Дело №2-863/2022
УИД: 26RS0003-01-2022-000589-44
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2022 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края, в составе: председательствующего по делу судьи Кузнецовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Андреевой О.А.,
с участием: истца Дюкарева В.В, и его представителя по доверенности Шифоростовой С.А.,
представителя ответчика ГУ– Отделение Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю по доверенности Смирнова Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Дюкарева Владимира Викторовича к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости за длительный стаж, признании права на досрочную пенсию, об обязании ответчика включить в страховой стаж период прохождения военной службы, обязать назначить досрочную пенсии по старости за длительный стаж с даты обращения,
У С Т А Н О В И Л:
Дюкарев В.В. обратился в суд с исковым заявлением (в последующем с уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости за длительный стаж, признании права на досрочную пенсию, об обязании ответчика включить в страховой стаж период прохождения военной службы, обязать назначить досрочную пенсии по старости за длительный стаж с даты обращения за назначением пенсии, то есть с 21.09.2021г.;
В обоснование иска указал, что он 21.09.2021г. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) (далее Управление Пенсионного фонда РФ) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости за длительный стаж, так как его страховой стаж составил требуемые 42 года и он достиг возраста 60 лет.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ № от 04.10.2021г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости за длительный стаж из-за отсутствия требуемого страхового стажа не менее 42 лет.
Согласно Решения Управления Пенсионного фонда РФ № от 04.10.2021г., по мнению Управления, не представляется возможным включить в общий страховой стаж следующие периоды работы: с 24.10.1979г. по ДД.ММ.ГГГГ период прохождения военной службы, поскольку при подсчете Управлением Пенсионного фонда РФ продолжительность страхового стажа Истца, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости за длительный стаж составила 40 лет 4 месяца 28 дней.
Выразив несогласие с решением ПФ, полагает, что в его случае назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста ссылаясь на Федеральный закон от 28.12.2013№-ФЗ обусловлено наличием страхового стажа определенной продолжительности.
Статьей 11 Федерального закона 400-Ф3 определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (норма приведена в редакции, действующей на момент обращения Истца в Управление Пенсионного фонда РФ 21.09.2021г. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости за длительный стаж).
Аналогичные положения об иных периодах, подлежащих включению в общий стаж работы содержались в ст. 1 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях", действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, ст. 90 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, Определении от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N2-П следует, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения государственных пенсий, и действовал до дня вступления в силу Федерального закона N173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
ДД.ММ.ГГГГ Верховным Советом СССР была принята Конституция (Основной закон) СССР (действовала в период прохождения Истцом действительной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР), в статье 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.
Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (с 24.10.1979г. по ДД.ММ.ГГГГ) регулировалось Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1950-VII"О всеобщей воинской обязанности".
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось также Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N590. В и. п. "к" и. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1950-VII"О всеобщей воинской обязанности" предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие военную службу сверх установленных Законом сроков, - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.
Статьей 73 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1950-VII"О всеобщей воинской обязанности" также было предусмотрено, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Следовательно, как в настоящее время, так и в спорный период срочной военной службы Истца по призыву (с 24.10.1979г. по 15.02.1982г.) служба в армии включалась и в страховой стаж, и в общий трудовой стаж для определения права на страховую пенсию.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Из этого следует, что гражданин СССР, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.
Принимая во внимание изложенное, названный период действительной военной службы Истца в составе Вооруженных Сил СССР, с учетом норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях", подлежит включению в страховой стаж при определении права Истца на пенсионное обеспечение и размера подлежащей выплате досрочной страховой пенсии по старости за длительный стаж. Иное разрешение данного вопроса приводило бы к умалению прав Истца на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное Конституцией Российской Федерации и относящееся к основным правам и свободам человека и, гражданина. Данная позиция согласовывается сложившейся судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 18.10.2021г. №-КГ21-5-КЗ, Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.07.2020г. №. Решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 01.04.2021г. №).
Согласно ч.2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона. Истец как до прохождения действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР, так и после, осуществлял трудовую деятельность без перерывов, согласно Выписки из ИЛС от 30.09.2021г. и трудовой книжки.
На основании вышеизложенного, Истец считает, что он имеет необходимый 42-летний стаж.
Согласно ч.ч.1-2 ст.19 Конституции РФ, все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения и других обстоятельств и не включение указанного выше периода работы Истца в страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости за длительный стаж, нарушает конституционное право Истца на социальное обеспечение по возрасту.
Поскольку Управлением при подсчете продолжительности страхового стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии указанный период прохождения военной службы не засчитан, считает, что решение Управления Пенсионного фонда РФ является дискриминационным, поскольку ущемляет пенсионные права Истца по сравнению с лицами, проходившими действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если Истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока.
Истец Дюкарев В.В. в судебном заседании поддержал свои исковые требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель истца Дюкарева В.В. по доверенности Шафоростова С.А. по существу иск поддержала, требования истца просила удовлетворить, выразила несогласие с позицией изложенной представителем ответчика в ходе судебного разбирательства, которая была приведена в письменных возражениях. Полагала, что ответчиком незаконно отказано её доверителю в назначении пенсии.
Представитель ответчика ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по СК по доверенности Смирнов Ю.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам письменных возражений, в которых указано о том, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ Лв350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», согласно которому’, общеустановленный возраст для назначения страховой пенсии по старости с учетом переходных положений составляет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. При этом, законодатель ввел так называемый «адаптационный период».
В соответствии ч. 1.2 ст. 8 Закона 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1,1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Назначение досрочной страховой пенсии по старости за длительный стаж в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона, является новой нормой в пенсионном законодательстве, которая в ранее действующем законодательстве никогда не содержалась, и появилась только в 2019 году в связи с увеличением общеустановленного пенсионного возраста.
Законодатель в части 9 статьи 13 Закона 400-ФЗ закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
Таким образом, для исчисления страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2. ст. 8 Закона 400-ФЗ применяются специальные нормы Закона, в отличие от назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях.
Так согласно ч. 9 ст. 13 Закона 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона в страховой стаж включаются периода работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Российской Федерации.
Статьей 12 Закона 400-ФЗ предусмотрены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, В которые входит, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Однако законодатель четко определил, что из иных периодов, засчитываемых в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона 400-ФЗ, подлежит включению в страховой стаж только период предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона 400-ФЗ, то есть период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Согласно части 8 статьи 13 Закона 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В тоже время законодатель в ч. 9 ст. 13 Закона определил, что при исчислении страхового стажа, периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи Itнастоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 включаются (засчитываются) без применения положении предусмотренных частью 8 статьи 13 Закона 400-ФЗ. При этом истец в обоснование своих исковых требований ссылается на нормы ранее действующего законодательства которыми регулируется подсчет страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях (в связи е достижением общеустановленного пенсионного возраста), а назначение страховой пенсии по старости за длительный стаж в соответствии с ч. 1.2 ст, 8 Закона, является новой нормой в пенсионном законодательстве.
Таким образом, специальными нормами Закона, достаточно точно определены периоды работы и иные периоды засчитываемые в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона 400-ФЗ, в которые период прохождения военной службы не входит.
Вышеизложенное подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1448-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Попова А.А. на нарушение его конституционных нрав частью 1 статьи 11» пунктом 1 части 1 статьи 12 и частью 9 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях». Также Конституционный суд указал, что Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекают из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Реализуя указанные полномочия, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
Так, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть I статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»), а также периоды получения пособие по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части I статьи 12 названного Федерального закона); при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 его статьи 13.
Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяйся на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявителя.
Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность включения периода прохождения военной службы, а также периодов работы и (или) иной деятельности, которые, имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), при исчислении страхового стажа в целях определения орава на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (пункт 1 части 1 статьи 12. часть 8 статьи 13 указанного Федерального закона)».
Ссылка истца на Определение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ21-5-КЗ, не состоятельна в виду того, что обстоятельства дела описанные в указанном Определении ВС РФ не соответствуют обстоятельствам настоящего рассматриваемого гражданского дела.
В части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях» предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Работникам с большим стажем дали возможность выйти на пенсию на два года раньше положенного. Для этого мужчинам понадобится стаж не менее 42 лет, а женщинам - не менее 37. Воспользоваться льготой могут только те, кто достиг возраста 60 и 55 лет соответственно.
Вместе с тем, с учетом Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N350 страховая пенсия по старости назначается согласно сроков, предусмотренных Приложением 6, следовательно, у истца право на установление страховой пенсии по старости на общих основаниях возникнет при достижении им возраста 63 лег.
Поскольку истец достиг возраста 60 лет ДД.ММ.ГГГГ - это год возникновения права, а срок назначения пенсии по старости не ранее чем 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, то есть ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, у истца при наличии требуемого страхового стажа (42 года), право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 от. 8 Закона 400-ФЗ. возникло бы при достижении им возраста 61 года, то есть 23.08.2022г.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, считает исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.55,56,59,60,67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 56 п. 1 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судом установлено, что истец Дюкарев В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 21.09.2021г. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу <адрес> (межрайонное) (далее Управление Пенсионного фонда РФ) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости за длительный стаж, так как его страховой стаж составил требуемые 42 года и он достиг возраста 60 лет.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ № от 04.10.2021г. Истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости за длительный стаж из-за отсутствия требуемого страхового стажа не менее 42 лет.
При этом, Управлением Пенсионного фонда РФ № от 04.10.2021г., в общий страховой стаж не был включен период работы с 24.10.1979г. по 15.02.1982г. период прохождения военной службы, дающий право на назначениедосрочной страховой пенсии в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального Закона отДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в остальной части периодов спора между сторонами не имеется.
Отказывая Дюкареву В.В. в назначении досрочной страховой пенсии по стрости за длительный стаж, по подсчетам Управления Пенсионного фонда РФ, общий страховой стаж составил 40лет4 месяца 28 дней.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях", определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, в качестве условий назначения страховой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста 65 лет для мужчин (ч. 1 ст. 8 Закона N400-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N350-ФЗ), наличие страхового стажа не менее 15 лет (ч. 2 ст. 8 Закона N400-ФЗ), величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Закона N400-ФЗ) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
С ДД.ММ.ГГГГ вступила в силу ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400- ФЗ, лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из положений ч.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"
На основании ч.9 ст.13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 ст. 8 этого Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (зачисляются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч.1 ст. 11 Закона, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч.1 ст. 12 Закона. При этом указанные периоды включаются (зачисляются) без применения положений ч.8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ.
В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-П и от ДД.ММ.ГГГГ№-П принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как и правом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение ( в частности пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в комментируемую статью введена ч. 1.2, в которой установлено основание для досрочного назначения страховой пенсии по старости: длительность страхового стажа не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины).
Возраст, по достижении которого в переходный период возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости по достижении соответствующего возраста) и пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ, указан в Приложении N 6 к названному Закону.
То есть с ДД.ММ.ГГГГ законодателем определено новое основание для досрочного назначения пенсии по старости - длительный страховой стаж и достижения шестидесятилетнего возраста и именно из совокупности приведенных условий, по данному основанию истец просил назначить ему досрочную пенсию, обратившись в пенсионный орган.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не содержит запрета на включение в страховой стаж гражданина при назначении ему страховой пенсии по старости с учетом положений п.1,2 ч.1 ст. 8 данного Федерального закона периода прохождения военной службы по призыву, которая засчитывается в страховой стаж при обычном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из нестраховых периодов, предусмотренных статьей 12 указанного Федерального закона, - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность включения периода прохождения военной службы, а также периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий, предусмотренных частями 2 и 3 ст.8 Федерального закона «О страховой пенсии» (п.1 ч.1 ст.12, ч.8 ст.13 указанного Федерального закона).
Доводы представителя ответчика, которые по существу сводятся к тому, что на основании части 9 статьи 13 Закона 400-ФЗ закреплен особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа, который не предусматривает в подсчет пенсионного периода прохождения военной службы по призыву в длительный стаж, признаются судом не состоятельными, подлежащими отклонению, поскольку принятие такого решения прямо ухудшает положение лиц, которые достигли позже шестидесятилетнего возраста, а исключение в данном случае составляют только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Однако, спора по иным периодам подсчета в страховой стаж между сторонами не имеется, за исключением включения периода прохождения Дюкаревым В.В. военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что ответчик неправомерно отказал истцу во включении в длительный страховой стаж истца период его военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, надлежит признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе Дюкареву Владимиру Викторовичу в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В целях восстановления нарушенных пенсионных прав истца, возложить обязанность на Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости за длительный стаж, Дюкареву Владимиру Викторовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Признать за Дюкаревым Владимиром Викторовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на досрочную пенсию по старости за длительный стаж с даты обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю назначить Дюкареву Владимиру Викторовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения досрочную пенсию по старости за длительный стаж с даты обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
исковые требования Дюкарева Владимира Викторовича к ГУ –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости за длительный стаж, признании права на досрочную пенсию, об обязании ответчика включить в страховой стаж период прохождения военной службы, обязать назначить досрочную пенсию по старости за длительный стаж с даты обращения, - удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе Дюкареву Владимиру Викторовичу в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости за длительный стаж, Дюкареву Владимиру Викторовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Дюкаревым Владимиром Викторовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на досрочную пенсию по старости за длительный стаж с даты обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю назначить Дюкареву Владимиру Викторовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения досрочную пенсию по старости за длительный стаж с даты обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 30.03.2022 года.
Судья подпись Н.М. Кузнецова