(№)
УИД: 27RS0(№)-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
(дата) г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) в составе: председательствующего судьи Фадеевой Е.А.,
при секретаре Баркуновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к Администрации (адрес) о возложении обязанности принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки (сбору и вывозу) мусора и отходов,
УСТАНОВИЛ:
Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации (адрес) о возложении обязанности принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки (сбору и вывозу) мусора и отходов, ссылаясь на то, что результатам проведенного рейдового мероприятия выявлен факт размещения несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории, где земельные участки не сформированы и государственная собственность на которую не разграничена, необорудованной в качестве объекта размещения отходов или площадки для временного хранения отходов. Так, указанная свалка выявлена в районе (адрес) в месте с координатами Широта (№) Долгота (№), (№) на территории земельных участков с кадастровыми номерами: (№) соответственно и представлена компактной свалкой отходов производства и потребления высотой более трех метров, расположенной при съезде с дороги по ее правой обочине в основном состоящей из строительных отходов (боя кирпича, бетона с арматурой, штукатурки, осколков шифера), стеклянной и пластиковой тары, шин пневматических, полиэтиленовых пакетов и пропиленовых мешков. Далее, при движении перпендикулярно (адрес) размещено несколько куч асфальтовой крошки и кускового асфальта, куски боя бетонных плит с арматурой, в том числе в белых пропиленовых мешках, доски, обрезь деревьев. Далее, на удалении до 200 метров от правой обочины (адрес) вглубь земельного участка имеется разработанный карьер, местами заполненный водой в котором свалка отходов производства и потребления высотой более трех метров, в основном состоящая из строительных отходов (боя кирпича, бетона с арматурой, штукатурки), асфальта кускового, пневматических шин, отходов пластика, досок, отходов мебели. Рядом расположены кучи рубероида, асфальта кускового, кафельной плитки, жестяной и пластиковой тары. Слева в углублении карьера, заполненного водой имеется куча обрези деревьев, множество заполненных пластиковых черных мешков для мусора, отходов мебели, пластиковой пленки, пластиковой тары, шин пневматических, досок. При подъезде к данному месту и на самих свалках баннеров или плакатов с названием свалки или данного объекта нет. Все отходы размещены непосредственно на земле, твердое покрытие отсутствует. На момент проверки мероприятия по ликвидации названной свалки не проводились. Собственники отходов не установлены. Земельные участки с кадастровыми номерами: (№) на которых размещены несанкционированные свалки отходов производства и потребления, по сведениям Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по (адрес) расположены в границах зоны затопления на территории г.Комсомольска-на-Амуре (адрес), территория затапливаемая при максимальном уровне воды 1-процентной обеспеченности, установлены ограничения прав на земельные участки, предусмотренные ст. 56, ст. 56.1 Земельного кодекса РФ. К вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. В случае отсутствия информации о лицах, чья деятельность привела к образованию свалок отходов производства и потребления, в обязанность органа местного самоуправления городского округа г.Комсомольска-на-Амуре входит обеспечение рекультивации земельного участка, в рассматриваемом случае, организации ликвидации указанных свалок. Непринятие ответчиком указанных мер приводит к возникновению стихийных несанкционированных свалок, т.е. загрязнению отходами, опасными для окружающей среды и здоровья человека, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду. Невыполнение администрацией требований ч. 1 ст.11, ст.13 ЗК РФ, пунктов 11 и 24 ч.1 ст.16 Закона (№), п.2 ст.7 ФЗ (№), ч.1 ст.22 Закона (№), п.3 ч.6 ст.67.1 ВК РФ, пунктов 11 и 24 ч.1 ст.6 Устава Администрации г.Комсомольска-на-Амуре, пунктов 1.13, 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории г.Комсомольска-на-Амуре, в частности нарушается право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.ст.41, 42 Конституции РФ, а также право населения на санитарно-эпидемиологическое благополучие. В целях устранения выявленных нарушений Комсомольским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором в адрес Главы г.Комсомольска-на-Амуре (дата) было внесено представление (№), которое рассмотрено, однако, мер к ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления администрацией г. Комсомольска-на-Амуре не принято. Просит обязать администрацию (адрес) в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к организации ликвидации (сбору и вывозу) несанкционированной свалки отходов производства и потребления, распложенной в г.Комсомольске-на-Амуре в районе (адрес).(№) на территории земельных участков с кадастровыми номерами: (№)
Представитель истца заместитель Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Богатский В.Н., действующий по должности, исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности от (дата) исковые требования не признал, поддержав доводы письменного отзыва представителя ФИО2, действующей на основании доверенности, из которого следует, что в соответствии с частью 24 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Федеральными законами №№131-Ф3 и 89-ФЗ установлен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 утверждены Правила «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года№642» Согласно пункту 4 Правил, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно ст. 6 Федерального закона. № 89-ФЗ утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в г.Комсомольске-на-Амуре по итогам конкурса, проведенного в октябре 2019 года стал ООО «Амурлифт-Коммунальный». Данная компания должна была приступить к своей деятельности с (дата), однако, Комитет по ценами тарифам Правительства Хабаровского края до настоящего времени не установил стоимость этой услуги. Вместе с тем, в ходе проведенного специалистами отдела по охране окружающей среды и природных ресурсов Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре осмотра было установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами (№) располагаются несанкционированные свалки, в основном состоящие из строительных отходов (бой кирпича, бетон с арматурой, штукатурка, шифер, стеклянная и пластиковая тара, шины, доски). В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года №242 данные отходы не являются твердыми коммунальными отходами. У администрации города Комсомольска-на-Амуре отсутствуют полномочия по осуществлению деятельности со строительными отходами. В Иске просит отказать. В случае удовлетворения исковых требований просил увеличить срок исполнения решения суда до 6 месяцев в связи с необходимостью соблюдения административных процедур по заключению муниципального контракта.
Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
(дата) Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой при осмотре территории по адресу г.Комсомольск-на-Амуре в районе (адрес) на территории земельных участков с кадастровыми номерами: (№) обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, состоящая из строительных отходов (боя кирпича, бетона с арматурой, штукатурки, осколков шифера), стеклянной и пластиковой тары, шин пневматических, полиэтиленовых пакетов и пропиленовых мешков, куч асфальтовой крошки и кускового асфальта. На удалении до 200 метров от правой обочины (адрес) вглубь земельного участка обнаружен разработанный карьер, местами заполненный водой в котором имеются следы раскопок грунта, а также несанкционированная свалка отходов производства и потребления высотой более трех метров, в основном состоящая из строительных отходов (боя кирпича, бетона с арматурой, штукатурки), асфальта кускового, пневматических шин, отходов пластика, досок, отходов мебели. Рядом расположены кучи рубероида, асфальта кускового, кафельной плитки, жестяной и пластиковой тары. Слева в углублении, заполненном водой имеется куча обрези деревьев, множество заполненных пластиковых черных мешков для мусора, отходов мебели, пластиковой пленки, пластиковой тары, шин пневматических, досок. Общая обстановка на земельном участке свидетельствует о том, что на него неоднократно приезжают грузовые автомобили, из которых происходит выгрузка отходов производства и потребления непосредственно на почву с дальнейшим разравниванием территории бульдозером.
Земельные участки на территории г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) кадастровыми номерами: (№) не сформированы и государственная собственность на них не разграничена, категория земель земли населенных пунктов. Участки расположены в границах зоны затопления на территории г.Комсомольска-на-Амуре (адрес), территория затапливаемая при максимальном уровне воды 1-процентной обеспеченности, установлены ограничения прав на земельные участки, предусмотренные ст. 56, ст. 56.1 Земельного кодекса РФ.
(дата) Комсомольским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором в адрес главы г.Комсомольска-на-Амуре в связи с выявленными фактами внесено представление (№), которое рассмотрено, однако, мер к ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления администрацией г.Комсомольска-на-Амуре не принято, свалка не ликвидирована.
Установленные судом обстоятельства подтверждены исследованными в ходе судебного разбирательства документами: светокопиями рапорта от (дата), акта осмотра от (дата) территории, представления (№) от (дата) и ответом на него, выписками из ЕГРН об объекте недвижимости в отношении спорных земельных участков, фототаблицей.
Согласно ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ст.13 Федерального закона от 26 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 8 Федерального закона от 26 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
В силу ч.2 ст.2 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пунктами 11 и 25 ст.6 Устава городского округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края органы местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре в пределах своих полномочий самостоятельно решают вопросы местного значения, в частности организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах города Комсомольска-на-Амуре; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу положений статьи 24.6 Федерального закона от 26 июня 1998 года №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно пунктам 1, 5 которых настоящие Правила устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641».
Вместе с тем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором – ООО «Амурлифт-Коммунальный», как следует из пояснений представителя ответчика не заключен.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 199 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Поскольку организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, при отсутствии разграничения земельного участка, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований, в связи с чем суд отвергает доводы представителя ответчика о том, что обнаруженные отходы не относятся к категории твердых коммунальных отходов и по этой причине их ликвидация не относится к компетенции муниципального образования.
Мероприятия по очистке земельного участка от загрязнений отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, относятся к мероприятиям по охране земель, реализуемым органами местного самоуправления в целях сохранения земли как природного ресурса и защиты окружающей природной среды.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Наличие несанкционированной свалки свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий. Нахождение свалки на необорудованном для данных целей месте способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми водами в почвенный слой в связи с отсутствием контроля за данной свалкой, - непринятие администрацией г.Комсомольска-на-Амуре мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также ликвидации вышеуказанной свалки бытовых отходов, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки (сбору и вывозу) мусора и отходов, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Устанавливая срок 6 месяцев исполнения решения суда, суд принимает во внимание субъектный состав участников правоотношений, порядок организации муниципального контроля, а также размер свалки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к Администрации города Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки (Сбору и вывозу) мусора и отходов удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию города Комсомольска-на-Амуре принять меры к организации ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления, распложенной на территории земельных участков с кадастровыми номерами: (№) в г.Комсомольске-на-Амуре в районе (адрес).(№) в течение 6 шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Фадеева