ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-868/20 от 11.11.2020 Полевской городского суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0045-01-2020-001870-24

Дело № 2-868/2020

Решение в окончательной форме

принято 11 ноября 2020г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 ноября 2020 года Полевской городской суд Свердловской области

в составе председательствующего: судьи Загидулиной О.А.

при секретаре Кузнецовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухлисова О.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области (межрайонное) о возложении обязанности по зачету периода военной службы в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и на назначение надбавки к пенсии, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости и надбавку к пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Мухлисов О.М. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области (межрайонное) о возложении обязанности по зачету периода военной службы в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и на назначение надбавки к пенсии, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости и надбавку к пенсии, мотивируя это тем, что 3 октября 2018г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400 «О страховых пенсиях». Решением ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Сысертском районе Свердловской области от 19 октября 2018г. в назначении досрочной страховой пенсии ему отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа на соответствующих видах работ. 29 июня 2020г. он повторно обратился к ответчику с аналогичным заявлением, но решение по нему фактически вынесено не было, по обращению ему направлен письменный ответ, в котором продублированы доводы решения 2018г.

Ответчик не принял к зачету следующие периоды его работы (военной службы):

- с 5 августа 1983г. по 27 июня 1986г. период обучения курсантом в КВАТУ,

- с 28 июня 1986г. по 24 августа 1986г. период нахождения в распоряжении командующего ВВС ПриВО,

- с 25 августа 1986г. по 10 декабря 1986г. период службы в должности начальника техническо-эксплуатационной части 131 учебного вертолетного полка Саратовского высшего военного авиационного училища летчиков,

- с 11 декабря 1986г. по 16 марта 1993г. период службы в должности бортового авиационного техника (вертолета) 131 учебного вертолетного полка Саратовского высшего авиационного училища летчиков (из расчета один месяц службы за два месяца стажа).

По мнению истца, отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным, поскольку работа военного летного состава по сложности, уровню квалификации, нагрузкам на организм и рискам для здоровья не уступает работе пилотов гражданской авиации и близится к работе летчиков-испытателей. По смыслу реализованной в России модели разделения пенсионной системы на государственное пенсионное обеспечение и пенсионное страхование, военные летчики должны получать военную, а не страховую пенсию. Однако, для назначения военной пенсии требуется соответствующая выслуга, как минимум 20 лет. Лица, из числа военного летного состава, оставившие военную службу в силу жизненных обстоятельств, связанных с переходным периодом 1990-х и 2000-х годов и не набравшие необходимой выслуги, оказываются вне предусмотренных социальных гарантий: при формальном применении положений пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы на летных должностях засчитываются лишь в общий страховой стаж. То есть при определении права на уровень и условия пенсионного обеспечения законодатель приравнивает военный летный состав к обычной работе, ставя в неравное положение представителей военного летного состава по сравнению с пилотами гражданской авиации и летчиками-испытателями, что нарушает принцип равенства перед законом.

Кроме того, Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» предусматривает право гражданских пилотов на получение доплаты к пенсии при наличии выслуги лет не менее 25 лет. При расчете указанной выслуги учитывается время налета на вертолетах из расчета 12 часов налета за один месяц выслуги. Эта социальная гарантия несправедливо распространена только на пилотов гражданской авиации.

Его заявление от 2020г. ответчиком по существу не рассмотрено, несмотря на то, что ко времени его обращения изменились фактические обстоятельства (возраста истца и т.п.). В решении 2018г. по существу не рассмотрен вопрос о зачете указанных выше периодов в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии и надбавки к пенсии.

Истец просил обязать ответчика зачесть ему в специальный стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды его военной службы:

- с 5 августа 1983г. по 27 июня 1986г. период обучения курсантом в КВАТУ,

- с 28 июня 1986г. по 24 августа 1986г. период нахождения в распоряжении командующего ВВС ПриВО,

- с 25 августа 1986г. по 10 декабря 1986г. период службы в должности начальника техническо-эксплуатационной части 131 учебного вертолетного полка Саратовского высшего военного авиационного училища летчиков,

- с 11 декабря 1986г. по 16 марта 1993г. период службы в должности бортового авиационного техника (вертолета) 131 учебного вертолетного полка Саратовского высшего авиационного училища летчиков (из расчета один месяц службы за два месяца стажа);

обязать ответчика зачесть ему в стаж, дающий право на получение надбавки к пенсии на основании Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», 9 лет 27 дней;

обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и надбавку к ней на основании Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

В судебное заседание истец не явился, будучи извещен надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил.

Представитель истца адвокат Ислентьев С.А., действующий по доверенности от 16 октября 2020г., доводы искового заявления поддержал и пояснил, что, разрешая требования истца, суд вправе применить положения Конституции Российской Федерации напрямую, поскольку действующее правовое регулирование не предусматривает возможность зачета стажа военной службы в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Представитель ответчика Горбачева С.А., действующая на основании доверенности от 05 марта 2020г., иск не признала и пояснила, что 3 октября 2018г. Мухлисов О.М. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 499-ФЗ «О страховых пенсиях». На момент его обращения за назначением пенсии он имел возраст менее 55 лет, требуемая продолжительность стажа на соответствующих видах работ составила 25 лет. По представленным документам продолжительность такого стажа истца отсутствует. Оценка пенсионных прав производилась на основании Правил исчисления и Списка должностей, утверждённых постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991г. № 459. Этим Списком установлен исчерпывающий перечень должностей, работа в которых дает право на досрочную страховую пенсию на основании пункта 13 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Истцом не доказано, что в течение всех указанных им периодов им выполнялась летная работа, должности, указанные в справке военного комиссариата, не предусмотрены перечнем должностей, оговоренных Списком № 459, не указан тип воздушного судна. Периоду обучения в качестве курсанта не предшествовала военная служба, поэтому этот период так же не может быть учтен. В связи с тем, что у истца отсутствует право на пенсию в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», у него отсутствует право на доплату к ней, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

В 2020г. Мухлисов О.М. вновь обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по этому же основанию, его заявление разрешено в порядке Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», поскольку оно не соответствовало требованиям, установленным Правилами обращения за страховой пенсией,

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации.

В соответствии с частями 2 - 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия 18 июля 2002 г. принято постановление № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С 1 января 2015 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459.

В статье 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", утратившего силу с 1 января 2002 г. в связи с введением в действие Федерального закона о трудовых пенсиях, было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.

Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона о государственных пенсиях, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. № 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. № 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется Министерством гражданской авиации.

В пункте 3.1 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. № 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Согласно пункту 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. № 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна.

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Соответственно, вопреки доводам стороны истца, период военной службы может быть засчитан в специальный трудовой стаж в случаях, когда это прямо предусмотрено пенсионным законодательством.

Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002г. № 537, определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяются соответствующие положения:

- пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 года № 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 1 января 1992 года;

- Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 1 января 2002 года.

Согласно положениям пункта 1 статьи 22, пункта 1 статьи 25 Воздушного кодекса Российской Федерации к государственной авиации относится авиация, находящаяся в ведении Минобороны России.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 мая 2008г. № 290 "О зачете на льготных условиях службы на летной работе летному составу государственной авиации в выслугу лет для назначения пенсии" (утратил силу), изданным в развитие Постановления Совета Министров от 22 сентября 1993г. № 941, утвержден Перечень должностей летного состава государственной авиации, служба на которых подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.

Данным приказом также утверждены годовые нормы налета часов, при выполнении которых летному составу государственной авиации засчитывается на льготных условиях служба на летной работе для назначения пенсии (Приложение № 2). В соответствии с пунктом 2 данных норм годовые нормы налета часов на самолетах, вертолетах с поршневыми двигателями и дирижаблях (для зачета выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца) составляют: на вертолетах и дирижаблях - 30 часов; на учебных, транспортных самолетах, самолетах специального назначения и связи - 50 часов.

Кроме того, этим приказом Минобороны РФ утвержден Перечень должностей летного состава государственной авиации, служба на которых подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, в который включены в том числе бортовой авиационный техник (всех наименований и специальностей).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 3 октября 2018г. Мухлисов О.М., . . . года рождения, по достижении возраста 52 года, при наличии величины страхового стажа 28 лет 10 месяцев 3 дня, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400 «О страховых пенсиях». Решением ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Сысертском районе Свердловской области от 19 октября 2018г. № 1460607/18 в удовлетворении заявления Мухлисова О.М. о назначении пенсии отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа, поскольку таковой отсутствует.

Ответчиком не учтены периоды военной службы истца с 5 августа 1983г. по 27 июня 1986г. курсант в КВАТУ, с 28 июня 1986г. по 24 августа 1986г. нахождение в распоряжении командующего ВВС ПриВО, с 25 августа 1986г. по 10 декабря 1986г. служба в должности начальника техническо-эксплуатационной части 131 учебного вертолетного полка Саратовского высшего военного авиационного училища летчиков, с 11 декабря 1986г. по 16 марта 1993г. служба в должности бортового авиационного техника (вертолета) 131 учебного вертолетного полка Саратовского высшего авиационного училища летчиков (из расчета один месяц службы за два месяца стажа). По мнению ответчика, в указанные периоды истец не был занят в летном составе гражданской авиации и не работал в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судом гражданской авиации (пункты 13 и 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).

На момент обращения в суд Мухлисов О.М. достиг возраста 53 года, на момент рассмотрения дела – 54 года.

Из копии трудовой книжки Мухлисова О.М. следует, что в период с 5 августа 1983г. по 30 апреля 1993г. он проходил военную службу в Советской Армии.

Согласно копии справки военного комиссариата Сысертского района Свердловской области от 24 сентября 2018г. № 26, старший лейтенант запаса Мухлисов О.М. в период с 5 августа 1983г. по 11 мая 1993г. проходил военную службу по контракту:

- с 5 августа 1983г. по 27 июня 1986г. период обучения курсантом в КВАТУ,

- с 28 июня 1986г. по 24 августа 1986г. период нахождения в распоряжении командующего ВВС ПриВО,

- с 25 августа 1986г. по 10 декабря 1986г. период службы в должности начальника техническо-эксплуатационной части 131 учебного вертолетного полка Саратовского высшего военного авиационного училища летчиков,

- с 11 декабря 1986г. по 16 марта 1993г. период службы в должности бортового авиационного техника (вертолета) 131 учебного вертолетного полка Саратовского высшего авиационного училища летчиков.

Уволен в запас 11 мая 1993г. по ст. 59 «д» (по служебному несоответствию) Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил.

Из копии справки военного комиссариата Сысертского района Свердловской области от 3 сентября 2018г. № 28 видно, что в период с 5 августа 1983г. по 11 мая 1993г. Мухлисов О.М. проходил военную службу по контракту. За время прохождения службы, согласно листу учета летной работы, фактический налет часов по годам составил: 1987г. – 282 часа, 1988г. – 304 часа, 1989г. – 252 часа, 1990г. – 272 часа, 1991г. – 1997г.

Аналогичная информация содержится и в листе учета летной работы, представленном суду в копии.

По спорному периоду с 5 августа 1983г. по 27 июня 1986г. суд пришел к следующему:

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, в выслугу лет работникам летного состава засчитывается время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, - по фактической продолжительности.

Согласно пункту 6 Положения о порядке исчисления сроков выслуги работников летно-подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания для назначения пенсий за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 20 декабря 1958г. № 1372 "О пенсиях за выслугу лет работникам летно-подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания" (действовавшего до 30 января 1988г.), время обучения в высшем авиационном училище засчитывается в срок выслуги, дающей право на пенсию за выслугу лет.

Поскольку периоду обучения Мухлисова О.М. в КВАТУ, не являющимся высшим учебным заведением, не предшествовала работа в летных должностях, оснований для зачета периода с 5 августа 1983г. по 27 июня 1986г. в стаж работы в летной авиации не имеется, равно как и период с 28 июня 1986г. по 24 августа 1986г. – нахождение в распоряжении командующего ВВС ПриВО, поскольку сведений об осуществлении летной деятельности (в том числе налета часов) в этот период нет.

По периоду службы истца с 25 августа 1986г. по 10 декабря 1986г. в должности начальника техническо-эксплуатационной части 131 учебного вертолетного полка Саратовского высшего военного авиационного училища летчиков, суд пришел к следующему.

В указанный период действовало Положение о порядке исчисления сроков выслуги работников летно-подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания для назначения пенсий за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 20 декабря 1958г. № 1372 "О пенсиях за выслугу лет работникам летно-подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания". Согласно Перечню должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, право на пенсию за выслугу лет имели:

- члены экипажей воздушных судов и летательных аппаратов, работники летных (учебно-летных, летно-методических и летно-испытательных) подразделений, а также работники министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющие руководство (инспектирование) летными (учебно-летными, летно-методическими и летно-испытательными) службами, при наличии летного свидетельства и при условии выполнения установленной нормы налета часов.

- инженеры и техники всех наименований, совершающие полеты по испытаниям, исследованиям, сдаче, приемке воздушных судов и их агрегатов, оборудования и приборов, парашютной и другой техники.

- парашютисты всех наименований, а также десантники-пожарные всех наименований, совершающие спуски с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, на специальных спусковых устройствах.

Согласно Спискам должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" имеют:

1. Члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.

2. Летно - инструкторский состав.

3. Командно - летный состав: руководители (их заместители), инспектора и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата.

4. Парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники - пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно - спасательных, поисково - спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно - десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Кроме того, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 мая 2008г. № 290 "О зачете на льготных условиях службы на летной работе летному составу государственной авиации в выслугу лет для назначения пенсии" (утратил силу), изданным в развитие Постановления Совета Министров от 22 сентября 1993г. № 941, утвержден Перечень должностей летного состава государственной авиации, служба на которых подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях. В указанный перечень должность начальника техническо-эксплуатационной части не включена.

Мухлисов О.М. проходил военную службу начальником техническо-эксплуатационной части 131 учебного вертолетного полка Саратовского высшего военного авиационного училища летчиков. Данных о наличии у него в этот период летного свидетельства и выполнения установленной нормы налета часов суду не представлено. Соответственно, этот период его трудовой деятельности не может учитываться как дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2018г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Что касается периода его военной службы с 11 декабря 1986г. по 16 марта 1993г. в должности бортового авиационного техника (вертолета) 131 учебного вертолетного полка Саратовского высшего авиационного училища летчиков (из расчета один месяц службы за два месяца стажа), то суд пришел к следующему.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим… следует засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца службу на летной работе в авиации (кроме видов авиации, указанных в подпункте "в" настоящего пункта) - на условиях, определяемых Министром обороны Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 мая 2008г. № 290 "О зачете на льготных условиях службы на летной работе летному составу государственной авиации в выслугу лет для назначения пенсии", изданным в развитие Постановления Совета Министров от 22 сентября 1993г. № 941 (утратил силу), утвержден Перечень должностей летного состава государственной авиации, служба на которых подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, в который включены в том числе бортовой авиационный техник (всех наименований и специальностей).

Пункт 3 приложений годовых норм налета часов устанавливает, что летному составу государственной авиации, должности которого указаны в Перечнях должностей летного состава государственной авиации, служба на которых подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (приложение № 2 к настоящему Приказу), в 1992 - 2001 годах годовые нормы налета часов и службу в эти годы засчитывать на льготных условиях независимо от количества налета часов при условии выполнения полетов. Льготные условия для зачета выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца.

Аналогичные условия содержатся и в действующем Приказе Министра обороны РФ от 19 мая 2020г. № 220 "Об определении условий зачета службы на летной работе летному составу государственной авиации в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях".

Из приведенных выше доказательств следует, что Мухлисов О.М. пребывал на летной работе в течение 1987-1991гг., что подтверждено копией листа учета летной работы. Данных о такой работе в 1986г. не имеется. Период его службы за 1992г. и по 16 марта 1993г. может быть зачтен в специальный стаж вне зависимости от часов летной работы, что для 1986г. не предусмотрено. Таким образом, этот его стаж составляет с 1 января 1987г. по 16 марта 1993г. 6 лет 2 месяца 16 дней (в льготном исчислении 9 лет 3 месяца 23 дня), при требуемом стаже работы в гражданской авиации на летной работе 25 лет.

Формально имеются основания для возложения на ответчика обязанности по зачету указанного периода военной службы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 13 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», однако, в связи с тем, что этого стажа недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию при отсутствии иных периодов, учтенных в качестве работы в летном составе гражданской авиации (требуемый стаж 25 лет), требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку их удовлетворение не может восстановить его пенсионные права: право на назначение досрочной страховой пенсии у него не возникло как в связи с отсутствием требуемого стажа, так и при недостижении возраста 55 лет, с которым связана возможность назначения досрочной страховой пенсии по заявленному основанию.

Таким образом, суд пришел к выводу, что следует отказать в удовлетворении иска Мухлисова О.М. о возложении на ответчика обязанности зачесть в его специальный стаж, дающий прааво на назначение пенсии в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии.

Относительно требований об установлении надбавки к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001г. № 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и её выплате суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27 ноября 2001г. № 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.

Условием установления права на указанную доплату является наличие определенной продолжительности выслуги лет в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации в той отрасли, в системе которой на работодателя возложена обязанность уплачивать дополнительные страховые платежи в Пенсионный фонд РФ (статья 4 названного Федерального закона №155-ФЗ).

Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

Из указанного следует, что для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001г. № 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" необходимо наличие совокупности следующих условий: член летного экипажа должен получать пенсию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации, иметь необходимую выслугу лет в должности члена летного экипажа, оставить летную работу в должности, дающей право на доплату к пенсии.

Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.

Ни одно из условий для назначения указанной надбавки у истца не имеется: наличие выслуги лет в размере 25 лет в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, назначения ему пенсии, оставление летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии. Соответственно, требования истца в этой части не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска Мухлисова О.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области (межрайонное) о возложении обязанности по зачету периода военной службы в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и на назначение надбавки к пенсии, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости и надбавку к пенсии.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий