Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 апреля 2018 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Прокосовой М.М., при секретаре Цыреновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО "Улан-Удэ Энерго" о признании незаконной установку общедомового прибора учета, расчета оплаты за общедомовые нужды,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просит отменить акт допуска в эксплуатацию индивидуального ( коллективного) общедомового)) прибора учета ( комплекса учета) от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика в соответствии с действующими нормами и правилами установить прибор учета электроэнергии; отменить незаконно начисленные данные счетчика по электроэнергии за общедомовые нужды. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. сотрудниками ОАО «Улан-УдэЭнерго» в нарушение действующего законодательства произведен монтаж прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> о чем свидетельствует акт допуска в эксплуатацию прибора учета. В акте допуска подписей уполномоченных лиц не имеется, подписан только представителем ОАО «Улан-УдэЭнерго». Также указано, что при монтаже присутствовал представитель управляющей компании ООО «Южный». При этом указанная организация с ДД.ММ.ГГГГ не обслуживает жилой <адрес>.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным установку общедомового прибора учета и акта допуска от ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет незаконно начисленной суммы по ОДН.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены АО «Читаэнергосбыт», Администрация октябрьского района <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель по устному заявлению ФИО2 исковые требования с учетом их уточнений поддержали, дали пояснения так, как они указаны в иске. Дополнительно пояснили о том, что дом, в котором проживает истец, мест общего пользования не имеет. Фактически является домом блокированной застройки, у каждого собственника имеется свой отдельный выход, управляющей компании нет. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме, поскольку на основании показаний общедомового счетчика начисляется оплата в несоответствующем размере.
Представитель ответчика ОАО «Улан-УдэЭнерго» ФИО3 возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил суду о том, что прибор был установлен в рамках договорных отношений с гарантирующим поставщиком ОАО «Буртэнергосбыт». Прибор установлен за чет собственных средств АО «Улан-УдэЭнерго». Спорный прибор учета является собcтвенностью АО «Улан-УдэЭнерго» по которому осуществляется снятие показаний для формирования полезного отпуска и последующего предоставления их гарантирующему поставщику электрической энергии для оплаты по предоставленной услуге по передаче электрической энергии. Прибор используется в коммерческих целях. Ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета для определения объема и стоимости потребленных на общедомовые нужды. Оспариваемый акт не является ненормативным актом, поскольку не носит властно – распорядительного характера, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, нарушающих права и законные интересы потребителя. Также ссылка истца на правила установки от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованной, так как новые приборы учета указанными правилами не регламентируются.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора АО «Читаэнергосбыт» ФИО4 не возражала против удовлетворения заявленных требований. Полагает, что в доме по <адрес> общедомовой прибор учета установлен в нарушение правил. Дом является блокированной застройкой, в связи с чем, у каждого собственника имеется свой вход, мест общего пользования не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с положениями статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от ДД.ММ.ГГГГ с учетом положений Федерального закона N 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона N 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Согласно части 1 статьи 13 указанного выше Федерального закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 является пользователем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании ордера №, выданного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту допуска в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ., составленного в присутствии представителя ОАО «Улан-УдэЭнерго» ФИО5,, директора ООО «Южный» ФИО6 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> произведен монтаж прибора учета электроэнергии с местом установки ВРУ – 0,4 кВ на фасаде жилого дома под крышей дома.
В соответствии с п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442. в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.
Сетевые организации обязаны публиковать на своих официальных сайтах в сети "Интернет" наименование приборов учета, установку которых осуществляют такие организации, а также их стоимость и стоимость работ по их установке.
Гражданин - собственник жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченное им лицо, гражданин - собственник помещения в многоквартирном доме или лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, оплачивают установленные приборы учета с учетом положений части 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация). При получении запроса от сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан составить и передать сетевой организации ответ в срок, определенный соглашением между ними, который составляет не более 2 месяцев.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Возражая против заявленных требований, сторона ответчика АО «Улан-УдэЭнерго» не представила суду доказательств извещения собственника жилого помещения, на фасад которого был установлен общедомовой прибор учета.
Из акта допуска прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что при монтаже общедомового прибора учета присутствовал представитель управляющей организации ООО «Южный» директор <данные изъяты> при этом акт указанным должностным лицом не подписан.
Более того, из материалов дела следует, что жилой дома по <адрес> ООО «Южный» не обслуживает с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой, выданной должностным лицом – директором <данные изъяты>
Ответчиком в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не были представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении порядка установки и допуска общедомового прибора учета в эксплуатацию.
Более того, в ходе судебного разбирательства, с учетом предоставленного технического паспорта жилого помещения, установлено, что жилой многоквартирный дом обладает признаками блокированной застройки.
Согласно Свода правил "СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные", который действовал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период монтажа общедомового прибора учета, домом блокированной застройки являются дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).
При этом Свод правил, помимо расположения дома на отдельном земельном участке, определял иные критерии жилого дома блокированной застройки, если они, в том числе не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков.
Следовательно, установка общедомового прибора учета в доме по <адрес> произведена с нарушением установленного порядка, и, показания, переданные гарантирующему поставщику АО «Читаэнергосбыт» не могут применяться для расчета оплаты за общедомовые нужды потребителю ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к АО "Улан-Удэ Энерго" о признании незаконной установку общедомового прибора учета, расчета оплаты за общедомовые нужды удовлетворить.
Признать незаконной установку ДД.ММ.ГГГГ. общедомового прибора учета по адресу <адрес>.
Признать начисления оплаты за общедомовые нужды, рассчитанные на основании показаний общедомового прибора учета незаконными.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья подпись М.М.Прокосова
Судья: копия верна М.М.Прокосова
Секретарь: М.М. Цыренова
Оригинал находится в Октябрьском районном суде <адрес>
в материалах гражданского дела №