ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-868/2013 от 30.07.2013 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-868/2013   <данные изъяты>

  <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2013 г. г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Семеновой О.О.,

при секретаре Трофимовой Г.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барковой В.И., Исаковой В.И., Вяловой С.Л. к мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля об обязании произвести капитальный ремонт, к закрытому акционерному обществу «Управдом Фрунзенского района», открытому акционерному обществу «Управляющая компания № 1» об обязании выполнить ремонтные работы,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, к мэрии г.Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля об обязании произвести капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в том числе внутридомовой системы водоотведения (канализации), ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения, полную замену трубопроводов (стояков и лежаков) и запорной арматуры; ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения, полную замену трубопроводов (стояков, и лежаков) и запорной арматуры; внутридомовой системы отопления, полную замену трубопроводов отопления (лежаков и стояков) без приборов отопления, теплового узла, включая запорную арматуру, установить общедомовой прибор учет; ремонт внутридомовой системы электроснабжения, полную замену электропроводки, приборов и оборудования в местах общего пользования от ВРУ дома до электрощитовых (распределительных щитков), включая ВРУ и электрощитовые. Все работы провести без использования старых материалов.

Истцы обратились с иском, с учетом уточнений, к ЗАО «Управдом Фрунзенского района», ОАО «Управляющая компания № 1» об обязании выполнить текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, выполнив при этом следующие работы:

произвести ремонт стыков фундаментных блоков на углу дома справа у входа в подвал в районе первого подъезда;

заменить дверное полотно входа в подвал у подъезда НОМЕР, произвести ремонт дверного полотна входа в подвал у подъезда НОМЕР;

произвести вычинку разрушенных участков кирпичной кладки с восстановлением керамическим кирпичом у 1 и 3 подъездов;

восстановить штукатурный слой цоколя в местах разрушения;

произвести ремонт дверного полотна деревянного дверного блока входа в мусоросборную камеру в подъездах НОМЕР и НОМЕР;

в подъезде НОМЕР

на втором, третьем, четвертом, седьмом и восьмом этажах выполнить ремонт внутренней рамы с восстановлением остекления. На пятом и шестом этажах установить внутренние створки на оконном блоке. На девятом этаже выполнить ремонт петли на оконном блоке. Восстановить на деревянных оконных блоках лестничных клеток частично утраченные запорные ручки.

заменить почтовые ящики;

побелить потолки подъезда;

покрасить стены подъезда масляной краской по ранее окрашенной поверхности;

заменить вышедшие из строя светильники, плафоны и выключатели;

установить и окрасить поручни ограждений лестничных маршей масляной краской по ранее окрашенной поверхности;

устранить выбоины и трещины на поверхности лестничных площадок и маршей;

заменить водосточные воронки ливневой канализации на кровли.

в подъезде НОМЕР

выполнить ремонт дверного полотна деревянного блока тамбура;

заменить почтовые ящики;

восстановить на деревянных оконных блоках лестничных клеток частично утраченные запорные ручки. На третьем, пятом и восьмом этажах произвести ремонт внутренних створок;

заменить рулонное покрытие тамбура;

побелить потолки подъезда;

покрасить стены подъезда масляной краской по ранее окрашенной поверхности;

заменить вышедшие из строя светильники, плафоны и выключатели;

установить и окрасить поручни ограждений лестничных маршей масляной краской по ранее окрашенной поверхности;

устранить выбоины и трещины на поверхности лестничных площадок и маршей;

заменить водосточные воронки ливневой канализации на кровли.

в подъезде НОМЕР

установить на деревянный блок тамбура ручку;

восстановить на деревянных оконных блоках лестничных клеток частично утраченные запорные ручки. На втором, пятом, седьмом этажах восстановить остекление. Выполнить ремонт внутренних створок на втором и восьмом этажах;

побелить потолки подъезда;

покрасить стены подъезда масляной краской по ранее окрашенной поверхности;

заменить вышедшие из строя светильники, плафоны и выключатели;

установить и окрасить поручни ограждений лестничных маршей масляной краской по ранее окрашенной поверхности;

устранить выбоины и трещины на поверхности лестничных площадок и маршей;

на техническом этаже

отремонтировать и окрасить деревянные дверные блоки выходов на технический этаж 1,2,3 подъездов;

устранить неплотности вентиляционных шахт, воздуховодов;

на крыше

восстановить бетонное покрытие парапета;

произвести ремонт деревянных дверей выхода на крышу 1,2,3 подъездов;

произвести ремонт примыканий рулонного покрытия к конструкциям крыши: парапету, машинным отделениям, вентиляционным шахтам.

Просили обязать закрытое акционерное общество «Управдом Фрунзенского района» очистить от мусора подвальное помещение, чердачное помещение, крышу жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Установить срок для исполнения решения суда – 3 месяца. Установить, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Взыскать в равных долях с мэрии города Ярославля, ЗАО «Управдом Фрунзенского района» в пользу Вяловой С. Л. судебные расходы в размере руб.., оплаченные за проведенную строительную экспертизу ООО «Экспресс-сервис». Взыскать в равных долях с мэрии города Ярославля, ЗАО «Управдом Фрунзенского района» в пользу Вяловой С. Л. судебные расходы в размере руб.., оплаченные за проведенное строительно-техническое исследование ООО «Ярославское бюро судебной экспертизы». Взыскать в равных долях с мэрии города Ярославля, ЗАО «Управдом Фрунзенского района» в пользу Вяловой С. Л., расходы, связанные с оформлением искового заявления в размере руб. и расходы, связанные с оказанием юридической помощи в размере руб. Взыскать с ЗАО «Управдом Фрунзенского района» в пользу Вяловой С.Л., Барковой В.И., Исаковой В.И. компенсацию морального вреда в руб. в пользу каждого истца.

В обоснование исковых требований указали, что Баркова В. И., Исакова В. И., Вялова С. Л., являются собственниками жилых помещений дома <адрес>.

Баркова В.И. является собственником 1/3 доли <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Вялова С.Л. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Исакова В.И. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

Многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> сдан в эксплуатацию ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Капитальный ремонт конструктивных элементов и инженерных сетей в данном доме не производился. Текущий ремонт указанного дома проводится не надлежащим образом. В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Наличие, по мнению истцов, обязанности у мэрии г.Ярославля, как бывшего наймодателя жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> по проведению капитального ремонта жилого дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда и послужило причиной обращения истцов в суд.

Обязанность управляющей организации по техническому обслуживанию (содержанию и текущему ремонту) следует из договора управления многоквартирным домом, а также из Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.

В силу ст. 162 Жилищного кодекса РФ обязанность по проведению указанных в просительной части искового заявления работ по осуществлению текущего ремонта подлежит возложению на управляющую организацию.

Согласно ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В судебном заседании представитель истцов Вяловой С.Л. по доверенности, истцов Барковой В.И. и Исаковой В.И. по устному ходатайству Бондарь Е.Н. поддержал заявленные уточненные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что кровля дома не требует капитального ремонта, достаточно выполнить работы, которые указаны в заключении ООО «Ярославское бюро судебной экспертизы» с учетом пояснений и уточнений, которые дал специалист А.В. в судебном заседании. Частичный ремонт кровли уже выполнен, так же есть вступившее в законную силу решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля по иску Пастернак А.Е., Пастернак Е.Ю., Пастернак И.А., Пастернак Е.Е. об обязании ОАО «Управляющая компания № 1» произвести текущий ремонт кровли жилого <адрес>, по адресу: <адрес> и ливневой канализации, в объеме, необходимом для устранения промочек в <адрес> данного дома. Решение суда до настоящего времени не исполнено. От требования о замене ливневой канализации над подъез<адрес>, в котором расположена <адрес>, представитель истцов отказался, так как имеется вступившее в законную силу вышеназванное судебное решение.

Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля по доверенности Хватова Е.А. в судебное заседание явилась иск не признала. Пояснила, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон). Законом внесены изменения в ряд законодательных актов, регулирующих правоотношения в жилищной сфере, в том числе связанные с организацией проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а именно в: Жилищный кодекс РФ; Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Так, Жилищный кодекс РФ дополнен новым разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», который устанавливает принципиально новые положения о порядке проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования; о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете; о формировании фондов капитального ремонта региональным оператором, деятельности регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и другие положения. В частности, ст.ст. 167, 168 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты,   которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта   общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а высшие исполнительные органы государственно  й власти субъектов Российской Федерации утверждают региональные программы   капитального ремонта общег  о имущества в многоквартирных домах.

При этом, в первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения   при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (ч.3 ст. 168 ЖК РФ). На настоящий момент указанные в ст.ст. 167, 168 ЖК РФ нормативные правовые акты (в т.ч. региональная программа капитального ремонта) органами государственной власти Ярославской области не приняты.

Кроме того, определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта   общего имущества в многоквартирном доме отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (п. 10.1 ст.12 ЖК РФ), т.е. на федеральный уровень, а решение вопроса по регулированию отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта   общего имущества в многоквартирных домах - к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации   (пп. 61 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ).   С 26.12.2012 г. органы местного самоуправления городского округа не вправе осуществлять финансирование и софинансирование капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года (Законом признан утратившим силу п. 5 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3). В соответствии с ч.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия   муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе  решать органы местного самоуправления.   Таким образом, учитывая, что: с 26.12.2012 г. органы местного самоуправления городского округа не вправе осуществлять финансирование и софинансирование капитального ремонта жилых домов; с 26.12.2012 г. федеральным законодателем установлен порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядок его финансирования; с 26.12.2012 г. необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должна устанавливаться не в произвольном порядке (на усмотрение жильцов дома), а в соответствии с порядком, определенном органами государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений; до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ   и Федеральному закону от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (ст.4 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ), следует прийти к выводу, что в настоящее время не имеется правовых оснований для возникновения расходных обязательств муниципального образования городского округа город Ярославль по финансированию ремонта дома истцов. Иное будет свидетельствовать о нецелевом расходовании средств городского бюджета.

Судебное решение не может подменять законодательно установленный порядок проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Установка приборов учета не может рассматриваться в рамках выполнения работ по капитальному ремонту, поскольку ранее эти приборы учета не были установлены. Обязанность установить приборы учета возложена на собственников жилых помещений, мэрия будет оплачивать установку за жителей квартир, проживающих по договору социального найма. Выполнить работы в течении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу не представляется возможным, поскольку мэрия г. Ярославля является бюджетной организацией, все работы выполняются по результатам конкурса. Без проведения торгов не могут быть выполнены работы по капитальному ремонту. Процедура проведения торгов занимает минимум 42 дня. Сметы на выполнение работ должны пройти экспертизу. Организация ООО «СтройПроект» не указана в реестре СРО. К заключению ООО «СтройПроект» приложено свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, свидетельство действительно только с приложением, в приложении указаны виды работ о допуске к которым ООО «СтройПроект» имеет свидетельство. Отсутствует свидетельство о допуске к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, давать заключение о необходимости проведения капитального ремонта кровли Кузнецова М.Ю. не может. Кроме того, ей не производился общий расчет площади повреждений кровли, в строительно-техническом заключении содержится общая ссылка на ВСН 53-86р о том, что износ кровли на момент осмотра составляет 65 %.

Представители ответчика ЗАО «Управдом Фрунзенского района» по доверенностям Кузнецова К.Н. и Никулина А.В. не признали заявленные исковые требования, пояснили, что надлежащим ответчиком должно быть ОАО «Управляющая компания № 1». Пояснили, что в случаи удовлетворения исковых требований о возложении обязанности по проведению работ по текущему ремонту общедомового имущества, принять во внимания пояснения специалиста Кузнецовой М.Ю., данные в судебном заседании и составленные ООО «СтройПроект» строительно-технические заключения. Кровля дома нуждается в проведении капитального ремонта, так как срок ее эксплуатации истек. Проведение текущего ремонта кровли не предотвратит дальнейшего ее протекания.

Представитель ОАО «Управляющая компания № 1» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, извещен надлежащим образом.

Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц все собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, Территориальная администрация Фрунзенского района мэрии г. Ярославля.

Третьи лица, являющиеся собственниками квартир и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.

Представитель территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.

К участию в деле, по ходатайству стороны истца, был привлечен в качестве специалиста эксперт-строитель ООО «Ярославское бюро судебной экспертизы» Перов А.В., который в судебном заседании пояснил, что в подвальном помещении жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, заменены лежаки канализации, на них имеются следы некачественного монтажа и сколы, пробоины. Вход в подвальное помещение открыт. Лежаки канализации в подвальном помещении всех подъездов заменены полностью. Нет сведений о том, что система водоотведения имеет износ более 50 %. Необходимо проводить капитальный ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения, ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения, внутридомовой системы отопления, без приборов отопления, так как они чугунные, и срок их эксплуатации — 40 лет не истек, теплового узла, включая запорную арматуру, ремонт внутридомовой системы электроснабжения, полную замену электропроводки, приборов и оборудования в местах общего пользования от ВРУ дома до электрощитовых (распределительных щитков), включая ВРУ и электрощитовые. В рамках текущего ремонта надо выполнить следующие работы: произвести вычинку разрушенных участков кирпичной кладки с восстановлением керамическим кирпичом у 1 и 3 подъездов; восстановить штукатурный слой цоколя в местах разрушения. Ремонт примыканий рулонного покрытия к конструкциям крыши: парапету, машинным отделениям, вентиляционным шахтам — относится к текущему ремонту кровли. Оконные блоки специалист осматривал в целом, пояснить, какие именно ремонтные работы на оконных блоках нужно выполнить не может. Необходимо в первом подъезде дома установить и окрасить поручни ограждений лестничных маршей масляной краской по ранее окрашенной поверхности, эти повреждения видны на материалах фотофиксации, заменить водосточные воронки ливневой канализации на кровли. Во втором подъезде, кроме работ, указанных специалистом Кузнецовой М.Ю. необходимо заменить рулонное покрытие тамбура, заменить вышедшие из строя светильники, плафоны и выключатели, установить и окрасить поручни ограждений лестничных маршей масляной краской по ранее окрашенной поверхности, заменить водосточные воронки ливневой канализации на кровли. Замена светильников, плафонов и выключателей, относится к текущему ремонту, а не к капитальному. В подъезде НОМЕР кроме работ указанных специалистом Кузнецовой М.Ю. необходимо заменить вышедшие из строя светильники, плафоны и выключатели, установить и окрасить поручни ограждений лестничных маршей масляной краской по ранее окрашенной поверхности. На техническом этаже надо устранить неплотности вентиляционных шахт, воздуховодов, осмотр дверей на техническом этаже специалист не проводил. На крыше необходимо выполнить следующие ремонтные работы, которые относятся к текущему ремонту: восстановить бетонное покрытие парапета, произвести ремонт деревянных дверей выхода на крышу 1,2,3 подъездов, произвести ремонт примыканий рулонного покрытия к конструкциям крыши: парапету, машинным отделениям, вентиляционным шахтам. Требуется очистить от мусора подвальное помещение, чердачное помещение, крышу жилого дома. Специалистом, дополнительно к заключению, составлена схема расположения кровельного покрытия с фотоприложением от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Общая площадь повреждений составляет 3 % от общей площади кровли (рулонного ковра). С учетом примыканий — не более 5 %. На кровле имеются следы недавнего текущего ремонта.

К участию в деле, по ходатайству стороны ответчика — ЗАО «Управдом Фрунзенского района» привлечена в качестве специалиста инженер-строитель ООО «СтройПроект» Кузнецова М.Ю. Специалист в судебном заседании пояснила, что вопрос о капитальном ремонте системы водоотведения в жилом <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, является преждевременным, так как лежаки в подвальном помещении заменены на новые ПВХ. Необходимо проводить капитальный ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения, ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения, внутридомовой системы отопления, без приборов отопления, так как они чугунные, и срок их эксплуатации — 40 лет не истек, теплового узла, включая запорную арматуру, ремонт внутридомовой системы электроснабжения, капитальный ремонт кровли. Текущий ремонт необходимо проводить в следующем объеме: произвести ремонт стыков фундаментных блоков на углу дома справа у входа в подвал в районе первого подъезда; заменить дверное полотно входа в подвал у подъезда НОМЕР, произвести ремонт дверного полотна входа в подвал у подъезда НОМЕР; произвести ремонт дверного полотна деревянного дверного блока входа в мусоросборную камеру в подъездах НОМЕР и НОМЕР. Ремонт примыканий рулонного покрытия к конструкциям крыши: парапету, машинным отделениям, вентиляционным шахтам — относится к капитальному ремонту кровли. Требуется в первом подъезде на втором, третьем, четвертом, седьмом и восьмом этажах выполнить ремонт внутренней рамы с восстановлением остекления. На пятом и шестом этажах установить внутренние створки на оконном блоке. На девятом этаже выполнить ремонт петли на оконном блоке. Восстановить на деревянных оконных блоках лестничных клеток частично утраченные запорные ручки. Заменить почтовые ящики, побелить потолки подъезда, покрасить стены подъезда масляной краской по ранее окрашенной поверхности, устранить выбоины и трещины на поверхности лестничных площадок и маршей. В подъезде НОМЕР необходимо выполнить ремонт дверного полотна деревянного блока тамбура, заменить почтовые ящики, восстановить на деревянных оконных блоках лестничных клеток частично утраченные запорные ручки. На третьем, пятом и восьмом этажах произвести ремонт внутренних створок, устранить выбоины и трещины на поверхности лестничных площадок и маршей. Замена рулонного покрытия тамбура относиться к капитальному ремонту кровли. В подъезде НОМЕР необходимо установить на деревянный блок тамбура ручку, восстановить на деревянных оконных блоках лестничных клеток частично утраченные запорные ручки. На втором, пятом, седьмом этажах восстановить остекление. Выполнить ремонт внутренних створок на втором и восьмом этажах, побелить потолки подъезда, покрасить стены подъезда масляной краской по ранее окрашенной поверхности, устранить выбоины и трещины на поверхности лестничных площадок и маршей. На техническом этаже надо отремонтировать и окрасить деревянные дверные блоки выходов на технический этаж 1,2,3 подъездов, устранить неплотности вентиляционных шахт, воздуховодов. Требуется очистить от мусора подвальное помещение, чердачное помещение, крышу жилого дома. При составлении строительно-технического заключения специалист не проводила расчет повреждений кровли. Считает, что на кровли много скрытых повреждений, об этом свидетельствуют протечки на техническом этаже. Проводить текущий ремонт кровли, вместо капитального - неэффективно.

Суд с учетом мнения сторон определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав стороны, специалистов, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Баркова В.И. является собственником 1/3 доли <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (том 1 л.д. 138). Вялова С.Л. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (том 1 л.д. 139). Исакова В.И. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (том 1 л.д. 140).

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится в неудовлетворительном техническом состоянии, что подтверждается заключением специалиста ООО «Ярославское бюро судебной экспертизы».

Указанное обстоятельство ответчиками не оспаривается.

В соответствии с п. 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

Согласно ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

Правовым основанием исковых требований истцов к мэрии г. Ярославля об обязании органа местного самоуправления произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, по адресу: <адрес>, собственниками квартир в котором являются истцы, выступает ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой за мэрией, как бывшим наймодателем квартир истцов, сохраняется обязанность производить капитальный ремонт жилого дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Системное толкование ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ позволяет сделать вывод, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Согласно ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью, а в силу п. 6 ч. 1 ст. 16 указанного Закона вопрос организации и содержании муниципального жилищного фонда находится в ведении органов местного самоуправления.

Доводы представителя мэрии г. Ярославля о том, что мэрия г. Ярославля, не будучи наймодателем, является не надлежащим ответчиком по делу, представляются необоснованными, поскольку именно мэрия г. Ярославля, как собственник муниципального жилищного фонда, несет ответственность за надлежащее содержание своего имущества. При неисполнении своей обязанности на момент приватизации жилищного фонда такая обязанность сохраняется.

Как следует из положений ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», неисполненная обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя, но не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется на будущее время. При этом, наймодателем признается соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Органом местного самоуправления муниципального образования — город Ярославль, является мэрия г. Ярославля (ст. 93 Устава города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля № 42 от 16.10.1995 г.).

Доводы представителя мэрии о том, что судебное решение не может подменять законодательно установленный в настоящее время (раздел 9 ЖК РФ) порядок проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также устанавливает расходные обязательства города Ярославля по финансированию ремонта дома истцов при отсутствии правовых оснований для их возникновения, являются несостоятельными.

