ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-864/2014 от 13.05.2014 Клинцовского городского суда (Брянская область)

  Дело №2-864/2014

Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 г.Клинцы 13 мая 2014 года

 Клинцовский городской суд Брянской области в составе:

 председательствующего судьи - Сидорова Р.Н.,

 с участием: представителя истца – ст. пом. прокурора г. Клинцы Брянской области – Овчиникова В.В.,

 представителя ответчика – Клинцовский городской совет народных депутатов – Качуро М.В.,

 представителя третьего лица – Клинцовская городская администрация – Тофилюк А.В.,

 при секретаре – Зима Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Клинцы к Клинцовскому городскому совету народных депутатов о признании в части Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Клинцы Брянской области» противоречащим законодательству Российской Федерации,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор <адрес> обратился в Клинцовский городской суд с указанным исковым заявлением. В обоснование иска указал, что Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов (далее Горсовет) № от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>». Указанный нормативный акт был опубликован в газете «Труд» <адрес>. В результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки было установлено, что пункт 4.2.16, раздел 5, раздел 5.1 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>» противоречат действующему законодательству. В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ указанного Положения, администрация <адрес> принимает решение о мене объектов муниципальной собственности на другое имущество. Разделом № указанного Положения определен порядок мены, а разделом №5.1 установлен порядок продажи объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, на которые не распространяется законодательство о приватизации.

 По мнению прокурора <адрес> указанные пункты и разделы Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>» приняты ответчиком с нарушением действующего законодательства. Так, анализируя положения ст.ст.14, 72-74 ЖК РФ, прокурор <адрес> пришел к выводу, что к компетенции органов местного самоуправления не относится установление порядка и условий мены (обмена) жилых помещений, находящихся в собственности граждан, на жилые помещения, отнесенные к объектам муниципального жилищного фонда. Согласно п.«о» ст.71 Конституции РФ, гражданское законодательство находится в ведении РФ. Кроме этого, согласно ст.ст.217, 235 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, по мнению прокурора <адрес>, отчуждение муниципального жилищного фонда возможно только по средствам бесплатной приватизации. В связи с чем, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению порядка продажи или мены жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ на Положение «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>», прокуратурой <адрес> был принесен протест, который ДД.ММ.ГГГГ на заседании Горсовета был оставлен без удовлетворения. Однако, принятие оспариваемого положения влечет нарушение прав граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на заключение договора социального найма.

 В связи с чем, прокурор <адрес> просил суд, признать пункт 4.2.16, раздел 5, раздел 5.1 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>», противоречащими законодательству Российской Федерации.

 В судебном заседании ст. пом. прокурора <адрес> пояснил, что Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>». В результате проведенной проверки было установлено, что пункт 4.2.16, раздел 5, раздел 5.1 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>» противоречат действующему законодательству. В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ указанного Положения, администрация <адрес> принимает решение о мене объектов муниципальной собственности на другое имущество. Разделом № указанного Положения определен порядок мены, а разделом №5.1 установлен порядок продажи объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, на которые не распространяется законодательство о приватизации.

 Указанные пункты и разделы Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>» приняты Горсоветом с нарушением действующего законодательства. Так, анализируя положения ст.ст.14, 72-74 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления не относится установление порядка и условий продажи, мены (обмена) жилых помещений, находящихся в собственности граждан, на жилые помещения, отнесенные к объектам муниципального жилищного фонда. Согласно п.«о» ст.71 Конституции РФ, гражданское законодательство находится в ведении РФ. Кроме этого, согласно ст.ст.217, 235 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, отчуждение муниципального жилищного фонда возможно только по средствам бесплатной приватизации. В связи с чем, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению порядка продажи или мены жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ на Положение «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>», прокуратурой <адрес> был принесен протест, который ДД.ММ.ГГГГ на заседании Горсовета был оставлен без удовлетворения. Однако, принятие оспариваемого положения влечет нарушение прав граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на заключение договора социального найма.

 В связи с чем, просил суд, признать пункт 4.2.16, раздел 5, раздел 5.1 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>», противоречащими законодательству Российской Федерации.

 Представитель ответчика, по доверенности, не согласилась с требованиями прокурора <адрес> и пояснила, что органы местного самоуправления, согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», имеют право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами. Из устава муниципального образования <адрес> следует, что порядок владения и пользования и распоряжением муниципальным имуществом города устанавливается муниципальным правовым актом. Кроме этого пояснила, что порядок продажи и мены жилых помещений распространяется на объекты коммерческого использования, то есть на жилые помещения, которые в соответствии с действующим законодательством не могут быть предоставлены по договорам социального найма. Вместе с тем, пояснила, что жилые объекты коммерческого использования, относятся к муниципальному жилищному фонду.

 Представитель Клинцовской городской администрации пояснил, что считает заявленные требования прокурора <адрес> не обоснованными, так как действующее законодательство не содержит прямого запрета для органов местного самоуправления по организации мены и продажи жилых помещений.

 Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности и в совокупности, суд находит заявленные требования прокурора <адрес> состоятельными в виду следующего.

 Согласно ст.7, 39 Конституции РФ, Российская Федерация гарантирует социальную защиту гражданам и социальное обеспечение.

 Из ст.40 Конституции РФ, усматривается, что гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

 В соответствии с п.7 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N188-ФЗ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Согласно ч.1 п.6 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

 В соответствии со ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

 1)     учет муниципального жилищного фонда;

 2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

 4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

 6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

 7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

 8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

 9) осуществление муниципального жилищного контроля; (п. 9 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ФЗ)

 9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений; (п.9.1 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 199-ФЗ)

 10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного
самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской
Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также
законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

 Статьями 72-75 ЖК РФ регулируется возможность обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма.

 В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

 Согласно Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>», а именно пункта ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> принимает решение о мене муниципальной собственности на другое имущество, раздел 5 регулирует мену муниципального имущества, а раздел 5.1 регулирует куплю-продажу объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности.

 Оценивая указанный пункт и разделы оспариваемого Положения, в части организации ответчиком купли-продажи и мены жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и собственности граждан, суд, полагает, что регулирование вопросов купли-продажи и мены жилых помещений не относится к компетенции органов местного самоуправления, поскольку согласно п."о" ст.71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.

 Данная позиция суда обозначена также и в определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №5-Г10-58.

 Раздел 5.1 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>» фактически определяет порядок продажи объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности на которые не распространяется законодательство о приватизации. Согласно подпункту 5.1.2 Положения, продажа объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, может осуществляться по инициативе Горсовета, Клинцовской городской администрации, юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей.

 Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ действие указанного Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда, следовательно, в данной ситуации необходимо руководствоваться Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилья N 1541-1), который устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации: бесплатная передача (приватизация) жилых помещений в собственность граждан.

 Вместе с тем ст.40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, подпункт 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления создавать малоимущим гражданам условия для реализации права на жилье, в том числе путем предоставления помещений по договорам социального найма, фонд которых формируется из находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов жилищного фонда и пополняется за счет новых объектов. Это позволяет публичной власти выполнять свои функции в области жилищных отношений по обеспечению малоимущих граждан жильем. Такой смысл толкования законодательства о приватизации жилого фонда вытекает из Постановления Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П.

 Из статей 217 и 235 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что при совершении сделок с государственным и муниципальным имуществом следует руководствоваться Законом о приватизации имущества N 178-ФЗ и Законом о приватизации жилья N 1541-1.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что невозможна продажа или отчуждение иным способом муниципального жилищного фонда, кроме бесплатной приватизации.

 Оценивая доводы представителя ответчика, в части того, что продаже и мене подлежит коммерческий жилищный фонд, который не может быть распределен гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по договору социального найма, суд приходит к следующему выводу.

 Жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

 В связи с чем, перевод жилых помещений из социального жилищного фонда в коммерческий, не исключает жилые помещения, составляющих его совокупность, из состава жилищного фонда как такового. Таким образом, перевод ответчиком жилого помещения в коммерческий жилищный фонд, не влечет его безусловную продажу.

 Доводы представителя ответчика на Устав <адрес>, который позволяет, по ее мнению, распоряжаться органу муниципального образованием имуществом по своему усмотрению, суд находит надуманным.

 Согласно ст.30 Устава городского округа «<адрес>» в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 Однако, согласно ст.8 этого же Устава, местное самоуправление должно осуществляется в <адрес> согласно норм Конституции РФ, федеральных законов.

 Таким образом, суд находит обоснованными доводы прокурора <адрес>, о том, что оспариваемое в части Положение принято за пределами полномочий Горсовета. Кроме этого, в судебном заседании было установлено, что оспариваемые пункт и разделы Положения Клинцовского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>», противоречат приведенным выше нормам Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ.

 Суд находит, что оспариваемое решение ущемляет права граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, как в порядке социальной очереди, так и вне очередном порядке. Конституция РФ, Российская Федерация, гарантирует социальную защиту гражданам, социальное обеспечение, в том числе гражданам, нуждающимся в жилище.

 Кроме этого, в оспариваемом Положении ответчик не принял во внимание то обстоятельство, что, Гражданское законодательство регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями тогда, когда жилье является предметом экономического оборота. В остальных случаях, правоотношения, связанные с оборотом жилых помещений, регулируются жилищным законодательством РФ.

 При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора <адрес> к Клинцовскому городскому совету народных депутатов, подлежат удовлетворению в полном объеме.

 В соответствии с п.3 ст.253 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О средствах массовой информации», суд, считает необходимым, возложить обязанность на газету «Труд» <адрес>, опубликовать данное решение в полном его объеме, после вступления такового в законную силу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198, 252 - 253 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковое заявление прокурора <адрес> к Клинцовскому городскому совету народных депутатов о признании в части Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>» противоречащим законодательству Российской Федерации – удовлетворить.

 Признать пункт 4.2.16, раздел 5, раздел 5.1 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>», противоречащими законодательству Российской Федерации.

 Опубликовать данное решение в газете «Труд» <адрес>, после вступления решения в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца, с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.

 Председательствующий судья: Сидоров Р.Н.