ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-865/2014 от 13.05.2014 Клинцовского городского суда (Брянская область)

  Дело №2-865/2014

Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 г.Клинцы 13 мая 2014 года

 Клинцовский городской суд Брянской области в составе:

 председательствующего судьи - Сидорова Р.Н.,

 с участием: представителя истца – ст. пом. прокурора г. Клинцы Брянской области – Овчиникова В.В.,

 представителя ответчика – Клинцовский городской совет народных депутатов – Качуро М.В.,

 представителя третьего лица – Клинцовская городская администрация – Тофилюк А.В.,

 при секретаре – Зима Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Клинцы к Клинцовскому городскому совету народных депутатов о признании Положений «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Клинцы Брянской области» и «О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда города Клинцы Брянской области» противоречащими законодательству Российской Федерации,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор <адрес> обратился в Клинцовский городской суд с указанным исковым заявлением. В обоснование иска указал, что Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов (далее Горсовет) № от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальными жилищны фондом <адрес>», а также Положение «О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес>». Указанный нормативный акт был опубликован в газете «Труд» № от ДД.ММ.ГГГГ года. Изменения в указанном положении были опубликованы также в газете «Труд». В результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки было установлено, что подпункт 15 пункта 13 и подпункт 1 пункта 30 Положения «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>» и Положение «О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес>» противоречат действующему законодательству. В соответствии с подпунктом 15 пункта 13 Положения «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>», Клинцовская городская администрация выступает продавцом жилых помещений муниципального жилищного фонда. Согласно подпункт 1 пункта 30 Положения «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>», жилые помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования исключаются из указанного фонда в случае его купли-продажи (мены). Положение о порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес> определяет порядок и условия продажи (мены) жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования.

 По мнению прокурора <адрес> указанные подпункты и положение приняты ответчиком с нарушением действующего законодательства. Так, анализируя положения ст.ст.14, 72-74 ЖК РФ, прокурор <адрес> пришел к выводу, что к компетенции органов местного самоуправления не относится установление порядка и условий продажи (мены) жилых помещений, отнесенных к объектам муниципального жилищного фонда. Согласно п.«о» ст.71 Конституции РФ, гражданское законодательство находится в ведении РФ. Кроме этого, согласно ст.ст.217, 235 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, по мнению прокурора <адрес>, отчуждение муниципального жилищного фонда возможно только по средствам бесплатной приватизации. Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению порядка продажи или мены жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ на Положение «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>» и Положение «О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес>», прокуратурой <адрес> был принесен протест, который ДД.ММ.ГГГГ на заседании Горсовета был оставлен без удовлетворения. Однако, принятие оспариваемого положения влечет нарушение прав граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на заключение договора социального найма.

 В связи с чем, прокурор <адрес> просил суд, признать подпункт 15 пункта 13 и подпункт 1 пункта 30 Положения «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>» и Положение «О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес>», противоречащими законодательству Российской Федерации.

 В судебном заседании ст. пом. прокурора <адрес> пояснил, что Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальными жилищны фондом <адрес>», а также Положение «О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес>». Указанный местный нормативный акт был опубликован в газете «Труд» <адрес>. В результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки было установлено, что подпункт 15 пункта 13 и подпункт 1 пункта 30 Положения «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>» и Положение «О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес>» противоречат действующему законодательству. В соответствии с подпунктом 15 пункта 13 Положения «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>», Клинцовская городская администрация выступает продавцом жилых помещений муниципального жилищного фонда. Согласно подпункт 1 пункта 30 Положения «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>», жилые помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования исключаются из указанного фонда в случае его купли-продажи (мены). Положение о порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес> определяет порядок и условия продажи (мены) жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования.

 Указанные подпункты и положение приняты ответчиком с нарушением действующего законодательства. Так, анализируя положения ст.ст.14, 72-74 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления не относится установление порядка и условий продажи (мены) жилых помещений, отнесенных к объектам муниципального жилищного фонда. Согласно п.«о» ст.71 Конституции РФ, гражданское законодательство находится в ведении РФ. Кроме этого, согласно ст.ст.217, 235 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, отчуждение муниципального жилищного фонда возможно только по средствам бесплатной приватизации. В связи с чем, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению порядка продажи или мены жилых помещениями. Кроме этого, представитель прокуратуры <адрес> пояснил, что в решении Клинцовского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ уже была дана правовая оценка мены жилых помещений, осуществляемой на тот момент Клинцовской городской администрацией. Судом было разъяснено, что орган местного самоуправления не имеет полномочий по организации мены жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ на Положение «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>» и Положение «О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес>», прокуратурой <адрес> был принесен протест, который ДД.ММ.ГГГГ на заседании Горсовета был оставлен без удовлетворения. Однако, принятие оспариваемого положения влечет нарушение прав граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на заключение договора социального найма.

 В связи с чем, просил суд, признать подпункт 15 пункта 13 и подпункт 1 пункта 30 Положения «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>» и Положение «О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес>», противоречащими законодательству Российской Федерации.

 Представитель ответчика, по доверенности, не согласилась с требованиями прокурора <адрес> и пояснила, что органы местного самоуправления, согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», имеют право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами. Из устава муниципального образования <адрес> следует, что порядок владения и пользования и распоряжением муниципальным имуществом города устанавливается муниципальным правовым актом. Кроме этого пояснила, что порядок продажи и мены жилых помещений распространяется на объекты коммерческого использования, то есть на жилые помещения, которые в соответствии с действующим законодательством не могут быть предоставлены по договорам социального найма. Вместе с тем, пояснила, что жилые объекты коммерческого использования, относятся к муниципальному жилищному фонду.

 Представитель Клинцовской городской администрации пояснил, что считает заявленные требования прокурора <адрес> не обоснованными, так как действующее законодательство не содержит прямого запрета для органов местного самоуправления по организации мены и продажи жилых помещений.

 Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности и в совокупности, суд находит заявленные требования прокурора <адрес> состоятельными в виду следующего.

 Согласно ст.7, 39 Конституции РФ, Российская Федерация гарантирует социальную защиту гражданам и социальное обеспечение.

 Из ст.40 Конституции РФ, усматривается, что гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

 В соответствии с п.7 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N188-ФЗ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Согласно ч.1 п.6 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

 В соответствии со ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

 1)     учет муниципального жилищного фонда;

 2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

 4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

 6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

 7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

 8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

 9) осуществление муниципального жилищного контроля; (п. 9 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ФЗ)

 9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений; (п.9.1 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 199-ФЗ)

 10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного
самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской
Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также
законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

 Статьями 72-75 ЖК РФ регулируется возможность обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма.

 В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

 Согласно подпункту 15 пункта 13 Положения «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>», Клинцовская городская администрация выступает продавцом жилых помещений муниципального жилищного фонда. В соответствии подпункта 1 пункта 30 Положения «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>», жилые помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования исключаются из указанного фонда в случае его купли-продажи (мены). Положение о порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес> определяет порядок и условия продажи (мены) жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования.

 Оценивая указанные пункты положения и Положение в целом, в части организации ответчиком купли-продажи и мены жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, суд, полагает, что регулирование вопросов купли-продажи и мены жилых помещений не относится к компетенции органов местного самоуправления, поскольку согласно п."о" ст.71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.

 Данная позиция суда обозначена также и в определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №5-Г10-58.

 Согласно подпунктов 2 и 3 Положения «О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес>», положение определяет порядок и условия продажи (мены) жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования муниципального образования <адрес>. Кроме того, положение не распространяется на передачу жилья в собственность граждан в порядке, установленном законодательством о приватизации жилищного фонда в РФ, а также в соответствии с нормами ч.3 ст.59 ЖК РФ.

 Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ действие указанного Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда, следовательно, в данной ситуации необходимо руководствоваться Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилья N 1541-1), который устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации: бесплатная передача (приватизация) жилых помещений в собственность граждан.

 Вместе с тем ст.40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, подпункт 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления создавать малоимущим гражданам условия для реализации права на жилье, в том числе путем предоставления помещений по договорам социального найма, фонд которых формируется из находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов жилищного фонда и пополняется за счет новых объектов. Это позволяет публичной власти выполнять свои функции в области жилищных отношений по обеспечению малоимущих граждан жильем. Такой смысл толкования законодательства о приватизации жилого фонда вытекает из Постановления Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П.

 Из статей 217 и 235 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что при совершении сделок с государственным и муниципальным имуществом следует руководствоваться Законом о приватизации имущества N 178-ФЗ и Законом о приватизации жилья N 1541-1.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что невозможна продажа или отчуждение иным способом муниципального жилищного фонда, кроме бесплатной приватизации.

 Оценивая доводы представителя ответчика, в части того, что продаже и мене подлежит коммерческий жилищный фонд, который не может быть распределен гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по договору социального найма, суд приходит к следующему выводу.

 Жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

 В связи с чем, перевод жилых помещений из социального жилищного фонда в коммерческий, не исключает жилые помещения, составляющих его совокупность, из состава жилищного фонда как такового. Таким образом, признание ответчиком жилого помещения как коммерческого, не влечет его безусловную продажу.

 Ссылки представителя ответчика на Устав <адрес>, который позволяет, по ее мнению, распоряжаться органу муниципального образованием имуществом по своему усмотрению, суд находит надуманным.

 Согласно ст.30 Устава городского округа «<адрес>» в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 Однако, согласно ст.8 этого же Устава, местное самоуправление должно осуществляется в <адрес> согласно норм Конституции РФ, федеральных законов.

 Таким образом, суд находит обоснованными доводы прокурора <адрес>, о том, что оспариваемое в части Положение и оспариваемое положение в полном объеме приняты за пределами полномочий Горсовета. Кроме этого, в судебном заседании было установлено, что оспариваемые подпункт 15 пункта 13 и подпункт 1 пункта 30 Положения «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>», а также Положение «О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес>», противоречат приведенным выше нормам Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ.

 Суд находит, что оспариваемые положения ущемляют права граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, как в порядке социальной очереди, так и вне очередном порядке. Конституция РФ, Российская Федерация, гарантирует социальную защиту гражданам, социальное обеспечение, в том числе гражданам, нуждающимся в жилище.

 Кроме этого, принимая оспариваемые Положения, ответчик не принял во внимание то обстоятельство, что, Гражданское законодательство регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями тогда, когда жилье является предметом экономического оборота. В остальных случаях, правоотношения, связанные с оборотом жилых помещений, регулируются жилищным законодательством РФ.

 При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора <адрес> к Клинцовскому городскому совету народных депутатов, подлежат удовлетворению в полном объеме.

 В соответствии с п.3 ст.253 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О средствах массовой информации», суд, считает необходимым, возложить обязанность на газету «Труд» <адрес>, опубликовать данное решение в полном его объеме, после вступления такового в законную силу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198, 252 - 253 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковое заявление прокурора <адрес> к Клинцовскому городскому совету народных депутатов о признании Положений «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>» и «О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес>» противоречащими законодательству Российской Федерации – удовлетворить.

 Признать подпункт 15 пункта 13 и подпункт 1 пункта 30 Положения «О порядке формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>», противоречащим законодательству Российской Федерации.

 Признать Положение «О порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес>», противоречащим законодательству Российской Федерации.

 Опубликовать данное решение в газете «Труд» <адрес>, после вступления решения в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца, с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.

 Председательствующий судья: Сидоров Р.Н.