ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-865/20 от 18.08.2020 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2020 года город Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Потаповой Л.В.,

при секретаре Филатовой Т.А.,

с участием представителя истца Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Воронежского филиала Государственной компании «Российские автомобильные дороги» по доверенности ФИО3,

ответчика, представителя ответчика ФИО5 по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-865/2020 по исковому заявлению Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Воронежского филиала Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к ФИО5, администрации муниципального образования Дедиловское Киреевского района, ФИО6 о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок,

установил:

Российская Федерация в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (далее по тексту ГК «Российские автомобильные дороги») Воронежского филиала ГК «Российские автомобильные дороги» обратилась в суд с иском к ФИО4, ФИО6 о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, указывая на то, что ГК «Российские автомобильные дороги» является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления. Учредителем ГК «Российские автомобильные дороги» выступает Российская Федерация. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 распоряжения Федерального дорожного агентства от 30.03.2010 ГК «Российские автомобильные дороги» по передаточному акту от 30.04.2010 в доверительное управление передана автомобильная дорога федерального значения М-4 «Дон» Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснодар-Новороссийск.

В соответствии с Программой деятельности ГК «Российские автомобильные дороги» осуществляются мероприятия по реализации проекта «Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 211+700 – км 218+000, км 222+000 – км 255+000 прямое направление и км 275+400 – км 287+800 обратное направление, Тульская область» (далее по тексту - Объект). В целях установления границ земельных участков для реконструкции линейного Объекта – участка автодороги М-4 «Дон», на основании приказа Минтранса России от 06.07.2012 № 199 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения», во исполнение принятого Федеральным дорожным агентством решения разработана документация по планировке территории, утвержденная распоряжением Росавтодора от 28.10.2015 Согласно проекту межевания территории в полосе отвода проектируемого участка автодороги располагалась часть земельного участка площадью 5528 кв.м, подлежащая образованию из земельного участка с К, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, находящегося в долевой собственности физических лиц и <данные изъяты>

Распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ № 2914-р от 17.10.2019 принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации части земельного участка уточненной площадью 5531 кв.м, подлежащего образованию из земельного участка с К. ГК «Российские автомобильные дороги» всем действующим участникам долевой собственности направлялись письма, содержащие в приложении копии распоряжения об изъятии земельного участка, в том числе и в адрес ФИО4 Позднее всем участникам долевой собственности были направлены письма о предоставлении документов для заключения соглашения об изъятии земельного участка.

В результате проведения кадастровых работ в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о подлежащем изъятию для государственных нужд земельном участке с К площадью 5531 кв.м, образованного из земельного участка с К.

Всем участникам долевой собственности был направлен проект соглашения об изъятии земельного участка с приложенным к нему отчетом об оценке размера возмещения, подготовленным ООО «КРТ СИСТЕМА» 30.04.2020 . После получения данных документов всеми участниками долевой собственности подписано соглашение о принудительном изъятии земельного участка для нужд Российской Федерации. В связи со смертью ФИО4, проект соглашения об изъятии земельного участка вместе с копией отчета об оценке размера возмещения ФИО4 не направлялся.

В связи с подписанием всеми участниками общей долевой собственности проекта соглашения об изъятии, смертью одного из собственников, отсутствием наследников как возможных получателей возмещения, а также в связи с неосуществлением процедуры признания доли невостребованной, у Российской Федерации и участников долевой собственности отсутствует спор о праве, т.е. спор о необходимости изъятия земельного участка с определением размера возмещения, что лишает действующего от лица Российской Федерации истца обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка с предоставлением возмещения в рамках положений ст. 282 ГК РФ, ст. 56.10 ЗК РФ. При этом отсутствие заключенного соглашения об изъятии недвижимости с одним из собственников земельного участка – ФИО4, равно как и судебного акта о принудительном изъятии принадлежащей ему доли в праве долевой собственности на земельный участок для государственных нужд, влечет невозможность государственной регистрации перехода права собственности Российской Федерации на изымаемый для государственных нужд земельный участок в рамках требований ст. 14 Федерального закона от 03.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

На основании изложенного истец просит признать право собственности Российской Федерации на принадлежащие ФИО4 1842/32849 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с К площадью 5531 кв.м, расположенный по область, Киреевский район, пос. Красные Озера.

Определением суда от 22.07.2020 производство по делу по иску Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Воронежского филиала Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к ФИО4, ФИО6 о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок прекращено в части требований, предъявленных к ответчику ФИО4, в связи со смертью ответчика.

Определением суда от 22.07.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО2

Представитель истца по доверенности ФИО3 в судебное заседание исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Ответчик администрация муниципального образования Дедиловское Киреевского района о месте, дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в письменном заявление просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик ФИО7 в судебное заседание не явилась, о месте, дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, исковые требования признала.

Ответчик ФИО6 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 145-ФЗ от 17.07.2009 «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Государственная компания является некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной Российской Федерацией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления.

Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона № 145-ФЗ от 17.07.2009 «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» учредителем Государственной компании выступает Российская Федерация. Права и обязанности учредителя Государственной компании осуществляет от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации или уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В силу п. 11 ст. 3 Федерального закона № 145-ФЗ от 17.07.2009 «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность Государственной компании регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона № 145-ФЗ от 17.07.2009 «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственная компания вправе выступать заказчиком работ по строительству автомобильных дорог на основании программы деятельности Государственной компании на долгосрочный период, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона № 145-ФЗ от 17.07.2009 «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании относятся:

1) осуществление функций застройщика при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог Государственной компании, а также при выполнении инженерных изысканий для строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог Государственной компании;

2) осуществление функций заказчика при ремонте и содержании автомобильных дорог Государственной компании;

3) обеспечение подготовки документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

4) осуществление Государственной компанией отдельных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и связанных с резервированием земель и изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

5) обеспечение проведения кадастровых работ в отношении земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании, и финансирование указанных работ;

6) обращение с заявлениями о государственном кадастровом учете земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании, а также с заявлениями об учете изменений изымаемых земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;

7) обращение от имени Российской Федерации с заявлениями о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества.

В ходе судебного заседания установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 145-Ф «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего пользования федерального значения, согласно перечню автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2133-р, подлежащим передаче в доверительное управление ГК «Российские автомобильные дороги» передаются в доверительное управление ГК «Российские автомобильные дороги».

Во исполнении требований главы 7 указанного выше федерального закона Федеральным дорожным агентством и ГК «Российские автомобильные дороги» был подписан передаточный акт от 30.04.2010 в соответствии с которым автомобильная дорога федерального значения М-4 «Дон» Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснодар-Новороссийск передана в доверительное управление ГК «Российские автомобильные дороги». Данным актом ГК «Российские автомобильные дороги» приняла на себя права и обязанности владельцев указанной дороги по ранее заключенным договорам на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание.

Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Федерального дорожного агентства от 28.10.2015 утверждена документация по планировке территории объекта «Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 211+700 – км 218+000, км 222+000 – км 255+000 прямое направление и км 275+400 – км 287+800 обратное направление, Тульская область».

Пунктом 3 ст. 279 Гражданского кодекса РФ установлено, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Статьей 56.2 Земельного кодекса РФ определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а статья 56.3 Земельного кодекса РФ содержит условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, к числу которых относится изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1).

Согласно Положению о Федеральном дорожном агентстве, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374 принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей; принятие решений о подготовке документации по планировке территории в целях развития автомобильных дорог общего пользования федерального значения; обеспечивает подготовку документации по планировке территории, в том числе разработку проектов планировки территории, проектов межевания территории, в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения относится к полномочиям Федерального дорожного агентства.

В соответствии с п. 2 ст. 37 Федерального закона № 145-ФЗ от 17.07.2009 «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, Государственная компания осуществляет следующие полномочия:

1) обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

1.1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

3) подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;

4) подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение);

5) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

6) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;

7) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.

В силу ч. 1 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

Согласно ч. 11 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное (п. 3 ст. 56.11 Земельного кодекса РФ).

С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд Российской Федерации (п. 4 ст. 56.11 Земельного кодекса РФ).

