Производство № 2-8681/2021
УИД 28RS0004-01-2021-011072-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2021 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,
при секретаре Бубновой Н.А.,
с участием представителя истца ЕС – ОН, по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ЕС к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирь-Байкал» о защите прав потребителя, признании незаконными действий исполнителя услуги по ее ненадлежащему оказанию, взыскании денежной компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
ЕС обратился в суд с настоящим иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирь-Байкал», указав в обоснование, что по адресу места его жительства в г. Благовещенске в июне 2019 года мировым судьей Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 9 было направлено письмо заказное разряда «судебное» с почтовым идентификатором ***, которое доставлено и вручено ЕС не было, что привело к утрате возможности получить судебное извещение о месте и времени судебного заседания.
Мер по доставке и вручению почтовой корреспонденции разряда «судебное» исполнитель услуг почтовой связи ООО «Сибирь-Байкал» не предпринял, письмо адресату не доставил и не вручил, нарушил тем самым права потребителя услуг почтовой связи гражданина ЕС; представителем истца ответчику направлялась претензия с требованием выплатить истцу компенсацию морального вред.
Поэтому истец просит суд признать действия исполнителя услуги почтовой связи ООО «Сибирь-Байкал» по не доставлению в адрес истца письма заказного разряда «судебное» с почтовым идентификатором ***, не надлежаще оказанной услугой почтовой связи, нарушившей права потребителя услуг почтовой связи, а также взыскать истцу с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей, штраф.
В суде представитель истца ОН на доводах и требованиях иска настаивал полностью, суду пояснил, что истец присутствовал в суде ранее, об обстоятельствах дела пояснял сам, эти пояснения представитель поддреживает; письмо истцу вручено не было.
В судебное заседание не явились истец лично, представители ответчика ООО «Сибирь-Байкал», гос. органа, привлеченного для дачи заключения, Управление Роспотребнадзора по Амурской области, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав доводы представителя истца, показания свидетеля, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Суд учитывает, что доставка почтовых отправлений гражданину ЕС осуществлялась в соответствии с государственным контрактом №3-сб от 24.12.2018 между Министерством юстиции Амурской области и ООО «Сибирь-Байкал», по которому исполнитель обязуется оказать государственному заказчику услуги общедоступной почтовой связи: прием, обработка, пересылка и выдача внутренних почтовых отправлений, а государственный заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги (п. 1.1. государственного контракта №3-сб от 24.12.2018).
Пункт 2.1 приложения №1 к гос. контракту предусматривает, что исполнитель осуществляет пересылку отправлений заказными письмами, заказными письмами с простыми уведомлениями или простыми письмами по адресам, указанным в реестрах.
Согласно пункту 2.9 приложения №1 к гос. контракту в случае отсутствия получателя или его законного представителя в почтовом ящике получателя оставляется извещение (первичное) о необходимости получения заказного письма, по указанным данным (адрес и рабочий график пункта выдачи, телефон курьера).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 Закона №176-ФЗ особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.
Статьей 16 Закона № 176-ФЗ на операторов почтовой связи возложена обязанность обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
Ответственность операторов почтовой связи регламентируется ст.34 Закона № 176-ФЗ, в силу которой, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
На основании ст.37 Закона № 176-ФЗ, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила) предусмотрено, что операторы почтовой связи вправе установить разряды почтовых отправлений (почтовых переводов) в зависимости от категории отправителей, прием, пересылка и доставка которых осуществляются в приоритетном порядке по установленным тарифам, предусмотренным для соответствующих видов почтовых отправлений (почтовых переводов).
Особенности доставки (вручения), хранения почтовых отправлений разряда "судебное" (почтовых отправлений федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации, содержащих вложения в виде судебных извещений (судебных повесток), копий судебных актов (в том числе определений, решений, постановлений судов), судебных дел (материалов), исполнительных документов), а также разряда "административное" (направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях почтовых отправлений органови должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих вложения в виде извещений (повесток), копий актов (в том числе определений, решений, постановлений по делам об административных правонарушениях), дел (материалов) об административных правонарушениях, исполнительных документов), устанавливаются настоящими правилами (п. 15 Правил).
Согласно п. 32 Правил порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.
Из пункта 33 Правил следует, что вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств. При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование: а) данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе); б) реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель). Указанные данные могут фиксироваться, в том числе путем их внесения оператором почтовой связи в установленные им типовые формы (бланки) документов, характер информации в которых предусматривает включение в них персональных данных адресата или его уполномоченного представителя, используемых для оказания услуг почтовой связи и обработки персональных данных. Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).
В силу п. 34 Правил письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.
Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.
Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи. Адресатом (его уполномоченным представителем) может быть продлен срок хранения почтовых отправлений (за исключением почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное") и почтовых переводов в случае, если такая возможность предусмотрена в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи.
По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. По истечении установленного срока хранения или при отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.
Договором об оказании услуг почтовой связи может быть предусмотрен отказ отправителя от возврата неврученных почтовых отправлений по истечении установленного срока хранения. При отказе отправителя от возврата неврученных почтовых отправлений по истечении установленного срока хранения, порядок действий оператора почтовой связи в отношении таких почтовых отправлений устанавливается договором об оказании услуг почтовой связи.
Ответчиком суду не были представлены маршрутные листы по доставке спорного почтового отправления (письма) с указанием (в представленном письменном отзыве) на обстоятельства их уничтожение после истечения 6-месячного с даты поступления документа срока хранения, в силу п.2 ч.5 ст.55 ФЗ №126 от 07.07.2003 «О связи», ст.37 ФЗ №176 от 17.07.1999 «О почтовой связи».
Между тем, судом допрошена свидетель ФИО1, которая показала, что работает менеджером по курьерам в ООО «Сибирь-Байкал»; события 2019 г., когда должна была быть осуществлена доставка спорного письма истцу, не помнит; о необходимости явиться в суд для допроса была извещена руководством ООО «Сибирь-Байкал», ей сообщили о вызове суда, поступившего в компанию, необходимо было прибыть и дать свидетельские показания. Сведения о том, какое письмо является предметом разбирательства, его штрих-кодовый идентификатор (ШПИ), содержались в судебном извещении (письме), свидетель по базе данных проверила, кому и кем, когда письмо было направлено; сама все эти сведения свидетель не помнит. По базе данных видно, что доставку письма осуществляла свидетель. В компании менеджером по курьерам работает с 2019 г., иногда сама осуществляет доставку некоторых писем для корректировки работы курьеров, повышения качества работы. Если адресат на месте, ему вручается письмо, иначе извещение о необходимости явиться в офис компании для получения письма опускается в почтовый ящик с номером квартиры. Если ящик обеспечивает сохранность вложения, то адресат получает извещение с указанием адреса и режима работы офиса компании, номеров контактных телефонов офиса и, с разрешения почтальона, его личного. Адресат может обратиться посредством телефонной связи, ему пойдут на встречу, и будет осуществлена повторная доставка. ШПИ письма истцу свидетель не помнит. Когда именно осуществлялась доставка этого письма, по какому адресу, каким способом, свидетель не помнит; также не помнит, имелся ли в подъезде почтовый ящик с номером квартиры, оставлялось ли извещение, позволял ли почтовый ящик обеспечить сохранность извещения. В штате компании 3 менеджера по курьерам. О настоящем судебном заседании свидетель узнала от начальника НН, который ознакомил ее с содержанием письма-вызова из суда о приглашении ФИО1 в суд для допроса в качестве свидетеля. В ООО «Сибирь-Байкал» получением судебной корреспонденции занимается лично НН или юрист в г. Новосибирске. В компетенцию свидетеля входит работа с курьерами, 3 менеджера по курьерам имеют равные полномочия. Работой руководит начальник ООО «Сибирь-Байкал» НН, заместителей в штате нет. Именно он ознакомил свидетеля с письмом из суда. Оснований и мотивов говорить неправду по делу, умышлено вредить, препятствовать ЕС в реализации его прав у свидетеля не имеется. Вопросы возмещения ответчиком ООО «Сибирь-Байкал» вреда менеджеров по курьерам не касаются, никакой заинтересованности в исходе дела, в т.ч. корыстной, свидетель не имеет.
Суд полагает, что ответчиком сроки и порядок доставки спорного почтового отправления нарушены не были, т.к. соответствовали Правилам оказания услуг почтовой связи, утв. приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 № 234 и условиям контракта №3-сб от 24.12.2018.
Эти обстоятельства подтверждаются, в том числе информацией по заказу (отслеживанием движения спорного почтового отправления), как представленной ответчиком в настоящее гражданское дело, т.к. и имеющейся в деле об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, в отношении ЕС, рассмотренном мировым судьей Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 9.
Так, 10.06.2019 отправителем мировым судьей Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 9 в адрес истца ЕС направлено почтовое отправление (письмо) № ***, разряда «судебное», которое принято ответчиком в обработку 10.06.2019; 14.06.2019 имела место неудачная попытка вручения, оставлено извещение в почтовом ящике получателя; 19.06.2019 письмо возвращено отправителю по причине истечения срока хранения.
Изложенное свидетельствует о необходимости отказать истцу в удовлетворении требований о признании ненадлежащим образом, с нарушением закона оказанной услуги почтовой связи, нарушившей права потребителя услуг почтовой связи.
Суд полагает, что по делу подлежит применению Закон РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с преамбулой которого настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Из преамбулы следует, что потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно п.п. 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовыхи иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Из ст. 2 Федерального закона «О почтовой связи» следует, что под услугами почтовой связи понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; а пользователями услуг почтовой связи выступают граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.
Таким образом, пользователем услуг почтовой связи является не только отправитель, но и получатель почтового отправления.
Следовательно, когда получателем (как в рассматриваемом случае) является гражданин, пользующийся услугами почтовой связи для личных семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на эти отношения распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной специальными законами, что прямо вытекает и из ст. 19 Федерального закона «О почтовой связи», в силу которой права пользователей услуг почтовой связи защищаются указанным Законом, Федеральным законом «О связи», Законом РФ «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Суд полагает, что между ООО «Сибирь-Байкал» и ЕС сложились правоотношения по поводу оказания услуг почтовой связи, которые подлежат регулированию Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В соответствии с п. 1 ст. 62 Федерального закона от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» пользователь услуг связи вправе передать сообщение связи, отправить почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств, получить сообщение электросвязи, почтовое отправление или почтовый перевод денежных средств либо отказаться от их получения, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Между тем, установление обстоятельств отсутствия нарушения ответчиком прав истца, как потребителя услуг почтовой связи (получателя почтового отправления), является основанием для отказа в присуждении ему компенсации морального вреда согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Поэтому, а также с учетом правил ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», истцу следует отказать во взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, т.к. по делу не установлено обстоятельств неисполнения ответчиком какого-либо его законного требования, в т.ч. о выплате денежной компенсации морального вреда.
По правилам ст. 98 ГПК РФ истцу с ответчика не подлежит взысканию возмещение понесённых судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ЕС к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирь-Байкал» о защите прав потребителя, признании незаконными действий исполнителя услуги по ее ненадлежащему оказанию, взыскании денежной компенсации морального вреда, штрафа – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.В. Кастрюков
Решение в окончательной форме составлено 10.01.2022 года