Дело № 2-865/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Р.п.Большеречье 02 октября 2014г.
Судья Большереченского районного суда Омской области Страшко Т.В., при секретаре Майер И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ООО «Большереченский ПАТП», ОАО «Омскоблавтотранс» о взыскании морального вреда, причиненного нарушением прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Истицы обратились в суд с иском к ООО «Большереченский ПАТП», указав в его обоснование, что
ФИО1 27.08.2014г. купила в кассе Большереченского автовокзала билет до Кошкуля. С нею были дети: 3г. и 12 лет, также она заплатила за багаж. Водитель автобуса отказался везти ее с детьми до Кошкуля, сославшись на бездорожье, остановил автобус на перекрестке Коршуново-Кошкуль, что в 4 км. от с.Почекуево и 8 км. от д.Кошкуль. В связи с этим ей пришлось вызывать частную машину, чтобы добраться домой. Как оказалось, дорога до Кошкуля была сухая;
ФИО3 26.08.2014г., спросив у кассира Большереченского автовокзала поедет ли автобус до Кошкуля и получив положительный ответ, купила билет до Кошкуля. По приезду в с.Почекуево водитель автобуса отказался ехать в д.Кошкуль, в связи с чем ей пришлось вызывать частную машину и добираться самостоятельно;
ФИО2 26.08.2014г. поехала в д.Кошкуль с остановки Красный Яр Большереченского района Омской области на автобусе по маршруту Большеречье-Кошкуль. С нею были дети 2 и 7 лет. Для расчета с водителем она подала удостоверение многодетной матери. Водитель вернул документ без билета. За проезд 7-летней дочери она заплатила 50 руб. (50% от полной стоимости билета), но водитель билета не дал. В автобусе она увидела ФИО3, которая ехала в Кошкуль, купив билет на автовокзале. Однако доехав до с.Почекуево, водитель сказал, что в Кошкуль не поедет. В связи с этим она вместе с ФИО3 и детьми вынуждены были добираться домой на частной машине, при этом дорога до Кошкуля была абсолютно сухая.
Истцы указывают, что им незаконными действия ответчика причинен моральный вред, вызванный переживаниями по факту недоставления их до места, неудобствами в связи с вынужденным вызовом частной машины, компенсацию которого они просят взыскать с ответчика по 20 000 руб. в пользу каждой.
В судебном заседании истица ФИО1 заявленные исковые требования поддержала по изложенным основаниям, добавив, что она купив билет на автовокзале до Кошкуля, заплатила за 2 полных билета по 144 руб. каждый, а также за 2 багажных места по 29 руб., после чего водитель, не довезя ее до Кошкуля, высадив на дороге, несмотря на ее просьбы вернуть деньги за неоказанные услуги отказался. Проезжая на частной машине в д.Кошкуль она убедилась, что дорога была сухой и отказ водителя от поездки был необоснованным. В связи с тем, что водители не в первый раз отказываются довозить пассажиров до Кошкуля в отсутствии обоснованных и объективных причин, она решила обратиться в суд за защитой своих прав.
В судебном заседании истица ФИО3 также поддержала заявленные требования по тем же основаниям.
Истица ФИО2 поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что сев на остановке с.Красный Яр, от водителя не потребовала билета за свой проезд, а также за проезд 7-летнего ребенка с 50% скидкой. Водитель при посадке ее в автобус сказал, что до Кошкуля поедет, если позволит дорога. Полагает, что уплаченные ею 50 руб. за проезд ребенка могли быть стоимостью проезда до с.Почекуево. Когда приехали в с.Почекуево, водитель объявил, что в Кошкуль не поедет в связи с отсутствием дороги. За проезд на частной машине до Кошкуля (машина приехала за ними в с.Почекуево из д.Кошкуль) она заплатила 100 руб., также как и ФИО3
Представители ответчика ООО «Большереченское ПАТП» в лице ФИО4 и ФИО5, действующие по доверенностям, исковые требования не признали, предоставив отзыв, согласно которого действия водителя ООО «Большереченское ПАТП» нарушений прав пассажирки ФИО2 и ее детей не повлекли, поскольку она оплатила проезд ребенка лишь до Коршуново, а не до Кошкуля, который в этом случае стоил бы 68, а не 50 руб. Водители ФИО6 и ФИО7 утверждают, что не поехали 26 и 27 августа 2014г. от перекрестка Коршуново-Кошкуль в сторону д.Кошкуль в связи с опасным состоянием дорожного полотна из-за дождей, чтобы не подвергать опасности перевозимых пассажиров и других участников движения. Водители при этом действовали в соответствии с п.4.20 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2. Считают, что вины водителей в недоставлении пассажиров до места в связи с изменениями дорожного полотна из-за погодных условий, не имеется, в связи с чем требование о компенсации морального вреда не может быть удовлетворено. Также пояснил, что частичный возврат стоимости билетов при недоставлении пассажиров до места, не производился. Уведомляли ли они как перевозчик Омскоблавтотранс в лице Большереченской автостанции о временном изменении на маршруте, об отсутствии возможности проезда до Кошкуля, не помнит, возможно, устно и было. Настаивал, что водитель на месте вправе самостоятельно принять решение об отказе в дальнейшем движении на основании визуальной личной оценки о невозможности проезда на каком-либо участке маршрута.
Привлеченный к участию в деле в качестве ответчика определением суда от 16.09.2014г. ОАО «Омскоблавтотранс» в судебном заседании участия не принимал, представитель по доверенности ФИО8 в заявлении просила л рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставила отзыв, согласно которого полагают, что не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку прав истцов ОАО «Омскоблавтотранс» не нарушало. В связи с тем, что перевозчик ООО «Большереченское ПАТП», действуя в рамках договора на оказание услуг от 20.12.2012г., письменно не информировал ОАО «Омскоблавтотранс» о полном или частичном прекращении движения по маршруту Большеречье-Казатово в связи с погодными условиями 26 и 27 августа 2014г., в кассе Большереченской автостанции билеты на вышеуказанный маршрут продавались в соответствии с утвержденным расписанием.
Третьи лица – водители ООО «Большереченское ПАТП» ФИО7, работавший на автобусе по маршруту Большеречье-Казатово 27.08.2014г., и ФИО6, работавший на том же маршруте 28.08.2014г., с исковыми требованиями истцов не согласились, считали свои действия обоснованными. Пояснили, что проезжая д.Яготово, и увидев размытую от дождей дорогу на Кошкуль, ее колейность, самостоятельно приняли решение не доставлять пассажиров до места в целях их же безопасности. Пассажирки просили произвести возврат части стоимости денег за купленные в кассе билеты, но возврат должна делать касса автовокзала. ФИО2 билеты до Кошкуля не продавались.
Заслушав стороны, свидетелей Х..., подтвердившего о том, что 26 и 27 августа 2014г. по просьбе истиц в связи с отказом водителей маршрутного автобуса их доставить на место, привез их в Кошкуль на своем автомобиле «Нива». При этом дождей в эти дни не было, дорога была просохшей, автобус мог проехать по ней; К..., являющегося главой Почекуевского сельского поселения, пояснившего о нормальном состоянии дорожного полотна в дни недоставки истиц ООО «Большереченским ПАТП» и имеющихся жалобах жителей на некачественное оказание услуг указанным ответчиком; исследовав материалы дела, - суд полагает требования подлежащими частичному удовлетворению.
В силу ст.786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Согласно ст.19 Федерального закона от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями.
Статьей 20 указанного Закона установлено, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.
В силу ст.23 Закона пассажир имеет право в случае невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта его назначения по не зависящим от перевозчика причинам получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию.
В соответствии со ст.792 ГК РФ перевозчик обязан доставить пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (ст.793 ГК РФ).
Судом установлено, что маршрут № Большеречье-Казатово является маршрутом внутримуниципальной базовой маршрутной сети Большереченского муниципального района Омской области.
Между ГП «Омскоблавтотранс» (которое 08.08.2014г. реорганизовано в форме преобразования в ОАО «Омскоблавтотранс», далее - Предприятие) и ООО «Большереченское ПАТП» (далее - Перевозчик) заключен договор на оказание услуг № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1.1 договора Перевозчик обязуется предоставлять для перевозки пассажиров и багажа автобусы в количестве, необходимом для выполнения всех заявленных рейсов по маршруту регулярных перевозок в соответствии с перечнем маршрутов и расписанием движения автобусов, перевозить пассажиров и багаж согласно проданным билетам и багажным квитанциям по маршруту, а Предприятие обязуется по поручению Перевозчика от своего имени и вознаграждение осуществлять бронирование, предварительную и текущую продажу пассажирам перевозочных документов (билетов и багажных квитанций) на проезд и провоз багажа в автобусах Перевозчика по утвержденным им тарифам, осуществлять диспетчерское руководство перевозочным процессом, а также предоставлять инфраструктуру автовокзалов, автостанций и кассовых пунктов Предприятия.
Пунктом 2.4.4 договора Перевозчик обязан осуществлять перевозки в строгом соответствии с маршрутом регулярных перевозок, согласованным в установленном порядке и указанным в паспорте автобусного маршрута и расписании движения автобусов.
П.2.4.10 предусмотрена обязанность Перевозчика письменно информировать Предприятие обо всех существенных изменениях условий перевозок на маршруте регулярных перевозок (закрытии маршрута, изменениях в расписании движения автобусов, изменении тарифов и пр.) не позднее 15 дней до даты соответствующего изменения.
Согласно п.2.4.24 договора Перевозчик обязан своевременно, в полном объеме и с надлежащим качеством оказывать транспортные услуги пассажирам в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Предоставлять возможность реализации права льготного проезда пассажирам, имеющим льготы в соответствии с действующим законодательством.Пунктом 5.1 Договора предусмотрено освобождение от ответственности ответчиков по обязательствам в случаях временного прекращения движения или ограничения перевозок пассажиров по объективным обоснованным причинам, т.е. явлений стихийного характера, неблагоприятных дорожно-климатических условий.
Ответственность перед пассажирами за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки, несет Перевозчик (п.5.4)
Судом установлено, и сторонами не оспаривалось, что пассажиров ФИО3, ФИО2 с детьми 26.08.2014г., и ФИО1 с детьми 27.08.2014г. водители ответчика ООО «Большереченское ПАТП» не довезли до д.Кошкуль Большереченского района, при этом ФИО3 и ФИО1 купили билеты в кассе Большереченской автостанции, которые продавались в соответствии с утвержденным расписанием. ФИО2 билет не приобрела. Возврат денег за частично неоказанные услуги до настоящего времени истцам не произведен. Третьи лица – водитель ООО «Большереченский ПАТП» ФИО6, осуществлявший перевозку на указанном маршруте 26 августа 2014г., и ФИО7, осуществлявший перевозку на маршруте 27.08.2014г., пояснили, что действительно не поехали в д.Кошкуль, т.к. визуально оценив состояние дорожного полотна как неудовлетворительное, приняли решение туда не ехать. В эти дни осадков и дождей не было. Сообщений от руководства, диспетчера о временном приостановлении движения на маршруте не было. О том, что они не довезли пассажиров в эти дни до Кошкуля руководству не сообщали, отметок об этом в путевых листах не ставили, объяснительные написали только после того, как в суде было возбуждено настоящее дело.
Согласно справки начальника Метеостанции, 26 и 27 августа 2014г. осадков не наблюдалось. Последний раз были осадки в виде дождя 24.08.2014г. (6,2мм при температуре воздуха +20Ц). По утверждению истцов (и не опровергнутых ответчиком) 25.08.2014г. маршрутный автобус в Кошкуль приезжал.
По свидетельству очевидцев-истцов, а также свидетелей Х... и главы Почекуевского с/п К... 26 и 27 августа 2014г. дорога была сухой, являлась проезжей, в т.ч. для автобуса. Дорогу в связи с погодными условиями никто не закрывал.
Фотографии участка дороги до Кошкуля, представленные представителем ООО «Большереченское ПАТП», не могут быть приняты судом в качестве доказательств, опровергающих доводы истиц, поскольку они сделаны не 26 и 27 августа 2014г., а 24 сентября 2014г.
В путевых листах отметки о том, что выезд в д.Кошкуль запрещен в связи с ненадлежащим состоянием дорожного полотна, погодными условиями и т.п. не имеется, при этом в путевом листе от 26.08.2014г. имеется отметка об отправлении в Кошкуль в 16:30ч. с ФИО9.
Представитель ответчика ООО «Большереченское ПАТП» ФИО4 не отрицал, что представленный в дело акт закрытия движения на участке автобусного маршрута от автодороги «Почекуево-Яготово» до д.Кошкуль с 26 по 28 августа 2014г., составлен после указанных дат, в связи с обращением истиц в суд.
В нарушение ст.56 ГПК РФ ООО «Большереченское ПАТП» не представлено и доказательств того, что ОАО «Омскоблавтотранс», сотрудники кассы Большереченской автостанции были проинформированы Перевозчиком о временном закрытии движения на участке автобусного маршрута до д.Кошкуль.
Таким образом, водители ООО «Большереченское ПАТП» Шматов и ФИО6 отказались довозить пассажирок по оплаченному ими маршруту в отсутствие объективных причин и оснований.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу ч. 6 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что со стороны ответчика ООО «Большереченское ПАТП» имело место нарушение прав истиц ФИО1 и ФИО3, как потребителей, в связи с их недоставкой по необъективным причинам к месту назначения в д.Кошкуль, поэтому полагает возможным взыскать с указанного ответчика в пользу истиц компенсацию морального вреда в размере по 1000 руб., с учетом характера нарушения, его продолжительности, негативных последствий, степени вины ответчика, требований разумности и справедливости, а также штраф в размере 50 % от присужденной суммы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, в размере по 500 руб. в пользу ФИО1 и ФИО3
Поскольку ФИО2 билет не приобрела, а переданные ею деньги в размере 50 руб. за проезд ребенка, не подтверждают приобретение билета до Кошкуля, в связи с чем доказательств нарушения ее прав не имеется, в удовлетворении требований ФИО2 о взыскании компенсации морального вреда необходимо отказать.
Доводы представителей ООО «Большереченское ПАТП» о правомерности действий водителей на маршруте, прекративших перевозку пассажиров в Кошкуль в связи с выявлением на маршруте недостатков в состоянии дороги, угрожающих безопасности, ничем не подтверждены. Кроме того, как следует из приводимых в обоснование своей позиции ООО «Большереченское ПАТП» приказов Минтранса РФ от 30.03.1994г. №15, от 08.01.1997г. №2, Руководства по временному прекращению движения автобусов от 16.01.1995г. (все документы утратили силу), в определенном порядке комиссионно после составления акта, владельцы автобусов, автовокзалы и пассажирские автостанции, дорожные коммунальные организации, органы Государственной автомобильной инспекции обязаны в соответствии со своими полномочиями прекратить автобусное движение. В случае возникновения на дорогах опасных условий, право временного прекращения движения автобусов предоставляется диспетчерским службам с немедленным информированием руководителей - владельцев транспортных средств, автовокзалов, пассажирских автостанций, дорожных служб. В случае, если водитель принимает решение в соответствии с Правилами дорожного движения о прекращении движения самостоятельно, он сообщает об этом руководству предприятия. При этом, как следует из Правил дорожного движения, Инструкции по безопасности движения (предоставленной ответчиком), водитель обязан остановить автобус при возникновении непосредственно в пути его движения препятствий на дороге, из-за которых автобус может застрять.
Однако доказательствами установлено обратное, что никаких препятствий для движения, опасности на дороге не было.
Поскольку уведомлений о полном или частичном прекращении движения по маршруту Большеречье-Казатово в связи с погодными условиями от ООО «Большереченское ПАТП» в ОАО «Омскоблавтотранс» 26 и 27 августа 2014г. не поступало, вины последнего в том, что Большереченская автостанция продала билеты истцам до Кошкуля, куда их не доставили, не имеется, в связи с чем они являются ненадлежащими ответчиками и в удовлетворении требований к ним необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 и ФИО3 удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Большереченское пассажирское автотранспортное предприятие» (ООО «Большереченское ПАТП»), <адрес> зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в качестве юридического лица, <данные изъяты>, в пользу ФИО1, прож. по <адрес>, компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., а также штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 500 руб., а всего сумму 1500 (одна тысяча пятьсот) руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Большереченское пассажирское автотранспортное предприятие» (ООО «Большереченское ПАТП»), <адрес>, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ. в качестве юридического лица, <данные изъяты>, в пользу ФИО3, прож. <адрес> компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., а также штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 500 руб., а всего сумму в 1500 (одна тысяча пятьсот) руб.
В остальной части иск ФИО1 и ФИО3 оставить без удовлетворения.
В удовлетворении требований ФИО2 отказать в полном объеме.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Большереченское пассажирское автотранспортное предприятие» (ООО «Большереченское ПАТП»), <адрес> зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ. в качестве юридического лица, <данные изъяты>, государственную пошлину в размере 200 (двести) руб. в бюджет Большереченского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 1 месяца с момента его вынесения в окончательной форме через Большереченский районный суд.
Председательствующий судья Т.В.Страшко
Мотивированное решение изготовлено 07.10.2014г.
Судья Страшко Т.В.: