ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-866/17 от 24.07.2017 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-866/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июля 2017 года город Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи Е.Н. Меркуловой,

при секретаре судебного заседания Н.О. Ларионовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах ФИО1 к Администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности о внеочередном предоставлении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Корсаковский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности приобрести за счет средств субвенции из областного бюджета Сахалинской области и предоставить по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованием в черте города Корсакова.

В обоснование иска указано, что Корсаковской городской прокуратурой по обращению Ж. проведена проверка о защите жилищных прав, как лица, имеющего статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Постановлением мэра Корсаковского городского округа от 05.11.2013 г. ФИО1 включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Корсаковском городском округе. Обязанность по обеспечению жильем ФИО1 лежит на органе местного самоуправления за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации. На основании изложенного, Корсаковский городской прокурор просит обязать администрацию Корсаковского городского округа за счет средств субвенции из областного бюджета Сахалинской области приобрести и предоставить по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарными и техническими требованиями в черте города Корсакова.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Железовский М.С. и ФИО1 исковые требования поддержали.

Представитель администрации Корсаковского городского округа А., действующая на основании доверенности, пояснила, что ФИО1 включена в список детей-сирот, которых планируется обеспечить жильем в Корсаковском городском округе по договорам найма специализированных жилых помещений в 2017 году, жилое помещение будет предоставлено после его приобретения в муниципальную собственность по контракту.

Министерство образования Сахалинской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явилось, своего представителя не направило.

Выслушав сторону истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", что предусмотрено ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" утверждает принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а именно к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Названные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законами Сахалинской области от 27.06.2013 N 69-ЗО "О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Сахалинской области", от 03.08.2009 N 80-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству", от 08.12.2010 N 115-ЗО "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сахалинской области", постановлением Правительства Сахалинской области от 26.07.2013 N 382 "Об утверждении Порядка расходования субвенций муниципальными районами (городскими округами) Сахалинской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" постановлением мэра Корсаковского городского округа от 08.11.2013 N 1580 утверждено Положение об исполнении на территории Корсаковского городского округа государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", которое определяет полномочия структурных подразделений администрации Корсаковского городского округа по исполнению государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно указанному Положению исполнение переданных государственных полномочий Сахалинской области осуществляется путем расходования средств субвенции Корсаковским городским округом на обеспечение предоставления по договору найма благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, проживающим на территории Корсаковского городского округа.

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Данное обстоятельство подтверждается Постановлением главы муниципального образования Корсаковский городской округ от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ФИО1 и Б. переданы на воспитание в приемную семью И., в виду смерти родителей ФИО1 и Б. ( мать-В. № свидетельства о смерти I-ФС от ДД.ММ.ГГГГ, отец Г.. № свидетельства о смерти I-ФС от ДД.ММ.ГГГГ г.).

Постановлением Администрации Корсаковского городского округа от 05.11.2013 г. ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Корсаковском городском округе.

Из приказа от 02.09.2017 г., выданного ГБПОУ «<...>» следует, что ФИО1 на весь период обучения по профессии «<...>», находилась на полном государственном обеспечении.

Письмом директора ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса» Д. от 22.12.2016 г., учебное заведение проинформировало Администрацию Корсаковского городского округа через Департамент развития администрации Корсаковского городского округа о том, что ФИО1 заканчивает свое обучение 30.01.2017 г., в связи с чем, ФИО1 необходимо оказать содействие в дальнейшем жизнеустройстве.

30.01.2017 г. ФИО1 получен диплом о среднем профессиональном образовании по профессии «<...>».

Таким образом, ФИО1 – совершеннолетняя, окончила учебное заведение, в котором находилась на полном государственном обеспечении, полномочия опеки и попечительства в отношении неё прекращены, в связи с чем она вправе требовать получения жилого помещения сразу, непосредственно после окончания учебного заведения.

Однако в установленный срок жилое помещение истице предоставлено не было, в связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд с иском о защите нарушенного права ФИО1 на получение жилья.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Корсаковского городского прокурора в интересах ФИО1 удовлетворить.

Обязать Администрацию Корсаковского городского округа приобрести и предоставить за счет средств субвенции из областного бюджета Сахалинской области по договору найма ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованием в черте города Корсакова.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца после его принятия.

Судья Корсаковского городского суда Е.Н. Меркулова.