ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-865(1 от 02.09.2021 Саратовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-865(1)/2021

64RS0034-01-2021-001962-09

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02.09.2021 года п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Дементьевой О.С.,

при помощнике Ребровой О.В.,

с участием заместителя прокурора Плюснина Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Саратовского района Саратовской области в интересах Шеховцовой Е.Н. и ее несовершеннолетних детей к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области об отмене постановления администрации, о признании недействительным результатов межевания земельного участка, прекращении права собственности, исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи государственного кадастрового учета о земельном участке, предоставлении земельного участка многодетной семье,

установил:

прокурор Саратовского района Саратовской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов Шеховцовой Е.Н. и ее несовершеннолетних детей к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области об отмене постановления администрации Саратовского муниципального района от 28.07.2015г. , о признании недействительным результатов межевания земельного участка, прекращении права собственности, исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи государственного кадастрового учета о земельном участке, предоставлении земельного участка многодетной семье, в котором просит признать недействительными результаты межевания (образования) земельного участка, с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства; прекратить зарегистрированное право собственности Шеховцовой Е.Н. на земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства; исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства; признать за Шеховцовой Е.Н. и ее несовершеннолетним детьми право на внеочередное получение земельного участка в соответствии с Законом Саратовской области от 30.09.2014 № 119 - ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»; возложить на администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области обязанность предоставить Шеховцовой Е.Н. и ее несовершеннолетним детьми земельный участок в соответствии с Законом Саратовской области от 30.09.2014 № 119 - ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Саратовского района проведена проверка по обращению Шеховцовой Е.Н. по вопросу предоставления земельного участка ее многодетной семье. В рамках указанной проверки установлено, что Шеховцова Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ., имеет на иждивении несовершеннолетних детей. Согласно постановлению администрации Саратовского МО 28.07.2015г. № 145 «О предоставлении в собственность земельного участка» Шеховцовой Е.Н., с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, на который в 2018г. зарегистрировано право собственности. В ходе проверки установлено, что данный земельный участок входит в границы полос воздушных подходов с курсом 115/295, где нахождение объектов капитального строительства не обеспечивает необходимый безопасный габарит по высоте и таким образом не обеспечивает безопасности полетов для однодвигательных воздушных судов ПОУ «Саратовский аэроклуб ДОСААФ им. Ю.А. Гагарина». Курс 115/295 действовал с 1997 года и по настоящее время. Таким образом, постановлением администрации Саратовского МО от 28.07.2015г. № 145 «О предоставлении в собственность земельного участка» Шеховцовой Е.Н. предоставлен заведомо не пригодный для строительств жилого дома земельный участок.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, и настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика - администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, ходатайства об отложении слушания дела от него не поступило.

Третьи лица - Профессиональное образовательное учреждение «Саратовский аэроклуб ДОСААФ им. Ю.А. Гагарина», Управление Росреестра по Саратовской области, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Саратовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки и доказательства уважительности причин в суд не представили, возражений по иску не сообщили, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.

Учитывая надлежащее извещение ответчика, согласие истца, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.18 «Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации», утвержденных приказом Министра обороны РФ 24.09.2004 года № 275, старший авиационный начальник аэродрома государственной авиации обязан принимать меры к тому, чтобы при планировании развития городов и других населенных пунктов в пределах установленных для каждого класса аэродрома полос воздушных подходов, зон нормированных параметров авиационных шумов и электромагнитных полей (зон ограничения строительства) соблюдались требования по безопасности полетов, допустимым уровням авиационных шумов и электромагнитных полей.

В судебном заседании установлено, что Шеховцова Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет на иждивении 3 несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно постановлению администрации Саратовского МО 28.07.2015г. № 145 «О предоставлении в собственность бесплатно земельного участка» Шеховцовой Е.Н. предоставлен общей площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, на который 18.10.2017г. зарегистрировано право собственности.

