ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-868/18 от 06.12.2018 Красноперекопского районного суда (Республика Крым)

Дело №2-868/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Галимова А.И.,

при секретаре судебного заседания Зыгарь С.А.,

с участием

истца Антоненко С.С.,

представителя истца Бавбекова З.Р.,

представителя ответчика Павлова С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоненко Светланы Степановны к Государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности засчитать в страховой стаж определенные периоды работы, назначить досрочную пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

17 сентября 2018 года Антоненко Светлана Степановна обратилась в Красноперекопский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности засчитать в страховой стаж определенные периоды работы, назначить досрочную пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 28 мая 2018 года № 180000006222/861108/17 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях №400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимого льготного стажа, указав, что по представленным документам общий страховой стаж составил – 33 года 6 месяцев 8 дней, из них на льготных условиях – педагогический отсутствует, в связи с чем право на досрочную пенсию не наступило. С данным решением истица не согласна, ссылается на то, что ответчик необоснованно не включил в специальный трудовой стаж период работы:

- период работы в должности старшей пионервожатой с 27 августа 1985 года по 31 августа 1996 года в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области (11 лет 0 месяцев 5 дня);

- период работы в должности заместителя директора по воспитательной работе с 01 сентября 1996 года по 17 августа 1997 года в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области (0 лет 11 месяцев 17 дней);

- период работы в должности педагога-организатора с 18 августа 1997 года по 30 августа 2000 года в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского района (3 года 0 месяцев 12 дней);

- период работы в должности учителя истории с 01 сентября 2001 года по 29 апреля 2011 года в Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского района, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского района Автономной Республики Крым, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопской райгосадминистрации Автономной Республики Крым, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского райсовета Автономной Республики Крым (9 лет 7 месяцев 29 дней);

- период работы в должности учителя географии с 01 сентября 2011 года по 14 декабря 2014 года в Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского райсовета Автономной Республики Крым (3 года 3 месяца 14 дней);

- период работы в должности учителя географии с 15 декабря 2014 года по 28 декабря 2017 года в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Братский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым (3 года 0 месяцев 14 дней).

В связи с чем, истец просит признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 28 мая 2018 года № 180000006222/861108/17 незаконным, включить в специальный стаж выше обозначенные выше периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию с 28 декабря 2017 года. Истец считает, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 19. п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с тем, что подсчет специального педагогического стажа за вышеуказанные периоды должен вестись по нормам действовавшего на тот период законодательства Украины, т.е. в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 года № 909, которым утвержден перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет. Вышеуказанным постановлением было предусмотрено право на пенсию за выслугу лет лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.

В ходе судебного заседания от 13 ноября 2018 года истица просила дополнительно взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей (л.д. 72). Судом уточнение исковых требований было принято.

В ходе рассмотрения дела истцом и его представителем были даны пояснения относительно заявленных требований, изначально были указаны периоды подлежащие, по мнению истца и его представителя, включению обозначенные в исковом заявлении в полном объеме, так как из оспариваемого решения не было понятно, какой именно период ответчик исключил из стажа позволяющего назначить пенсию на льготных условиях. В ходе судебного заседания представителем ответчика был предоставлен расчет данных о стаже истца и ранее заявленные исковые требования были уточнены, истица и ее представитель просят обязать ответчика включить в специальный стаж:

- период работы в должности старшей пионервожатой с 27 августа 1985 года по 15 октября 1992 года в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области (7 лет 1 месяц 18 дней);

- период работы в должности старшей вожатой с 16 октября 1992 года по 31 августа 1996 года в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области, в том числе, периоды прохождения курсов повышения квалификации с 25 ноября 1992 года по 26 ноября 1992 года, с 05 сентября 1994 года по 01 октября 1994 года, с 04 сентября 1995 года по 10 сентября 1995 года (3 года 10 месяцев 15 дней);

- период работы в должности заместителя директора по воспитательной работе с 01 сентября 1996 года по 22 июня 1997 года в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области (0 лет 9 месяцев 21 дней);

- период нахождения в основном отпуске в период работы в должности заместителя директора по воспитательной работе с 23 июня 1997 года по 17 августа 1997 года в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области (0 лет 1 месяц 24 дня);

