлении акта заинтересованных лиц (инициатора введения ограничения, исполнителя, потребителя) указанный акт направляется исполнителем (субисполнителем) в течение одного рабочего дня после дня его подписания отсутствовавшим при его составлении лицам.

В случае если ограничение режима потребления введено по инициативе сетевой организации, указанная сетевая организация (субисполнитель) в течение одного рабочего дня после дня подписания акта также направляет один экземпляр акта лицу, с которым потребителем заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - при наличии такого договора.

В случае если акт о возобновлении подачи электрической энергии был составлен инициатором введения ограничения, направление акта заинтересованным лицам, не присутствовавшим при его составлении, осуществляет инициатор введения ограничения в порядке, установленном настоящим пунктом.

Возобновление подачи электрической энергии после введения ограничения режима потребления по всем основаниям, за исключением оснований, указанных в подпунктах «д» и «ж» пункта 2 настоящих Правил, не может рассматриваться как новое технологическое присоединение и не требует заключения нового договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя.

19.2. В случае если для возобновления подачи электрической энергии требуется изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, находящихся в диспетчерском управлении или диспетчерском ведении субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, владелец соответствующих энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики обязан подать диспетчерскую заявку в диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в порядке, установленном правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок, утвержденными субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике осуществляет рассмотрение и согласование диспетчерской заявки в срок, не превышающий одного рабочего дня.

По решению субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике указанный срок может быть продлен до 5 рабочих дней в случае необходимости:

согласования диспетчерской заявки с вышестоящим или смежным диспетчерским центром или получения от других субъектов электроэнергетики, потребителей подтверждения возможности ее выполнения; согласования диспетчерской заявки с организацией, осуществляющей функции оперативно-диспетчерского управления зарубежной электроэнергетической системой; проведения расчетов электроэнергетических режимов для определения алгоритмов работы и расчета параметров настройки устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики на этом и (или) смежных или иным образом технологически связанных энергопринимающих устройствах и (или) объектах электроэнергетики; проведения расчетов электроэнергетических режимов в целях определения мероприятий, направленных на исключение превышения параметров электроэнергетического режима сверх допустимых для этих параметров величин после изменения технологического режима работы или эксплуатационного состояния соответствующего энергопринимающего устройства и (или) объекта электроэнергетики.

Срок возобновления подачи электрической энергии потребителю определяется в согласованной диспетчерской заявке с учетом выполнения владельцем энергопринимающего устройства и (или) объекта электроэнергетики требований и мероприятий, определенных субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в решении о согласовании диспетчерской заявки.

В судебном заседании установлено, что сотрудник гарантирующего поставщика, передавая уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии администратору гостиницы на 36 мест, находящейся по адресу: <адрес>, владельцем которой является потребитель ФИО8, обоснованно и правомерно считал его надлежащим представителем потребителя.

При этом, следует учесть, что при подаче заявки на осуществление технологического присоединения от 15 ноября 2005 года ФИО8 указал объект, присоединяемый к электрическим сетям, как «гостиница». В пункте 1.1. заключенного между ФИО8 и ПАО «Кубаньэнерго» договора на осуществление технологического присоединения от 23 ноября 2005 года № 20404-05-000354 объект подключения к электрическим сетям также указан как «гостиница».

В договоре энергоснабжения ФИО8 при его заключении указал как юридический адрес – <адрес>, так и фактический – <адрес>.

Исходя из этого, учитывая свидетельские показания ФИО7, ФИО9 и ФИО10, суд исходит из того, что фактическое отключение энергоснабжения было произведено 30.03.2018г.

Вместе с тем, суд исходит из того, что наличие акта о бездоговорном потреблении электрической энергии, не является безусловным основанием для взыскания объема бездоговорного потребления электрической энергии определенного расчетным способом.

В судебном заседании участвующие в деле лица не оспаривали исправность прибора учета электрической энергии, напротив, установлен факт последующего (после окончания режима ограничения) расчета стоимости оплаты исходя из показаний данного прибора.

Согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).

Как указал истец, сотрудники сетевой организации Майкопского РЭСА осуществили отключение спорного объекта от электросетей истца путем разведения контактных ножей разъединителя на принадлежащей ответчику опоре № 2/4 ВЛ-10 кВ.

Между тем, истец не обосновал невозможность осуществления отключения объекта ответчика от энергоснабжения способом, исключающим возможность в последующем подключения объекта к энергоснабжению без участия сетевой организации (например, отключение от линии электропередачи путем обрезки провода на территории не входящей в ведение ответчика).

Данные действия истца не соответствуют добросовестному поведению субъекта розничного рынка электрической энергии, который мог предвидеть наступление для него неблагоприятных последствий в виде необоснованного увеличения срока бездоговорного потребления электроэнергии.

После введения полного ограничения электропотребления потребителем осуществлялось представление гарантирующему поставщику показаний прибора учета и оплата потребления электроэнергии по прибору учета, что не оспаривается сторонами и подтверждено данными предоставленных суду счетов по договору электроснабжения и актами сверки взаиморасчетов.

Согласно данным указанных счетов и актов, потребителем ФИО8 была произведена полная оплата энергоснабжения исходя из показаний прибора учета.

Исправность прибора учета также подтверждена имеющимися в деле доказательствами и не оспаривается сторонами.

Суд исходит из того, что действующим законодательством закреплен принцип приоритета учетного способа подсчета ресурсов над расчетным, в связи с чем, возможно квалифицировать потребление ресурса ФИО8 как фактически сложившегося из договорных отношений, определив потребленный объем по данным допущенного к учету измерительного прибора.

При таких обстоятельствах, учитывая то, что ФИО8 была произведена полная оплата энергоснабжения исходя из показаний прибора учета за спорный период, исковые требования ПАО «Россети Кубань» о взыскании с ответчика стоимости бездоговорного потребления электрической энергии не подлежат удовлетворению.

Поскольку суд отказывает в удовлетворении заявленных в иске требований в полном объеме, в силу положений ст. 98 ГПК РФ, заявление о взыскании с ФИО8 судебных расходов также не также не полежит удовлетворению.

Суд также не находит оснований к удовлетворению исковых требований к ответчику ФИО1 в связи со следующим.

Как следует из материалов дела ответчиком ФИО1 деятельность на объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, имеющем вывеску и идентифицируемом как «Гостиница «Алия», не осуществляется.

Данное обстоятельство не оспаривается истцом, предъявившим исковые требования лишь к ответчику ФИО8

Кроме того, вступившим в силу решением Майкопского городского суда от 23.08.2019г. по делу № 2-2541/2019 установлено, что ФИО1 какой-либо деятельности на объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, не осуществляет.

Таким образом, суд полагает исковые требования ПАО «Россети Кубань» (ранее ПАО «Кубаньэнерго») к УразгильдиевуТагируИскаковичу и ФИО1 о взыскании стоимости неосновательного обогащения необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ПАО «Россети Кубань» (ранее ПАО «Кубаньэнерго») к ФИО2 и ФИО1 о взыскании стоимости неосновательного обогащения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 06 ноября 2020 года.

Судья - подпись

Копия верна: Судья Скрябин А.В.