УИД №
Дело № 2-869/2023
Поступило ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
<адрес> городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бражниковой А.Е.,
при секретаре Ивановой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> транспортного прокурора к ФИО12» о признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> транспортный прокурор Картавенко В.С. обратился в суд с исковым заявлением к АО «ФИО13» о признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения, в котором, ссылаясь на ст. 3, ст. 13 Конвенции «О защите прав инвалидов», преамбулу и ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 2, п.п. 2, 4, 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 13 ст. 106.1, п. 2 ст. 102 Воздушного кодекса РФ, п. 10 Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденных приказом Минтранса России от 15 февраля 2016 года № 24, пп. 6 п. 25, п. 113 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, груозотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82, п. 13 ст. 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2005 года № 708 «Об утверждении правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками и выплаты ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников».
Иск мотивирован следующим.
<адрес> транспортной прокуратурой по результатам рассмотрения обращения ФИО14 установлены основания для оспаривания пункта 4.11.20 Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов АО «ФИО15», утвержденных приказом генерального директора АО «ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ № № (далее - Правила).
Так, в соответствии с пунктом 1.1 Правил предоставления услуги «Выбор места повышенной комфортности», утвержденных приказом генерального директора АО «ФИО17» от ДД.ММ.ГГГГ № №, под предоставлением дополнительной услуги подразумевается предоставление пассажиру с момента покупки авиабилета права выбора по его желанию определенного места в салоне воздушного судна.
Пунктом 4.11.20 Правил закреплено положение, согласно которому собаки-проводники, сопровождающие пассажиров с отсутствием зрения, перевозятся в салоне воздушного судна бесплатно, сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, при наличии документа о соответствующей дрессировки, при условии, что на такой собаке имеется ошейник и намордник, и она привязывается к креслу у ног владельца. Пассажирам, лишенным зрения, сопровождаемым собакой-проводником, предоставляются места в конце воздушного судна.
Указанное положение противоречит вышеизложенным требованиям законодательства и ущемляет права маломобильных групп населения.
Вопреки изложенным требованиям закона авиакомпания самостоятельно определяет нахождение во время полета пассажира, лишенного зрения, сопровождаемого собакой-проводником, в конце воздушного судна, тем самым лишив инвалидов права воспользоваться дополнительной услугой в виде выбора места по их желанию, нарушив право на равное с другими гражданами участие в жизни общества.
Таким образом, пункт 4.11.20 Правил не соответствует воздушному законодательству, законодательству о социальной защите прав инвалидов и ущемляет их права, в связи с чем подлежит приведению в соответствие вышеназванным требованиям.
Изложенное согласуется с позицией Общественной организации «<адрес> областная организация Всероссийского общества инвалидов».
В этой связи ДД.ММ.ГГГГ на противоречащий закону правовой акт принесен протест, который по результатам рассмотрения авиакомпанией отклонен.
Заместитель <адрес> транспортного прокурора Хмелевский Т.С. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить, пояснив следующее. В <адрес> транспортную прокуратуру обратился гражданин ФИО6 с заявлением о сложившейся ситуации относительно невозможности осуществления перевозки с собакой-проводником на заранее выбранном им месте в связи с тем, что авиакомпанией в Правилах перевозки определено, что перевозка пассажира, сопровождаемая собакой-проводником, осуществляется исключительно в конце воздушного судна. В связи с этим прокуратурой были проведены мероприятия, изучены локальные акты Авиакомпании, где было установлено, что, действительно, пунктом Правил, регулирующих указанные вопросы, предусмотрена перевозка гражданина, сопровождаемого собакой-проводником, без альтернативного выбора, исключительно в конце воздушного судна, что послужило основанием принесения протеста на указанные положения правового акта, требования Авиакомпанией в установленном порядке были отклонены. Это и послужило основанием для обращения в суд. Вопросы безопасности полётов в части перевозки лиц с ограниченными возможностями в сопровождении собак-проводников установлено два момента. Первое, запрет на перелёт у эвакуационного выхода. Второе, что собаки-проводники должны находиться рядом с лицом, сопровождаемым собакой-проводником, привязаны, иметь намордник. Помимо этих требований безопасности законодатель ничего не сказал. Реализуя свою функцию, задачу как перевозчик, Авиакомпания, безусловно, имеет право установить свои Правила перевозки. Но эти правила не должны ухудшать те требования, которые содержатся в федеральных требованиях, требованиях, предъявляемых ко всей деятельности перевозчиков. Имея возможность приобретения дополнительных услуг, которые обеспечивает Авиакомпания в виде выбора места на борту, это право исключается у лиц, которые осуществляют перевозку в сопровождении собак-проводников. Относительно требований безопасности: первое, что эвакуационный выход находится не только в конце воздушного судна. Заходя первым и выходя последним при нахождении на первом месте, приобретя место экспресс спейс, лицо, сопровождаемое собакой-проводником, может беспрепятственно войти первым, сесть на указанное место, не мешая никому, выйти последним. Относительно нахождения и перемещения до туалета. Статус собаки проводника - «техническое средство реабилитации», ни в коем случае не комнатное животное. Относительно нахождения бортпроводников в конце воздушного судна, где у них оборудовано место, где они постоянно находятся. Но в их деятельность входит не полностью нахождение в период всего осуществления воздушной перевозки в конце воздушного судна, но и передвижение по самому самолету, что также предоставляет возможность нахождения рядом с лицом, сопровождаемым собакой-проводником, наравне с другими лицами в таком же равных долях времени в период осуществления воздушной перевозки, как и в отношении всех других участников перевозочного процесса. Речь не идёт о том, что должно быть приоритетное предоставление прав, неисполнение обязанности со стороны той или иной категории пассажиров. Новосибирская транспортная прокуратура считает, что права всех должны быть равны, также считает и законодатель. Поэтому именно в части исключительного предоставления места в конце воздушного судна, есть необходимость эти правила пересмотреть, признать незаконными действия АО «ФИО18», незаконным пункт 4.11.20 в части предоставления пассажирам, лишенным зрения, сопровождаемым собакой-проводником, мест исключительно в конце воздушного судна, и обязать авиакомпанию внести соответствующие изменения с целью полного и гарантированного соблюдения прав всех пассажиров, в том числе с ограничением жизнедеятельности.
Представитель ответчика АО «ФИО19» Степанов Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Ограничения, установленные в п.ДД.ММ.ГГГГ Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов АО «ФИО20» (далее по тексту - Правила) в части предоставления пассажирам, лишенным зрения, сопровождаемым собакой-проводником, места в конце салона воздушного судна, не ухудшают уровень обслуживания пассажиров, определенный федеральными авиационными правилами, и не нарушают какие-либо требования законодательства РФ, на основании следующего. В п. 8 ст. 106.1 Воздушного кодекса РФ закреплено, что перевозчик обязан предоставить без взимания дополнительной платы на борту воздушного судна пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, услуги, установленные федеральными авиационными правилами. Согласно п. 16 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82 (далее - ФАП-82), при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик либо уполномоченный агент имеет право не закреплять за пассажиром конкретное пассажирское место в салоне воздушного судна с заявленным классом обслуживания. В этом случае номер пассажирского места, выделяемого пассажиру, указывается при регистрации пассажира. Следовательно, ФАП-82 не предоставляют возможности пассажирам, в том числе из числа инвалидов, безусловного права выбора любого места на борту воздушного судна. В п. 100, 101 ФАП -82 предусмотрено, что перевозчик вправе оказать пассажирам дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле, установив порядок их предоставления и оплаты. АО «ФИО21» после оформления авиабилета предлагает пассажирам воспользоваться дополнительной услугой «Предварительное бронирование места в салоне воздушного судна», под которой подразумевается предоставление пассажиру с момента покупки авиабилета права выбора по его желанию определенного места (при его наличии) в салоне воздушного судна, кроме мест повышенной комфортности. Порядок оказания данной услуги размещен для ознакомления пассажирами на официальном сайте перевозчика <адрес>. В п.п. с) п. 1.4. которого предусмотрено, что услуга не предоставляется пассажирам, следующим в сопровождении собаки-проводника в салоне ВС (SVAN). Установление данных ограничений не нарушает требования федерального законодательства, поскольку в соответствии с требованиями п.