Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красный Яр Астраханской области 12 ноября 2021 года
Красноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Черкасовой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Байтимировой К.Б.,
с участием зам. прокурора Красноярского района Астраханской области Файнгерш С.М., а также истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя администрации МО «Красноярский район» Астраханской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-865/2021 по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области о признании незаконным и отмене распоряжения об освобождении от занимаемой должности муниципальной службы, в связи с утратой доверия, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, возмещении морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения об освобождении от занимаемой должности муниципальной службы, в связи с утратой доверия, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, указав, что администрацией МО «Красноярский район» в 2021 году была проведена реорганизация, в ходе которой юридическое лицо - отдел, возглавляемый истцом, был присоединен к администрации МО «Красноярский район», все сотрудники отдела 01.03.2021 были уволены в порядке перевода. Распоряжением № 215-р от 06.04.2021 истец был лишен права подписи документов по земельным вопросам, отнесенным к полномочиям муниципальных образований. Так же истец был уведомлен о возможном расторжении трудового договора и подвергнут двум дисциплинарным взысканиям в виде замечания. Считает, что работодатель намеренно предпринимал меры, направленные на увольнение истца, В связи с чем провел проверку представленных истцом сведений о доходах, расходах, об имуществе и об имущественных обязательствах за 2020 и два предшествующих года, окончившуюся вынесением оспариваемого распоряжения об освобождении от занимаемой должности муниципальной службы в связи с утратой доверия. Считает указанное распоряжение незаконным, поскольку дисциплинарного проступка не совершал, содержащиеся в докладе о результатах проверки выводы опровергаются представленными в ходе заседания комиссии доказательствами, выводы комиссии не могут быть признаны достоверными. В связи, с чем с учетом уточнения требований просит суд оспариваемое распоряжение отменить, восстановить на муниципальную службу, взыскать с администрации МО «Красноярский район» Астраханской области средний заработок за время вынужденного прогула и моральный вред в сумме <> рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 исковое заявление поддержали по доводам, изложенным в иске. Просили удовлетворить требования с учетом уточнений.
Представитель ответчика - администрации МО «Красноярский район» ФИО3 судебном заседании иск не признала, просила в иске отказать по доводам, изложенным в возражениях.
Третье лицо глава администрации МО «Красноярский район» ФИО4 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с доводами иска не согласен, в иске просит отказать.
Третье лицо - Служба по противодействию коррупции в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо - отдел по правовому обеспечению и земельным вопросам администрации МО «Красноярский район» Астраханской области прекратило деятельность 05.10.2021г. путем его реорганизации в форме присоединения к администрации МО «Красноярский район».
Суд, выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, свидетеля, изучив материалы дела, заключение зам.прокурора Красноярского района Астраханской области Файнгерш С.М., полагавшего необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, приходит к следующему выводу.
Согласно статьи 349.6 Трудового кодекса Российской Федерации на работников государственных органов, органов местного самоуправления распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих определяется указанным Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник обязан добросовестно исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором.
Согласно части 1 статьи 189 Трудового кодекса Российской Федерации, дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
На основании пункта 3 части 1 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению(освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведенийявляется правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В силу части 2 статьи 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 закона.
Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О противодействии коррупции», а также другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 и части 3 статьи 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
Частью 4 статьи 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что при применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
В силу части 6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения.
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Астраханской области от 30.07.2012 №302 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Астраханской области, муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в Астраханской области, и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение о проверке).
В силу Положения о проверке проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в Астраханской области, проводится за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду (п.1); проверка осуществляется по решению представителя нанимателя (работодателя) подразделением органа местного самоуправления, ответственным за кадровую работу и профилактику коррупционных и иных правонарушений (далее - кадровое подразделение) на основании представленной работником кадрового подразделения в письменном виде достаточная информации (п.4-6). Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении (п.9).
При осуществлении проверки работник кадрового подразделения (п. 10,14, 15): проводит беседу муниципальным служащим; изучает представленные муниципальным служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы; получает муниципального служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам; наводит справки у физических лиц и с их согласия получает информацию; - осуществляет подготовку проектов запросов; осуществляет анализ сведений, представленных муниципальным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции; уведомляет в письменной форме муниципального служащего о начале в отношении него проверки и разъяснение его право на беседу в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения. Руководитель кадрового подразделения ознакомляет муниципального служащего с результатами проверки (19) и представляет представителю нанимателя (работодателю) доклад о ее результатах (п.19).
