РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21.06.2016 года Автозаводский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Хлыстовой Е.В.
при секретаре ФИО3,
с участием:
истца ФИО2,
представителя истца ФИО5,
представления ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к У МВД России по <адрес> о признании незаконным и отмене протокола жилищно-бытовой комиссии У МВД России по <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в Автозаводский районный суд <адрес> с иском к У МВД России по <адрес> о признании незаконным и отмене протокола № жилищно-бытовой комиссии У МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении его в списках в очереди под тем же номером на получение жилой площади, указав при этом следующее.
В 1996 году истец был поставлен на учет для получения жилой площади и улучшения жилищных условий (жена и сын 1993 г.р.), проживали в 2-комнатной квартире с родственниками жены по адресу: <адрес>.
В 2010 году купили в собственность 3-х комнатную квартиру жилой площадью 36.4 кв.м. и общей площадью 57,4 кв.м.
В 2012 году родился сын, получили материнский капитал на второго ребенка, которым погасили ипотечный кредит, взятый в 2010 году на покупку квартиры по б-ру Орджоникидзе, 15-277. В 2013 году на основании брачного договора, договора дарения и обязательства о выделении доли в квартире, доли права собственности в квартире были поделены по 1/4 доли каждому члену семьи.
Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно-бытовой комиссии У МВД России по <адрес> истца исключили на основании п «а» ст. 25 Постановления Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в <адрес>» из списка очередности на получение жилой площади сотрудниками У МВД по <адрес> (вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ). Указано, что согласно вышеуказанному постановлению норма обеспеченности каждого члена семьи составляет более 9 кв.м. жилой площади, что дает основание для снятия с учета в связи с превышением учетной нормы, однако данное постановление на настоящий момент утратило силу.
Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» норма предоставления жилой площади – 18 кв.м. на каждого члена семьи на семью из трех и более человек.
Поскольку истец не согласен с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, считает себя нуждающимся в улучшении жилищных условий, он был вынужден обратиться за защитой своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов в Автозаводский районный суд <адрес> с соответствующим исковым заявлением.
ИстецФИО2 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что каким нормативным актом отменено Постановление Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в <адрес>» сказать не может, но считает, что данный нормативный акт уже утратил силу. ДД.ММ.ГГГГ году принят Закон №-ГД «О жилище», в главе 10 которого указано, что до приведения органами государственной власти области и органами местного самоуправления своих нормативных актов в соответствие с настоящим Законом действуют Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>, утвержденные Постановлением № исполкома <адрес> Совета народных депутатов и президиума областного совета профессиональных союзов, в части, не противоречащей настоящему Закону. Поскольку в настоящее время нормативные акты приведены в соответствие с жилищными нормами, делает вывод, что Постановление № утратило силу, но конкретной формулировки в законе об утрате силы данного постановления не нашел.
Представитель истцаФИО5, действующий по устному ходатайству истца, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, однако довод истца об утрате силы Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ не поддерживает. Вместе с тем, полагает, что истца незаконно исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищные условий. Дополнительно пояснил, что на истца распространяются положения Федерального закона № 247-ФЗ, в котором нет прямого указания, что на сотрудников органов внутренних дел распространяется Постановление №. Считает, что нормы Постановления № на спец.субъект, которым является истец, не распространяются. Кроме того, при исключении ФИО2 из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий У МВД ссылается на ст. 50 ЖК РФ. Согласен, что на истца распространяется ст. 50 ЖК РФ, согласно которой норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В соответствии с постановлениями мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№, Тольяттинской городской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ норма общей площади жилого помещения в фонде социального использования по договору социального найма устанавливается в размере - по 18 квадратных метров общей площади на одного человека для семьи из трех и более человек.
Представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила возражение на исковое заявление с дополнением (л.д. 40-54). Дополнительно пояснила, что на момент снятия с учета истец не являлся сотрудником полиции, а также пенсионером ОВД РФ. В мае 2009 года согласно приказа МЧС России ФИО2 назначен на должность в подразделении МЧС для дальнейшего прохождения службы. В 2012 году из подразделения МЧС уволился с правом на пенсию.
Суд, выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Судом в ходе судебного заседания установлено, что решением жилищно-бытовой комиссии У МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ путем голосования принято решение об отсутствии у истца оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, о чем составлен протокол № (л.д. 7), на основании данного решения ФИО2 исключен из списка очередности на получение жилой площади сотрудниками У МВД России по <адрес> по п.1,2 ст. 31 и пп. 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, т.е. с самостоятельным улучшением жилищных условий.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 4 вышеуказанного постановления определено, что, разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространятся на жилищные отношения, возникшие до введение его в действие только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введение в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до ДД.ММ.ГГГГ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площади на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Статьей 32 ЖК РСФСР предусмотрено, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Как следует из материалов дела, установлено в судебном заседании и не опровергается ответчиком, ФИО2 в 1996 году был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на состав семьи 3 человека: ФИО2, его супруга ФИО7 и сын ФИО8, 1993 года рождения. Данная семья проживала совместно с родственниками жены в 2-х комнатной квартире по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО2 на основании договора купли-продажи, зарегистрированным Управлением Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за № приобретена в собственность 3- комнатная квартира жилой площадью 36,4 кв.м. по адресу: <адрес>, б-р Орджоникидзе, <адрес> (л.д.23).
ДД.ММ.ГГГГ в семье истца родился второй ребенок – сын ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 на основании договора дарения членам его семьи, а именно супруге ФИО7, сыновьям ФИО8 и ФИО1 были подарены по 1/4 доли в праве на вышеуказанную квартиру (л.д. 24).
Согласно выписки из поквартирной карточки истец является собственником в жилом 3-х комнатном помещении по адресу: <адрес>, б-р Орджоникидзе, <адрес>, обшей площадью 54,4 кв.м., жилой площадью 36,4 кв.м. (л.д. 6).
Из материалов дела следует, что обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила: 36,4:4=9,1 кв.м.
Согласно п. 25 постановления Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в <адрес>» право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте.
Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий снимаются с учета в случаях:
(в ред. Постановления <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№)
а) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 квадратных метров или отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
С учетом имеющейся площади каждый член семьи обеспечен более 9 кв.м. жилой площади (на каждого члена семьи приходится по 9,1 кв.м. жилой площади), что в соответствии с п. 25 постановления Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в <адрес>» является основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поскольку ФИО2 в 2010 году приобрел в собственность квартиру общей площадью 54,4 кв.м., жилой площадью 36,4 кв.м., имеет обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не ниже уровня установленного постановления Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в <адрес>», он утратил основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса РФ давало ему право на получение жилого помещения по договору социального найма и он был обоснованно снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ (действует с ДД.ММ.ГГГГ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Статьей 55 ЖК РФ предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до ДД.ММ.ГГГГ установлены ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
По смыслу указанных выше норм ФИО2, поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, мог быть снят с этого учета в связи с утратой оснований, которые ранее, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Так, ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией У МВД России по <адрес> принято решение: исключить из списки очередности на получение жилой площади сотрудниками У МВД России по <адрес> (вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ), т.е. с самостоятельным улучшением жилищных условий в соответствии с п. 1,2 ст. 31 и пп.2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ и п. «а» ст. 25 Постановления Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в <адрес>».
Довод представителя истца ФИО5 о том, что при решении вопроса о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ответчик должен был руководствоваться положениями п. 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ, согласно которой учетная норма устанавливается органом местного самоуправления; а в соответствии с постановлениями мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№, Тольяттинской городской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ норма общей площади жилого помещения в фонде социального использования по договору социального найма устанавливается в размере - по 18 квадратных метров общей площади на одного человека для семьи из трех и более человек, судом признан несостоятельным, поскольку вышеуказанные постановления мэра г.о. Тольятти и Тольяттинской городской <адрес> определяют лишь нормы общей площади, норм жилой площади вышеуказанные акты не определяют, а при решении вопроса о снятии истца с учета учитывалось именно обеспеченность жилой площадью, норма которой указана в постановлении Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в <адрес>».
Довод истца о том, что постановление Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в <адрес>» утратило силу ввиду того, что в ДД.ММ.ГГГГ году принят Закон №-ГД «О жилище», в главе 10 которого указано, что до приведения органами государственной власти области и органами местного самоуправления своих нормативных актов в соответствие с настоящим Законом действуют Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>, утвержденные Постановлением № исполкома <адрес> Совета народных депутатов и президиума областного совета профессиональных союзов, в части, не противоречащей настоящему Закону; поскольку в настоящее время нормативные акты приведены в соответствие с жилищными нормами, делает вывод, что Постановление № утратило силу, рассмотрен, признается судом несостоятельными, поскольку основан на неверном толковании норм закона истцом.
Так, нормативных актов, которыми признано, что постановление Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в <адрес>» утратило силу, не принималось.
Руководствуясь ст.ст. 29, 32 ЖК РСФСР, ст.ст. 50, 52, 55, 56 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», постановлением Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в <адрес>», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск ФИО2 к У МВД России по <адрес> о признании незаконным и отмене протокола жилищно-бытовой комиссии У МВД России по <адрес>, восстановлении в очереди в списках под тем же номером на получение жилой площади оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд<адрес>.
Решение в окончательной форме изготовленоДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В. Хлыстова