Дело № 2 – 869/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Кинешма 04 мая 2021 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Шустиной Е.В.,
при секретаре Калининой Д.Л.,
с участием помощника Кинешемского городского прокурора Румянцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-869/2021 по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному образованию городской округ Кинешма в лице администрации городского округа Кинешма об обязании принять меры к установлению границ охранный зоны газопровода,
УСТАНОВИЛ:
Кинешемский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образованию городской округ Кинешма в лице администрации городского округа Кинешма об обязании принять меры к установлению границ охранный зоны газопровода, просит обязать муниципальное образование городской округ Кинешма Ивановской области в лице администрации городского округа Кинешма Ивановской области в течение 2 лет с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Департамент управления имуществом Ивановской области сведения о границах охранной зоны сооружения - газопровод к жилому дому №73 по ул.Комсомольская г.Кинешмы, назначение: сооружение трубопроводного транспорта, протяженность 73 м, адрес объекта: <...> и заявление об утверждении границ охранной зоны указанного газопровода.
Мотивирует свои исковые требования тем, что Кинешемской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Ивановской области от 12.02.2021 проведена проверка деятельности органов местного самоуправления, расположенных на поднадзорной территории, по вопросу выполнения мероприятий, направленных на установление охранных зон газопроводов, находящихся в муниципальной собственности. Проверкой установлено, что в собственности муниципального образования «городской округ Кинешма» имеется сооружение - газопровод к жилому дому №73 по ул.Комсомольская г.Кинешмы, назначение: сооружение трубопроводного транспорта, протяженность 73 м, адрес объекта: <...> что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности. Границы охранных зон указанного газопровода собственником не утверждены, наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки не произведено, заявление об утверждении границ охранной зоны в Департамент управления имуществом Ивановской области не направлено. Согласно п. 3.26. Положения о Департаменте управления имуществом Ивановской области (утверждено постановлением Правительства Ивановской области от 08.02.2013 №31-п) Департамент утверждает границы охранных зон газораспределительных сетей и налагает ограничения (обременения) на входящие в них земельные участки. В соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов. Выявленные нарушения закона при размещении опасного производственного объекта без установления границ охранной зоны могут привести к нарушению прав граждан на защиту от аварий и иных чрезвычайных ситуаций, создают угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В обоснование заявленных исковых требований ссылается на п.п.8 п.1ст.1, ст.7, п.3ст.56, ч.8ст.90, ст.104, п.6ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.209-210 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст.ст.2,28 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации»; ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 №252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; п. 9 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; Правила охраны газораспределительных сетей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».
Представитель ответчика муниципального образования «городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма о месте и времени судебного разбирательства извещён своевременно и правильно, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента управления имуществом Ивановской области, АО «Газпром газораспределение Иваново» о месте и времени судебного разбирательства извещены своевременно и правильно, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по существу исковых требований не имеют.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Ивановской области о месте и времени судебного разбирательства извещен своевременно и правильно, в судебное заседание не явился, заявлений о рассмотрении дела в своё отсутствие, об отложении рассмотрения дела суду не представил.
Суд, с согласия помощника Кинешемского городского прокурора, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
В судебном заседании помощник Кинешемского городского прокурора Румянцева А.А. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Выслушав помощника Кинешемского городского прокурора, изучив материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, собственником сооружения - газопровод к жилому дому №73 по ул.Комсомольская г.Кинешмы, назначение: сооружение трубопроводного транспорта, протяженность 73 м, адрес объекта: <...> является муниципальное образование «городской округ Кинешма», что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности (л.д.10).
Согласно ст. 104 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в целях защиты жизни и здоровья граждан, устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий. В границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Как указано в пункте 6 статьи 105 ЗК РФ, в качестве зоны с особыми условиями использования территорий может быть установлена охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В силу п. 17 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16 производятся на основании заявления об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
Судом установлено, что границы охранных зон вышеуказанного газопровода не утверждены, наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки не произведено, заявление об утверждении границ охранной зоны в Департамент управления имуществом Ивановской области не направлено. Данное обстоятельство также не оспаривается ответчиком (л.д.8-9).
Согласно ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 9 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ являются опасными производственными объектами.
Выявленные нарушения закона при размещении опасного производственного объекта без установления границ охранной зоны могут привести к нарушению прав граждан на защиту от аварий и иных чрезвычайных ситуаций, создают угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Ответчик, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, возражений по иску не представили.
Учитывая, что орган местного самоуправления необходимых мер по утверждению границ охранной зоны газопровода не принимает, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Предлагаемый прокурором срок для исполнения ответчиком возлагаемой на него обязанности суд считает разумным, достаточным и позволяющим исполнить возлагаемую обязанность в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кинешемского городского прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городской округ Кинешма Ивановской области в лице администрации городского округа Кинешма Ивановской области в течение 2 лет с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Департамент управления имуществом Ивановской области сведения о границах охранной зоны сооружения - газопровод к жилому дому №73 по ул.Комсомольская г.Кинешмы, назначение: сооружение трубопроводного транспорта, протяженность 73 м, адрес объекта: <...> и заявление об утверждении границ охранной зоны указанного газопровода.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.
Председательствующий Е.В.Шустина
Мотивированное решение составлено 12 мая 2021 года.