- период работы в должности педагога-организатора с 18 августа 1997 года по 31 августа 2000 года в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского района, в том числе, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 19 апреля 1999 года по 15 августа 1999 года, с 11 октября 1999 года по 31 августа 2000 года (3 года 0 месяцев 13 дней);

- период работы в должности учителя истории с 01 сентября 2001 года по 29 апреля 2011 года в Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского района, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского района Автономной Республики Крым, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопской райгосадминистрации Автономной Республики Крым, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского райсовета Автономной Республики Крым, в том числе, периоды прохождения курсов повышения квалификации 11 января 2005 года, 13 мая 2005 года, 18 мая 2005 года, 25 октября 2005 года, с 18 сентября 2006 года по 06 октября 2006 года, 07 декабря 2008 года (9 лет 7 месяцев 28 дней);

- период работы в должности учителя географии с 01 сентября 2011 года по 14 декабря 2014 года в Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского райсовета Автономной Республики Крым, в том числе периоды прохождения курсов повышения квалификации с 07 ноября 2011 года по 25 ноября 2011 года, с 29 октября 2012 года по 16 ноября 2012 года, с 10 июня 2013 года по 21 июня 2013 года, с 03 февраля 2014 года по 07 февраля 2014 года, с 18 марта 2014 года по 20 марта 2014 года (3 года 3 месяца 14 дней);

- период работы в должности учителя географии с 15 декабря 2014 года по 28 декабря 2017 года в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Братский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, в том числе периоды прохождения курсов повышения квалификации с 19 января 2015 года по 23 января 2015 года, с 02 марта 2015 года по 06 марта 2015 года, с 18 октября 2017 года по 20 октября 2017 года, с 08 ноября 2017 года по 10 ноября 2017 года (3 года 0 месяцев 14 дней).

В остальной части, ранее заявленные требования истица поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении (л.д. 78-81). Судом уточнение исковых требований было принято.

В ходе рассмотрения гражданского дела в судебном заседании от 06 декабря 2018 года, истицей требования вновь были уточнены, просила исключить требование в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда (л.д. 162). Также в судебном заседании от 06 декабря 2018 года истица уточнила исковые требования, просила ранее заявленные требования в части включения периода работы с 23 июня 1997 по 17 августа 1997 года не учитывать и не рассматривать и признать вынесенное ответчиком решение незаконным. Судом уточнение исковых требований принято, производство в части взыскания с ответчика морального вреда прекращено. В остальной части, ранее заявленные требования истица поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) по доверенности Павлов С.Г. в судебном заседании с требованиями истицы не согласился, поддержал представленные суду возражения (л.д. 34-36), возражения на увеличение исковых требований (л.д. 159-161) указав, что период работы с 26 августа 1985 года по 30 сентября 1993 года в должности старшей пионерской вожатой, старшей вожатой включить в специальный стаж не представляется возможным, так как у нее отсутствовало 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ, с 01 октября 1993 года должность пионервожатой в льготной специальности не приравнивается. Против включения в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы истицы в должности заместителя директора по воспитательной работе с 28 августа 1996 года по 17 августа 1997 года ответчик возражает, поскольку данный период работы истицы не подтвержден обязательным условием осуществления деятельности, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным процессом), выполнявшимся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством. Период работы истицы с 18 августа 1997 года по 31 августа 2000 года в должности педагога-организатора включить в специальный стаж не представляется возможным, так как данная должность не предусмотрена Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 ноября 2002 года. Также не подлежат включению в специальный стаж период работы с 01 сентября 2000 года по 29 апреля 2011 года, с 01 сентября 2011 года по 14 декабря 2014 года в должности учителя истории, учителя географии, так как условие выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) не выполнялось. Также не подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения истицы в командировках, курсах повышения квалификации, поскольку в данные периоды истец не выполнял работу в течение полного рабочего дня. Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 19 апреля 1999 года по 15 августа 1999 года, с 11 октября 1999 года по 31 августа 2000 года не подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по причине того, что в данный период истица не осуществляла педагогическую деятельность, период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включается в специальный стаж только до 06 октября 1992 года. Включение периода работы истицы с 15 декабря 2014 года по 28 декабря 2017 года также не представляется возможным, поскольку, наименование МБОУ «Братский учебно-воспитательный комплекс» не предусмотрено в перечне учреждений согласно Постановления № 781 от 29.10.2002 года. По мнению ответчика на момент подачи заявления страховой стаж составил 33 года 6 месяцев 8 дней, из которых специальный педагогический стаж отсутствует. В связи с чем, просил в удовлетворении исковых требований истца отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения истицы и ее представителя Бавбекова З.Р., представителя ответчика Павлова С.Г., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7; статья 37, статья 39).

