ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-865/2021 от 26.08.2021 Богородицкого районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2021 года г. Богородицк

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Финошиной О.А.,

при секретаре Рудаковой М.Н.,

с участием истцов ФИО1, ФИО2,

представителя ответчика администрации МО Богородицкий район по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2865/2021 по исковому заявления ФИО1, ФИО2 Т.Д., ФИО4 к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение на условиях социального найма,

установил:

ФИО1, ФИО2, ФИО4 обратились в суд с исковым заявлением к администрации МО Богородицкий район Тульской области по вышеизложенному основанию, указывая, что они на условиях социального найма пользуются жилым помещением - трехкомнатной квартирой, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.

Истец ФИО1 проживает и зарегистрирован по месту жительства в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 - с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком (наймодатель) и ФИО1 (наниматель) был заключен договор социального найма спорного жилого помещения.

Постановлением администрации города Богородицка и Богородицкого района Тульской области от 25 января 2002 года № 91 спорное жилое помещение было включено в реестр непригодного жилья. С ДД.ММ.ГГГГ года истцы состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Согласно технического заключения от 12 апреля 2021 года, спорное жилое помещение признано аварийным, непригодным для проживания из-за существующей угрозы его обрушения и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлением, в котором просили предоставить им вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее требованиям действующего законодательства, предъявляемым к жилым помещениям, площадью не менее ранее занимаемой, на территории Богородицкого района Тульской области.

Письмом № С-348-0 от ДД.ММ.ГГГГ ответчик, сославшись на отсутствие в Богородицком районе свободного жилья, фактически отказал истцам в предоставлении благоустроенного жилого помещения, предложив во временное пользование ряд жилых помещений представляющих собой комнаты в общежитиях.

Полагают, что ответчик обязан им по закону предоставить внеочередное социальное жильё.

На основании изложенного просили: обязать ответчика администрацию МО Богородицкий район Тульской области предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО4 на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, на территории муниципального образования Богородицкий район, состоящее не менее чем трех комнат и имеющее общую площадь не менее <данные изъяты> кв.м, из нее жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м, немедленно, после вступления решения суда в законную силу.

Истцы ФИО1, ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали, по основаниям изложенным в иске. Уточнили, просили обязать администрацию МО Богородицкий район Тульской области предоставить на основании договора социального найма ФИО1 и членам его семьи ФИО2, ФИО4, вне очереди, благоустроенное жилое помещение, состоящее из не менее трех жилых комнат, находящееся на территории муниципального образования Богородицкий район, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, но не менее <данные изъяты> кв.м.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила рассмотреть данное гражданское дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Богородицкий район Тульской области по доверенности ФИО3 исковые требования с учетом их уточнения не признала. Пояснила, что она не оспаривает того факта, что истцы проживают в жилом помещении, непригодном для проживания. Вместе с тем, в настоящее время в администрации МО Богородицкий район не имеется свободного жилья, куда можно было переселить истцов, а также отсутствуют финансовые средства для предоставления истцам благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного ранее занимаемому жилому помещению. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

По основаниям, предусмотренным ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание истца.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. ст.57 и 87 Жилищного Кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам вне очереди наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу ст. 86 ЖК РФ в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

На основании ч.1,2 ст. 89 Жилищного Кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшениями жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ). Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 29.09.2015 года №46-КГ15-16.

В соответствии с п. 49Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании полученного заключения (межведомственной комиссии) соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года №376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Разрешая спорные правоотношения, судом установлено, что согласно договору социального найма жилого помещения №244 от 02.09.2020 года, администрация МО Бегичевское Богородицкого района Тульской области передала ФИО1 в бессрочное владение и пользование квартиру, находящуюся в муниципальной собственности, общей площадью 51,0 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, для проживания в ней.

Согласно выписке из домовой книги, выданной ООО «Гарант» ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> зарегистрированы: ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из справки администрации МО Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО1, зарегистрированному по адресу: <адрес>, помещение расположенное по адресу: <адрес>, находится в реестре непригодного жилья, утвержденного постановлением города Богородицка и Богородицкого района от 25.01.2002 года №91.

Постановлением МО «город Богородицк и Богородицкий район» Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих в ветхом жилом фонде» ФИО1, состав семьи 3 человека, зарегистрирован по адресу: <адрес>, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, зарегистрированных в домах, имеющих физический износ свыше 65%-70%, признанных ветхими.

Согласно техническому паспорту на жилой дом, по адресу: <адрес>, общая площадь жилого помещения <данные изъяты> кв.м, состоит из трех жилых комнат.

Как следует из технического заключения о состоянии строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, выполненного ООО «ПРОЕКТЦЕНТР» ДД.ММ.ГГГГ, одноквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, непригоден для эксплуатации вследствие ограниченной работоспособности технического состояния, близкой к недопустимому несущих строительных конструкций и существующей угрозы обрушения. Указанный жилой дом, находящийся близко к недопустимом техническом состоянии, реконструкции не подлежит. Рекомендуется снести (демонтировать) одноквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

С учетом изложенных обстоятельств, судом установлено, что истцы ФИО1, ФИО2, ФИО4 зарегистрированы и проживают по договору социального найма в квартире расположенной в <адрес><адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Данный жилой дом является муниципальной собственностью и в установленном законом порядке признан непригодным для проживания, согласно техническому заключению подлежит сносу.

В связи с чем, истцы имеют внеочередное право на предоставление им благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, которое должно предоставляться истцам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта), соответствующее санитарным и техническим нормам и правилам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных помещений по договорам социального найма, в том числе в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления, учитывая, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии со п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с ч.4 ст.14 вышеуказанного закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В силу ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, предоставить истцам благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма должна администрация МО Богородицкий район Тульской области. Однако до настоящего времени администрация МО Богородицкий район Тульской области не предоставила истцам благоустроенное жилое помещение.

Доводы представителя ответчика администрации МО Богородицкий район по доверенности ФИО3 о том, что необходимо отказать в иске истцам из-за отсутствия благоустроенного жилищного фонда и отсутствия в бюджете МО Богородицкий район денежных средств на приобретение жилых помещений, являются незаконными, поскольку данные обстоятельства не являются основаниями к отказу гражданам в предоставлении благоустроенного жилого помещения, на которое они имеют право, проживая в жилом помещении, непригодном для проживания.

По изложенным основаниям исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО4 к администрации МО Богородицкий район Тульской области о предоставлении внеочередного благоустроенного жилого помещения по договору найма, является законным, обоснованным, в связи с чем, подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1, ФИО2 Т.Д., ФИО4 к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение на условиях социального найма, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области предоставить на основании договора социального найма ФИО1 и членам его семьи ФИО2 Т.Д., ФИО4, вне очереди, благоустроенное жилое помещение, состоящее из не менее трех жилых комнат, находящееся на территории муниципального образования Богородицкий район, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, но не менее <данные изъяты> кв.м.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд Тульской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2021 года.