Дело № 2-86\20162
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пос. Гайны 22 марта 2016 года
Гайнский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Зубовой Е.Н.,
при секретаре Еловиковой О.А.,
с участием истца – Созоновой Н.В.,
представителя ответчика – администрации Гайнского муниципального района Алейниковой Н.Л.,
заместителя прокурора Гайнского района Деревянко М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Созоновой Нины Викторовны к администрации Гайнского муниципального района о восстановлении в должности,
установил :
Созонова Н.В. обратилась в Гайнский районный суд с исковым заявлением к администрации Гайнского муниципального района о восстановлении в должности.
В обосновании своих доводов истец указала, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ она в соответствии с трудовым договором № с муниципальным служащим, замещающим муниципальную должность от ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ исполняла обязанности заместителя главы района по экономической и промышленной политике администрации Гайнского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ней был расторгнут, и соответственно, она была освобождена от занимаемой должности на основании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с утратой доверия к работнику со стороны работодателя, непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Основанием данного Распоряжения послужили представления прокуратуры Гайнского района от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе от ДД.ММ.ГГГГ№. Ссчитает распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ незаконным по следующим основаниям. В протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует информация какие конкретно представления прокуратуры рассматривались, какие нарушения были совершены, какой конфликт интересов имел место, соответственно не понятно что рассматривала комиссия и на основании чего приняла решение. В распоряжении об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ№-р в основаниях появилась детализация представлений прокуратуры, но не понятно рассматривались ли они на комиссии и на каких основаниях представления прокуратуры могут быть основанием в расторжении трудового договора. Представления прокуратуры носят рекомендательный характер, но не обязательный. Соответственно, отсутствуют законные основания данного распоряжения. Ее объяснения в отношении представлений прокуратуры во внимание не принимались, на заседании комиссии не рассматривались. Назначение ее на должность происходило на основании конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ для назначения ею была представлена вся информация в отношении непосредственно ее и ее доходов. В 2012 году уже проводилась проверка по ее участию в качестве учредителя ООО «Барс». В ее личном деле имеется объяснительная по данному факту и копия заявления о выходе из состава участников Общества с отметкой Общества о принятии данного заявления от неё, датированное датой ДД.ММ.ГГГГ В соответствии, с действующим законодательством, участник считается вышедшим из состава участников с момента предоставления заявления о выходе из состава участников в Общество. При рассмотрении представления Прокуратуры комиссией данные документы не рассматривались. Дополнительно факт нахождения её в составе участников не исследовался. В представлениях Прокуратуры отсутствовали приложения, подтверждающие данный факт. Не ясна позиция в отношении урегулирования конфликта интересов - какой именно конфликт рассматривался, какие меры она должна была предпринять для его устранения. В представлениях Прокуратуры приводится информация о «попытках», принятиях мер по содействию» и прочих мерах. Однако, к представлениям Прокуратуры не прилагались какие- либо доказательства использования ею служебного положения. Комиссией также не исследовалась данная информация. Конфликт интересов установлен не был и стороной какого конфликта она являлась, занимая должность заместителя Главы Гайнского муниципального района также не озвучен. Просит суд признать распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать Администрацию Гайнского муниципального района восстановить её в должности заместителя главы Г айнского района по экономической и промышленной политике.
