Дело № 2-8679/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,
при секретаре Докукиной А.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 октября 2019 года гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральной службе по финансовому мониторингу, Межрегиональному Управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Округу, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными действий, выразившихся во включении его в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, обязании исключить из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с иском к Федеральной службе по финансовому мониторингу, Межрегиональному Управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Округу, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным действий по включению его в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень), возложении обязанности по исключению его из указанного Перечня, взыскании материального ущерба в размере 90000 руб. и компенсации морального вреда в размере 500000 руб. В обоснование требований указал, что 19.07.2018 Сбербанком России был заблокирован банковский счет, где находились пенсионные сбережения в размере 90000 руб., включение его в Перечень является незаконным, поскольку он не финансирует террористическую и экстремистскую деятельность.
Истец ФИО2, ответчики (Федеральная служба по финансовому мониторингу, Межрегиональное Управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Округу, Министерство финансов Российской Федерации), третьи лица (ПАО «Сбербанк России», Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми), надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ.
Представитель истца исковые требования поддержала.
Заслушав доводы представителя истца, исследовав письменные материалы дела и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Для регулирования отношений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношений юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанных с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц принят Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В соответствии со статьей 6 данного Закона, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 п. 2.1 настоящей статьи, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе: 1) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи; 2) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанного в абзаце первом настоящего пункта; 3) осуществлять в порядке, установленном п. 10 ст. 7 настоящего Федерального закона, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются: процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (подпункт 4 пункта 2.1); постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (подпункт 5 пункта 2.1).
Основаниями для исключения организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются: отмена вступившего в законную силу приговора суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, и прекращение производства по уголовному делу в отношении данного лица по основаниям, дающим право на реабилитацию; прекращение уголовного дела или уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; исключение организации или физического лица из составляемых международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанных Российской Федерацией перечней организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами; наличие документально подтвержденных данных о смерти лица, включенного в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; наличие документально подтвержденных данных о погашении или снятии судимости с лица, осужденного за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Организации и физические лица, ошибочно включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо подлежащие исключению из указанного перечня в соответствии с пунктом 2.2 настоящей статьи, но не исключенные из указанного перечня, обращаются в уполномоченный орган с письменным мотивированным заявлением об их исключении из указанного перечня. Уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения заявления, рассматривает его и принимает одно из следующих мотивированных решений: об исключении организации или физического лица из указанного перечня; об отказе в удовлетворении заявления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 804 утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, согласно пункту 2 которых перечень формируется Федеральной службой по финансовому мониторингу путем включения физических лиц в перечень в случаях получения от государственных органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, информации о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона, для включения в перечень, к которым относятся также следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности.
Постановлением следственного отдела по г. Сыктывкару Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми от 05.06.2018 в отношении ФИО2 возбуждено уголовное дело №... по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановлением заместителя начальника следственного отделения Управления ФСБ России по Республике Коми от 06.06.2018 в отношении ФИО2 возбуждено уголовное дело № 11807870001000030 по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 280 Уголовного кодекса Российской Федерации.
03.10.2018 заместителем прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара утверждено обвинительное заключение по обвинению ФИО2 в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 282, ч. 2 ст. 280 Уголовного кодекса Российской Федерации.
25.10.2019 Эжвинским районным судом г. Сыктывкара Республики Коми рассмотрено уголовное дело №... в отношении ФИО2, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 282, ч. 2 ст. 280 Уголовного кодекса Российской Федерации. Судебные постановления не вступили в законную силу.
Федеральной службой по финансовому мониторингу на основании акта ... о внесении изменений в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, утвержденного начальником Управления по противодействию финансированию терроризма 19.07.2018, в Перечень включены сведения в отношении ФИО2 на основании письма Следственного управления Следственного комитета России по Республике Коми ... (...), с указанием, что в отношении ФИО2 следственным отделом по г. Сыктывкару возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В связи с включением ФИО2 в Перечень, ПАО «Сбербанк России» банковская карта ... оформленная на имя ФИО2, заблокирована ** ** ** в ... часов ... минут.
На основании вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу, что у Федеральной службы по финансовому мониторингу, являющейся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, имелись основания, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", для включения сведений в отношении ФИО2 в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Запрет для кредитных и иных финансовых организаций осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, принадлежащим физическим лицам, включенным в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, установлен законом, на день рассмотрения спора истец также находится в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, обстоятельства, послужившие основанием к включению истца в данный перечень, не отпали и не изменились.
В рассматриваемом случае истец правомерно включен в Перечень, поскольку в отношении него было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, на момент рассмотрения спора отсутствуют основания для исключения ФИО2 из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, предусмотренные пунктом 2.2 Федерального закона, так же как и отсутствуют доказательства, подтверждающие ошибочность включения физического лица в перечень, которые могут являться основанием для исключения из перечня в силу пункта 2.3 Федерального закона.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению; вред возмещается за счет казны Российской Федерации.
Для применения ответственности, предусмотренной статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещение убытков, за счет государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.
В ходе рассмотрения настоящего дела истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих причинение вреда в результате незаконных действий государственных органов, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по его возмещению истцу.
Факт причинения истцу морального вреда не установлен, отсутствует вина ответчиков и причинно-следственная связь между незаконными действиями (бездействием) заявленных истцом государственных органов, их должностных лиц и моральным вредом, на который ссылается истец, соответственно отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований ФИО2 к Федеральной службе по финансовому мониторингу, Межрегиональному Управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Округу, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными действий, выразившихся во включении его в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, обязании исключить из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.А.Попова
Мотивированное решение составлено 06 ноября 2019 года