ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-864/20 от 13.07.2020 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

УИД 26 RS0012-01-2020-002012-19

Дело № 2-864/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Аветисовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора г. Ессентуки в защиту интересов РФ к административному ответчику ООО «Югдорстрой» о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции, возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Ессентуки Ставропольского края в защиту интересов РФ обратился в суд с административным иском к административному ответчику ООО «Югдорстрой» о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции, возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Прокуратурой города в период с января по март 2020 года проведена проверка исполнения организациями г. Ессентуки Ставропольского края законодательства о противодействии коррупции. Проверкой установлено, что, комплекс мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ООО «Югдорстрой», отсутствует. В частности, отсутствуют какие-либо локальные нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность общества, иные организационно-распорядительные меры, направленные на предупреждение проявлений коррупции, не назначено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разработаны стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется, положение по урегулированию конфликта интересов в обществе не разработано и не принято; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признания, обеспечения и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законности, комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в ст. 14 Закона № 273 - ФЗ. В соответствии с указанной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, следует, что Обществе с ограниченной ответственностью «Югдорстрой» является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности. Проверкой установлено, что комплекс мер, предусмотренных ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ, в ООО «Югдорстрой», отсутствует. По данному факту прокуратурой города 26.08.2019 вносилось представление в адрес Общества, которое было рассмотрено, удовлетворено. Однако согласно полученного 16.06.2020 объяснения директора ООО «Югдорстрой» Уварова Н.А., меры по разработке мероприятий по противодействию коррупции до настоящего времени не разработаны и не приняты. Таким образом, из вышеизложенного следует, что в нарушение требований ст. 13.3 Закона № 273 - ФЗ в ООО «Югдорстрой» до настоящего времени не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, в результате чего цель - создание эффективной системы противодействия коррупции в организации, не достигается, а задачи по обеспечению правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции не исполняются. Отсутствие в организации системы вышеприведенных мер свидетельствует о несоблюдении обществом российского антикоррупционного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Югдорстрой», выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции».

Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Югдорстрой» разработать и принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст.13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции».

Стороны, надлежащим образом извещённые о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокуратурой города в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», на основании Приказа Генпрокуратуры России от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» в период с ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения организациями г. Ессентуки Ставропольского края законодательства о противодействии коррупции.

Проверкой установлено, что, комплекс мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ООО «Югдорстрой», отсутствует. В частности, отсутствуют какие-либо локальные нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность общества, иные организационно-распорядительные меры, направленные на предупреждение проявлений коррупции, не назначено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разработаны стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется, положение по урегулированию конфликта интересов в обществе не разработано и не принято; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Федеральным законом № 273 - ФЗ устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст. 1 Закона № 273 - ФЗ, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признания, обеспечения и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законности, комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в ст. 14 Закона - ФЗ.

В соответствии с указанной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Югдорстрой» является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности.

В силу ст. 13.3 Закона № 273 - ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В соответствии с со ст. 13.3 Закона № 273 - ФЗ и п. 25 Указа Президента, для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, 08 ноября 2013 года Министерством труда и социальной политики Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Задачами методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

Так же необходимо учитывать, что антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием - «Антикоррупционная политика (наименование организации)». Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

Проверкой установлено, что комплекс мер, предусмотренных ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ, в ООО «Югдорстрой», отсутствует.

В частности, отсутствуют какие-либо локальные нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность общества, иные организационно-распорядительные меры, направленные на предупреждение проявлений коррупции, не назначено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разработаны стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется, положение по урегулированию конфликта интересов в обществе не разработано и не принято; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

По данному факту прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление в адрес Общества, которое было рассмотрено, удовлетворено. Однако согласно полученного ДД.ММ.ГГГГ объяснения директора ООО «Югдорстрой» Уварова Н.А., меры по разработке мероприятий по противодействию коррупции до настоящего времени не разработаны и не приняты.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что в нарушение требований ст. 13.3 Закона № 273 - ФЗ в ООО «Югдорстрой» до настоящего времени не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, в результате чего цель - создание эффективной системы противодействия коррупции в организации, не достигается, а задачи по обеспечению правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции не исполняются. Отсутствие в организации системы вышеприведенных мер свидетельствует о несоблюдении обществом российского антикоррупционного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью шестой статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Разработка и принятие комплекса мер, направленных на противодействие коррупции в организации позволит исключить возможность проявления коррупционных факторов при осуществлении уставной деятельности и выполнении обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Бездействие ответчика делает невозможным исполнение требований федерального закона и нарушает интересы Российской Федерации, делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, это препятствует формированию единого подхода к обеспечению работы по профилактики и противодействую коррупции, может привести к коррупционным проявлениям, нарушить интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Таким

Согласно п. 9 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление прокурора г. Ессентуки в защиту интересов РФ к административному ответчику ООО «Югдорстрой» о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции, возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Югдорстрой», выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции».

Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Югдорстрой» разработать и принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст.13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции».

Взыскать с ООО «Югдорстрой» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения, - 17 июля 2020 года.

Председательствующий Е.А. Аветисова