ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8663/18 от 02.10.2018 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2-8663/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 02 октября 2018 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Леоновой И.М.,

при секретаре судебного заседания Стариковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды к УФССП России по Вологодской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области ФИО1 об освобождении от взыскания исполнительского сбора или уменьшении,

установил:

Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в обоснование которого указал следующее. Постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области от 01 ноября 2017 года возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды об осуществлении сноса (демонтажа) расселённого аварийного дома по адресу: <адрес> срок 01 декабря 2017 года. Постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области от 06 сентября 2018 года Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды обязан перечислить исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение судебного решения от 15 августа 2017 года о возложении обязанности осуществить снос (демонтаж) аварийного дома по адресу: <адрес> срок до 01 декабря 2017 года. В настоящее время у Департамента не имеется возможности осуществить снос данного дома в 2018 году и исполнении решения суда. Департамент просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала исковые требования, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Вологодского городского суда от 15 августа 2017 года на Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды была возложена обязанность осуществить снос (демонтаж) аварийного дома по адресу: <адрес> срок до 01 декабря 2017 года.

Исполнительный лист был направлен в МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области, на основании, которого возбуждено исполнительное производство -ИП.

Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 14 июня 2018 года Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

06 сентября 2018 года судебным приставом – исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области ФИО1 было вынесено постановление о взыскании с Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Непреодолимая сила как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства определена в положениях подпункта 1 пункта 1 статьи 202 и пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих соответственно основания приостановления течения срока исковой давности и основания ответственности за нарушение обязательства. Причём, пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Доказательств наличия чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств, повлиявших на неисполнение решения суда, истцом не представлено.

Поскольку должник в установленный срок не исполнил в добровольном порядке требования исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства -ИП правомерно, в соответствии с требованиями статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынес постановление о взыскании с него исполнительского сбора.

Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя от 06 сентября 2018 года о взыскании исполнительского сбора не противоречит требованиям части 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку принято по окончании срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа и в отсутствие доказательств невозможности исполнения решения вследствие непреодолимой силы.

В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается изменённым соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма (часть 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Судом установлено, что Департаментом городского хозяйства Администрации города Вологды 04 апреля 2018 года, 04 мая 2018 года, 31 июля 2018 года направлялись письма в финансовый орган Администрации города Вологды о необходимости выделения в 2018 году денежных средств на выполнение работ по сносу многоквартирных домов, в том числе на снос дома по адресу: <адрес>. Распоряжением начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 22 мая 2018 года дом переведен в нежилое здание. Администрацией города Вологды подготовлен проект решения Вологодской Думы «Об условиях приватизации здания по адресу: <адрес> земельным участком» для рассмотрения на сентябрьской сессии Вологодской городской Думы. После принятия решения Вологодской городской Думы будет проведена процедура продажи указанного дома с условием о сносе дома.

С учётом обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего дела, и степени вины истца, суд считает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на 1/4 часть до суммы до 37 500 рублей. Оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора суд не усматривает.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды к УФССП России по Вологодской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области ФИО1 об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказать.

Снизить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области от 06 сентября 2018 года по исполнительному производству -ИП от 01 ноября 2017 года до 37 500 (тридцати семи тысяч пятисот) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.М. Леонова

Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2018 года.