№ 2-867-2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30.10.2013г. пос. Адамовка
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи А.В. Горько
при секретаре судебного заседания Зайцевой И.И.,
с участием заявителей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, представителей заинтересованного лица ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, , ФИО8, ФИО9, ФИО4, , ФИО5, о признании налоговых уведомлений недействительными в части, обязании межрайонной ИФНС № 9 по Оренбургской области сделать перерасчет земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Заявители ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО9, ФИО4, ФИО5 07 октября 2013 года обратились в суд с заявлением о признании налоговых уведомлений недействительными в части, обязании межрайонную ИФНС № 9 по Оренбургской области сделать перерасчет земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование заявления они указали, что являются собственниками долей общей долевой собственности на земельный участок в Адамовском районе, в мае 2013 года они получили уведомления об уплате налога, ФИО10 и ФИО11 уплатили налог, но они не согласны с расчетом налога, так как ранее налог уплатили, расчет не соответствует доле, стоимости доли. В судебном заседании они просили заявление удовлетворить по основаниям, указанным в нем.
Представители заинтересованного лица с доводами заявления не согласились, указав, что уведомления в настоящее время не актуальны, сделан перерасчет, в случае не согласия с расчетом, заявители вправе обратиться за разъяснениями.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, пришел к следующему. Заявление основано на представленных суду уведомлениях, направленных в адрес заявителей, свидетельствах о праве собственности на долю в общей долевой собственности на земельный участок.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Налогообложение земельным налогом осуществляется в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 388) установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 1 ст. 390). Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391). Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391). Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 1 ст. 394). Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органами (п. 3 ст. 396).
В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами. Статьями 387, 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено установление нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и(или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно приказу ФНС РФ от 25.02.2009 N ММ-7-6/86@ "Об утверждении Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов по назначению в условиях централизованной обработки данных" налоговое уведомление - устанавливаемая ФНС России письменная форма извещения (информирования) налогоплательщика о его обязанности уплатить налог, направляемая в случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Из норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговое уведомление не является решением налогового органа, не нарушает права, свободы и законные интересы налогоплательщика, поскольку носит информационный характер и направляется налогоплательщику с целью информирования о сумме исчисленного налога, обязанность по уплате налога возникает не с момента получения уведомления, а в силу закона, а потому самостоятельно оно оспорено быть не может.
Таким образом, направленные в адрес заявителей налоговые уведомления не возлагали на них бесспорной обязанности уплатить налог, а носили только характер информации, при не согласии с которой они вправе были представить свои возражения. Требований об уплате налога они не получали и не оплачивали по ним налог, поэтому суд считает, что указанными уведомлениям прав и законных интересов заявителей нарушено не было. Возложение обязанности на ИФНС по перерасчету налога по направленным уведомлениям законом не предусмотрена, так как это право ИФНС, поэтому требования в этой части не основаны на законе.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из положений ст. 256 ГПК РФ следует, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Учитывая истекший срок со дня получения уведомлений, то, что уведомления не возложена на заявителей обязанность по уплате налога, требования к ИФНС не основаны на законе, поэтому в удовлетворении заявления необходимо отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО9 о признании налоговых уведомлений недействительными в части, обязании межрайонную ИФНС № 9 по Оренбургской области сделать перерасчет земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Решение может быть обжаловано в Оренбургском областном суде через Адамовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято, резолютивная часть решения суда оглашена 30.10.2013г., мотивированное решение изготовлено 04.11.2013г.
Председательствующий