Дело № 2-868/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея, Амурской области «12» октября 2017 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Гришиной В.В.,
с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Зеи, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», по категории «работающие граждане» с даты постановки на учет – 17 сентября 1996 года,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что он является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и состоит на учете в администрации города Зеи в качестве гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категории «работающие граждане» с 17 сентября 1996 года. Окончание его трудовой деятельности состоялось 1 декабря 2015 года ввиду наступления нетрудоспособного возраста. Перерегистрацию на выделение жилищного сертификата он прошел по категории «работающие граждане». В соответствии с заключением министерства ЖКХ от 23 марта 2017 года № 10-1323 в выдаче государственного жилищного сертификата ему было отказано в связи неподтверждением статуса работающего гражданина, так как в копии трудовой книжки отсутствует запись о работе. Уточнив исковые требования, просит признать за ним право на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», по категории «работающие граждане» с даты постановки на учет – <Дата обезличена>.
Истец ФИО2 и его представитель ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали, просили признать за ФИО2 право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», по категории «работающие граждане» с даты постановки на учет – <Дата обезличена>, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г. Зеи в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, из которого следует, что ФИО2 является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», согласно которой гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предоставляются жилищные сертификаты. В данной программе он состоит с 17 сентября 1996 года в категории «работающие». В рамках реализации вышеуказанной подпрограммы письмом от 28 февраля 2017 года № 10-885 министерство ЖКХ Амурской области запросило в администрации г. Зея копию учетного дела ФИО2, которое было направлено в министерство 10 марта 2017 года. 23 марта 2017 года министерством ЖКХ было вынесено заключением, согласно которому в выдаче государственного жилищного сертификата ФИО2 было отказано, в связи с неподтверждением статуса работающего гражданина. Полагает, что отказ Министерства в выдаче истцу государственного жилищного сертификата является необоснованным, поскольку в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», граждане, принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан. Поскольку ФИО2 был поставлена на учет в 1996 году, то есть до вступления в действие данного закона, он имеет право на получение сертификата в категории «работающие граждане». Таким образом, полагает, что со стороны администрации города Зеи каких-либо действий, повлекших нарушение прав ФИО2 на получение социальной выплаты допущено не было.
Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть без участия представителя Министерства, представил отзыв на иск, из которого следует, что министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области с иском не согласно, т.к. в ходе проверки учетных дел граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «работающие», министерством было установлено, что в учетном деле ФИО2 имеется копия трудовой книжки, из которой следует, что на дату проверки учетного дела в копии трудовой книжки отсутствует подтверждение о том, что ФИО2 работает. Согласно копий трудовой книжки трудовая деятельность ФИО2 окончена 1 декабря 2015 года. В связи с вышеизложенным, предоставить государственный жилищный сертификат ФИО2 не представляется возможным. Министерством ЖКХ области в адрес администрации г. Зея было направлено заключение о невозможности предоставить ФИО2 государственный жилищный сертификат. Социальные выплаты для приобретения жилого помещения, предоставляемые гражданам за счет средств федерального бюджета по государственным жилищным сертификатам, предоставляются строго согласно очередности и действующему законодательству. Внеочередное представление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы не допустимо, так как такие действия повлекут нарушение прав других граждан, имеющих право на получение данной социальной выплаты. По заявленным ФИО2 требованиям министерство ЖКХ считает себя ненадлежащим ответчиком, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», полномочия по постановке на учет граждан, претендующих на получение жилищного сертификата относятся к компетенции органов местного самоуправления.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца и его представителя, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьёй 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
В силу положений ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Согласно ст. 4 названного федерального закона № 125-ФЗ, право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с п. 3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (Далее – Правила) сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Формы бланков сертификатов и порядок их заполнения утверждаются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Государственный заказчик подпрограммы определяет порядок учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов.
Пунктами 24 и 29 Правил установлено, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин – участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в пределах предусмотренных ему на планируемый год средств на предоставление социальных выплат формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов).
Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов (п. 32 Правил).
Органы исполнительной власти до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан в соответствии с положениями пунктов 35 и 41(5) настоящих Правил приказ о выдаче бланков сертификатов, производят их оформление на имя граждан – участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.
Оформление и выдача сертификатов гражданам – участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в отношении граждан – участников подпрограммы, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», - в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (п. 36 Правил).
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и состоит на учете в администрации города Зеи в качестве граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категории «работающие граждане» с 17 сентября 1996 года.
В рамках реализации данной подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения в 2017 году государственных жилищных сертификатов 28 февраля 2017 года министерство ЖКХ запросило в администрации <адрес> копию учетного дела ФИО1 для выдачи государственного жилищного сертификата.
10 марта 2017 года администрация города Зеи направила в министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области копию учетного дела ФИО1
В соответствии с заключением министерства ЖКХ от 23 марта 2017 года № 10-1323 в выдаче государственного жилищного сертификата ФИО1 отказано в связи неподтверждением статуса работающего гражданина, так как в копии трудовой книжки отсутствует запись о работе ФИО2.
О данном решении ФИО2 уведомлен письмом от <Дата обезличена>.
Другие основания для отказа в выдаче ФИО2 государственного жилищного сертификата в заключении министерства ЖКХ не указаны, очередность предоставления жилищной субсидии соблюдена, в сводном Списке граждан – получателей сертификатов подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по городу Зее Амурской области на 2017 год, в категории «работающие граждане» ФИО2 значится под номером 4.
В письме министерства ЖКХ № 10-885 от 28 февраля 2017 года указано, что на предоставление гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим право на получение жилищных субсидий в четвертую очередь (работающие граждане) на 2017 год выделено 11072380 руб.
Из материалов учетного дела ФИО1 копии его трудовой книжки следует, что истец прекратил свою трудовую деятельность <Дата обезличена>, в настоящее время является неработающим пенсионером.
Указанное обстоятельство, свидетельствует об изменении условий, на основании которых ФИО2 был поставлен на учет по категории «работающие граждане» с <Дата обезличена>.
Однако, по мнению суда, данное обстоятельство не препятствовало предоставлению истцу в 2017 году жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также не препятствовало выдаче ФИО2 государственного жилищного сертификата, поскольку в ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ указано, что граждане, принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Поскольку ФИО1. был поставлен на учет <Дата обезличена>, то есть до вступления в действие Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, он имеет право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с очерёдностью в 2017 году по категории «работающие граждане».
С учетом изложенного, исходя из характера спора и преследуемого истцом материально-правового интереса, принципа справедливости, необходимости восстановления положения, существовавшего до нарушения прав истца, суд находит исковые требования ФИО10. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО11, удовлетворить.
Признать за ФИО13 право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», по категории «работающие граждане» с даты постановки на учет – <Дата обезличена>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Плешков
Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2017 года
Судья А.А. Плешков