Согласно ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Федерального дорожного агентства от 17.10.2019 для нужд Российской Федерации изъяты земельные участки в целях обеспечения реализации проекта «Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 211+700 – км 218+000, км 222+000 – км 255+000 прямое направление и км 275+400 – км 287+800 обратное направление, Тульская область», в том числе и часть земельного участка с К площадью 5531 кв.м из общей площади 1638600 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, адрес (местоположение) - установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: жилое здание, участок находится примерно в 3160 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра от 15.07.2020 собственниками земельного участка с К являются – ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО4, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25 Также согласно данной выписке арендатором вышеуказанного земельного участка является <данные изъяты>

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 06.05.2020 внесены сведения о подлежащем изъятию для государственных нужд земельном участке с К площадью 5531 кв.м путем образования из земельного участка с К.

Всеми участниками долевой собственности, за исключением ФИО4, после получения проекта соглашения об изъятии с приложенным к нему отчетом об оценке размера возмещения, подписано соглашение о принудительном изъятии земельного участка с К для нужд Российской Федерации.

24.10.2019 и 15.04.2020 Воронежским филиалом ГК «Российские автомобильные дороги» были направлены письма за и за в адрес одного из сособственников вышеуказанного земельного участка - ФИО4 о необходимости предоставления документов для заключения соглашения об изъятии земельного участка.

Как следует из свидетельства о смерти , выданного 16.05.2017 отделом ЗАГС администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области ФИО4 умер 10.05.2017.

Из представленных документов усматривается, что единственным наследником к имуществу умершего ФИО4 является внучка – ФИО5 Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о заключении брака от 23.09.2005, свидетельством о расторжении брака от 20.10.1992, свидетельством о рождении от 22.12.1986, повторным свидетельством о смерти от 26.05.2015, повторным свидетельством от 26.05.2015, свидетельством о смерти от 30.01.2016.

Согласно сообщению <данные изъяты> от 29.04.2020 с ФИО4, как и с иными арендодателями, дополнительных соглашений к договору аренды земельного участка от 12.01.2010 не заключалось. В настоящее время стороной договора является ФИО4, сведения о правопреемниках (наследниках) в <данные изъяты> не поступали. <данные изъяты> располагает только теми сведениями об арендодателях, которые обозначены в открытых источниках информации, а также сведениями, предоставленными самими арендодателями, либо их правопреемниками. За последние 3 года за выплатой арендной платы за долю земельного участка ФИО4 никто не обращался. Сведения о плательщиках земельного налога на земельную долю ФИО4 в <данные изъяты> отсутствуют. Уполномоченное лицо (доверительный управляющий) участниками общей долевой собственности в отношении земельной доли ФИО4 не определялся.

Из сообщения администрации муниципального образования Дедиловское Киреевского района от 10.06.2020 следует, что потенциальному наследнику ФИО4 – ФИО6 предоставлен направленный ГК «ФИО1 автомобильные дороги» пакет документов, в связи с чем администрацией муниципального образования Дедиловское Киреевского района не производились действия, связанные с признание доли умершего ФИО4 невостребованной.

В связи с подписанием участниками общей долевой собственности проекта соглашения об изъятии земельного участка, смертью одного из собственников земельного участка – ФИО4, неосуществлением процедуры по признанию вышеуказанной доли невостребованной, отсутствие спора о необходимости изъятия земельного участка с определением размера возмещения, лишает истца возможности обращения в суд с требованиями о принудительном изъятии земельного участка с предоставлением возмещения в рамках ст. 282 ГК РФ и ст. 56.10 ЗК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при отсутствии заключенного соглашения об изъятии недвижимости с одним из собственников земельного участка – ФИО4, отсутствии судебного акта о принудительном изъятии принадлежащей ему доли в праве долевой собственности на земельный участок для государственных нужд, влечет невозможность государственной регистрации перехода права собственности Российской Федерации на изымаемый для государственных нужд земельный участок в рамках требований ст. 14 Федерального закона от 03.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Анализируя приведённую выше совокупность правовых норм, установленных по делу обстоятельств, исследовав собранные по делу доказательства, оценив их относимость, допустимость и достоверность суд считает, что исковые требования Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Воронежского филиала Государственной компании «Российские автомобильные дороги» являются законными и обоснованными, а поэтому подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Воронежского филиала Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к ФИО6, ФИО5 о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.

Прекратить право собственности ФИО4 на 1842/32849 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с К, площадью 5531 кв.м, расположенный по <адрес>.

Признать право собственности Российской Федерации на принадлежащее ФИО4 1842/32849 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с К, площадью 5531 кв.м, расположенный по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: