ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-864/2022 от 20.07.2022 Кузнецкого районного суда (Пензенская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2022 года г. Кузнецк

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Маньковой С.А.,

при секретаре Аюповой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области в помещении суда гражданское дело УИД 58RS0017-01-2022-002580-95 по исковому заявлению Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области», в интересах неопределенного круга лиц, к ТСЖ «Новое» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» (далее по тексту - ОД «АППО»), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к ТСЖ «Новое» о защите прав потребителей, указав на то, что 02.06.2022 ОД «АППО», руководствуясь Законом РФ «О защите прав потребителей», провело общественный контроль по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ ТСЖ «Новое», осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом.

В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: государственной информационной системе ЖКХ отсутствует следующая информация: лицо, осуществляющее прием граждан, штатная численность организации, о членстве товарищества в саморегулируемой организации, год постройки, серия, тип постройки здания, количество подъездов, количество лифтов, площадь земельного участка, на котором расположен дом, количество жилых и нежилых помещений, общая площадь жилых помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы МКД, системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества в МКД, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, отчёт по управлению МКД.

На электронную почту ответчика было направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных нарушений в 3-х дневный срок.

Однако выявленные нарушения не устранены, чем нарушаются права потребителей на свободный доступ к получению полной информации по вышеуказанному многоквартирному дому. Состав и количество лиц, проживающих в квартирах жилого дома, права которых нарушены и могут быть нарушены противоправными действиями ТСЖ «Новое», могут изменяться в связи с рождением, смертью, продажей или приобретением жилых помещений, поэтому определить конкретный круг лиц не представляется возможным. Кроме того, в данном случае затрагиваются интересы не только собственников помещений названного жилого дома, но и нанимателей, арендаторов, субарендаторов помещений.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также положения приказа Минкомсвязи России от 14.06.2016 года № 264 «О вводе в эксплуатацию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства», ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Закона РФ «О защите прав потребителей» ОД «АППО» просит суд признать действия ТСЖ «Новое» противозаконными по не предоставлению неопределенному кругу потребителей информации в системе ГИС ЖКХ, предусмотренной приказом Минкомсвязи России от 14.06.2016 года № 264 и Федеральным Законом РФ «О ГИС ЖКХ»; возложить на ответчика обязанность по прекращению противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей, и в срок, установленный судом, разместить информацию, а именно: лицо, осуществляющее прием граждан, штатная численность организации, о членстве товарищества в саморегулируемой организации, год постройки, серия, тип постройки здания, количество подъездов, количество лифтов, площадь земельного участка, на котором расположен дом, количество жилых и нежилых помещений, общая площадь жилых помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы МКД, системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества в МКД, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, отчёт по управлению МКД, в систему ГИС ЖКХ, предусмотренную ст. 6, ст. 7 ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»; возложить на ТСЖ «Новое» обязанность довести в установленный судом срок через средства массовой информации – областную газету «Наша Пенза» резолютивную часть решения суда до сведения потребителей; а также взыскать с ТСЖ «Новое» в пользу ОД «АППО» понесенные расходы в размере 20 000 руб.

Истец – ОД «АППО» своего представителя в судебное заседание не направило, извещены.

Представитель ответчика – председатель ТСЖ «Новое» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом и своевременно.

Суд, полагая возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся в суд участников процесса, изучив письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулирует Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

В ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством; субъекты, размещающие информацию в системе, - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

В соответствии со ст. 6 данного Федерального закона в системе должны размещаться: информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг; информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние; информация об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан; информация о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе о субсидиях гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; производственные и инвестиционные программы лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, а также результаты их исполнения; информация об установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечнях мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов; информация о специализированных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта, региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональные программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, отчеты о ходе реализации указанных программ и планов, а также о реквизитах нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми утверждены такие программы и планы; информация о совершенных операциях по списанию со счета и зачислению на счет денежных средств, в том числе на специальный счет, которые открыты в целях формирования фонда капитального ремонта, а также об остатке денежных средств на таких счетах; информация о нормативах потребления коммунальных услуг; информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ; информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг; информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг; информация о соблюдении установленных параметров качества товаров, выполненных работ, оказанных услуг организациями, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, предоставляющими коммунальные услуги, а также лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе информация о фактах и количественных значениях отклонений от параметров качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг; информация о проведении ремонта, в том числе планово-предупредительного ремонта, и выполнении работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе связанных с ограничением или приостановкой предоставления коммунальных услуг; информация о подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации, о готовности к отопительному сезону и о его прохождении; информация о ценах, тарифах, установленных на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг; информация о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги; информация о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме; информация о ценах, тарифах, установленных на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них; информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, или лица, уполномоченного в установленном жилищным законодательством порядке представлять в отношениях с третьими лицами интересы собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление этим домом, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ; информация о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; информация об установленных в договорах сроках внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также о сроках представления платежных документов, на основании которых вносится такая плата; информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования; информация о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе управления указанным домом и способе формирования фонда капитального ремонта, а также документы, подтверждающие принятие соответствующих решений; условия договора управления многоквартирным домом, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таком договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации, договор, а также предусмотренный законодательством Российской Федерации отчет о выполнении такого договора; договоры о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры; информация о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения; информация о случаях привлечения лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, предоставлению коммунальных услуг, к административной ответственности с указанием количества таких случаев, документы о применении мер административного воздействия, а также о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших за собой применение мер административного воздействия.

Согласно с частью 18 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ.

Лицами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, подлежит раскрытию и опубликованию в системе информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг (пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ).

Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов обществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (приказ Минкомсвязи России, Минстроя России от 29.02.2016 г. № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»).

Адрес официального сайта ГИС ЖКХ в сети «Интернет» определен приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2014г. № 504/934/пр «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.

В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом; распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой; носить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей); участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

Согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Исходя из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № ЮЭ9965-22-56357792 от 25.02.2022 года, Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области», находящееся по адресу: , является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки.

В силу п. 2.1 Устава Общественного движения «Ассоциации потребителей Пензенской области», основной целью Ассоциации является защита прав и интересов потребителей.

Общественное движение «Ассоциации потребителей Пензенской области» имеет право, в том числе, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей хозяйствующими субъектами (продавцами, изготовителями товаров, исполнителя работ, услуг); по результатам общественного контроля направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов; участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга лиц).

В соответствии с частью 1 статьи 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных этим кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами (часть 4 статьи 110 названного Кодекса).

Согласно п. 3 ст. 21 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Паевой фонд потребительского общества состоит из паевых взносов, являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества (пункт 1 статьи 23 указанного Закона).

В судебном заседании установлено, что Товарищество собственников жилья «Новое» (сокращенное наименование ТСЖ «Новое») 14.06.2022 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером , в настоящее время является действующим юридическим лицом, с местом нахождения и юридическим адресом: . Предметом деятельности ТСЖ «Новое» является: управление, организация обслуживания, содержания и ремонта общего недвижимого имущества, находящегося в общей долевой собственности членов ТСЖ – собственников помещений товарищества; обеспечение членов ТСЖ – собственников помещений товарищества коммунальными и прочими услугами с контролем качества и сроков выполнения этих услуг; защита и предоставление общих интересов членов ТСЖ в государственных органах власти и управления, судах, а также во взаимоотношениях с иными юридическими лицами и гражданами; обеспечение соблюдения членами ТСЖ и членами их семей, собственниками жилых помещений, а также арендаторами и нанимателями содержания общего имущества ТСЖ, в том числе мест общего пользования и придомовой территории в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; использование роли заказчика на работы по содержанию, ремонту общего имущества ТСЖ; заключение договоров, контрактов, соглашений с физическими и юридическими лицами в соответствии с уставными целями своей деятельности; проведение мероприятий по благоустройству и озеленению придомовой территории, оформленной в установленном порядке в общую долевую собственность собственников ТСЖ; осуществление хозяйственной деятельности в пределах предусмотренных законами Российской Федерации, города Кузнецка Пензенской области, других нормативных и правовых актах, а также Устава. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и Уставом ТСЖ «Новое».

Таким образом, управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: осуществляется ТСЖ «Новое».

02.06.2022 общественным движением «Ассоциация потребителей Пензенской области» была проведена общественная проверка по вопросу размещения в ГИС ЖКХ – ТСЖ «Новое», осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: информации, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

По результатам общественного контроля в отношении ответчика 02.06.2022 года общественным инспектором Яшиным С.А. был составлен акт общественного контроля № б/н, утвержденный председателем АППО, согласно которому на сайте ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: лицо, осуществляющее прием граждан, штатная численность организации, о членстве товарищества в саморегулируемой организации, год постройки, серия, тип постройки здания, количество подъездов, количество лифтов, площадь земельного участка, на котором расположен дом, количество жилых и нежилых помещений, общая площадь жилых помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы МКД, системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества в МКД, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, отчёт по управлению МКД.

02.06.2022 председателем общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» на электронную почту ТСЖ «Новое» было направлено письмо с требованием в 3-хдневный срок устранить выявленные нарушения в ходе проверки нарушения в части не размещения в ГИС ЖКХ указанной информации по МКД по адресу: .

11.06.2022 года экспертом Яшиным С.А., который являлся одновременно и общественным инспектором, была подготовлена экспертиза информации, отраженной в акте общественного контроля от 02.06.2022 года в отношении дома по адресу: , находящегося под управлением ответчика, ТСЖ «Новое», утвержденная председателем АППО, согласно которой на сайте ГИС ЖКХ указанная ранее информация так и продолжает отсутствовать; подготовлено заключение о нарушении ответчиком требований п.п. 14, 24, 21, 25, 42, ч. 1 ст. 6, ч. 18 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации № 209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в редакции от 21.07.2014 года, ст. 10 Закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» в редакции от 18.07.2019 года № 133-ФЗ.

Поскольку в установленный срок данные нарушения ответчиком не были устранены, истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на нарушение прав неопределенного круга лиц ответчиком, которым в нарушение требований указанных выше нормативных актов не размещена в системе ГИС ЖКХ в полном объеме установленная законом информация, а именно: лицо, осуществляющее прием граждан, штатная численность организации, о членстве товарищества в саморегулируемой организации, год постройки, серия, тип постройки здания, количество подъездов, количество лифтов, площадь земельного участка, на котором расположен дом, количество жилых и нежилых помещений, общая площадь жилых помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, класс энергетической эффективности, конструктивные элементы МКД, системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества в МКД, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, отчёт по управлению МКД.

В соответствии с абз. 4 и 9 п. 2 ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей.

Согласно ч. 19 ст. 20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако Закон РФ «О защите прав потребителей» и Жилищный кодекс Российской Федерации не регламентируют порядок организации и осуществления данного общественного контроля.

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля устанавливает Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

В жилищной сфере нормативные положения об общественном контроле конкретизируются в Правилах осуществления общественного жилищного контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1491.

Как следует из материалов дела, фактически истцом в отношении ответчика были проведены мероприятия общественного контроля в двух формах – общественной проверки, принимая во внимание привлечение общественного инспектора, по результатам которой составлен акт, и общественной экспертизы, по результатам которой была подготовлена экспертиза от 11.06.2022.

В силу п. 4 Правил осуществления общественного жилищного контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля», решение о проведении общественного жилищного контроля (далее - решение о проведении контроля) принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля в определенных формах или включенные в решение о проведении контроля по усмотрению субъекта общественного контроля.

Частью 4 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» определено, что организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.

Решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), а с 01 июля 2017 года – в том числе посредством его размещения в ГИС ЖКХ (п. 6 вышеуказанных Правил).

На основании ч. 7 ст. 20 и ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», п. 19 Правил, по результатам проведения общественного контроля субъектом общественного контроля оформляется итоговый документ: по результатам общественной проверки акт, по результатам общественной экспертизы заключение.

Акт должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений. Акт, подготовленный по результатам общественной проверки, направляется руководителю проверяемых органа или организации, а также иным заинтересованным лицам, размещается субъектами общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (части 7 и 8 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Заключение, подготовленное по результатам общественной экспертизы, должно содержать: объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза; предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза. Заключение, подготовленное по результатам общественной экспертизы, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (части 9 и 10 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Согласно п. 20 Правил, субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети «Интернет», а с 1 июля 2017 г. - в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Между тем, истцом не представлены доказательства того, что при проведении мероприятий общественного контроля в отношении ответчика им были соблюдены требования о порядке осуществления общественной проверки и общественной экспертизы, содержащиеся в указанных выше Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и Правилах осуществления общественного жилищного контроля, в частности:

1) отсутствует решение о проведении общественного контроля, которое подлежало направлению ответчику и должно было быть обнародовано посредством его размещения в сети «Интернет», а также его размещения в ГИС «ЖКХ», где содержится информация о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а при проведении общественной проверки также фамилия, имя, отчество, образование, квалификация общественного инспектора, привлеченного к ее осуществлению общественной проверки;

2) не представлена информация о порядке отбора кандидатуры общественного эксперта;

3) в акте общественного контроля отсутствует указание на основания для проведения общественной проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; в заключение экспертизы отсутствует указание на предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений;

4) акт не был направлен руководителю проверяемой организации, а также иным заинтересованным лицам, а заключение на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

5) истцом не представлены сведения о размещении акта и заключения в сети «Интернет», в том числе в ГИС ЖКХ.

Суд также обращает внимание и на то, что, направляя ответчику претензию с требованием устранить выявленные в ходе общественной проверки нарушения, истец превысил свои полномочия, указанные в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая не предоставляет права общественным объединениям потребителей требовать от хозяйствующих субъектов совершения каких бы то ни было действий.

Несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав юридических лиц, что является недопустимым.

Таким образом, объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца), а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц.

При вынесении решения суд также приходит к выводу, что представленные истцом в качестве доказательств и обоснования заявленных требований итоговые документы общественного контроля и экспертизы не являются в силу статей 59, 60, 71 ГПК РФ допустимыми доказательствами, поскольку они в установленной форме не заверены, составлены не государственными или муниципальными контролирующими органами.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что представленные истцом документы не подтверждают отсутствие в ГИС ЖКХ указанной в иске информации на даты контроля и экспертизы, поскольку они, как указано выше, оформлены не уполномоченными органами в рамках предусмотренной законом процедуры и не позволяют однозначно определить отсутствие данной информации на дату общественного контроля, при этом суд отмечает, что предписаний от уполномоченного органа на устранение указанных в иске нарушений и указаний на их наличие ответчику не поступали.

Разрешая заявленные истцом требования о понуждении ТСЖ «Новое» разместить в системе ГИС ЖКХ информацию о классе энергетической эффективности суд приходит к следующему.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в системе должны размещаться: документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов.

Согласно п. 2.1.17 раздела 10 Приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр, информация о классе энергетической эффективности многоквартирного дома (в случае установления данного класса) подлежит размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.

При этом, в соответствии с п. 2 ч. 16 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», органы местного самоуправления размещают в системе: информацию, предусмотренную пунктами 6, 7, 9, 11, 13, 14, 28, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 4 ст. 4 Конституции РФ, ст. 3 ГК РФ, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство по всей территории России и другие нормативно – правовые акты не должны им противоречить.

Таким образом, положения п. 2 ч. 16 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» имеют верховенство над п. 2.1.17 раздела 10 Приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр, в связи с чем, обязанность по внесению в Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства» информации об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние, в том числе о конструктивных элементах многоквартирного дома, системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также о классе энергетический эффективности, возложена на органы местного самоуправления, соответственно, у ответчика ТСЖ «Новое» отсутствует обязанность размещать указанную информацию в ГИС ЖКХ.

При таких обстоятельствах заявленные истцом требования о понуждении ТСЖ «Новое» разместить в системе ГИС ЖКХ информацию о классе энергетической эффективности удовлетворению не подлежат.

Ответчиком представлены опровергающие доводы истца скриншоты страниц официального сайта ГИС ЖКХ в сети «Интернет», согласно которых, часть заявленных истцом требований о понуждении ТСЖ «Новое» разместить в системе ГИС ЖКХ информацию об управляющей компании (п. 1 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»), включая режим работы, прием граждан, штатную численность, о членстве кооператива в саморегулируемой организации, а также информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние (п. 2 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства») включая год постройки, серию и тип здания, количество подъездов, количество лифтов, количество нежилых помещений, общую площадь жилых помещений, общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества, исполнена ответчиком, то есть, на момент вынесения решения суда часть указанной информации была внесена в ГИС ЖКХ.

Учитывая, что судом оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не установлено, оснований для взыскания с ответчика судебных издержек, в силу ст. 98 ГПК РФ, также не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области», в интересах неопределенного круга лиц, к Товариществу собственников жилья «Новое» о защите прав потребителей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья