Дело № 2-8676/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Абрамовой Л.Л., при секретаре Пономаревой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Нижнем Новгороде гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании отказа в возобновлении социальной поддержки незаконным, возложении обязанности возобновить социальную поддержку в виде ежемесячных социальных выплат на компенсацию процентов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Правительству Нижегородской области, указав, что она состояла в браке с ФИО2, умершим [ 00.00.0000 ] .
ФИО2 являлся участником областной целевой программы «Обеспечение малоэтажным жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта в Нижегородской области (с изменениями на [ 00.00.0000 ] ).
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2012-2024 годы с использованием ипотечного кредитования».
Целью указанной программы является повышение качества и условий жизни работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области.
Основной задачей программы является обеспечение доступным и качественным жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области.
Социальная поддержка оказывается из средств областного бюджета. Учитывая то, что ФИО2 был участником вышеуказанной программы, ему на семью из 3-х человек посредством ипотечного кредитования были предоставлены денежные средства для строительства жилого дома по адресу: [ адрес ].
Данные обстоятельства подтверждаются кредитным договором [ № ] от [ 00.00.0000 ] , заключенным между ФИО2 и ПАО (ОАО) СБЕРБАНК РОССИИ.
ФИО2 пользовался социальной поддержкой в виде ежемесячной социальной выплаты на компенсацию процентов в размере 10% годовых, но не более фактической ставки установленной для участника в кредитном договоре (договоре займа) по ипотечному жилищному кредиту (займу) предоставляемой не более 120 месяцев.
Однако после смерти ФИО2 вышеуказанная социальная поддержка со стороны Правительства Нижегородской области в отношении его семьи была приостановлена до оформления наследственных прав.
Истец оформила наследственные права после смерти супруга, в подтверждение чего ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: [ адрес ].
При этом на жилой дом и на земельный участок имеются обременения в виде ипотеки с [ 00.00.0000 ] на срок 120 месяцев с даты ее фактического предоставления.
После оформления наследственных прав в [ 00.00.0000 ] истец обратилась с заявлением к ответчику о возобновлении вышеуказанной социальной поддержки.
Письмом [ № ] от [ 00.00.0000 ] в возобновлении социальной поддержки истцу было отказано со ссылкой на то, что согласно постановлению Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] в случае смерти, полной утраты трудоспособности участника подпрограммы предоставление мер социальной поддержки прекращается, при этом средства, ранее предоставленные участнику подпрограммы возврату не подлежат.
Истец считает данный отказ незаконным. В своем отказе ответчик ссылается на постановление Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], а так же приложение [ № ] к Подпрограмме «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2015-2024 годы с использованием ипотечного кредита».
В данном документе сказано, что в случае смерти, полной утраты трудоспособности участника Подпрограммы представление мер социальной поддержки в рамках Подпрограммы прекращается, при этом средства, ранее предоставленные участнику Подпрограммы, возврату не подлежат.
Однако вышеуказанная социальная поддержка семье истца осуществлялась на основании постановления Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2012-2024 годы с использованием ипотечного кредитования», участником которой являлся супруг истца.
Данное постановление никем не отменено, никаких изменений в него не внесено, оно имеет юридическую силу.
Постановление Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2012-2024 годы с использованием ипотечного кредитования» не содержит указаний на то, что в случае смерти, полной утраты трудоспособности участника подпрограммы представление мер социальной поддержки в рамках Подпрограммы прекращается, при этом средства, ранее предоставленные участнику Подпрограммы, возврату не подлежат.
Истцу непонятно по каким причинам ответчик применяет к ней условия, отраженные в постановлении Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], а так же в приложении [ № ] к Подпрограмме «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2015-2024 годы с использованием ипотечного кредита».
Истец считает, что социальная поддержка в виде ежемесячной социальной выплаты на компенсацию процентов в размере 10% годовых, но не более фактической ставки установленной для участника в кредитном договоре (договоре займа) по ипотечному жилищному кредиту (займу) предоставляемой не более 120 месяцев со стороны Правительства Нижегородской области должна быть ей возобновлена.
Истец указала, что она являлась супругой ФИО2 и решение об участии в программе «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, организаций в Нижегородской области на 2012-2024 годы с использованием ипотечного кредитования» принималось супругом совместно с ней, с учетом общих доходов, возможности в будущем оплачивать кредитные обязательства, а так же с учетом предлагаемой ответчиком социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты на компенсацию процентов в размере 10% годовых.
В настоящее время сложилась такая ситуация, что истец самостоятельно, без социальной поддержки со стороны ответчика, не сможет исполнять кредитные обязательства перед ПАО (ОАО) СБЕРБАНК РОССИИ, что впоследствии может привести к судебным тяжбам. Размер пенсии истца составляет 9 984,90 рублей, иных доходов у нее нет.
Истец просит суд признать незаконным отказ Министерства социальной политики Нижегородской области [ № ] от [ 00.00.0000 ] в возобновлении социальной поддержки, обязать Министерство социальной политики Нижегородской области возобновить социальную поддержку в виде ежемесячных социальных выплат на компенсацию процентов в размере 10% годовых, но не более фактической ставки установленной для участника в кредитном договоре (договоре займа) по ипотечному жилищному кредиту (займу) предоставляемой не более 120 месяцев в рамках программы, предусмотренной постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, организаций в Нижегородской области на 2012-2024 годы с использованием ипотечного кредитования»
Определением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области ФИО3, действующая на основании доверенности исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях на иск, приобщенных к материалам дела
Представитель ответчика Правительства Нижегородской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, позицию по делу изложил в возражениях на иск, направленных в суд и приобщенных к материалам дела в которых указал, что государственным заказчиком-координатором Подпрограммы «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2015-2024 годы с использованием ипотечного кредитования» в соответствии с паспортом подпрограммы является Министерство социальной политики Нижегородской области. Правительство Нижегородской области не наделено полномочиями по решению вопросов назначения или отказа в назначении социальных выплат конкретным гражданам
Представитель третьего лица ПАО Сбербанк, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства , в суд не явился.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Судом установлено, что супруг истца ФИО2 являлся участником областной целевой программы «Обеспечение малоэтажным жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта в Нижегородской области на 2012-2024 годы с использованием ипотечного кредитования», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ]
Целью указанной программы являлось повышение качества и условий жизни работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области.
Основной задачей программы являлось обеспечение доступным и качественным жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области.
Социальная поддержка оказывалась из средств областного бюджета. Учитывая то, что ФИО2 был участником вышеуказанной программы, ему на семью из 3-х человек посредством ипотечного кредитования были предоставлены денежные средства для строительства жилого дома по адресу: [ адрес ].
Данные обстоятельства подтверждаются кредитным договором [ № ] от [ 00.00.0000 ] , заключенным между ФИО2 и ОАО «Сбербанк России»
ФИО2 пользовался социальной поддержкой в виде ежемесячной социальной выплаты на компенсацию процентов в размере 10% годовых, но не более фактической ставки установленной для участника в кредитном договоре (договоре займа) по ипотечному жилищному кредиту (займу) предоставляемой не более 120 месяцев.
[ 00.00.0000 ] ФИО2 умер После его смерти вышеуказанная социальная поддержка в отношении его семьи была приостановлена до оформления наследственных прав.
Истец ФИО1 приняла наследство после смерти супруга, в подтверждение чего [ 00.00.0000 ] ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: [ адрес ]
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости на жилой дом и на земельный участок имеются обременения в виде ипотеки с [ 00.00.0000 ] на срок 120 месяцев с даты ее фактического предоставления
После оформления наследственных прав в 2017 году истец обратилась в Министерство социальной политики Нижегородской области с заявлением о возобновлении вышеуказанной социальной поддержки.
Письмом [ № ] от [ 00.00.0000 ] в возобновлении социальной поддержки истцу было отказано со ссылкой на то, что согласно постановлению Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], в случае смерти, полной утраты трудоспособности участника подпрограммы предоставление мер социальной поддержки прекращается, при этом средства, ранее предоставленные участнику подпрограммы, возврату не подлежат
Истец считает данный отказ незаконным.
Постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] была утверждена областная целевая программа «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2012 - 2024 годы с использованием ипотечного кредитования» (далее -Программа), которая утратила силу с [ 00.00.0000 ] в связи с изданием постановления Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об утверждении государственной программы «Обеспечение граждан Нижегородской области доступным и комфортным жильем на период до 2024 года».
Согласно пункту 2.11 Порядка предоставления мер социальной поддержки работникам учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О предоставлении мер социальной поддержки в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2014 - 2024 годы с использованием ипотечного кредитования» государственной программы «Обеспечение граждан Нижегородской области доступным и комфортным жильем на период до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], в случае смерти, полной утраты трудоспособности участника вышеуказанной подпрограммы предоставление мер социальной поддержки прекращается, при этом ранее предоставленные средства, возврату не подлежат (документ также утратил силу).
В настоящее время на территории Нижегородской области в рамках государственной программы «Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], действует подпрограмма «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2015 - 2025 годы с использованием ипотечного кредитования» (далее - Подпрограмма).
В соответствии с Механизмом реализации Подпрограммы в случае смерти, полной утраты трудоспособности участника Подпрограммы предоставление мер социальной поддержки прекращается, при этом ранее предоставленные средства возврату не подлежат.
ФИО2 (супруг истца ФИО1) являлся участником Программы с 2012 года по Вознесенскому муниципальному району Нижегородской области.
В связи с поступлением в Министерство социальной политики Нижегородской области письма отдела ЗАГС Вознесенского района Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] о смерти ФИО2 перечисление социальных выплат на счет участника было прекращено.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством в случае смерти участника Подпрограммы предоставление мер социальной поддержки прекращается, то отказ Министерства социальной политики Нижегородской области [ № ] от [ 00.00.0000 ] в возобновлении социальной поддержки является законным.
При указанных обстоятельствах, оснований для возложения на ответчика обязанности возобновить социальную поддержку в виде ежемесячных социальных выплат на компенсацию процентов в размере 10% годовых, но не более фактической ставки установленной для участника в кредитном договоре (договоре займа) по ипотечному жилищному кредиту (займу) предоставляемой не более 120 месяцев в рамках программы, предусмотренной постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, организаций в Нижегородской области на 2012-2024 годы с использованием ипотечного кредитования», не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Правительству Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании отказа в возобновлении социальной поддержки незаконным, возложении обязанности возобновить социальную поддержку в виде ежемесячных социальных выплат на компенсацию процентов, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Л. Абрамова