п. 6 п. 25 ФАП-82 бронирование воздушной перевозки пассажира, лишенного зрения, с собакой-проводником, подлежит обязательному согласованию с перевозчиком. В этой связи АО «ФИО22» в п. 4.11.15 Правил определило условие для заключения договора воздушной перевозки, что воздушная перевозка данной категории пассажиров осуществляется на местах, расположенных в конце салона воздушного судна. Данное ограничение не является дискриминационным, поскольку оно установлено в соответствии с требованиями Приказа Минтранса России от 15 февраля 2016 года № 24 «Об утверждении Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах», в п. 10 которого закреплено, что предоставление пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности пассажирских мест на борту воздушного судна осуществляется с учетом соблюдения требований безопасности полетов. Предоставление пассажиру, лишенному зрения, с собакой-проводником, указанных мест обусловлено соблюдением требований безопасности полетов, выражающихся: в запрете самостоятельного выбора мест, расположенных у аварийных выходов; в близости к основному эвакуационному выходу, расположенного в конце салона воздушного судна; возможности оперативного оказания помощи инвалиду бортпроводниками в случае экстренных ситуаций; недопущения причинения вреда здоровью рядом находящимся пассажирам по причине возможных аллергических реакций на шерсть собаки. В связи с тем, что часть мест в конце салона воздушного судна в большинстве случаев при перелете является сводными, появляется возможность разместить собаку-проводника непосредственно в ряду у пассажирских кресел, а не в проходе воздушного судна. Нахождение собаки-проводника в проходе будет препятствовать выполнению процедуры аварийной эвакуации, так и при выполнении своих функций членами кабинного экипажа по обслуживанию пассажиров. Размещение пассажира, лишенного зрения с собакой проводником, в конце салона воздушного судна позволяет авиакомпании выполнить требования п. 26.8 и п. 27.1 Приказа Минтранса России от 15 февраля 2016 года № 24 «Об утверждении Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах» в соответствии с которыми посадка данной категории пассажиров в воздушное судно происходит в первую очередь, а высадка после выхода всех пассажиров. Кроме того, выделение места на последних рядах для собаки-проводника создаёт условия для поддержания комфортного перелета других пассажиров. Ограничение самостоятельного выбора мест на борту воздушного судна исключает создание потенциальной конфликтной ситуации, выражающейся в возможном размещении на соседних рядах (креслах) пассажира, следующим в сопровождении собаки-проводника, и пассажиров, следующих с комнатными животными. Таким образом, действующим законодательством РФ инвалидам по зрению, сопровождаемым собакой-проводником, не предоставляется право самостоятельного выбора любого места на борту воздушного судна, а напротив перевозчику предоставляется право определить для данного пассажира такое место, учитывая необходимость выполнения требований безопасности полетов. Также представитель ответчика Степанов Е.В. в судебном заседании пояснил следующее. Оспариваемые прокуратурой ограничения, установленные в Правилах Авиакомпании, не нарушают законодательство и установлены, в том числе, в связи с соблюдением требований безопасности полётов. Потому что, во-первых, нахождение инвалида, лишенного зрения, с собакой-проводником в конце воздушного судна предоставляет возможность в случае аварийной эвакуации первым провести аварийную эвакуацию, поскольку аварийные выходы расположены в конце воздушного судна. Второй момент, в конце воздушного судна, если собака находится, то это даёт возможность разместить собаку не в проходе самолёта, а непосредственно между креслами, потому что, как правило, люди не выбирают данные места, в большинстве случаев эти места свободны. Соответственно, нахождение собаки в конце воздушного судна позволяет, например, в случае экстренной ситуации, сильной турбулентности, проводникам, которые находятся рядом, оказать помощь человеку. Соответственно, рядом расположены туалетные комнаты. Если собака будет находиться где-то в начале салона, то будет затруднительно перемещаться. Аварийные выходы также находятся в конце салона, в середине салона и в начале салона. Собака-проводник должна находиться рядом, быть привязанной к креслу. Возможно у других людей аллергическая реакция на шерсть, соответственно, самостоятельный хаотичный выбор места в воздушном судне будет нарушать интересы других пассажиров. В соответствии с приказом Минтранса, если коротко, предоставление услуг в аэропортах на воздушных судах, высадка данных пассажиров должны осуществляться только после выхода всех пассажиров. Посадка в первую очередь. Как раз нахождение собаки и инвалида в конце салона позволяет выполнить эти требования. То есть он заходит первым, размещается, выходит последним. Если будет эвакуация, то он выйдет первый с аварийного выхода. При обычном выходе он должен выходить последним. Возможна перевозка другими лицами комнатных животных в салоне. Четыре-пять собак одновременно. Перевозчик