Дело № 2-868/2019
43RS0034-01-2019-001237-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2019 года г. Слободской Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Лумповой И.Л.,
при секретаре Драчковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Слободского района Кировской области, финансовому управлению администрации Слободского района Кировской области о признании незаконными действий и взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Слободского района Кировской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец был принял на работу медсестрой в детский сад ясли колхоза «Заря Коммунизма» Слободского района, ДД.ММ.ГГГГ уволен, и в этот же день был принят в порядке перевода на должность медицинской сестры Шиховского ясли/сада. ДД.ММ.ГГГГ Шиховский детский сад переименован в МДОУ детский сад д.Шихово, ДД.ММ.ГГГГ переименован в МДОУ детский сад общеразвивающего вида д.<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен в связи с сокращением численности штатов. В указанный период истец занимался медицинским обслуживанием детей и выполнял норму рабочего времени, установленную на ставку заработной платы медсестры. Ссылаясь на ст.ст.16, 1069, 1082, 393, 15 ГК РФ, п.4 ст.51 Федерального закона № 3266-1 «Об образовании», постановление Минтруда РФ от 01.04.1993 №88, истец указывает, что согласно прямого указания закона и постановления Минтруда РФ медицинское обслуживание детей в детском дошкольном учреждении осуществляется сотрудниками организации здравоохранения. Работодатель – детское дошкольное учреждение не должно иметь в штате медицинских работников, а формирование и учреждение штатного расписания, в соответствии с законом, является обязанностью учредителей – администрации Слободского района и управления образования администрации Слободского района. Во исполнения постановления Минтруда №88 от 21.04.1993 и п.4 ст.51 Федерального закона «Об образовании» на основании распоряжения № главы Слободского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ медицинская сестра выведена из штатного расписания медицинского учреждения МДОУ детский сад общеразвивающего вида д.<адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ истец находится в штате МЛПУ «Вахрушевская городская больница» и продолжал заниматься медицинским обслуживанием детей МДОУ детский сад общеразвивающего вида д.<адрес>, при этом место и характер работы истца не менялись. Из изложенного следует, что из-за несвоевременного выполнения ответчиком постановления Минтруда РФ от 01.04.1993 №88 и Федерального закона «Об образовании» нарушено право истца на льготное пенсионное обеспечение. Из-за бездействия администрации <адрес>, управления образования <адрес>, МДОУ д/с д.Шихово истец оказался вне закона с 1993 года, не поставленный в известность о нарушении права истца на досрочное пенсионное обеспечение. Истец не мог предвидеть правовые последствия. Вместо гарантированного Конституцией РФ отдыха истцу приходится принудительно трудиться, хотя имеются большие проблемы со здоровьем. В 2017 году истцу пришлось больше чем на год увольняться с работы, чтобы восстановить здоровье. За этот период истец четыре раза поправлял здоровье в стационаре и долечивался амбулаторно, при этом не имел никакого дохода. Чтобы выжить, с ДД.ММ.ГГГГ истцу пришлось вынужденно устроиться на работу. Нарушение прав истца заключается в прерывании льготного медицинского стажа. После исполнения постановления Минтруда №88 от 21.04.1993 и Федерального закона «Об образовании» и передачи ставки медицинской сестры в штат учреждения здравоохранения МЛПУ «Вахрушевская городская больница» с ДД.ММ.ГГГГ у истца вновь стал исчисляться льготный трудовой стаж, а также восстановилось право на исчисление данного стажа для выхода на досрочную пенсию. Работодатель в нарушение закона не изменил своевременно штатное расписание и не передал ставку медицинской сестры дошкольного учреждения в учреждение здравоохранения. С ДД.ММ.ГГГГ истцу должна была быть назначена досрочная трудовая пенсия, на сегодняшний день её размер составляет 12000 рублей. Истец просит признать действия администрации Слободского района по несвоевременному переводу медицинских работников из системы образовательных учреждений в штат медицинских учреждений в установленные законодательством сроки в 1993 году незаконными, взыскать с администрации <адрес> 12000 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от 09.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (Межрайонное).
Определением суда от 30.07.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено финансовое управление администрации Слободского района Кировской области.
Истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержала, подтвердила изложенное в иске.
Представитель администрации Слободского района ФИО2, представитель финансового управления администрации Слободского района ФИО3, представитель третьего лица управления образования Слободского района ФИО4, представитель третьего лица МДОУ детский сад общеразвивающего вида д.Шихово ФИО5 с иском не согласились, пояснили, что действовавшее в спорный период законодательство позволяло иметь медицинского работника в штате детского сада, перевод ставок медицинских сестер из штатов детских садов в штаты учреждений здравоохранения было вызвано требованием законодательства о необходимости лицензирования медицинской деятельности.
Представитель третьего лица ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Слободском районе Кировской области в судебное заседание не явился. Третье лицо извещено о времени и месте рассмотрения дела, представило отзыв.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст.16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В ст.1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала медсестрой в детском саду- ясли колхоза «Заря Коммунизма» (с ДД.ММ.ГГГГ коллективного долевого с/ предприятия (колхоза) «Заря», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медсестрой Шиховского ясли/сада (с ДД.ММ.ГГГГ МДОУ детский сад д.Шихово, с ДД.ММ.ГГГГ МДОУ детский сад общеразвивающего вида д.<адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ как лицу, осуществляющему лечебную деятельность.
Решением Управления Пенсионного фонда в Слободском районе № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Решением Слободского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признано право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе возложена обязанность включить в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы, в том числе период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей медицинской сестры МДОУ «Детский сад д.Шихово», на Управление Пенсионного фонда РФ в Слободском районе возложена обязанность назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Слободского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Кировского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Слободского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ и определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, в иске ФИО1 о назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано. Суд надзорной инстанции пришел к выводу, что в разделах «наименование учреждения» Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденного постановлением совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, детского сада не предусмотрено, следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ время работы истца в должности медсестры (старшей медсестры) в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, не засчитывается.
Распоряжением главы Слободского муниципального района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ№ ставки медицинских работников муниципальных детских образовательных учреждений детских садов № д<адрес>, №<адрес>, <адрес> переданы в штат Вахрушевской городской больницы и Ильинской амбулатории с ДД.ММ.ГГГГ; в штатные расписания Вахрушевской городской больницы и Ильинской амбулатории введены ставки медицинских работников по обслуживанию дошкольных образовательных учреждений с ДД.ММ.ГГГГ, на дошкольные образовательные учреждения района возложена обязанность предоставить помещения с соответствующими условиями для работы медицинского персонала.
Из штатных расписаний МДОУ детский сад д.Шихово усматривается, что на ДД.ММ.ГГГГ, на последующие года до ДД.ММ.ГГГГ в штатных расписаниях детского сада д.Шихово была предусмотрена ставка медицинской сестры. В штатном расписании МДОУ детский сад д.Шихово на 2010 год должность медицинской сестры отсутсвует.
Полагая бездействие администрации Слободского района по непередаче в 1993 году ставки медицинской сестры детского сада д.Шихово в штат учреждения здравоохранения не соответствующим п. 4 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, постановлению Минтруда РФ от 21.04.1993 №88 об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), истец обратилась с настоящим иском в суд.
В соответствии с п.4 ст.51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
В соответствии с п.9 ч.2 ст.32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 установление штатного расписания, распределение должностных обязанностей отнесено к компетенции образовательного учреждения.
В силу п.п.1, 2, 4, 5 ст.31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 к исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования; регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
Указанный закон вступил в силу 31.07.1992.
До указанной даты деятельность детских дошкольных учреждений регулировалась Временным положением о дошкольном учреждении в РСФСР, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 23.02.1991 №119, которым предусматривалось, что медобслуживание детей осуществляется штатным, специально закрепленным или приглашенным на договорной основе медперсоналом (п.14).
В п.18 Временного положения определено, что заведующий дошкольным учреждением составляет штатное расписание.
Приказом Министерства Просвещения СССР от 31.12.1971 №103 были утверждены Типовые штаты яслей-детских садов, предусматривающие наличие в штате должности старшей медицинской сестры. Указанный приказ отменен приказом Минобрнауки РФ от 09.06.2008 №177.
Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 №677 указанное выше Временное положение признано утратившим силу, утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, пунктом 23 которого предусмотрено, что медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.
В п.37 Типового положения предусмотрено, что дошкольное образовательное учреждение устанавливает штатное расписание и должностные обязанности.
Постановлением Минтруда РФ от 21.04.1993 №88 утверждены Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), установлено, что Нормативы по определению численности персонала рекомендуются для применения в дошкольных учреждениях независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и хозяйствования.
Указанные Нормативы не предусматривают наличие в дошкольном учреждении медицинской сестры, при этом имеется ссылка на п.4 ст.51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1.
Из изложенного следует, что как до вступления в силу Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, так и после описанные выше нормативно правовые акты допускали возможность наличия в штате яслей-детского сада должности медицинской сестры.
На момент вступления Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 в законную силу детский сад-ясли д.Шихово находился в ведомственной подчиненности коллективно-долевого сельскохозяйственного предприятия (колхоза) «Заря», детский сад был передан в муниципальную собственность с 01.11.1994, поэтому администрация Слободского района в 1993 году не могла определять состав должностей в штатном расписании детского сада.
01.11.1995 ФИО1 была переведена из КДСП «Заря» в детский сад д.Шихово медицинской сестрой исходя из её волеизъявления на должность, поименованную в штатном расписании детского сада, в соответствии с действовавшим законодательством.
Исходя из приведенных выше норм Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, обязанность утверждать штатное расписание возложена на дошкольное образовательное учреждение, а не орган местного самоуправления, выступающий учредителем данного учреждения. Поэтому основания для вывода о несоответствии закону бездействия администрации <адрес> по не исключению из штатного расписания детского сада д.Шихово должности медицинской сестры в период с 1994 по 2009 год.
Таким образом, судом не установлено незаконных действий (бездействия) администрации <адрес>, повлекшие причинение убытков истцу.
Кроме того, истцом не представлено доказательств, что в случае назначения ей досрочной пенсии по старости на основании её заявления от ДД.ММ.ГГГГ размер её пенсии за июль 2019 года составил был 12000 рублей.
Также суд находит заслуживающими внимание доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу п.1 ст.196, п.1 ст.200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В судебном заседании истец ФИО1 пояснила, что узнала о нарушении своих прав администрацией Слободского района, получив письмо Департамента образования Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>
С указанной даты к дате подачи рассматриваемого иска прошло более трех лет.
В силу п.2 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом, иск ФИО1 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к администрации Слободского района Кировской области о признании незаконными действий по несвоевременному переводу медицинских работников из системы образовательных учреждений в штат медицинских учреждений в установленные законодательством сроки в 1993 году, взыскании денежных средств в сумме 12000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд Кировской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись И.Л. Лумпова