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п.п. «м» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..

В соответствии с п.3 Постановления №665 от 16.07.2014 года исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781, работа в должностях указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 года засчитывается в стаж работы при наличии следующих условий: - на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 год в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы), колледж.

Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 10.05.2017) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11). Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (п. 60).

В соответствии с п. 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» указано, что сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 2-П от 29 января 2004 г. со ссылкой на Постановление N 8-П от 24 мая 2001 г. и Определение N 320-О от 5 ноября 2002 г. указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права (п. 3.3).

Судом установлено, что Антоненко Светлана Степановна, 13 июня 1965 года рождения, с 27 августа 1985 года по 15 октября 1992 года работала в должности старшей пионерской вожатой в Братской средней школе. Также с 16 октября 1992 года по 31 августа 1996 года Антоненко С.С. работала в должности педагога-организатора в Братской средней школе. С 01 сентября 1996 года по 22 июня 1997 года Антоненко С.С. работала в должности заместителя директора по воспитательной работе. С 18 августа 1997 года по 31 августа 2000 года Антоненко С.С. работала в должности педагога-организатора в Братской средней школе (с 07 марта 2000 года реорганизована в Братскую общеобразовательную школу I-III ступеней Красноперекопского района). С 01 сентября 2000 года по 29 апреля 2011 года Антоненко С.С. работала в должности учителя истории в Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского района (с 18 сентября 2001 года переименована в Братскую общеобразовательную школу I-III ступеней Красноперекопского района Автономной Республики Крым, с 04 марта 2005 года переименована в Братскую общеобразовательную школу I-III ступеней Красноперекопской райгосадминистрации Автономной Республики Крым, с 18 ноября 2010 года переименована в Братскую общеобразовательную школу I-III ступеней Красноперекопского райсовета Автономной Республики Крым). С 01 сентября 2011 года по 28 декабря 2017 года (по день подачи заявления о назначении досрочной пенсии) Антоненко С.С. работала в должности учителя географии в Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского райсовета Автономной Республики Крым (с 15 декабря 2014 года переименована в Муниципальное бюджетное общебразовательное учреждение «Братский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым). Сведения о работе истца подтверждаются записями в трудовой книжке БТ-I № 6283647 от 21 мая 1984 года (л.д. 12-17, 55-58), справкой, уточняющей особый характер работы от 28.03.2018 года (л.д. 21, 59-60), справкой о переименовании Братской средней школы в МБОУ от 20.03.2018 года (л.д. 22, 71), справками о заработной плате (л.д. 68-70), приказами (л.д. 82-89, 109-149).

28 декабря 2017 года Антоненко С.С. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. (л.д. 43-45) Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 28 мая 2018 года № 180000006222/861108/17 Антоненко С.С. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимого льготного стажа (л.д. 23-24, 38-39).

Как подтверждается исследованными судом материалами дела, в частности трудовой книжкой, истица с 27 августа 1985 года по 15 октября 1992 года работала в должности старшей пионервожатой, с 16 октября 1992 года по 31 августа 1996 года работала в должности старшей вожатой в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области (без учета периодов прохождения курсов повышения квалификации с 25 ноября 1992 года по 26 ноября 1992 года, с 05 сентября 1994 года по 01 октября 1994 года, с 04 сентября 1995 года по 10 сентября 1995 года).

Из справки уточняющей особый характер работы от 28 марта 2018 года (л.д. 21, 59), приказа № 71 от 27 августа 1985 (л.д. 82) усматривается, что истица в спорный период работала в Братской средней школе именно старшей пионервожатой и старшей вожатой в Братской средней школе. Содержащиеся противоречия в наименовании должности не могут являться основанием и препятствием для включения спорных периодов в льготный стаж, поскольку в силу ст. 66 Трудового кодекса РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Кроме того, согласно п. 11 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из вышесказанного следует, что только трудовая книжка является документом, подтверждающим трудовой стаж, и лишь отсутствие трудовой книжки либо записей в ней, требует предоставления дополнительных документов.

В спорный период работы истицы действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, утративший силу 1 октября 1993 года.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения»), в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Удовлетворяя исковые требования истицы в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии за периоды работы с 27 августа 1985 года по 15 октября 1992 года в должности старшей пионервожатой, с 16 октября 1992 года по 31 августа 1996 года в должности старшей вожатой в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области (без учета периодов прохождения курсов повышения квалификации с 25 ноября 1992 года по 26 ноября 1992 года, с 05 сентября 1994 года по 01 октября 1994 года, с 04 сентября 1995 года по 10 сентября 1995 года) суд учитывает записи в трудовой книжке и справках в спорный период, приходит к выводу о том, что факт работы истицы в спорный периоды подтверждается записями в трудовой книжке, наличие в которой некорректных записей о наименовании должности, не может повлечь ущемление пенсионных прав истицы, поскольку нарушение работодателем инструкции по заполнению трудовых книжек, не может служить основанием для лишения истца права на включение в трудовой стаж спорных периодов работы.

Следовательно, данные периоды работы истца в должности старшей пионерской вожатой и старшей вожатой подлежат включению в специальный педагогический стаж.

Разрешая требования о включении периодов работы с 01 сентября 1996 года по 22 июня 1997 года – работа в должности заместителя директора по воспитательной работе в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области, требования по включению в специальный стаж периодов работы с 18 августа 1997 года по 31 августа 2000 года в должности педагога-организатора в Братской средней школе (том числе периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 19 апреля 1999 года по 15 августа 1999 года, с 11 октября 1999 года по 31 августа 2000 года) суд исходит из следующего.

Частями 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ от 05.05.2014 N 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых...» лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.

Статьей 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», сторонами которого являются, в частности Российская Федерация и Украина, предусмотрено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Статьей 11 ГПК РФ предусмотрено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

Исходя из этого, учитывая правила, предусмотренные вышеуказанным соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 года, при определении права истца на указанную пенсию, применению подлежит законодательство Украины, действовавшее на территории Республики Крым в период занятия истцом указанных должностей.

Так, в соответствии со ст. 52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 г. №1788-ХII, действовавшего в период занятия истцом должности педагога-организатора, право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования согласно пункта «е» ст. 55.

В соответствии с п. «е» статьи 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.

Постановлением Кабинета Министров Украины N 909 от 04.11.1993 года «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет» утвержден соответствующий Перечень, в котором указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучения, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 г. Москва «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В обозначенные выше периоды истица работала на территории Республики Крым, в указанный период действовало пенсионное законодательство Украины, а именно постановление Кабинета Министров Украины № 909 «О Перечне заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет», Закон Украины «О пенсионном обеспечении».

Разрешая вопрос о включении в специальный стаж период нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком до 1,5 лет с 19 апреля 1999 года по 15 августа 1999 года, с 11 октября 1999 года по 31 августа 2000 года суд исходит из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. А ч. 1 ст. 4 ГК РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Указом президиума ВС РСФСР от 19.11.1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста одного года, а также дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж рабы по специальности.

В силу пункта 103 Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» ст. 167 КЗоТ РФ изложена в редакции, предусматривающей, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

В пункте 21 разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, указано, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 30 от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

При вынесения решения суд учитывает вышеприведенные положения, однако, суд считает, что в данном гражданском деле вышеуказанные правовые нормы и разъяснения не применимыми по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального конституционный закон от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательство РФ об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

Как следует из п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.

В соответствии со ст. 2 п. 4 Федерального закона от 22.12.2014 года № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», особенности реализации права граждан на пенсионное обеспечение устанавливаются Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Страховое обеспечение по общеобязательному государственному пенсионному страхованию, причитающееся гражданам, подлежавшим общеобязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с 1 января 2015 года за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

С учетом особенностей нормативного регулирования спорных правоотношений суд считает, что применение законодательства Украины, действовавшего в период указанного отпуска, не противоречит законодательству Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 181 КЗоТ Украины в редакции, действовавшей в период предоставления истице отпуска по уходу за ребенком, - отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части 3 и 6 статьи 179 настоящего Кодекса) засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.

Исходя из приведенного выше правового регулирования в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При этом факт нахождения Антоненко С.С. в отпуске по уходу за ребенком подтверждается выписками из приказов (л.д. 85, 106, 108). Ответчиком данный факт не оспаривался.

Требования истицы о включении в специальный педагогический стаж обозначенных периодов отпуска по уходу за ребенком также подлежат удовлетворению.

Таким образом, периоды работы с 01 сентября 1996 года по 22 июня 1997 года – работа в должности заместителя директора по воспитательной работе в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области, требования по включению в специальный стаж периодов работы с 18 августа 1997 года по 31 августа 2000 года в должности педагога-организатора в Братской средней школе (в том числе периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 19 апреля 1999 года по 15 августа 1999 года, с 11 октября 1999 года по 31 августа 2000 года) подлежат включению в состав специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Доводы ответчика о невозможности включении указанных периодов работы истца не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Как подтверждается исследованными судом материалами дела, истица с 01 сентября 2000 года по 29 апреля 2011 год, с 01 сентября 2011 года по 14 декабря 2014 год (спорный период) работала в должности учителя истории, учителя географии в Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского района, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского района Автономной Республики Крым, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопской райгосадминистрации Автономной Республики Крым, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского райсовета Автономной Республики Крымв Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского района, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского района Автономной Республики Крым, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопской райгосадминистрации Автономной Республики Крым, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского райсовета Автономной Республики Крым (без учета периодов прохождения курсов повышения квалификации 11 января 2005 года, 13 мая 2005 года, 18 мая 2005 года, 25 октября 2005 года, с 18 сентября 2006 года по 06 октября 2006 года, 07 декабря 2008 года, с 07 ноября 2011 года по 25 ноября 2011 года, с 29 октября 2012 года по 16 ноября 2012 года, с 10 июня 2013 года по 21 июня 2013 года, с 03 февраля 2014 года по 07 февраля 2014 года, с 18 марта 2014 года по 20 марта 2014 года).

Частями 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Согласно п.1 ст. 7 ФЗ от 05.05.2014 N 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых...» лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.

Статьей 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», сторонами которого являются, в частности Российская Федерация и Украина, предусмотрено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Статьей 11 ГПК РФ предусмотрено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

Исходя из этого, учитывая правила, предусмотренные вышеуказанным соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 года, при определении права истца на указанную пенсию, применению подлежит законодательство Украины, действовавшее на территории Республики Крым в период занятия истцом указанной должности.

В соответствии с п. «е» статьи 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.

Постановлением Кабинета Министров Украины N 909 от 04.11.1993 года «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет» утвержден соответствующий Перечень, в котором указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучения, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 г. Москва «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Из справки уточняющей особый характер работы от 28 марта 2018 года №87 (л.д. 21, 59-60), приказов о распределении учебной нагрузки (л.д. 109-149) справки о переименовании Братской средней школы от 20 марта 2018 года (л.д. 22, 71) усматривается, что истица в спорный период работала в Братской средней школе (переименована с 18 сентября 2001 года в Братскую общеобразовательную школу I-III ступеней Красноперекопского района Автономной Республики Крым, с 04 марта 2005 года переименована в Братскую общеобразовательную школу I-III ступеней Красноперекопской райгосадминистрации Автономной Республики Крым, с 18 ноября 2010 года переименована в Братскую общеобразовательную школу I-III ступеней Красноперекопского райсовета Автономной Республики Крым) учителем истории, учителем географии с выполнением нормы рабочего времени именно с 01 сентября 2001 года. Доказательств обратного со стороны ответчика не представлено.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждают работу истицы в должности педагога, занятие ею общеобразовательной деятельностью с детьми с выполнением нормы рабочего времени, дающее ей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Кроме того, Антоненко С.С. в периоды трудовой деятельности в Братской средней школе (переименована с 18 сентября 2001 года в Братскую общеобразовательную школу I-III ступеней Красноперекопского района Автономной Республики Крым, с 04 марта 2005 года переименована в Братскую общеобразовательную школу I-III ступеней Красноперекопской райгосадминистрации Автономной Республики Крым, с 18 ноября 2010 года переименована в Братскую общеобразовательную школу I-III ступеней Красноперекопского райсовета Автономной Республики Крым) в периоды 25 ноября 1992 года по 26 ноября 1992 года, с 05 сентября 1994 года по 01 октября 1994 года, с 04 сентября 1995 года по 10 сентября 1995 года, 11 января 2005 года, 13 мая 2005 года, 18 мая 2005 года, 25 октября 2005 года, с 18 сентября 2006 года по 06 октября 2006 года, 07 декабря 2008 года, с 07 ноября 2011 года по 25 ноября 2011 года, с 29 октября 2012 года по 16 ноября 2012 года, с 10 июня 2013 года по 21 июня 2013 года, с 03 февраля 2014 года по 07 февраля 2014 года, с 18 марта 2014 года по 20 марта 2014 года, с 19 января 2015 года по 23 января 2015 года, с 02 марта 2015 года по 06 марта 2015 года, с 18 октября 2017 года по 20 октября 2017 года, с 08 ноября 2017 года по 10 ноября 2017 года истица находилась в командировках, семинарах, курсах повышения квалификации.

В силу пункта 4 исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Аналогичные положения содержались в ст. 122 КЗоТ Украины при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и проводятся выплаты, предусмотренные законодательством.

В соответствии с п. д ст.56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 г. №1788-ХII обучение на курсах повышения квалификации и переквалификации засчитывается в стаж работы, который дает право на пенсию за выслугу лет.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения пенсии по старости.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации, командировках, участие в семинарах приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировках, семинарах являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Данные сведения подтверждаются приказами (л.д. 90-105), а также справкой уточняющей особый характер работы от 28 марта 2018 года №87 (л.д. 21, 59-60)

Доводы ответчика о невозможности включения в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости периодов нахождения истицы в командировках и нахождения на курсах повышения квалификации, суд отклоняет и не принимает во внимание, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права.

По требованиям о включении периодов работы с 15 декабря 2014 года по 28 декабря 2017 года – работа в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Братский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Как предусмотрено пунктом 8 указанных Правил, в стаж работы засчитывается, в том числе, выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.09.2015 года N 661н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях», по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей, в том числе с проживанием в интернате, независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в общеобразовательных учреждениях (школы всех наименований; лицеи; гимназии), предусмотренных пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждают работу истцы в должности педагога, и занятие ею общеобразовательной деятельностью с детьми.

Согласно Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Братский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым является правопреемником Братской общеобразовательной школы I-III ступеней Красноперекопского районного совета Автономной Республики Крым (л.д. 152-157).

Из Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Братский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым следует, что основными видами деятельности Учреждения являются организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечение гарантированного права на образование… (п. 2.3 Устава).

Исключая из специального стажа работы с 15 декабря 2014 года по 28 декабря 2017 года в должности учителя географии Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Братский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым по тем основаниям, что данное Учреждение не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, ответчик тем самым указывает, что Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Братский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым не является образовательным учреждением.

В соответствии с пп. 5 п. 5 ст. 47 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, законодатель не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.

Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

Указанная выше организация Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Братский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, как следует из материалов дела, является образовательным учреждением и соответственно, выполняет те же функции, что и общеобразовательная школа. Следовательно, отсутствие в Списке такого учреждения не может служить основанием для отказа во включение в выслугу лет указанных периодов. Пенсия назначается в связи с конкретной работой педагога, воспитателя, а не в зависимости от правового статуса учреждения.