Действительно, Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отделенные законодательные акты РФ», вступившим в силу 26.12.2012 г., были внесены изменения в ряд законодательных актов, регулирующих правоотношения в жилищной сфере, в том числе, связанные с организацией проведения и порядком финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Так, Жилищный кодекс РФ был дополнен новым разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», который устанавливает принципиально новые положения о порядке проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования, в том числе касающиеся перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту, формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, формирования фондов капитального ремонта региональным оператором, деятельности регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и другие положения.

Статьями 167, 168 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта РФ, а высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утверждают региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений (п. 10.1 ст. 12 ЖК РФ), а решение вопроса по регулированию отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах - к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (пп. 61 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ).

Вместе с тем, поскольку нормативные правовые акты Ярославской области как субъекта РФ, призванные регламентировать порядок проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на момент вынесения судебного решения не приняты и новый механизм финансирования проведения капитального ремонта не установлен, а обязанность мэрии г. Ярославля по выполнению капитального ремонта <адрес> возникла ранее - до вступления в силу Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 271-ФЗ, и эта обязанность основана на неисполненных ранее мэрией г. Ярославля как бывшим наймодателем обязательствах по капитальному ремонту спорного дома, при разрешении данного дела подлежали применению названные выше статья 16 Закона о приватизации жилищного фонда и статья 210 ГК РФ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что с момента ввода многоквартирного жилого <адрес> в нем проводился капитальный ремонт системы водоотведения, внутридомовой системы горячего водоснабжения, внутридомовой системы холодного водоснабжения, внутридомовой системы отопления, внутридомовой системы электроснабжения, кровли, материалы дела не содержат. Согласно приложения 3 ВСН 58-88 (р) продолжительность эксплуатации до постановки на капитальный ремонт составляет: трубопроводов холодной воды — 15 лет, трубопроводов горячего водоснабжения — 15 лет, трубопроводов центрального отопления — 20 лет, срок эксплуатации внутридомовых электромагистралей с распределительными щитками, составляет 20 лет.

Из представленного заключения ООО «Ярославское бюро судебной экспертизы» следует, что необходимо выполнение капитального ремонта систем центрального отопления, горячего, холодного водоснабжения и канализации, системы электроснабжения. К категории текущего ремонта отнесены работы по устранению выявленных дефектов на фасаде здания, устранение выявленных дефектов на кровле здания, устранение выявленных дефектов в помещениях подъездов, на техническом этаже. Работы по замене дверц электрощитков будут выполнены в рамках капитального ремонта по замене системы электроснабжения.

Приватизация квартиры Барковой В.И. осуществлена в 2010 г., Вяловой С.Л. в 2007 г. Исаковой В.И. в 2011 г.

Исходя из требований законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, с учетом того, что мэрией своевременно не произведены вышеназванные работы по капитальному ремонту, суд приходит к выводу, что наймодатель не выполнил возложенные на него обязанности.

Учитывая, что на момент приватизации истцами жилого помещения, срок эксплуатации внутридомовая система холодного и горячего водоснабжения, система электроснабжения и отопления (без учета приборов отопления) истек, эти системы нуждались в капитальном ремонте, бывший наймодатель обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнил, суд считает, что на мэрию г. Ярославля должна быть возложена обязанность произвести капитальный ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения, полную замену трубопроводов (стояков и лежаков) и запорной арматуры; ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения, полную замену трубопроводов (стояков, и лежаков) и запорной арматуры; внутридомовой системы отопления, полную замену трубопроводов отопления (лежаков и стояков) без приборов отопления, теплового узла, включая запорную арматуру; ремонт внутридомовой системы электроснабжения, полную замену электропроводки, приборов и оборудования в местах общего пользования от ВРУ дома до электрощитовых (распределительных щитков), включая ВРУ и электрощитовые.

Имеющейся в материалах дела технический паспорт, не опровергает указанные выводы суда, поскольку сведений о проведении капитальных ремонтов вышеназванных систем не имеется.

Вместе с тем суд учитывает, что на момент приватизации истцами срок эксплуатации канализации, составляющий 40 лет, не истек. Иных доказательств того, что данная система на момент приватизации требовала проведения капитального ремонта, материалы дела не содержат, в удовлетворении исковых требований в данной части должно быть отказано.

В акте обследования кровли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составленного ЗАО «Управдом Фрунзенского района» от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА установлено следующее. Произвели обследование кровли девятиэтажного кирпичного дома в результате осмотра больших дефектов не выявлено: растрескивания, вздутия линокрома не обнаружено. У первого подъезда торцевой стены отошло примыкание, между 2 и 3 подъездами у парапета видны отслоения линокрома, общая площадь примерно 4 метра. При визуальном осмотре ливневых стоков нарушений не наблюдается. При осмотре чердачного помещения у подъезда НОМЕР выявлены сырые протечки на плитах перекрытия (в стыках плит). Отмечено, что на кровле и чердачном помещении проведены кабели разных операторов связи и закреплены в местах прохода ливневой системы, что может являться одной из причин затопления квартир. Решено восстановить примыкание к парапету площадью примерно 4 м. на кровли (том 3 л.д. 16).

Согласно заключению ООО «СтройПроект» с дополнениями и пояснениями, требуется капитальный ремонт кровли жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

Указанный вывод опровергается заключением по строительно-техническому исследованию и схемой расположения кровельного покрытия жилого дома по адресу: <адрес>, выполненным ООО «Ярославское бюро судебной экспертизы», актом обследования ЗАО «Управдом Фрунзенского района» от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, пояснениями специалиста Перова А.В., данными в судебном заседании.

Согласно схемы расположения кровельного покрытия жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> материалов фотофиксации, выполненных ООО «Ярославское бюро судебной экспертизы» от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА общая площадь повреждения кровли составляет 3 % об общей площади кровли (рулонного ковра), с учетом примыканий общая площадь повреждений составляет не более 5 %, при указанном размере повреждений кровли, работы по ее ремонту относятся к текущему ремонту.

Согласно пояснениям специалиста ООО «Ярославское бюро судебной экспертизы» Перова А.В., данным в судебном заседании, необходимо выполнить работы по восстановлению бетонного покрытие парапета, произвести ремонт деревянных дверей выхода на крышу 1,2,3 подъездов, произвести ремонт примыканий рулонного покрытия к конструкциям крыши: парапету, машинным отделениям, вентиляционным шахтам, заменить рулонное покрытие тамбура; заменить водосточные воронки ливневой канализации на кровли. Указанные работы должны выполняться в рамках текущего ремонта управляющей компанией.

Оснований не доверять заключению специалиста ООО «Ярославское бюро судебной экспертизы» и составленной им схеме расположения кровельного покрытия, материалам фотофиксации, у суда не имеется, суд приходит к выводу, что требуется выполнение текущего ремонта кровли, а не капитального.

Суд учитывает, что специалистом ООО «Ярославское бюро судебной экспертизы» был произведен осмотр и расчет площади повреждений кровли от общей площади кровли.

Специалистом ООО «СтройПроект» не был произведен расчет площади повреждений кровли, в строительно-техническом заключении содержится общая ссылка на ВСН 53-86р, износ указан 65 %. Довод специалиста Кузнецовой М.Ю., о том, что на кровли содержится много скрытых дефектов и в связи с этим она требует капитального ремонта является несостоятельным, так как это обстоятельство не подтверждено представленными по делу доказательствами, какие именно скрытые дефекты, и в какой объеме, имеются.

Кроме того заслушивает внимание довод представителя мэрии г. Ярославля о том, что у ООО «СтройПроект» не указано в реестре СРО и у организации отсутствует свидетельство о допуске к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, в связи с чем давать заключение о необходимости проведения капитального ремонта кровли Кузнецова М.Ю. не может.

Представитель истцов в судебном заседании так же настаивал на удовлетворении требований о проведении текущего ремонта кровли, о проведении капитального ремонта кровли требований не заявлялось, необходимости в его проведении истцы не видят.

Так же суд учитывает, что имеется вступившее в законную силу решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по гражданскому делу по иску Пастернак А. Е., Пастернак Е. Ю., Пастернак И. А., Пастернак Е. Е., действующего в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка Пастернак А. Е. к ОАО «Управляющая компания № 1» о защите прав потребителя, которым, в том числе удовлетворены требования в части обязания ОАО «Управляющая компания №1» произвести текущий ремонт кровли жилого <адрес>, по адресу: <адрес>, и ливневой канализации, в объеме, необходимом для устранения промочек в <адрес> данного дома. Решение суда до настоящего времени не исполнено. После выполнения управляющей компанией указанных работ, площадь повреждений на кровли сократиться.

Истцами заявлены исковые требования об обязании установить, в рамках капитального ремонта, прибор общедомового учета.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального Закона от 23.11.2009 № 261 — ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Суд учитывает, что раньше прибор общедомового учета в доме установлен не был, поэтому обязанности по его установки, в рамках проведения капитального ремонта, у мэрии г. Ярославля не имеется.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении требований об обязании ответчика – мэрию г. Ярославля, установить общедомовой прибор учета.

С учетом того, что для выполнения ремонтных работ МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля должны провести работы по подготовке к конкурсу по выбору подрядной организации, подготовку сметной документации на проектные работы, выполнить сами проектные работы, разрешить вопрос об установлении срока для исполнения решения суда не представляется возможным, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требования об установлении срока для исполнения решения суда – 3 месяца.

Управление указанным домом на основании договора управления НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА осуществляло ОАО «Управляющая компания НОМЕР».

С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА внеочередным Общим собранием акционеров ОАО «Управляющая компания № 1» было принято решение о реорганизации общества в форме выделения ЗАО «Управдом Фрунзенского района». В соответствии с разделительным балансом ОАО «Управляющая компания № 1», утвержденным решением внеочередного общего собрания акционеров (протокол НОМЕР-ВОС от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) и вступительным балансом ЗАО «Управдом Фрунзенского района» правопреемником по договору управления многоквартирным домом НОМЕР по <адрес>, является ЗАО «Управдом Фрунзенского района», что подтверждено документально.

В соответствии с п. 4 ст. 58, п.1 ст. 59 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Согласно п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Таким образом, юридическое лицо вправе самостоятельно определять пропорции раздела, и соответствующая информация должна быть четко отражена в разделительном балансе.

Из представленного разделительного баланса следует, что правопреемства не возникает в отношении неделимых прав и обязанностей.

Вместе с тем обязательства, возникающие из причинения вреда имуществу, являются делимыми, поскольку делимость обязательства определяется исходя из возможности его исполнения по частям, поэтому все денежные обязательства делимы.

Из разделительного баланса видно, что права и обязанности по ранее заключенному договору управления в отношении дома по адресу: <адрес> переданы ответчику без исключений

Таким образом, суд считает надлежащим ответчиком по данному делу по требованиям о проведении текущего ремонта - ЗАО «Управдом Фрунзенского района».

Истцы в правоотношениях с ЗАО «Управдом Фрунзенского района» являются потребителями коммунальных услуг.

В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Указанные Правила являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание и ремонт жилищного фонда.

Таким образом, фундаментные блоки, двери в подвалы, в тамбуры и на технический этаж, цоколь, дверные блоки входа в мусоросборную камеру, оконные рамы в подъездах, почтовые ящики, потолки и стены подъездов, светильники, плафоны и выключатели в местах общего пользования, поручни ограждений лестничных маршей, лестничные площадки и марши, водосточные воронки ливневой канализации на кровли, кровля входят в состав общего имущества в многоквартирном доме, ответственность за их содержание несет управляющая компания.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса (ЖК) РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в нем.

Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которых соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве работы, услуги исполнитель обязан передать выполнить работу, оказать услугу, соответствующие обычно предъявляемым требованиям и пригодные для целей, для которых работа, услуга такого рода обычно используется. Согласно ст. 13 данного Закона, за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Ответчиком ЗАО «Управдом Фрунзенского района» не оспаривался факт выявленных повреждений, относящихся к текущему ремонту.

К отношениям сторон при оказании услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, следует применить положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу потребительского характера спорных правоотношений вина ответчика – ЗАО «Управдом Фрунзенского района» как исполнителей презюмируется, в связи с чем именно на ответчике лежит бремя доказывания отсутствия вины. Тогда как в данном случае таких доказательств суду в порядке, предусмотренном ст. 56 ГПК РФ, ответчиком представлено не было.

Наличие недостатков в содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном <адрес> подтверждается строительно-техническим заключением ООО «Экспресс-сервис» (том 1 л.д. 148-182), заключением специалиста ООО «Ярославское бюро судебной экспертизы» (том 2 л.д. 1-102), актом проверки Государственной жилищной инспекции от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (том 2 л.д. 132), предписанием Государственной жилищной инспекции от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (том 2 л.д. 133-135), строительно-техническим заключением ООО «СтройПроект» (том 4 л.д. 1-37).

В ходе судебного разбирательства факт выявленных повреждений, а так же то обстоятельство, что указанные недостатки имеют место быть в зоне, относящейся к эксплуатационной ответственности управляющей организации, возникли в результате ненадлежащего содержания общедомового имущества, ответчиком – ЗАО «Управдом Фрунзенского района» не оспаривался. Требования о проведении текущего ремонта полностью согласуются с установленным в Приложении № 4 к договору управления перечнем работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном <адрес>, оплачиваемых за счет платы за содержание и ремонт жилья.

Ненадлежащее исполнение ответчиком ЗАО «Управдом Фрунзенского района» обязательств по договору управления многоквартирным домом, выразившееся в необеспечении надлежащего содержания общего имущества, его ремонту, нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, требования истцов о проведении текущего ремонта в заявленном объеме подлежат удовлетворению.

В силу п. 51 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 потребитель имеет право требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Вину ЗАО «Управдом Фрунзенского района» в причинении вреда истцам, суд усматривает в ненадлежащем исполнении обязанности по содержанию и ремонту многоквартирного <адрес>. Доказательств, свидетельствующих о добросовестном и своевременном исполнении обязанностей по осмотру общего имущества, текущему ремонту суду не представлено.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

С учетом требований разумности и справедливости, принимая во внимание, что моральный вред взыскивается с юридического лица, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика ЗАО «Управдом Фрунзенского района» в пользу истцов, в размере руб.. в пользу каждого истца.

Истец Вялова С.Л. понесла расходы по проведению строительно-технического исследования в размере руб.., что подтверждается договором НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, квитанцией к приходному кассовому ордеру НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, актом приема-сдачи выполненных работ к договору НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (том 1 л.д.183-185), расходы по составлению строительно-технического заключения ООО «Экспресс-сервис» в размере 6500 руб., что подтверждается актом НОМЕР и квитанцией к приходному кассовому ордеру (том л.д. 190-191).

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С учетом этого, в пользу истца Вяловой С.Л. подлежат взысканию расходы по проведению строительно-технического исследования в размере руб.. и расходы по составлению строительно-технического заключения ООО «Экспресс-сервис» в размере руб.

Истцом Вяловой С.Л. понесены судебные расходы в виде оплаты услуг представителя, в размере руб. Указанные расходы подтверждаются приходным кассовым ордером. В силу п. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

С учетом конкретных обстоятельств дела, категории спора, количества судебных заседаний, в которых участвовал представитель, суд считает возможным определить размер возмещения расходов на оплату услуг представителя в размере руб.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ истцами выбран способ защиты гражданских прав – требования к исполнению обязанности о выполнении капитального ремонта и текущего ремонта.

В случаи неисполнения ответчиком решения суда истцы в соответствии со ст. 203 ГПК РФ могут ставить вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на мэрию г. Ярославля обязанность произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, выполнив при этом следующие работы: ремонт внутридомовой системы горячего водоснабжения, полную замену трубопроводов (стояков и лежаков) и запорной арматуры; ремонт внутридомовой системы холодного водоснабжения, полную замену трубопроводов (стояков, и лежаков) и запорной арматуры; внутридомовой системы отопления, полную замену трубопроводов отопления (лежаков и стояков) без приборов отопления, теплового узла, включая запорную арматуру; ремонт внутридомовой системы электроснабжения, полную замену электропроводки, приборов и оборудования в местах общего пользования от ВРУ дома до электрощитовых (распределительных щитков), включая ВРУ и электрощитовые.

Обязать закрытое акционерное общество «Управдом Фрунзенского района» выполнить текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, выполнив при этом следующие работы:

произвести ремонт стыков фундаментных блоков на углу дома справа у входа в подвал в районе первого подъезда;

заменить дверное полотно входа в подвал у подъезда НОМЕР, произвести ремонт дверного полотна входа в подвал у подъезда НОМЕР;

произвести вычинку разрушенных участков кирпичной кладки с восстановлением керамическим кирпичом у 1 и 3 подъездов;

восстановить штукатурный слой цоколя в местах разрушения;

произвести ремонт дверного полотна деревянного дверного блока входа в мусоросборную камеру в подъездах НОМЕР и НОМЕР;

в подъезде НОМЕР

на втором, третьем, четвертом, седьмом и восьмом этажах выполнить ремонт внутренней рамы с восстановлением остекления. На пятом и шестом этажах установить внутренние створки на оконном блоке. На девятом этаже выполнить ремонт петли на оконном блоке. Восстановить на деревянных оконных блоках лестничных клеток частично утраченные запорные ручки.

заменить почтовые ящики;

побелить потолки подъезда;

покрасить стены подъезда масляной краской по ранее окрашенной поверхности;

заменить вышедшие из строя светильники, плафоны и выключатели;

установить и окрасить поручни ограждений лестничных маршей масляной краской по ранее окрашенной поверхности;

устранить выбоины и трещины на поверхности лестничных площадок и маршей;

заменить водосточные воронки ливневой канализации на кровли.

в подъезде НОМЕР

выполнить ремонт дверного полотна деревянного блока тамбура;

заменить почтовые ящики;

восстановить на деревянных оконных блоках лестничных клеток частично утраченные запорные ручки. На третьем, пятом и восьмом этажах произвести ремонт внутренних створок;

заменить рулонное покрытие тамбура;

побелить потолки подъезда;

покрасить стены подъезда масляной краской по ранее окрашенной поверхности;

заменить вышедшие из строя светильники, плафоны и выключатели;

установить и окрасить поручни ограждений лестничных маршей масляной краской по ранее окрашенной поверхности;

устранить выбоины и трещины на поверхности лестничных площадок и маршей;

заменить водосточные воронки ливневой канализации на кровли.

в подъезде НОМЕР

установить на деревянный блок тамбура ручку;

восстановить на деревянных оконных блоках лестничных клеток частично утраченные запорные ручки. На втором, пятом, седьмом этажах восстановить остекление. Выполнить ремонт внутренних створок на втором и восьмом этажах;

побелить потолки подъезда;

покрасить стены подъезда масляной краской по ранее окрашенной поверхности;

заменить вышедшие из строя светильники, плафоны и выключатели;

установить и окрасить поручни ограждений лестничных маршей масляной краской по ранее окрашенной поверхности;

устранить выбоины и трещины на поверхности лестничных площадок и маршей;

на техническом этаже

отремонтировать и окрасить деревянные дверные блоки выходов на технический этаж 1,2,3 подъездов;

устранить неплотности вентиляционных шахт, воздуховодов;

на крыше

восстановить бетонное покрытие парапета;

произвести ремонт деревянных дверей выхода на крышу 1,2,3 подъездов;

произвести ремонт примыканий рулонного покрытия к конструкциям крыши: парапету, машинным отделениям, вентиляционным шахтам.

Обязать закрытое акционерное общество «Управдом Фрунзенского района» очистить от мусора подвальное помещение, чердачное помещение, крышу жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с мэрии г. Ярославля в пользу Вяловой С.Л. расходы на составление заключений в размере руб. расходы на оплату услуг представителя в размере руб.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Управдом Фрунзенского района» в пользу Вяловой С.Л. расходы на составление заключений в размере руб.., расходы на оплату услуг представителя в размере руб.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Управдом Фрунзенского района» в пользу Вяловой С.Л. компенсацию морального вреда в размере руб.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Управдом Фрунзенского района» в пользу Барковой В.И. компенсацию морального вреда в размере руб.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Управдом Фрунзенского района» в пользу Исаковой В.И. компенсацию морального вреда в размере руб.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.О. Семенова