Для получения в администрации Саратовского муниципального района Саратовской области разрешения на строительство индивидуального жилого дома в соответствии с требованиями части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях получения согласования строительства с ПОУ «Саратовский аэроклуб ДОСААФ им. Ю.А. Гагарина», являющемся оператором аэропорта «Дубки», был направлен запрос в ПОУ «Саратовский аэроклуб ДОСААФ им Ю.А. Гагарина» с просьбой согласовать строительство.

Письмом ПОУ «Саратовский АК ДОСААФ им. Ю.А. Гагарина» отказало Шеховцовой Е.Н. в согласовании строительства жилого дома в связи с тем, что предоставленный ей земельный участок попадает в границы полос воздушных подходов с курсом 115/295, где нахождение объектов капитального строительства не обеспечивает безопасный габарит по высоте и таким образом не обеспечивает безопасность полетов для однодвигательных воздушных судов, соответственно не предоставляется возможным дать разрешение на застройку данного земельного участка. Также основанием для отказа послужило мнение ПОУ «Саратовский АК ДОСААФ им. Ю.А. Гагарина» о том, что по радиоизлучению от объектов связи и шумности на арендуемом земельном участке будет превышен минимально допустимый уровень.

Установлено, что аэродром Саратов (Дубки) находится в ведении ДОСААФ России и закреплен за Профессиональным образовательным учреждением «Саратовский аэроклуб ДОСААФ имени Ю.А. Гагарина» согласно приказу Председателя ДОСААФ России от 13.04.2015 года № 89, является аэродромом государственной авиации 3 класса, зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации за № №, имеет Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации от 30.12.2013 года (действительно по 01.01.2024 года).

Приказом Министра обороны РФ № 136, Минтранса РФ № 42, Росавиакосмоса № 51 от 31.03.2002 года утверждены Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 года № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

В силу пункта 1 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из названного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации установлена обязанность получать согласование на строительство объектов в районе аэродрома и на приаэродромной территории у собственника аэродрома.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 года № 138 утверждены Правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее - Правила № 138), которые устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

Правилами № 138 предусмотрено, что необходимо согласовывать объекты в целях безопасности воздушного движения, а также определены основания отказа в размещении объектов.

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации. В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации установлены семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в частности третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории.

Согласно положениям пункта 2 части 7 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории, включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, подготавливается оператором аэродрома.

В силу приведенных положений федерального законодательства в круг обязанностей операторов аэродромов входит обеспечение соответствия аэродромов требованиям федеральных авиационных правил, безопасности полетов воздушных судов, в том числе путем подготовки проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории, включающий установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.

В силу статьи 72 Воздушного кодекса Российской Федерации полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно-посадочных площадках в пределах населенных пунктов. Отступления от данного правила полета определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Письма Росавиации от 08.02.2017 года № исх- 2445/14 «Относительно согласования строительства (реконструкции, размещения) объектов» (вместе с «Методическими рекомендациями относительно согласования строительства (реконструкции, размещения) объектов в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов», утвержденными Росавиацией 07.02.2017 года) Территориальный орган Росавиации при необходимости вправе запросить у научно-исследовательских институтов гражданской авиации, организаций, осуществляющих обслуживание воздушного движения и эксплуатацию систем посадки, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, операторов аэродромов информацию: о влиянии объекта на работу радиотехнических средств обеспечения полетов воздушных судов; о влиянии объекта на аэронавигацию и безопасность воздушного движения; об изменении уровня загрязнения атмосферного воздуха на территории размещения объекта; об ухудшении видимости в районе аэродрома ввиду создания летных препятствий; о влиянии объекта на орнитологическое обеспечение безопасности полетов воздушных судов.

Пунктом 11 методических рекомендаций предусмотрено, что по результатам рассмотрения вопроса о возможности согласования строительства территориальный орган Росавиации письменно сообщает заявителю о согласовании строительства или об отказе в согласовании строительства. При отказе в согласовании строительства территориальный орган сообщает мотивированные причины такого отказа, в том числе приводятся ссылки на нормативные документы, результаты расчетов, экспертные заключения специализированных организаций.

