ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-864/19 от 29.04.2019 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-864/2019 (24RS0040-01-2019-000246-84)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Норильск Красноярского края 29 апреля 2019 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Крамаровской И.Г.,

при секретаре судебного заседания Дзобаевой М.И.,

с участием истца ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС г.Москвы о признании действий (бездействий) незаконными, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению при Администрации Президента РФ по работе с обращениями граждан, Отделению почтовой связи ФГУП «Почта России» «Старая площадь» о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя тем, что 06.06.2018 он направил в адрес Контрольного Управления при Администрации Президента РФ письменное обращение через ФГУП «Почта России» в городе Норильске. Однако направленное в адрес Контрольного Управления при Администрации Президента РФ письменное обращение адресату доставлено не было. Обращение истца несмотря на указанный им адрес было перенаправлено в Управление при Администрации Президента в РФ по общим вопросам, от которого истец получил ответ. Истец обращался в адрес ОПС ФГУП «Почта России» «Старая площадь» с письменной претензией по невыполнению ими своих обязательств, ответ на претензию на дату подачи иска в суд истцом не получен. Также истец повторно обратился в Контрольное Управление при Администрации Президента РФ, однако опять его претензия была получена представителем Управления при Администрации Президента РФ. В связи с чем, просил признать действия Управления при Администрации Президента РФ по работе с обращениями граждан РФ, Отделения почтовой связи ФГУП «Почта России» «Старая площадь» незаконными и взыскать в свою пользу моральный вред в размере 300 000 руб. с каждого.

Определением от 28.01.2019 отказано в принятии иска, в части требований к Управлению при Администрации Президента РФ по работе с обращениями граждан, поскольку действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, находящихся в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства. В противном случае, это означало бы нарушение принципа разделения властей на территории Российской Федерации и являлось бы неправомерным вмешательством в конституционно-правовую и иную деятельность Президента Российской Федерации, как главы государства.

Определением в протокольной форме 01.04.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУП «Почта России».

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что просит признать действия ответчика ФГУП «Почта России» незаконными и нарушающими его права как потребителя, в части не направления ответчиком ответа на его претензии, а также вручение ответчиком обращений истца в организацию, которой не были адресованы его обращения.

В судебное заседание представитель ответчика ФГУП «Почта России» - ФИО2, действующая на основании доверенности представленной в материалы дела, не явилась, о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, направила отзыв, в котором возражала против удовлетворения требований истца, просила дело рассмотреть без своего участия. В возражениях указала, что отделение почтовой связи «Старая Площадь» предоставляет услуги почтовой связи и подчиняется обособленному структурному подразделению Московский почтамт Управления Федеральной почтовой связи Москвы. Почтамт не является юридическим лицом действует на основании положения осуществляет свою деятельность от имени филиала, ответственность за деятельность почтамта несет Управление Федеральной почтовой связи (сокращенно УФПС) г.Москва.

Учитывая пояснения истца, возражения ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 29.06.2018) отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О связи», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

В силу ст.14 Федерального закона «О почтовой связи» прав пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

На основании ст.16 Федерального закона «О почтовой связи» по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) его адресату.

Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.

Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Согласно пункту 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234, почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи. Порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.

Из материалов дела следует, истец 15.05.2018 и 06.06.2018 (две даты в одном обращении) составил обращение адресованное начальнику Контрольного Управления при Администрации президента РФ Ч. (л.д.10-21).

Ответ от 11.07.2018 () сотрудника Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций при Администрации Президента РФ К. содержит сведения об ответе на обращение ФИО1 датированное 06.06.2018 (л.д.22-23).

31.07.2018 истец направил в адрес Начальника Контрольного Управления при Администрации Президента РФ Ч. жалобу (л.д.24), которая в соответствии со штампом на почтовом уведомлении вручено 08.08.2018 сотруднику Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций (л.д.25).

Указанная жалоба 30.08.2018 заместителем начальника департамента рассмотрения жалоб и правовой работы Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций при Администрации Президента РФ Т. оставлена без ответа, поскольку содержала выражения, которые можно отнести к оскорбительным (л.д.26).

Указом Президента РФ от 06.04.2004 N 490 (ред. от 14.06.2018) утверждено «Положение об Администрации Президента Российской Федерации".

Управление Президента по работе с обращениями граждан и организаций и Контрольное управление Президента Российской Федерации являются подразделениями Администрации Президента Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 08.06.2004 N 729 (ред. от 25.07.2014) утверждено «Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации», которое является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации (п.1).

Информационное, документационное, правовое, материально-техническое, транспортное обеспечение деятельности Управления, а также социально-бытовое обслуживание его работников осуществляют Управление делами Президента Российской Федерации и соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации (п.9).

Указом Президента РФ от 17.02.2010 N 201 (ред. от 25.07.2014) утверждено «Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций».