Согласно распоряжению №54-л от 15.04.2015 года ФИО1 назначен на должность начальника отдела по правовому обеспечению и земельным вопросам администрации МО «Красноярский район» Астраханской области.
В соответствии с п.4 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 –ФЗ «О противодействии коррупции» и постановлением администрации МО «Красноярский район» №370 от 28.03.2018 ФИО1, замещая должность начальника отдела администрации МО «Красноярский район», обязан был представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В материалы дела представлены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствам имущественного характера, представленные П.Н.Умеренко 12.04.2021 – за 2020 год, 10.03.2020 – за 2019года, 18.04.2019 – за 2018 год, а так же 10.04.2018 - за 2017 год и 23.03.2017 – за 2016 год. Иных справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствам имущественного характера ФИО1 и членов его семьи в материалы дела сторонами не представлено.
Осуществление анализа сведений (уточненных сведений) о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей лиц, замещающих и претендующих на замещение должностей, указанных в статье 8 Федерального закона от 25.12.2008 №273 –ФЗ «О противодействии коррупции» и проверок достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, лиц, претендующих на замещение должностей муниципальной службы в администрации МО «Красноярский район» согласно Положению об отделе возложены на отдел по правовым, кадровым вопросам и противодействию коррупции администрации муниципального образования «Красноярский район», руководителем которого в соответствии с распоряжением №50-л от 01.04.2021 назначена ФИО3
Согласно материала дела основанием для проведения проверки явилась докладная записка начальника отдела по правовым, кадровым вопросам и противодействию коррупции от 11.06.2021, согласно которой в ходе анализа представленных ФИО1 справок установлено не отражение объектов недвижимости (квартиры по адресу: <адрес>, ранее принадлежащей на праве общей долевой собственности ФИО1 и его несовершеннолетним детям и земельного участка по адресу: <адрес> принадлежащего ФИО1), при этом доходы от продажи указанного имущества в раздел 1 и в сведения о безвозмездных сделках в раздел 7 отсутствуют.
Методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по проведению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от 10.07.2018 предусмотрено, что в случае если по результатам проведенного анализа была выявлена достаточная информация, свидетельствующая о представлении недостоверных или неполных сведений, принимается соответствующее решение и проводится проверка в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Подпунктом 2 пунктом 4 Раздела 2.4. указанных методических рекомендаций указано, что к фактам, позволяющим сделать вывод о возможном представлении лицом недостоверных или неполных сведений, можно отнести случай, когда в справке за отчетный период лица, супруги (супруга), несовершеннолетних детей не отражены объекты недвижимости, транспортные средства, ранее принадлежавшие указанным лицам на праве собственности, и доходы от продажи объектов недвижимости и транспортных средств не указаны в разделе 1 «Сведения о доходах» справки и отсутствуют сведения в разделе 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки» справки.
Таким образом, довод истца об отсутствии оснований для назначения в отношении него проверки достоверности не нашел подтверждения в судебном заседании, так как подразделение, ответственное за кадровую работу и профилактику коррупции, действовало в соответствии с разработанными методическим рекомендациями.
Распоряжением от 15.06.2021 №349-р «О проведении проверки» назначено проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, его супруги и несовершеннолетних детей за отчетный период и за два года, предшествующих отчетному периоду в отношении муниципального служащего ФИО1, срок завершения проверки установлен до 14.08.2021, проведение проверки поручено отделу по правовым, кадровым вопросам и противодействию коррупции.
О назначении проверки и о праве на проведение беседы в соответствии с п. 14 Положения ФИО1 уведомлен 16.06.2021.
В рамках проведения проверки ответчиком получены объяснения ФИО1, запрошена информации из регистрирующих органов, кредитных учреждений.
Письмом от 03.08.2021 № 118 ФИО1 уведомлен об окончании проверки и 05.08.2021 ознакомлен с ее материалами.