Из изложенных норм следует, что процедура согласования строительства объектов направлена на недопущение снижения уровня безопасности полетов.
Выдача согласования строительства (реконструкции, размещения) объектов в пределах приаэродромных территорий гражданских аэродромов Российской Федерации, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов осуществляется, исходя из условия обеспечения безопасности полетов воздушных судов и отсутствия влияния предполагаемого объекта строительства (проектирования) на работу средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов.

Согласно положениям статьи 93 «Федеральных авиационных правил «Нормы годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации» для аэродромов государственной авиации 3 класса установлена приаэродромная территория в форме прямоугольника размером 30x25 км с центром контрольной точки аэродрома (КТА).

Планируемый заявителем к строительству индивидуальный жилой дом на земельном участке, расположенном на приаэродромной территории аэродрома ДОСААФ России Саратов (Дубки) оказывает влияние на безопасность полетов.

Согласно положениям п. 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней: с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации.

В данном случае такой организацией является ДОСААФ России Саратов (Дубки).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации, аэродром Саратов (Дубки) является аэродромом 3-го класса.

В настоящее время приаэродромная территория установлена Министерством обороны РФ по нормам приказа министра обороны, но не установлена в соответствии с нормами Федерального закона №135-ФЗ от 01.07.2017. года.

Вместе с тем согласно поручения Правительства РФ от 2013 года согласование размещения объектов капитального строительства на предмет их соответствия ограничениям, предусмотренным пунктами 58-60 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ (постановление Правительства от 11.03.2010 года №138, в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона №135 -ФЗ от 01.07.2017 года необходимо осуществлять в границах 30-километровой зоны вокруг КТА аэродрома авиационным руководителем аэродрома государственной авиации.

Таким образом, предоставленный Шеховцовой Е.Н. в 2015 году земельный участок заведомо являлся не пригодным для ведения строительства жилого дома.

Сложившиеся обстоятельства препятствуют реализации права многодетной семье Шеховцовой Е.Н., в том числе несовершеннолетних детей, на строительство жилого дома на указанном земельном участке, так как постройка зданий, строений и сооружений в данной зоне запрещена.

В результате допущенных нарушений при формировании земельных в Саратовской области, Саратовском муниципальном районе, Дубковском муниципальном образовании, п. Дубки, в части не согласования со специализированными организациями, и дальнейшее предоставление их в собственность многодетным семьям, может лишить несовершеннолетних детей Шеховцовой Е.Н. возможности на реализацию своих прав на собственность и имущество, гарантированных ст. ст. 35, 36 Конституции РФ.

На основании вышеизложенного, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку объектом правонарушений являются законные права и интересы несовершеннолетних.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Саратовского района Саратовской области в интересах Шеховцовой Е.Н. и ее несовершеннолетних детей к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области об отмене постановления администрации, о признании недействительным результатов межевания земельного участка, прекращении права собственности, исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи государственного кадастрового учета о земельном участке, предоставлении земельного участка многодетной семье, удовлетворить.

Отменить постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 28.07.2015г. № 145 «О предоставлении в собственность бесплатно земельного участка» Шеховцовой Е.Н..

Признать недействительными результаты межевания (образования) земельного участка, с кадастровым номером , по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

Прекратить зарегистрированное право собственности Шеховцовой Е.Н. на земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 64:32:013001:219, по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, Дубковское муниципальное образование, п. Дубки, ул. Сиреневая, уч. № 19 для индивидуального жилищного строительства.

Признать за Шеховцовой Е.Н., ДД.ММ.ГГГГр., и несовершеннолетними детьми: ФИО10ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО12., ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на внеочередное получение земельного участка в соответствии с Законом Саратовской области от 30.09.2014 № 119 - ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Возложить на администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области обязанность предоставить Шеховцовой Е.Н. и ее несовершеннолетним детям ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельный участок в соответствии с Законом Саратовской области от 30.09.2014 № 119 - ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Решение в окончательной форме изготовлено 09.09.2021г.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: