ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8663/2016 от 27.09.2016 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-8663/2016г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Кудрявцевой А.Г.,

при секретаре Рябовой Е.В.,

с участием помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Петрулевич А.Л., представителя ответчика МКУ «Волгоградский инженерный центр» ФИО1, представителя третьего лица Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 сентября 2016 года в городе Волгограде гражданское дело по иску прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц в интересов Российской Федерации к Муниципальному Казенному Учреждению «Волгоградский инженерный центр» об обязании разработать проект нормативов образования отходов и лимита на их размещение,

УСТАНОВИЛ:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному Казенному Учреждению «Волгоградский инженерный центр» об обязании разработать проект нормативов образования отходов и лимита на их размещение.

В обоснование иска указал, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе прокурорской проверки выявлено невыполнение природоохранного законодательства в деятельности Муниципального казенного учреждения «Волгоградский инженерный центр».

Так, проверкой установлено, что в результате осуществления хозяйственной деятельности у МКУ «Волгоградский инженерный центр» образуются собственные отходы, а именно мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – код по ФККО 73310001724, лампы, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, код по ФККО 47110101521, которые помещаются в контейнеры специализированной организации и вывозятся в соответствии с договором с ООО «ЖилКомТех» от 12.02.2016г. №13778/13.

В соответствии с действующим законодательством, индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также получать в уполномоченных органах лимиты на размещение отходов. Вопреки изложенным требованиям законодательства, ответчик осуществляет свою деятельность без оформленных надлежащим образом лимитов на размещение отходов. Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства со стороны МКУ «Волгоградский инженерный центр», ответственного за соблюдение норм природоохранного законодательства.

Просит суд обязать МКУ «Волгоградский инженерный центр» представить в Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области для установления нормативов образования отходов лимитов на их размещение: заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемый в соответствии с методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.08.2014г. № 349, и требованиями, установленными приказом Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 30.12.2015 № 1246. Данные мероприятия выполнить в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

В судебном заседании помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Петрулевич А.Л. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика МКУ «Волгоградский инженерный центр» ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании признала исковые требования. Пояснила, что в настоящее время заявление предоставлено в Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области для установления нормативов образования отходов лимитов на их размещение: заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемый в соответствии с методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.08.2014г. № 349, и требованиями, установленными приказом Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 30.12.2015 № 1246. Однако проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение еще не прошел согласование в Комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области.

Представитель третьего лица Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области ФИО2, действующая на основании доверенности, подержала требования прокурора.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 2.1.3 Положения о комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области, утв. постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014г. № 39-п, Комитет устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Приказом Комитета природных ресурсов и экологии по Волгоградской области № 1246 от 30.12.2015г. утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно п. 4, 5 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на из размещение, утвержденными приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2014г. № 349.

В лимиты на размещение отходов не включаются массы (объемы) отходов, предназначенные для: накопления (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; утилизации и/или обезвреживания.

В судебном заседании установлено, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе прокурорской проверки выявлено невыполнение природоохранного законодательства в деятельности Муниципального казенного учреждения «Волгоградский инженерный центр».

Так, проверкой установлено, что в результате осуществления хозяйственной деятельности у МКУ «Волгоградский инженерный центр» образуются собственные отходы, а именно мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – код по ФККО 73310001724, лампы, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, код по ФККО 47110101521, которые помещаются в контейнеры специализированной организации и вывозятся в соответствии с договором с ООО «ЖилКомТех» от 12.02.2016г. №13778/13.

Согласно материалов дела, данные нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности учреждения, в связи с чем, в адрес учреждения направлено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды № 3-267-2016 от 06.06.2016г.. Согласно поступившему ответу на представление учреждением реальных мер по оформлению надлежащим образом лимитов на размещение отходов не принято, подтверждающих документов об устранении нарушений не приложено.

Указанное является существенным нарушением конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных статьями 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства. Именно, через утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предприятие обеспечит безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - V класса опасности, их накопление на территории предприятия и их последующую транспортировку, использование и размещение.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Отсутствие у ответчика лимитов на размещение отходов при осуществлении хозяйственной деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления, нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся в том числе, проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами; осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами.

Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется (согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды») в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч. 2 ст.34 названного закона).

Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан (особенно жителей ... г. Волгограда) и окружающей среде, что в силу ст. 1065 ГК РФ и ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке.

Прокурором заявлены требования на обеспечение ответчиком выполнения требований федерального законодательства при образовании отходов производства и потребления.

Согласно ст.ст. 17,18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Одним из таких прав, является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42 Конституции РФ).

Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).

Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

В судебном заседании представителем ответчика представлены документы, подтверждающие, что в настоящее время МКУ «Волгоградский инженерный центр» заключен договор от 08.02.2016г. на оказание услуг по транспортировке и размещению отходов с ООО «ЖилКомТех», имеется заявление, которое представлено в Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области для установления нормативов образования отходов лимитов на их размещение: заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемый в соответствии с методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.08.2014г. № 349, и требованиями, установленными приказом Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 30.12.2015 № 1246. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение еще не прошел согласование в Комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области.

Однако учитывая, что данные меры не являются исполнением заявленных требований, суд считает, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ст.ст. 204, 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом требований закона, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения указанных мероприятия в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Муниципальному Казенному Учреждению «Волгоградский инженерный центр» об обязании разработать проект нормативов образования отходов и лимита на их размещение - удовлетворить.

Обязать Муниципальное Казенное Учреждение «Волгоградский инженерный центр», расположенное по адресу: 400087, г. Волгоград, ..., в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, представить в Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области для установления нормативов образования отходов лимитов на их размещение: заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемый в соответствии с методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.08.2014г. №..., и требованиями, установленными приказом Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№....

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г. Волгограда.

Судья:

...

...

...

...

...

...