Основными задачами Управления Президента по работе с обращениями граждан и организаций являются, в том числе: обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту и Администрации Президента, в том числе обращений, запросов в виде электронного документа, о предоставлении информации Президента и Администрации Президента; осуществление информационно-статистического, аналитического и методического обеспечения деятельности Президента, Администрации и ее самостоятельных подразделений по рассмотрению обращений и запросов, обеспечивает деятельность Приемной Президента, анализирует обращения, результаты их рассмотрения и принятые по ним меры.

Таким образом, полномочия по направлению ответа на обращения граждан и организаций, возложены на Управление при Администрации Президента РФ по работе с обращениями граждан РФ, где и была оставлена без рассмотрения жалоба ФИО1

Поскольку именно на Управление при Администрации Президента РФ по работе с обращениями граждан РФ, возложены функции по обеспечению рассмотрения письменных обращений граждан России, адресованных Администрации Президента, структурным подразделением которого является Контрольное Управление при Администрации Президента РФ, ответчик вручил обращение ФИО1 в уполномоченное подразделение.

Таким образом, у суда нет оснований для признания действий ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС г. Москвы незаконными, выразившихся во вручении обращений истца Управлению при Администрации Президента РФ по работе с обращениями граждан, вместо Контрольного Управления при Администрации Президента РФ, а равно недоставку почтового отправления.

Рассматривая требования истца о признании действий (бездействий) ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС г. Москвы выразившегося в уклонении дачи ответа ответчиком на претензии истца, суд приходит к следующему.

Как следует из искового заявления, требования истца связаны с ненадлежащим качеством оказания услуг (вручение ответчиком обращения истца ненадлежащей организации – недоставку почтового отправления), а как следствие уклонение ответчика от дачи истцу ответа на претензию.

В силу ст.34 Федерального закона «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

В соответствии с п. 3 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи", в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию. Пунктом 9 данной статьи предусмотрено, что при отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.

Согласно статье 37 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней. Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления.

В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Согласно абз. 9 ст. 37 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Таким образом, законодателем установлена обязанность ответчика по направлению ответа на претензию, в установленные сроки.

Истцом предоставлены в материалы копии почтовых уведомлений и идентификаторов (л.д.29,30,141,143), подтверждающих направление ФИО1 и получение начальником ОПС «Старая площадь» от него корреспонденции. Однако истец не предоставил копии претензий, по которым можно было бы определить, с какой конкретно претензией обращался истец в адрес начальника ОПС «Старая площадь» Д.

В связи с чем, суд не может признать действия (бездействия) ответчика незаконными, выразившимися в уклонении от дачи ответчиком ответа на корреспонденцию, направленную Поршневым в адрес ответчика 23.08.2018.

Так, из материалов дела следует, что 13.12.2018 ФИО1 направил в адрес ответчика ОПС ФГУП «Почта России» «Старая площадь» повторную жалобу-претензию, которая получена 21.12.2018. Согласно штампу на почтовом уведомлении, претензия, адресованная начальнику ОПС «Старая площадь» Д. содержит два штампа: «вручено в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций А.» и «Начальник 123 ОПС Д.».

В указанной жалобе-претензии, истец ссылается, на то, что им 23.08.2018 была направлена претензия, полученная ответчиком 31.08.2018 (идент. ), на которую он ответа не получил.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст. 123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Срок ответа на претензию от 13.12.2018 на момент рассмотрения настоящего спора истек.

Ответчиком на дату рассмотрения спора не предоставлено сведений о направлении в адрес ФИО1 ответа на жалобу-претензию от 13.12.2018 в связи с чем, требования истца о признании действий (бездействий) незаконным, выразившихся в уклонении от дачи ответчиком ответа на жалобу-претензию, подлежат удовлетворению.

Суд признает действия (бездействия) ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС г.Москвы выразившиеся в уклонении от дачи ответа на претензию от 13.12.2018, незаконными.

Рассматривая требования истца о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В силу ст. 14 Федерального закона "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи" пользователями услуг почтовой связи признаются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.

Предметом регулирования вышеназванных Законов, а именно сферой общественных отношений, урегулированных нормами данных Законов, являются, в частности, отношения, связанные с оказанием услуг почтовой связи. Оказание услуг почтовой связи представляет собой непосредственное предоставление соответствующих видов услуг связи на основании гражданско-правового договора возмездного оказания услуг.

Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу абз. 1 ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законом и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Учитывая нарушение прав истца как потребителя, руководствуясь ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992, принимая во внимание степень вины ответчика, а также поведение самого истца, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 300 рублей.

Ввиду взыскания с ответчика в пользу истца денежной суммы компенсации морального вреда, на основании ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", в соответствии с которой при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 150 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС г.Москвы о признании действий незаконными, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Признать действия ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС г.Москвы выразившееся в не направлении ответа на претензию истцу.

Взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 300 руб., штраф в размере 150 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья: И.Г.Крамаровская

Мотивированное решение изготовлено 06.05.2019.