Поскольку специальный стаж истца подтверждается сведениями в трудовой книжке, данный трудовой стаж должен быть учтен для назначения досрочной страховой пенсии по старости в порядке п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Учитывая, что по состоянию на 28 декабря 2017 года, с учетом спорных периодов работы, педагогический стаж истицы составляет более 25 лет, истица имеет право на назначение досрочной пенсии на льготных условиях по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 22 декабря 2017 года, то есть с даты обращения заявителя с заявлением о назначении досрочной пенсии.

Таким образом, заявленные требования Антоненко С.С. являются законными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Антоненко Светланы Степановны к Государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности засчитать в страховой стаж определенные периоды работы, назначить досрочную пенсию по старости - удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) № 180000006222/861108/17 от 28 мая 2018 года об отказе в назначении Антоненко Светлане Степановне досрочной страховой пенсии по старости незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж работы Антоненко Светлане Степановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, период работы с 27 августа 1985 года по 15 октября 1992 года в должности старшей пионервожатой в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области, которые дают право на досрочное назначение пенсии.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж работы Антоненко Светлане Степановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, период работы с 16 октября 1992 года по 31 августа 1996 года в должности старшей вожатой в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области (в том числе периоды нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации с 25 ноября 1992 года по 26 ноября 1992 года, с 05 сентября 1994 года по 01 октября 1994 года, с 04 сентября 1995 года по 10 сентября 1995 года), которые дают право на досрочное назначение пенсии.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж работы Антоненко Светлане Степановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, период работы с 01 сентября 1996 года по 22 июня 1997 года в должности заместителя директора по воспитательной работе в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области, который дает право на досрочное назначение пенсии.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж работы Антоненко Светлане Степановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, периоды работы с 18 августа 1997 года по 18 апреля 1999 года, с 16 августа 1999 года по 10 октября 1999 года в должности педагога-организатора в Братской средней школе Красноперекопского района Крымской области, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского района, которые дают право на досрочное назначение пенсии.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж работы Антоненко Светлане Степановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 летнего возраста с 19 апреля 1999 года по 15 августа 1999 года, с 11 октября 1999 года по 31 августа 2000 года, которые дают право на досрочное назначение пенсии.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж работы Антоненко Светлане Степановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, период работы с 01 сентября 2001 года по 29 апреля 2011 года в должности учителя истории в Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского района, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского района Автономной Республики Крым, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопской райгосадминистрации Автономной Республики Крым, Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского райсовета Автономной Республики Крым, в том числе периоды нахождения в командировках, семинарах, на курсах повышения квалификации 11 января 2005 года, 13 мая 2005 года, 18 мая 2005 года, 25 октября 2005 года, с 18 сентября 2006 года по 06 октября 2006 года, 07 декабря 2008 года, которые дают право на досрочное назначение пенсии.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж работы Антоненко Светлане Степановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, период работы с 01 сентября 2011 года по 14 декабря 2014 года в должности учителя географии в Братской общеобразовательной школе I-III ступеней Красноперекопского райсовета Автономной Республики Крым, в том числе периоды нахождения в командировках, семинарах, на курсах повышения квалификации с 07 ноября 2011 года по 25 ноября 2011 года, с 29 октября 2012 года по 16 ноября 2012 года, с 10 июня 2013 года по 21 июня 2013 года, с 03 февраля 2014 года по 07 февраля 2014 года, с 18 марта 2014 года по 20 марта 2014 год, которые дают право на досрочное назначение пенсии.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж работы Антоненко Светлане Степановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, период работы с 15 декабря 2014 года по 28 декабря 2017 года в должности учителя географии в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Братский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, в том числе периоды нахождения в командировках, семинарах, на курсах повышения квалификации с 19 января 2015 года по 23 января 2015 года, с 02 марта 2015 года по 06 марта 2015 года, с 18 октября 2017 года по 20 октября 2017 года, с 08 ноября 2017 года по 10 ноября 2017 года, которые дают право на досрочное назначение пенсии.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) назначить Антоненко Светлане Степановне, досрочно страховую пенсию по старости с 28 декабря 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.И. Галимов

Решение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2018 года.