ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-86/19 от 11.04.2019 Чамзинского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2-86/2019 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п.Чамзинка 11 апреля 2019 года

Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Гнатченко О.А., при секретаре судебного заседания Вельмяйкиной О.В.,

с участием в деле:

истца – ФИО1,

ответчика - Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в лице представителя ФИО2, действующей на основании доверенности №5 от 09 января 2019 года,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о взыскании излишне оплаченного дополнительного страхового взноса, неправильно начисленной и оплаченной пени,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное). В обоснование требований истец указал, что до ДД.ММ.ГГГГ он являлся индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица и применял упрощенную систему налогообложения: «доходы минус расходы». Согласно налоговой декларации за 2015 год (форма КНД 1152017) - по итогам 2015 года его доход составил <данные изъяты> рублей. Величина дохода 2015 года превышает сумму 300 000 рублей, в связи с чем, истцом был дополнительно оплачен страховой взнос в размере 1% от суммы дохода. Величина начисленного дополнительного взноса составила 3569 рублей 44 коп. Дополнительный взнос в сумме 3569 рублей 44 коп. был исчислен с учетом понесенных им расходов в рамках предпринимательской деятельности. Вышеуказанный дополнительный страховой взнос был уплачен истцом платежным поручением №54 от 28 апреля 2016года на сумму 3569 рублей 44 коп. После камеральной проверки налоговой декларации за 2015 год (форма КНД 11520) года истцу поступило Требование из Управления пенсионного фонда РФ по Чамзинскому району оплатить недоимку по дополнительному страховому взносу в сумме 29 886 рублей 47 коп. Требование о взыскание недоимки было выставлено в связи с тем, что по мнению Управления пенсионного фонда РФ по Чамзинскому району истец не имел право учитывать расходы произведенные им в рамках предпринимательской деятельности и обязан исчислить и оплатить дополнительный страховой взнос за 2015 год в сумме 32 455 руб. 91 коп.( 1 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей без учета расходов за расчетный период).

В связи с тем, что на тот момент не было внятного толкования о порядке расчета дополнительного страхового взноса, ФИО1 оплатил дополнительно выставленную в Требовании Управления пенсионного фонда сумму 29 886 рублей 47 коп. платежным поручением №109 от 05 сентября 2016 года. В итоге за 2015 год, дополнительный взнос был начислен и оплачен истцом с суммы доходов. Расходы, которые осуществлялись в рамках предпринимательской деятельности в указанном периоде, не учитывались. Сумма дополнительного взноса за 2015 год была оплачена двумя платежными документами: платежным поручением №54 от 28 апреля 2016 года на сумму 3569 рублей 44 коп. и платежным поручением №109 от 05 сентября 2016 года на сумму 29 886 рублей 47 коп., всего 32 455 рублей 91 коп. Платежным поручением №110 от 05 сентября 2016 года истцом уплачены пени в сумме 1608 рублей 97 копеек. Истец считает, что выводы, изложенные в Постановлении Конституционного суда РФ подлежат применению и предпринимателями, применяющими Упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы», поскольку налоговая база по единому налогу по УСН определяется по аналогичному с НДФЛ принципу. Налоговой базой по УСН, в понимании п.2 ст.346.18 НК РФ, с объектом «доходы минус расходы» признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Арбитражные суды устанавливают, что для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ИП на УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», доход следует уменьшать на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с извлечение дохода. Истец в досудебном порядке обращался в адрес ответчика с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015 и 2016 годы. За 2016 год Управление Пенсионного фонда приняло решение №011F07180000681 от 16 июля 2018 года о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств. В возврате сумм излишне уплаченных денежных средств за 2015 год истцу было отказано. Истец с учетом уточнения заявленных требований просит Управление пенсионного фонда РФ в Чамзинском районе возвратить излишне оплаченный дополнительный страховой взнос за 2015 год в сумме 29 886 рублей 47 копеек, и неправильно начисленную и оплаченную им пеню в сумме 1 608 рублей 97 копеек.

Определением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 21 марта 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Мордовия.

В судебном заседании истец ФИО1 полностью поддержал свои исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) ФИО2 с исковыми требованиями ФИО1 не согласилась, просила отказать в их удовлетворении, при этом пояснила, что сумма полученного дохода ФИО1 за налоговый период - 2015 год составила - 3 645 630,00 рублей, соответственно сумма 1% от суммы дохода составляет: 3 645 630,00 - 300 000,00 = 3 345 630,00 х 1% = 33 456,30 рублей. По состоянию на 26 августа 2016 года ФИО1 начислена недоимка по страховым взносам за 2015 г. в сумме 29 886,47 руб. (страховые взносы на страховую часть страховой пенсии). В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ на неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начислены пени в сумме 1 608,97 руб. (пени на страховую часть страховой пенсии). Для добровольной уплаты задолженности в адрес страхователя было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени от 26 августа 2016 г. № 011S01160067552, данная задолженность погашена 05 сентября 2016 года. Считают, что позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 г. №27-П на которую делает ссылку истец, подлежит учету правоприменительными органами со дня его официального опубликования (с 02 декабря 2016 года), в связи с чем, перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02 декабря 2016 г., следует производить только в отношении неисполненных обязательств. В Постановлении суда прямо не сказано, что оно может иметь обратную силу, а также Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что положения п. 1 ч. 8 ст. 14 закона 212-ФЗ Конституции не противоречат, а, значит, не могут утратить силу. В соответствии с пунктом 22 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ, возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, данное сообщение было направлено ФИО1 16 октября 2018 г. №А-14-05/15. <данные изъяты> Уплата 1% от дохода за 2015 год произведена 05 сентября 2016 года, в соответствии с п.п.3 п.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года. В связи с этим с 01 августа 2017 года истцу сделан перерасчет страховой пенсии по инвалидности с учетом суммы страховых взносов учтенных за 2015 год.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, при этом заместителем начальника ФИО3 представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия, решение по иску просят принять на усмотрение суда.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается отсутствие представителя третьего лица - Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела истец ФИО1 до 17.01.2018г являлся индивидуальным предпринимателем, в своей деятельности применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Платежным документом от 28.04.2016г. истцом перечислено 3 569 44 рублей в ОПРФ по Республике Мордовия (1% от суммы превышения дохода 300 000 рублей за 2015г.).

Кроме того, по требованию ответчика платежными поручениями от 05.09.20156. истцом было перечислено ответчику 29 886,47 рублей (1% от суммы превышения дохода 300 000 рублей за 2015г.) и 1608,97 рублей (пени).

ФИО1 обратился в Управление ПФ с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных дополнительных страховых взносов за 2015 г. в размере 29 886,47 рублей и пени – 1 608,97 рублей, но получил отказ, выраженный в уведомлении от 16.10.2018г. за №31.

Оценивая представленные в материалы дела документы, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) предусмотрено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частью 1.1 данной статьи.

Частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые 4 взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Как следует из пункта 3 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, в целях применения положений части 1.1 названной статьи доход учитывается для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, которая устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельным категориям физических лиц, предусматривает в том числе, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога с сумм доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подпункт 1 пункта1).

При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения при объекте налогообложения доходы уменьшенные на величину расходов федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов; состав расходов определяется по правилам статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, само указание в пункте 3 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи со статьей 346.16 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения при объекте налогообложения доходы уменьшенные на величину произведенных расходов и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Данный подход демонстрирует преемственность правового регулирования при определении размера страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от доходов.

Так, Федеральный закон от 20 ноября 1999 года N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" предусматривал для индивидуальных предпринимателей уплату страхового взноса в размере 20,6 процента с дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением (пункт "б" статьи 1). Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2001 года) также устанавливал, что налоговая база единого социального налога (взноса), зачислявшегося в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации, для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 данного Кодекса (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), определяется как сумма доходов, полученных от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (пункт 3 статьи 237).

Кроме того, аналогичный по существу механизм определения базы для обложения страховыми взносами предусмотрен и главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2017 года согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ, причем пункт 9 статьи 430 данного Кодекса предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьей 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.

Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации изложенных в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П положения пункта 3 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статей 346.15, 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации должны применяться во взаимосвязи и предполагают, что для цели исчисления страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения с объектом доходы уменьшенные на величину расходов и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты данного налога.

Верховный Суд РФ в пункте 27 Обзора судебной практики N 3 (2017) разъяснил, что поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

С учетом изложенного, база для начисления страховых взносов за 2015 г. должна определяться с учетом фактически произведенных расходов.

Согласно представленным Предпринимателем в Межрайонную ИФНС №3 по Республике Мордовия по упрощенной системе налогообложения за 2015 год, доход истца составил 3 645 630 рублей.

Налоговая база для истца за 2015 год должна составлять: 3 645 630 (доходы) – 2988 687 (расходы) = 656 943.

Дополнительный взнос в ПФР за 2015 г должен составлять (656 943 -300 000) х1%= 3 569 44 рублей

Платежным документом от 28.04.2016г. истцом перечислено 3 569 44 рублей в ОПРФ по Республике Мордовия (1% от суммы превышения дохода 300 000 рублей за 2015г.).

По требованию ответчика платежными поручениями от 05.09.20156. истцом было перечислено ответчику 29 886,47 рублей (1% от суммы превышения дохода 300 000 рублей за 2015г.) и 1608,97 рублей (пени).

Таким образом, размер излишне уплаченных дополнительных страховых взносов за 2015 г. составил 29 886,47 рублей и пени – 1 608,97 рублей, которые подлежат возврату истцу.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска, с ответчика в доход бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о взыскании излишне оплаченного дополнительного страхового взноса, неправильно начисленной и оплаченной пени, удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) возвратить ФИО1 уплаченные за 2015 год дополнительные страховые взносы в размере 29 886 (двадцать девять тысяч восемьсот восемьдесят шесть) рублей 47 копеек и пени в размере 1608 (одна тысяча шестьсот восемь) рублей 97 копеек.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в доход бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Чамзинского районного суда

Республики Мордовия О.А. Гнатченко