Из представленного в материалы дела доклада начальника кадрового подразделения, следует, что по результатам проверки было установлено представление заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего за 2018-2020 года, а так же о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (ФИО5) за 2018-2019 года, и несовершеннолетних детей (ФИО6 и ФИО7) выразившиеся в не отражение в разделе 1 Справок несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7 за 2020 год доходов, полученных от продажи долей в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на общую сумму <> рублей (по <> рублей у каждого); не отражение в разделе 1 Справки ФИО1 за 2020 год доходов, полученных от продажи транспортного средства в сумме <> рублей; не отражение доходов, полученных ФИО5 по вкладам в <> за 2018 и 2019 годов в сумме <> рублей (за 2018 год - <> рублей, за 2019 год – <> рублей); не отражение в Справках ФИО1 за 2018 и 2019 года своих доходов в сумме <> рублей (2018 год -<> руб., 2019 год -<> руб.) и доходов супруги ФИО5 за 2019 год в сумме <> рублей, полученных от ГУ Астраханское РО фонд социального страхования РФ; завышение дохода, полученного ФИО5 по основному месту работы в <>» за 2019 года на <> рублей; не отражение в справках муниципального служащего за 2018-2019 сведений о суммах, поступивших на счет денежных средств и не представление выписок о движении денежных средств по счетам; не отражение сведений о счетах ФИО1 в <>» в справках за 2018, 2019, 2020 года; в <> в справке за 2020 год; не отражение текущего счета супруги в <> в справках за 2018 и 2019 года; не отражение 2х депозитных счетов супруги в <> в справке за 2018 год; не отражение 2 счетов супруги в ПАО <> в справках за 2018, 2019 годы; представление некорректных сведений о счете супруги в ПАО «Сбербанк»; не отражение счета несовершеннолетнего сына ФИО6 в ПАО «Сбербанк» в справках за 2019, 2020 годы; не отражение в справке ФИО1 за 2019 год договора дарения от 19.12.2019 1/4 доли в квартире, расположенной по адресу: Астраханская область, Красноярский район, с. Красный Яр, ул. Генерала Тутаринова, д.20 кв. 16, в пользу ФИО8; не отражение в справке ФИО1 за 2020 год договора дарения 1/4 доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Доводы ФИО1 о не согласии с выводами, изложенными в докладе, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания по следующим основаниям.
В Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 году за отчетный 2020 год, доведенных Письмом Минтруда России от 29.12.2020 № 18-2/10/В-12837, разъяснено, что в ситуации продажи имущества, находящегося в долевой собственности, доход указывается в соответствии с договором купли-продажи. Если в рассматриваемом договоре в качестве «продавца» указано два (или более) лица без разделения причитающихся им сумм, то отражаются денежные средства с учетом принадлежащих данным лицам долей (несмотря на порядок перечисления денежных средств покупателем продавцу). Данные доходы подлежат отражению в строке 6 «Иные доходы» раздела 1.
Таким образом, ФИО1 должен был в справках своих несовершеннолетних детей ФИО6 и ФИО7 за 2020 год указать доход, полученный от продажи долей в квартире расположенной по адресу: <адрес> по <> тысяч рублей у каждого. Факт поступления денежных средств на счет матери детей в данном случае значения не имеет. Из содержания договора купли- продажи квартиры от 21.12.2020 года следует, что ФИО1 знал об условиях сделки и полученном доходе детей, однако, данный доход в справках не отразил.
Не отражение в справке за 2020 год доходов от продажи транспортного средства в сумме <> рублей так же нашел свое подтверждение в судебном заседании. Факт получения дохода подтверждается копией договора купли-продажи транспортного средства. Незначительность суммы для бюджета семьи лица, представляющего сведения о своих доходах в силу Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 году за отчетный 2020 год, доведенных Письмом Минтруда России от 29.12.2020 № 18-2/10/В-12837, не порождает у служащего права не отражать данный доход в представляемых работодателю сведениях.
Не отражение в справках за 2020 года сведений о счетах ФИО1 открытых 11.09.2015 в АО «Рассельхоз банк», 04.03.2020 в ПАО «Росбанк», а так же счете несовершеннолетнего ФИО6, открытом 08.11.2019 в ПАО «Сбербанк» подтверждены имеющимися в материалах дела выписками, представленными указанными банками.
Истец в судебном заседании и в своих объяснениях от 10.08.2021 признал факт не отражения в справках за 2018 и 2019 годы доходов, полученных ФИО5 по вкладам в АО «Россельхозбанк» за 2018 и 2019 годы в сумме <> рублей (за 2018 год - <> рублей, за 2019 год – <> рублей); не отражение в Справках ФИО1 за 2018 и 2019 года своих доходов в сумме <> рублей (2018 год -<> руб., 2019 год -<> руб.) и доходов супруги ФИО5 за 2019 год в сумме <> рублей, полученных от ГУ Астраханское РО фонд социального страхования РФ; завышение дохода, полученного ФИО5 по основному месту работы в МБУ «МКДЦ «Мир» за 2019 года на <> рублей; не отражение в справках муниципального служащего за 2018-2019 сведений о суммах, поступивших на счет денежных средств и не представление выписок о движении денежных средств по счетам; не отражение сведений о счетах ФИО1 в АО «Россельхозбанк» в справках за 2018, 2019; не отражение одного текущего и двух депозитных счета супруги в АО «Россельхозбанк» в справках за 2018 и 2019 года; не отражение двух счетов супруги в ПАО «Сбербанк» в справках за 2018, 2019 годы; представление некорректных сведений о счете супруги в ПАО «Сбербанк»; не отражение счета несовершеннолетнего сына ФИО6 в ПАО «Сбербанк» в справке за 2019 год; не отражение в справке ФИО1 за 2019 год дарение 19.12.2019 1/4 доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес> в пользу Н.Г. Умеренко. Однако, утверждает о представлении уточненных справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в подтверждение чего представил ксерокопии писем на имя главы администрации МО «Красноярский район» от 15.05.2019 года и 29.01.2020 года.
Ксерокопия письма от 15.05.2019 года не может быть признана судом в качестве надлежащего доказательства представления уточненных справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1 и его супруги, так как из текста письма не усматривается информации об отчетном периоде, за который ФИО1 представляет справку и в отношении кого представляется справка (ФИО1 или ФИО5). По тексту письма справка представлена на флэш-носителе. В соответствии пунктом 37 Письма Минтруда России от 10.01.2019 N 10-9/10/В-36 «О направлении Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (за отчетный 2018 год)» справки заверяется личной подписью, представление справки на электронном носителе, не предусмотрено. Сама уточненная справка истцом суду не представлена.
Ксерокопия письма от 29.01.2020 года не может быть признана судом в качестве надлежащего доказательства представления ФИО1 за 2019 год сведений о получении истцом и его супругой выплат по больничным, о движении денежных средств на счетах истца в кредитных учреждениях, сделки в отношении объекта недвижимости, а так же сведений о наличии счета супруги в АО «Россельхозбанк» и наличии счетов на имя детей, так как указанная информация, согласно тексту письма, представляется в дополнение к сведениям о доходах и расходах истца, при этом справка сдана истцом позднее 10.03.2020, в сданной справке ошибки, о которых идет речь в письме, не исключены. Сравнить сведения указанные в письме со сведениями справки и результатами проверки не представляется возможным ввиду непредставления их истцом. Кроме того, по состоянию на 29.01.2020 года ФИО9 постановлением Кировского районного суда Астраханской области с 28.01.2020 года был отстранен от занимаемой должности.
Кроме того, согласно письму начальника управления делами администрации МО «Красноярский район» №459 от 20.10.2021 в электронных базах данных системы электронного документооборота «Директум» администрации района, хранящих сведения о корреспонденции от юридических лиц и организаций (включая почту от руководителей структурных подразделений администрации района), обращений граждан, адресованных главе района, информация о поступлении писем от 15.05.2019, 29.01.2020 за подписью П.Н. Умеренко отсутствует.
Проверка окончена в установленные сроки. Доклад по результатам проведенной проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представлен главе МО «Красноярский район» 03.08.2021. В соответствии с п. 22 Постановления губернатора Астраханкой области от 30.07.2012 №302 материалы проверки переданы главой на рассмотрение комиссии по соблюдению по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации МО «Красноярский район», ее структурных подразделений со статусом юридического лица и урегулированию конфликта интересов.
Состав комиссии утвержден распоряжением от 28.06.2021 №380-р численностью 10 человек, 7 из которых присутствовали на заседании, в том числе представитель общественной организации – председатель районного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов ФИО10, председатель первичной профсоюзной организации работников администрации и муниципальных учреждений муниципального образования «Красноярский район» ФИО11
О дате заседания комиссии, назначенной на 10.08.2021, ФИО1 был уведомлен заблаговременно письмо №01-05-1342 от 04.08.2021.
По итогам заседания комиссия признала представленные ФИО1 сведения за 2018, 2019, 2020 годы недостоверными и неполными и рекомендовала работодателю применить к ФИО1 взыскание в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия.
В соответствии со статьей 193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания от ФИО1 было получено письменное объяснение и вынесено оспариваемое распоряжение №101-л от 13.08.2021 «Об освобождении от замещаемой должности муниципальной службы ФИО1 в связи с утратой доверия».
Допрошенный в судебном заседании сотрудник безопасности отдела противодействия коррупции в органах местного самоуправления Службы по противодействию коррупции Астраханской области ФИО12 в судебном заседании пояснила, что присутствовала на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации МО «Красноярский район», ее структурных подразделений со статусом юридического лица и урегулированию конфликта интересов 10.08.2021 года, на данном заседании комиссии рассматривался доклад, принятый по результатам проверки представленных ФИО1 сведений о доходах за 2018-2020 годы; данная проверка проводилась в соответствии с требованиями установленными постановлением Губернатора Астраханской области, Указами Президента РФ и Федерального закона «О муниципальной службе»; основаниями для проведения проверки стали выявленные в ходе анализа справок факты, свидетельствующие о представлении недостоверных и неполных сведений; выявленные в ходе проверки нарушения являлись достаточными для принятия решения об увольнении в связи с утратой доверия, представленные ФИО1 в ходе заседания ксерокопии писем на имя работодателя были поставлены комиссией под сомнение по причине не соответствия представляемых в них сведениях требования, установленным действующими нормативными правовыми актами, по форме и порядку их представления.
Довод истца о необходимости применения при проведении проверки сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей положений распоряжения администрации МО «Красноярский район» №149-р от 18.04.2013 года, регламентирующего порядок проведения проверок сведений, представленных руководителями казенных учреждений, суд признает необоснованным по следующим основаниям.
ФИО1 занимал должность начальника отдела по правовому обеспечению и земельным вопросам администрации МО «Красноярский район», который в соответствии с положением, утвержденным решением Совета муниципального образования «Красноярский район» от 31.03.2015 №84, являлся структурным подразделением администрации МО «Красноярский район» со статусом юридического лица (п.1.1, 1.3 Положения об отделе).
Согласно трудовому договору № 60 от 06.04.2015, должностной инструкции, утвержденной распоряжением администрации МО «Красноярский район» № 416-р от 13.11.2015, постановлению администрации МО «Красноярский район» №303 от 31.03.2020 года «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы в администрации МО «Красноярский район» и ее структурных подразделениях со статусом юридического лица» занимаемая ФИО1 должность начальника самостоятельного отдела по правовому обеспечению и земельным вопросам администрации МО «Красноярский район» со статусом юридического лица отнесена к главной группе должностей муниципальной службы в муниципальном образовании «Красноярский район».
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В Астраханской области таким нормативным правовым актом является Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Астраханской области, муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в Астраханской области, и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению, утверждённое Постановление Губернатора Астраханской области от 30.07.2012 №302.
Применение указанного истцом муниципального правового акта в данном случае недопустимо в силу прямого указания федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Довод истца о том, что перечень нарушений, влекущих применение взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения, изложенные в письме Минтруда России от 21.03.2016 №18-2/10/П-1526, не содержат нарушений, выявленных в представленных ФИО1 сведениях, суд признает не состоятельным по причине того, что данный перечень является открытым, и предусматривает возможность принятия решения об увольнении служащего в иных случаях, когда тяжесть и обстоятельства допущенного нарушения свидетельствовали об утрате доверия.
Таким образом, факт совершения истцом проступка, послужившего основанием для увольнения, нашел свое подтверждение. Нарушения сроков привлечения к дисциплинарной ответственности, а также нарушения процедуры проведения, как проверки так и увольнения судом не установлены.
Совершенные истцом нарушения в соответствии с обзором практики привлечения к ответственности служащих за несоблюдение ограничений и запретов, доведенном письмом Минтруда России от 21.03.2016 №18-2/10/П-1526 не могут быть отнесены к категории малозначительных или несущественных.
При этом принято во внимание то обстоятельство, что характер совершенного истцом нарушения свидетельствует о сознательном, а значит виновном поведении муниципального служащего, что давало работодателю основание для утраты доверия к работнику и, как следствие, применения меры наказания в виде увольнения.
При рассмотрении настоящего спора суд не дает оценку доводам истца о дискриминации, незаконности привлечения к дисциплинарным взысканиям, в связи с тем, что данные обстоятельства являются предметом рассмотрения гражданского дела №2-736/2021 и не связаны с предметом настоящего спора - распоряжением №101-л от 13.08.2021 «Об освобождении от замещаемой должности муниципальной службы ФИО1 в связи с утратой доверия».
Поскольку суд считает необходимым отказать в иске о признании незаконным распоряжением № 101-л от 13.08.2021 «Об освобождении от замещаемой должности муниципальной службы ФИО1 в связи с утратой доверия», о восстановлении на работе, требования истца о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда также подлежат отказу в удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требования ФИО1 о признании незаконным распоряжения №101-л от 13.08.2021 «Об освобождении от замещаемой должности муниципальной службы ФИО1 в связи с утратой доверия», восстановлении в должности муниципальной службы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда, через Красноярский районный суд, в течение одного месяца со дня составления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения составлен 17.11.2021 года.
Судья: Е.В.Черкасова