ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-864/2015 от 02.10.2015 Псковского районного суда (Псковская область)

«Копия» «Версия для печати»

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Псков ДД.ММ.ГГГГ

Псковский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Поздняковой С.Н.,

при секретаре К.Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.А.В. к Администрации Псковского района о признании сбора денежных средств за предоставленные коммунальные услуги незаконным,

у с т а н о в и л:

Б.А.В., действуя в интересах собственников помещений в многоквартирном <адрес> ДОС <адрес>ФИО1<адрес>ФИО1<адрес>, обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации Псковского района о признании незаконным сбор денежных средств с населения Псковского района за предоставленные коммунальные услуги МУПП ЖКХ Псковского района за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; о признании незаконным сбор денежных средств с населения Псковского района за предоставленные коммунальные услуги МП Псковского района «Коммунальные услуги» за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; о применении тарифов на коммунальные услуги для МП Псковского района «Коммунальные услуги» спустя 30 дней после опубликования Приказа Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике -т от ДД.ММ.ГГГГ об установлении тарифов на коммунальные услуги для МП Псковского района «Коммунальные услуги» в газете «Псковская провинция».

Определением Псковского районного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечен Государственный комитет Псковской области по тарифам и энергетике; в качестве третьих лиц привлечены: конкурсный управляющий МУПП ЖКХ Псковского района П.М.В., МП Псковского района «Коммунальные услуги».

В ходе рассмотрения дела с согласия истца произведена замена ненадлежащих ответчиков Администрации Псковского района и Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике на надлежащих - конкурсного управляющего МУПП ЖКХ Псковского района П.М.В., МП Псковского района «Коммунальные услуги».

Б.А.В., в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил свои требования и просил признать незаконным сбор денежных средств с населения Псковского района за предоставленные коммунальные услуги МУПП ЖКХ Псковского района за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и признать незаконным сбор денежных средств с населения Псковского района за предоставленные коммунальные услуги МП Псковского района «Коммунальные услуги» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с опубликованием в газете «Псковская правда» ДД.ММ.ГГГГ приказа Комитета Псковской области -т от ДД.ММ.ГГГГ. По этой же причине отказался от части заявленных требований о применении тарифов на коммунальные услуги для МП Псковского района «Коммунальные услуги» спустя <данные изъяты> с момента опубликования Приказа ГК Псковской области по тарифам и энергетике -т от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований Б.А.В. пояснил, что распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право хозяйственного ведения МУПП ЖКХ Псковского района на объекты согласно приложению, данные объекты переданы в казну Псковского района. Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ за МП Псковского района «Коммунальные услуги» закреплено право хозяйственного ведения муниципальным имуществом, которое ранее находилось на праве хозяйственного ведения у МУПП ЖКХ Псковского района, при этом госрегистрация права хозяйственного ведения осуществлена не была. С ДД.ММ.ГГГГ оказание коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению населению Псковского района осуществляет МП Псковского района «Коммунальные услуги» по тарифам согласно Приказу ГК Псковской области по тарифам и энергетике -т от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку МУПП ЖКХ Псковского района, за которым имущество не было закреплено на праве хозяйственного ведения, не являлось владельцем технического оборудования, посредством которого предоставляются населению коммунальные услуги, в том числе в сфере отопления, не имело законных полномочий выставлять счета населению по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Информация о тарифах была доведена до жителей управляющей организацией на оборотной стороне квитанций для оплаты коммунальных услуг за январь 2015 года. О том, что указанный приказ Госкомитета Псковской области по тарифам и энергетике был опубликован в газете «Псковская правда» ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно лишь в ходе рассмотрения дела в суде. Считает, что требования ч. 13 ст. 155 ЖК РФ об информировании нанимателей и собственников жилых помещений об изменении размера платы за коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты предоставления платежных документов, были нарушены, а в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются, и просил признать сбор денежных средств с населения Псковского района МП Псковского района «Коммунальные услуги» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (тридцать дней с даты официального опубликования) незаконным. Ущерб предприятиям должен быть возмещен собственником имущества - Администрацией Псковского района.

Представитель МП Псковского района «Коммунальные услуги» К.А.Н. считал требования истца не подлежащими удовлетворению, поскольку распоряжением Администрации Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ за МП Псковского района «Коммунальные услуги» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, посредством которого осуществляется предоставление коммунальных услуг населению по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению. Приказом Госкомитета Псковской области по тарифам и энергетике от ДД.ММ.ГГГГ-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую МП Псковского района «Коммунальные услуги» потребителям на 2015 год» установлены величины тарифов на тепловую энергию для МП Псковского района «Коммунальные услуги» на 2015 год, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данный приказ был опубликован в газете «Псковская правда» от ДД.ММ.ГГГГ. По законам Псковской области приказы органов исполнительной власти области нормативного характера подлежат официальному опубликованию и вступают в силу со дня официального опубликования. Поскольку тарифы установлены для МП Псковского района «Коммунальные услуги» ДД.ММ.ГГГГ, с указанного времени услуги населению оказывало данное предприятие, новые тарифы улучшали положение пользователей услуги по сравнению с предыдущими, поэтому они были применены не с момента опубликования в газете ДД.ММ.ГГГГ, а с момента издания приказа.

ФИО1 конкурсного управляющего МУПП ЖКХ Псковского района П.М.В.С.Ю.В. поддержала позицию представителя МП Псковского района «Коммунальные услуги» дополнительно сообщив, что распоряжением Администрации Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право хозяйственного ведения МУПП ЖКХ Псковского района на объекты, посредством которых осуществлялось предоставление услуг населению по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению. Распоряжением Администрации Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ закреплено данное имущество на праве хозяйственного ведения за МП Псковского района «Коммунальные услуги». Поскольку был зимний период, услуги населению необходимо было оказывать, внутренними приказами по предприятию был установлен срок (календарный месяц), в течение которого оформлялось снятие имущества с баланса предприятия и передавалось в казну Администрации Псковского района, а затем МП Псковской области «Коммунальные услуги», при этом услуги населению оказывало МУПП ЖКХ Псковского района. С установлением тарифов для МП Псковского района «Коммунальные услуги», услуги по отоплению населению стало оказывать МП Псковского района «Коммунальные услуги». Информация об оказании коммунальных услуг населению МП Псковского района «Коммунальные услуги» и величины тарифов, в том числе по отоплению с ДД.ММ.ГГГГ была доведена до собственников жилья в <адрес>ФИО1<адрес> на оборотной стороне квитанций за ДД.ММ.ГГГГ, что не противоречит нормам закона. В остальном согласилась с доводами представителя Госкомитета Псковской области и тарифам.

Представитель Администрации Псковского района по доверенности А.Ч.В. с требованиями истца не согласилась, сообщив, что распоряжениями Администрации Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право хозяйственного ведения МУПП ЖКХ Псковского района на объекты, посредством которых непосредственно оказывались услуги населению по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению, данное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за МП Псковского района «Коммунальные услуги». Поскольку Администрация Псковского района услуги населению не оказывало, имущество, посредством которого оказывались и оказываются услуги населению находилось и находится во владении управляющих компаний, Администрация Псковского района не может отвечать за действия лиц, во владении которых находится имущество и вмешиваться в их работу. При этом действия Администрации Псковского района истцом не оспариваются.

Представитель Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике (Госкомитет) по доверенности У.С.А. с требованиями истца не согласилась, сообщив, что Госкомитет является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно – распорядительного характера в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Для реализации полномочий по установлению тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение в Госкомитете образована коллегия, которая в соответствии с требованиями законодательства рассматривает вопросы, вынесенные на ее заседание, и принимает решения большинством голосов членов коллегии. Решения, принятые коллегией, издаются в форме приказов, которые являются обязательными для исполнения на территории Псковской области. Согласно закону Псковской области от 12 февраля 2003 года № 242-ОЗ «О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области» приказы органов исполнительной власти области нормативного характера подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием приказов органов исполнительной власти области нормативного характера считается публикация их полных текстов в газете «Псковская правда». Приказ Госкомитета от 16 января 2015 года № 3-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию(мощность), поставляемую МП Псковского района «Коммунальные услуги» потребителям, на 2015 год» опубликован в газете «Псковская правда» 22 января 2015 года за № 5 и размещен совместно с протоколом заседания коллегии, в котором указаны основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования на сайте Госкомитета. Считает несостоятельным довод истца о том, что тарифы, утвержденные приказом № 3-т от 16 января 2015 года, могут применяться только через 30 дней после их официального опубликования, основываясь на ч. 13 ст. 155 ЖК РФ, поскольку данной нормой регулируются правоотношения между исполнителями коммунальных и жилищных услуг и потребителями этих услуг, которые не связаны с государственным регулированием тарифов. Отметила, что тарифы, утвержденные указанным приказом, уменьшились по сравнению с установленными ранее. Поскольку тарифы принимаются по итогам заседания коллегии, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ, в решении об установлении тарифов указывается величина тарифов и дата их введения в действие, включая календарную разбивку, дата введения в действие тарифов не связана с опубликованием приказа Госкомитета и вступлением его в законную силу. Не согласилась с доводами истца об отсутствии у МП Псковского района «Коммунальные услуги» имущества, посредством которого осуществляются регулируемые виды деятельности, в связи с отсутствием государственной регистрации права хозяйственного ведения, поскольку именно с момента передачи имущества по акту собственником предприятию на праве хозяйственного ведения данное имущество находится в его законном владении. Госкомитет при установлении тарифов исходит из фактического осуществления регулируемых видов деятельности, с использованием имущества, волеизъявления собственника на передачу имущества (документального закрепления воли собственника (акта о закреплении) и воли регулируемой организации (принятие имущества на баланс, подписание акта приемки-передачи), а также исходя из заключения договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности.

Суд, заслушав представителя МП Псковского района «Коммунальные услуги» К.А.Н., представителя конкурсного управляющего МУПП ЖКХ Псковского района П.М.В.С.Ю.В., представителя Администрации Псковского района А.Ч.В., представителя Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике У.С.А., исследовав письменные материалы дела, находит требования истца не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ч.1 и ч. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника; право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось истцом, предприятием, оказывавшим коммунальные услуги в сфере отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения собственникам <адрес>ФИО1<адрес> в 2014 году являлось МУПП ЖКХ Псковского района, в хозяйственном ведении которого находилось необходимое для осуществления указанной услуги имущество и оборудование, собственником которого являлась Администрация Псковского района.

Распоряжением Администрации Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении права хозяйственного ведения МУПП ЖКХ Псковского района на объекты согласно приложению, посредством которых предприятием осуществлялась деятельность по предоставлению населению коммунальных услуг в сфере отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. МУПП ЖКХ Псковского района предложено снять с баланса объекты, указанные в приложении и передать их в казну Псковского района по акту приема-передачи.

Распоряжением Администрации Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ за созданным на основании решения Собрания депутатов Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Администрации Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ муниципальным предприятием Псковского района «Коммунальные услуги» закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество согласно приложению, ранее находившееся на праве хозяйственного ведения в МУПП ЖКХ Псковского района.

В данных распоряжениях выражена воля собственника Администрации Псковского района о передаче имущества, посредством которого осуществляется деятельность по предоставлению населению коммунальных услуг в сфере отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения от одного предприятия другому. При этом передача имущества осуществлялась в зимний период времени, а услуги населению, в том числе по отоплению не прекращали предоставляться МУПП ЖКХ Псковского района до момента фактической передачи имущества и принятия тарифов Госкомитетом Псковской области для МП Псковского района «Коммунальные услуги».

Доводы истца о том, что выставление счетов собственникам <адрес>ФИО1<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МУПП ЖКХ Псковского района не правомерны в связи с выбытием из владения данного предприятия необходимого для предоставления коммунальных услуг имущества, являются несостоятельными, поскольку предоставление коммунальных услуг, в том числе по отоплению, в зимний период носит непрерывный характер, внутренним приказом по МУПП ЖКХ Псковского района определено осуществить снятие с баланса предприятия имущество в течение месяца, в спорный период времени данная услуга жителям <адрес>ФИО1<адрес> предоставлялась. В силу положений ч. 3 ст. 438 ГК РФ фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Приказом Госкомитета Псковской области от 16 января 2015 года № 3-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую Муниципальным предприятием Псковского района «Коммунальные услуги» потребителям на 2015 год» установлена величина тарифов на тепловую энергию, в том числе и для населения, дата их введения в действие, включая календарную разбивку начиная с 16 января 2015 года по 31 декабря 2015 года. Тариф с 16 января 2015 года для населения установлен в размере 2041, 15 гкал, что является меньшим по значению с действовавшим ранее – 2 052, 39 гкал. Данный Приказ Госкомитета был опубликован в газете «Псковская правда» 22 января 2015 года, являющейся официальным печатным средством массовой информации для опубликования приказов органов исполнительной власти Псковской области.

Согласно ст. 4 закона Псковской области от 12 февраля 2003 года № 242-ОЗ (в редакции от 18 июля 2014 года) «О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области», приказы органов исполнительной власти Псковской области нормативного характера подлежат официальному опубликованию, вступают в силу со дня их официального опубликования.

В данном случае ссылка истца о нарушении ч. 13 ст. 155 ЖК РФ регулирующей правоотношения между исполнителями коммунальных и жилищных услуг и потребителями этих услуг по информированию нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты предоставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении Приказа Госкомитета Псковской области от 16 января 2015 года № 3-т, не состоятельна, поскольку данная норма не связана с государственным регулированием тарифов.

Усматривается нарушение данной нормы МП Псковского района «Коммунальные услуги», оказывающей коммунальные услуги жителям <адрес>ФИО1<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Информирование жителей дома об изменении тарифа было размещено на обратной стороне квитанции за январь 2015 года. Однако, в связи с тем, что произойдет изменение тарифа данное предприятие информацией не обладало, установленный тариф улучшает положение жителей дома, поскольку его размер снижен по отношению к предыдущему, а предыдущий тариф отменен принятием нового тарифа, правовых оснований не осуществлять плату за потребленную услугу населением с ДД.ММ.ГГГГ, с момента издания приказа, не имеется.

Неосновательны доводы истца в связи с неправильным толкованием закона о том, что МП Псковского района «Коммунальные услуги» неправомерно выставляет счета за оказанные коммунальные услуги, поскольку не является владельцем имущества, посредством которого осуществляется предоставление услуг, так как право хозяйственного ведения на указанные объекты надлежаще не зарегистрированы в Управлении Росреестра по Псковской области.

В силу аб. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента их государственной регистрации. Однако, с момента передачи предприятию имущества на праве хозяйственного ведения данное имущество находится в его законном владении и выбывает из владения собственника. Отрицание наличия у такого лица титула законного владельца при регистрации права хозяйственного ведения, означало бы игнорирование воли сторон, возникновение неопределенности с владельцем такого имущества и не способствовало бы целям гражданского оборота, что отражено в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Вместе с тем, согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ст. 292 ГК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.

В силу требований ст. 153, 155 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Таким образом, собственник помещения в силу прямого указания закона, обязан нести расходы по оплате предоставленных жилищно-коммунальных услуг.

Из представленных платежных документов следует, что Б.А.В. является плательщиком жилищно-коммунальных услуг жилого помещения, <адрес>ФИО1<адрес>, будучи в нем зарегистрированным с членом семьи (<данные изъяты>).

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В ходе рассмотрения дела установлено, что организацией, оказывающей услуги по предоставлению коммунальных услуг жителям <адрес> д. Череха ФИО1<адрес> до ДД.ММ.ГГГГ являлось МУПП ЖКХ Псковского района, во владении которой находилось необходимое имущество и оборудование, фактически услуги, в том числе и по отоплению, жителям дома оказывались, доказательств обращения жителей дома к управляющей компании о неполном или некачественном оказании услуг, либо о неоказании каких-либо услуг, в суд не представлено.

Учитывая, что необходимое имущество и оборудование на праве хозяйственного ведения собственником Администрацией Псковского района МП Псковского района «Коммунальные услуги» передано, ДД.ММ.ГГГГ установлены тарифы на коммунальные услуги, в том числе на отопление для населения, Приказом Госкомитета Псковской области от 16 января 2015 года № 3-т для данного предприятия, опубликованного в официальном средстве массовой информации Псковской области, газете «Псковская правда» ДД.ММ.ГГГГ, установленные тарифы на отопление улучшили положение пользователей услуги, МП Псковской области «Коммунальные услуги» на законном основании оказывает жителям <адрес>. Череха ФИО1<адрес> жилищно-коммунальные услуги, в том числе по отоплению.

При таких обстоятельствах, оснований для признания выставленных счетов за оказанные коммунальные услуги населению Псковского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неправомерными, не имеется.

Вместе с тем, Б.А.В. обратился с указанными требованиями в суд как житель <адрес>. Череха ФИО1<адрес>ФИО1<адрес>, выражая интересы собственников жилых помещений этого же дома, являясь председателем совета МКД. Однако, какими полномочиями для представления интересов собственников МКД в суде он наделен в протоколе общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ не указано. Также отсутствуют правовые основания у истца выражать интересы населения Псковского района, получающего коммунальные услуги.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказать Б.А.В. в требованиях о признании незаконным осуществление сбора денежных средств с населения Псковского района Муниципальным унитарным производственным предприятием жилищно-коммунального хозяйства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за предоставленные коммунальные услуги и признании незаконным осуществление сбора денежных средств с населения Псковского района Муниципальным предприятием Псковского района «Коммунальные услуги» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за предоставленные коммунальные услуги.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца через Псковский районный суд со дня составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись.

Решение в апелляционном порядке обжаловано. Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ Судебной коллегией по гражданским делам ФИО1 областного суда решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Б.А.В. – без удовлетворения.