должен решать то, каким образом ему распределять места. Соответственно, перевозчик также ограничивает других лиц и тех собак, если люди самостоятельно будут выбирать места, которые будут находиться рядом с другом собакой. В системе бронирования строго выделены определенные места. Федерально установленными правилами не предусмотрено, что пассажиры должны выбирать самостоятельно места. Право выбора мест для пассажиров оставляется перевозчику. Воздушные перевозки инвалида, лишенного зрения, подлежат согласованию, так же установлено Федеральными авиационными правилами. Соответственно, законодатель разрешил Авиакомпании устанавливать свои условия для заключения договора. Законодательством не предусмотрено право выбора места. Это услуга перевозчика. Нахождение собаки-проводника в любом месте создает проблему безопасности полетов. Речь идёт не о последних рядах, а о крайних рядах. Нахождение собаки-проводника рядом с другими животными будет провоцировать у тех животных реакцию. Поэтому нельзя выбрать самостоятельно место, как человеку с собакой-проводником, так и лицам, которые путешествуют со своими животными. Ограничение одно на всех. Таким образом, Федеральными авиационными правилами предусмотрено, что перевозка инвалида, лишенного зрения, с собакой-проводником подлежит обязательному согласованию с перевозчиком, перевозчик вправе самостоятельно в этом случае предусматривать условия, по которым возможна перевозка. При этом, Федеральные авиационные правила, напротив, говорят о том, что любой пассажир не в праве самостоятельно выбирать любое место, то есть место указывается перевозчиком воздушного судна. Положения законодательства дают право и возможность перевозчику определить самостоятельно размещение конкретной категории пассажиров салона.
Представитель третьего лица <адрес> областной общественной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" ФИО9 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить, пояснила следующее. Во-первых задние сидения салона не откидываются. В Правилах указано, что собака должна находиться в ногах, привязанная, чтобы не мешать проходу пассажиров по проходу между сидениями. Соответственно, находясь на заднем ряду, спинки кресел которого не откидываются, человек находится в совершенно стесненных условиях, когда собака, в общем-то, не комнатная и не маленькая находится в ногах, мало того, что не откинуться человеку и не сесть удобно, плюс ко всему ещё и узкое пространство между креслами. Второй довод, по поводу аллергии. Любой человек, страдающий аллергическими реакциями, находясь в замкнутом пространстве, зная, что он будет находиться в замкнутом пространстве, непременно будет принимать антигистаминные препараты. Что касается возможности права выбора, которого у нас нет сейчас в данный момент. Были такие случаи, когда человек при электронной регистрации выбирал место повышенной комфортности, платил за это деньги. Когда при посадке он всё же оказывался в конце салона, никто средства, затраченные за бронирование более удобного места, не возвращал. Бортпроводники не всегда в конце салона находятся: бортпроводники находятся в середине салона между первым и вторым классом. Что касается прохода в туалетные комнаты. Какая разница, где будет сидеть собака? Она всё равно будет сидеть между сидениями. Человек, пойдя в туалет, не возьмет её с собой, потому что там очень и очень узкое пространство. Собаке там делать нечего. Никогда собака не находится в проходе поэтому от того на 30 или на 20 ряду будет находиться незрячий человек с собакой, не имеет никакого значения: она как была привязана к стойке кресла, так она и будет привязана. Не столь важно, где бы она находилась, в середине салона или в конце салона, или даже первый ряд кресел, где как раз побольше места, которые могли бы купить за деньги, забронировать, она в любом случае не мешала бы проходу пассажиров. Сидя в конце салона, человек незрячий и его собака, постоянно находятся в этой толпе очереди, которая стоит в туалет. Что касается поведенческих особенностей собак-проводников, то эта собака совершенно не реагирует ни на какие посторонние реакции. Если говорить о комнатных собаках, которые очень часто докучают собакам-проводникам на улице, прыгают и бегают, тут очень спорный довод. Все те правила, не дающие право незрячему человеку с собакой-проводником выбрать место, более удобное для нахождения, действительно, нарушают права людей с ограниченными возможностями. Вопреки доводам ответчика, человек, не являющийся инвалидом и не являющийся владельцем собаки проводника, вправе выбрать совершенно любое место при онлайн регистрации проблем в этом никаких не возникает. Что касается уведомления перевозчика о том, что собака будет на борту, то есть, да, обязательно при покупке билета они всегда уведомляют, получают разрешение на провоз. То есть без разрешения они не могут попасть на борт самолёта.
Представитель третьего лица Общественной организации "<адрес> областная организация Всероссийского общества инвалидов" ФИО10 в судебное заседание, о дне, месте и времени которого извещён надлежащим образом, не явился, направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил удовлетворить исковые требования, также направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Обращение Новосибирского транспортного прокурора с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц мотивировано тем, что наличие незаконного ограничения, предусмотренного Правилами авиакомпании, нарушает права маломобильных групп населения на получение наравне с другими лицами услуг воздушного транспорта, пользующимися ими.
Таким образом, иск подан надлежащим лицом.
В силу статьи 3 Конвенции «О защите прав инвалидов» (далее - Конвенция), ратифицированной Федеральным законом от 03 мая 2012 года № 46-ФЗ, принципами настоящей Конвенции являются в том числе полное и эффективное вовлечение и включение в общество инвалидов, недискриминация, равенство возможностей.
Статьей 13 Конвенции закреплено, что государства-участники настоящей Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество, в том числе обеспечивая, чтобы услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, были в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам.
В соответствии с преамбулой Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.
Частями 1 и 2 статьи 4 Закона установлено, что исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.
Исходя из статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ») социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
На основании пунктов 2, 4 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного пользования воздушным транспортом, сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах транспортной инфраструктур, оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Согласно пункту 13 статьи 106.1 Воздушного кодекса РФ порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов.
В этой связи приказом Минтранса России от 15 февраля 2016 года № 24 утвержден Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах (далее - Порядок).
В силу пункта 10 Порядка предоставление пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности пассажирских мест на борту воздушного судна осуществляется с учетом соблюдения требований безопасности полетов.
Исходя из положений подпункта 6 пункта 25 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82 (далее - ФАП № 82), для бронирования провозной емкости необходимо согласовать с перевозчиком перевозку пассажира, лишенного зрения, с собакой-проводником.
Пунктом 113 ФАП № 82 установлено, что пассажир, лишенный зрения, может перевозиться в сопровождении собаки-проводника.
Перевозка пассажира, лишенного зрения, в сопровождении собаки-проводника может быть произведена при предъявлении перевозчику документа, подтверждающего инвалидность этого пассажира, и документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника.
Собака-проводник, сопровождающая пассажира, лишенного зрения, перевозится бесплатно сверх установленной нормы бесплатного провоза ручной клади. Собака-проводник должна иметь ошейник и намордник и быть привязана к креслу у ног пассажира, которого она сопровождает.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 года № 708 «Об утверждении правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками и выплаты ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников» под собакой-проводником понимается собака с комплектом снаряжения, которая сопровождает инвалида по зрению и на которую выдан документ, подтверждающий ее специальное обучение (паспорт установленного образца на собаку-проводника).
Изложенное указывает на статус собаки-проводника как на техническое средство реабилитации людей с нарушением зрения.
На основании пункта 2 статьи 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
В судебном заседании установлено, что <адрес> транспортной прокуратурой по результатам рассмотрения обращения ФИО6 установлены основания для оспаривания пункта 4.11.20 Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов АО «ФИО23», утвержденных приказом генерального директора АО «ФИО24» от ДД.ММ.ГГГГ года № (далее - Правила).
Так, в соответствии с пунктом 1.1 Правил предоставления услуги «Выбор места повышенной комфортности», утвержденных приказом генерального директора АО «ФИО25» от ДД.ММ.ГГГГ года № №, под предоставлением дополнительной услуги подразумевается предоставление пассажиру с момента покупки авиабилета права выбора по его желанию определенного места в салоне воздушного судна.
Пунктом 4.11.20 Правил закреплено положение, согласно которому собаки-проводники, сопровождающие пассажиров с отсутствием зрения, перевозятся в салоне воздушного судна бесплатно, сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, при наличии документа о соответствующей дрессировки, при условии, что на такой собаке имеется ошейник и намордник, и она привязывается к креслу у ног владельца. Пассажирам, лишенным зрения, сопровождаемым собакой-проводником, предоставляются места в конце воздушного судна.
