ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-867/2018 от 24.04.2018 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-867/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2018 года г. Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сень Е.В.,

при секретаре Оленченко А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «У» о понуждении к действиям, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «У» о признании действий незаконными, обязании производить начисление платы за вывоз твердых бытовых отходов, компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что является собственником .... Ответчик ООО «У» является компанией, обслуживающей жилой дом, в котором проживает истец. Между ООО «Р» и ООО «У» заключен договор на оказание возмездных услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, в том числе по .... Ответчик ООО «У» производит начисления за вывоз и утилизацию мусора исходя из площади помещения, что подтверждается квитанцией о начислении оплаты за коммунальные услуги и обслуживание жилья без учета количества проживающих, количества контейнеров и периодичности вывоза. Услуги по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов и обслуживанию контейнерных площадок должны оплачиваться исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, и объема вывезенных контейнеров и периодичности вывоза. Зависимость оплаты услуг от площади помещений в доме в отношении населения не установлена. Применение методики начисления вывоза мусора без расчета периодичности и количества проживающих является незаконной и ущемляющей права потребителя. Компенсацию морального вреда ФИО1 оценивает в размере *** руб. В связи с указанным, а также с учетом уточнения исковых требований истец просит, признать незаконными действия ООО «У» по применению методики начисления на вывоз мусора с квадратного метра; обязать ООО «У» производить начисления платы за вывоз твердых бытовых отходов истцу исходя из количества проживающих в квартире, до начала осуществления деятельности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; взыскать компенсацию морального вреда в размере *** руб.

Истец ФИО1 в судебном заседании отсутствовала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке.

Представитель истца ФИО1 - ФИО2, действующий на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «У» в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. Возражений по существу заявленных требований не представил.

Представитель третьего лица ООО «Р» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке. Возражений по существу заявленных требований не представил.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры ..., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.

Компанией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом по ..., является ООО «У», что подтверждается договором управления многоквартирным домом, приказом Государственной инспекции Алтайского края о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом от ***, что не оспаривалось сторонами.

Из содержания имеющихся квитанций об оплате жилого помещения и коммунальных услуг на ... следует, что ФИО1 плата за вывоз мусора начисляется исходя из площади принадлежащего ей жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно п.п.«д» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (в действующей редакции), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), содержание общего имущество включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации №232 от 27.02.2017 в указанный п.п. «д» п.11 Правил №491 внесены изменения: из подпункта «д» слова «твердых» исключены, пункт 11 дополнен подпунктом «д(2)»: «содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями».

Вместе с тем, изменения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 232 от 27.02.2017, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.2 постановления Правительства РФ от 27.02.2017 №232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).

Обязанность по внесению платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года (ч.20 ст.12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч.8 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).

Таким образом, поскольку в настоящее время в Алтайском крае еще не определен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами и не утвержден единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, плата за вывоз твердых бытовых отходов включается в плату за содержание общего имущества.

Согласно представленным квитанциям оплата за услугу «вывоз мусора» включена в статью «содержание жилья» и указана в платежном документе отдельной строкой. При этом стоимость данной услуги рассчитывалась путем умножения тарифа, на площадь принадлежащего ФИО1 помещения.

В соответствии с ч.7 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В п.31 Правил № 491 закреплено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о том, что тариф 1,27, применяемый ООО «У» для расчета платы за вывоз мусора в составе платы за содержание жилья, утвержден решением общего собрания собственников жилого ....

Вывоз твердых бытовых отходов, образующихся от жителей дома по ..., осуществляется ООО «Р» на основании договора от ***.

Дополнительным соглашением от *** изменен перечень домов, в отношении которых ООО «Р» оказывает услуги по вывозу и утилизации ТБО.

В п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 №232 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354). Правила №354 дополнены разделом XV(1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами», приложение №2 Правил дополнено разделом II(1). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире».

Изменения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 №232, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. До утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, но не позднее 1 сентября 2017 г., расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения №2 к Правилам №354 (п.2, п.3 постановления Правительства РФ от 27.02.2017 № 232).Согласно п.148 (30) Правил №354 в новой редакции размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения №2 к настоящим Правилам. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к настоящим Правилам. При раздельном накоплении и сборе сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения №2 к настоящим Правилам соответственно.

При этом в формулах 9(1) и 9(3) приведен расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, в формулах 9(2) и 9(4) - исходя из общей площади жилого помещения.

Таким образом, законодательством, подлежащим применению со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотрена возможность определения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из площади жилого помещения в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения.

На момент рассмотрения дела такое решение на территории Алтайского края не принято.

При таких обстоятельствах, действия управляющей компании по применению методики начисления платы за вывоз мусора исходя из площади жилого помещения, нельзя признать законными.

Также не подлежит применению методика начисления платы за вывоз мусора по формуле 9 (1) приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» по следующим основаниям.

До утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения №2 к Правилам №354 (п.2, п.3 постановления Правительства РФ от 27.02.2017 №232).

В настоящее время нормы накопления твердых бытовых отходов утверждаются органами местного самоуправления. Такое полномочие, в частности, предусмотрено п.3.1.1.11 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых отходов производства и потребления в границах муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, утвержденного постановлением администрации г.Рубцовска от 30.05.2014 №2307.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (ст.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, п.2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов»).

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 №215, не вступившим в силу, установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края: 0,180 куб.м/мес. с одного проживающего – для г.Барнаула; 0,121 куб.м./мес. с одного проживающего – для иных населенных пунктов Алтайского края.

Названное решение №215 от 19.10.2017 вступает в силу с момента присвоения юридическому лицу, действующему на территории Алтайского края, статуса регионального оператора и определения зоны его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.2 решения).

Поскольку в настоящее время в Алтайском крае еще не определен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, указанное выше решение Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 № 215, которым установлены нормативы потребления твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края, в силу не вступило, законных оснований для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по формуле 9(1) не имеется.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о понуждении ответчика до дня начала осуществления деятельности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами начислять оплату за вывоз мусора по обращению с твердыми коммунальными отходами по ... по формуле 9(3) приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

При этом в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным действия ООО «У» по применению методики начисления оплаты за вывоз мусора с квадратного метра, суд полагает необходимым отказать, поскольку указанные требования в данном случае являются не предметом, а основанием иска. Кроме того, признание факта незаконного действия не направлено на реальную защиту прав истца ФИО1, поскольку не приводит к понуждению ответчика совершить определенные действия в целях защиты нарушенного права.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно статье 15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

С учетом положений ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», установление факта незаконности действий управляющей организации является основанием для взыскания в пользу ФИО1 компенсации морального вреда.

Учитывая обстоятельства дела, представленные суду доказательства, характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, обстоятельства причинения вреда, степень вины нарушителя, с учетом требований разумности и справедливости, определяя размер компенсации морального вреда, суд полагает возможным взыскать с ООО «У» в пользу истца ФИО1 компенсацию морального вреда в размере *** рублей. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в ином размере, в том числе в размере, указанном в исковом заявлении *** руб., суд в отсутствие достаточных доказательств не усматривает.

Согласно пункту 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и разъяснений содержащихся в п.п.46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (пункт 6 статьи 13 Закона).

Обстоятельств, позволяющих освободить ответчика от оплаты штрафа, в материалах дела не имеется. Таким образом, удовлетворение исковых требований истца в части компенсации морального вреда, безусловно, влечет наложение на ответчика штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя. Размер штрафа, исходя из присужденной судом денежной суммы, составляет *** руб., который подлежит взысканию с ответчика в пользу ФИО1

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом статей 333.19, 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края подлежит взысканию государственная пошлина за подачу иска в сумме *** рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «У» начислять оплату за вывоз мусора по обращению с твердыми коммунальными отходами по ... по формуле 9(3) приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» до дня начала осуществления деятельности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «У» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме *** рублей, штраф в сумме *** рублей, всего взыскать *** рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш Дом» в доход бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края государственную пошлину в сумме *** руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд Алтайского края.

Судья Е.В. Сень