Вопреки изложенным требованиям закона авиакомпания самостоятельно определяет нахождение во время полета пассажира, лишенного зрения, сопровождаемого собакой-проводником, в конце воздушного судна, тем самым лишив инвалидов права воспользоваться дополнительной услугой в виде выбора места по их желанию, нарушив право на равное с другими гражданами участие в жизни общества.
Таким образом, пункт 4.11.20 Правил не соответствует воздушному законодательству, законодательству о социальной защите прав инвалидов и ущемляет их права, в связи с чем подлежит приведению в соответствие вышеназванным требованиям.
Изложенное согласуется с позицией Общественной организации «<адрес> областная организация Всероссийского общества инвалидов».
В этой связи ДД.ММ.ГГГГ на противоречащий закону правовой акт принесен протест и.о. <адрес> транспортного прокурора ФИО7, который по результатам рассмотрения авиакомпанией отклонён.
Проанализировав вышеизложенные законоположения и Правила Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов АО «ФИО26», утвержденных приказом генерального директора АО «ФИО27» от ДД.ММ.ГГГГ№, а также фактические обстоятельства дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, а ссылки ответчика на то, что ограничения, установленные в п.4.11.15 Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов АО «ФИО28» (далее по тексту - Правила) в части предоставления пассажирам, лишенным зрения, сопровождаемым собакой-проводником, места в конце салона воздушного судна, не ухудшают уровень обслуживания пассажиров, определенный федеральными авиационными правилами, и не нарушают какие-либо требования законодательства РФ, находит безосновательными, исходя из следующего.
То обстоятельство, что в соответствии с требованиями п.п. 6 п. 25 ФАП-82 бронирование воздушной перевозки пассажира, лишенного зрения, с собакой-проводником, подлежит обязательному согласованию с перевозчиком, по убеждению суда, не означает, что такому пассажиру может быть предоставлено место только в конце салона, что, однако, закреплено в оспариваемом пункте Правил.
Доводы представителя ответчика в части того, что собака-проводник будет препятствовать выполнению процедуры аварийной эвакуации и при выполнении своих функций членами кабинного экипажа по обслуживанию пассажиров, противоречат пункту 113 ФАП № 82, которым, в том числе, установлено, что собака-проводник должна иметь ошейник и намордник и быть привязана к креслу у ног пассажира, которого она сопровождает.
Ссылки представителя ответчика на то, что предоставление пассажиру, лишенному зрения, с собакой-проводником, места в конце салона обусловлено соблюдением требований безопасности полетов, выражающихся: в запрете самостоятельного выбора мест, расположенных у аварийных выходов; в близости к основному эвакуационному выходу, расположенного в конце салона воздушного судна; возможности оперативного оказания помощи инвалиду бортпроводниками в случае экстренных ситуаций; недопущения причинения вреда здоровью рядом находящимся пассажирам по причине возможных аллергических реакций на шерсть собаки; позволяет авиакомпании выполнить требования п. 26.8 и п. 27.1 Приказа Минтранса России от 15 февраля 2016 года № 24 «Об утверждении Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах» в соответствии с которыми посадка данной категории пассажиров в воздушное судно происходит в первую очередь, а высадка после выхода всех пассажиров; создаёт условия для поддержания комфортного перелета других пассажиров, а ограничение самостоятельного выбора мест на борту воздушного судна исключает создание потенциальной конфликтной ситуации, выражающейся в возможном размещении на соседних рядах (креслах) пассажира, следующим в сопровождении собаки-проводника, и пассажиров, следующих с комнатными животными, суд находит несостоятельными, не обусловленными требованиями действующего российского законодательства к безопасности полётов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> транспортного прокурора к АО «ФИО29» о признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконными действия АО «ФИО30» по предоставлению мест пассажирам, лишенным зрения, сопровождаемым собакой-проводником, исключительно в конце воздушного судна.
Признать незаконным пункт 4.11.20 Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов АО «ФИО32» в части предоставления мест пассажирам, лишенным зрения, сопровождаемым собакой-проводником, исключительно в конце воздушного судна.
Обязать АО «ФИО31» исключить из пункта пункт 4.11.20 Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов АО «ФИО33» ущемляющее права инвалидов положение о предоставления мест пассажирам, лишенным зрения, сопровождаемым собакой-проводником, исключительно в конце воздушного судна.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в <адрес> областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через <адрес> городской суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.Е. Бражникова