В судебном заседании истец Созонова Н.В. уточнила исковые требования и пояснила, что в ее личном деле имеется объяснительная по факту участия в качестве учредителя ООО «Барс», копия заявления о выходе из состава участников ООО с отметкой Общества о принятии данного заявления, датированное ДД.ММ.ГГГГ, копия расходного кассового ордера от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующего о получении ею ее доли учредительного взноса ООО «Барс». В соответствии с действующим законодательством, участник считается вышедшим из состава участников с момента предоставления заявления о выходе из состава участников в Общество. При этом доля вышедшего из общества участника переходит к Обществу с момента получения Обществом данного заявления. Кроме того, в справке о доходах, представленной в администрацию района за 2012 год, ею в 7 раздела 1 сведения о доходах отражено получение от Общества данной суммы в полном объеме. Данные сведения были приняты Администрацией района в 2013 году и проверены, так как вопросов не возникло. Более того, она предоставляла справки о доходах в Администрацию района за 2013 г., 2014 г. в которых не было отражено ее участие в ООО «Барс», вопросов к ним не было. Протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ оформлен в нарушение требований к данному документу, установленными положением о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Гайнского муниципального района и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, утвержденного постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ№. Достоверность представленных сведений, изложенных в представлении прокуратуры не рассматривались (представление от ДД.ММ.ГГГГ построено на сведениях, опубликованных в Интернете). Выписка из ЕГРЮЛ, представленная суду носит противоречивый характер, но ни прокуратура ни комиссии сведения из официальных источников не запрашивали. Кроме того, комиссией нарушена процедура назначения заседания комиссии по представлению прокурора. До заседания комиссии ее не ознакомили не только с представлением прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, но и с материалами, которые комиссия должна была собрать при рассмотрении данного представления. Соответственно ей не была представлена возможность подготовить и изложить на комиссии подробные объяснения, что возможно позволило бы урегулировать конфликт без обращения в суд. Комиссия и глава района формально отнеслись к рассмотрению прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№, требующие внимательного рассмотрения документы не были запрошены у официальных источников. Не исследовались и не оценивались на предмет достоверности. Просит признать распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признать протокол от ДД.ММ.ГГГГ№ оформленным с нарушением требований законодательства. Признать решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным; обязать Администрацию Гайнского муниципального района восстановить ее в должности заместителя главы Гайнского района по экономической и промышленной политике.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Гайнского муниципального района Алейникова Н.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила следующее. ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации Гайнского муниципального района Созонова Н.В. была уволена в соответствии с п. 7.1 части 1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с утратой доверия работнику со стороны работодателя. Основанием для увольнения послужили представления прокуратуры Гайнского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе от ДД.ММ.ГГГГ№. ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Гайнского муниципального района с администрации губернатора Пермского края была направлена информация о результатах работы по рассмотрению обращений, поступивших на имя Президента Российской Федерации и в адрес губернатора Пермского края, в которых сообщалось о возможном нарушении антикоррупционного законодательства заместителем главы администрации Гайнского муниципального района по экономической и промышленной политике Созоновой Н.В. Информация о возможном неисполнении обязанности по урегулированию конфликта интересов со стороны Созоновой Н.В. не нашла своего подтверждения, так как на период решения вопроса о строительстве торгового павильона, предоставления субсидий, выделения земельного участка и заключения договора аренды с СПТК «Экопродукты» 2013-2014 гг. Созонова Н.В. занимала должность директора Гайнского муниципального фонда поддержки предпринимательства, муниципальной служащей не являлась (была принята на муниципальную службу ДД.ММ.ГГГГ). В данном письме также было указано: «В целях исключения возможного влияния личных интересов членов комиссии, в том числе не являющихся муниципальными служащими и лицами, замещаемыми муниципальные должности, было рекомендовано администрации Гайнского района рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение о межведомственной комиссии по предоставлению мер государственной поддержки в рамках реализации отдельных мероприятий муниципальной программы «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Гайнского муниципального района на 2013-2015 годы, утвержденное постановлением администрации Гайнского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, путем дополнения нормой, предусматривающей замену или самоотвод членов комиссии в случае, если при рассмотрении вопроса, включенного в повестку для заседания комиссии, возникает или может возникнуть их личная заинтересованность. Администрацией губернатора Пермского края в данном письме также был проведен анализ статьи, которая была опубликована ДД.ММ.ГГГГ в газете «Наше время» Созоновой Н.В. «Договорились о создании крупных хозяйств», в части публичной оценки деятельности депутатов Совета депутатов Гайнского сельского поселения. Анализ свидетельствует о возможности нарушения запрета, который установлен п.9 4.1 ст. 14 закона №25-ФЗ, а именно не допускать публичные высказывания, суждения и оценки в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, если это не входит в его должностные обязанности. Администрация губернатора указала, что данный вопрос необходимо рассмотреть на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, которая образована в администрации Гайнского района.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Гайнского района направила в адрес администрации Гайнского района представление № об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Проверкой было установлено, что в нарушение требований законодательства о муниципальной службе и законодательства о противодействии коррупции, Созонова Н.В. не приняла мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а именно- не исполнила обязанность в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. В представлении также указывается на опубликованную в газете «Наше время» статью «Договорились о создании крупных хозяйств». Статья содержит в себе публичное суждение и оценку деятельности депутатов представительного органа. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Гайнского муниципального района и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе. В повестке дня стояло 2 вопроса: 1. Рассмотрение представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№; 2. Рассмотрение информации руководителя администрации от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД -02-11-13-310.
По 1 вопросу слушали M.JI. Деревянко, он предложил провести служебную проверку на основании данного представления. Комиссией было принято решение в течение месяца провести служебное расследование по представлению прокуратуры. По 2 вопросу слушали ФИО15, она сообщила о поступившем письме руководителя администрации губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Комиссией было принято решение запросить объяснительную с Созоновой Н.В. и объявить замечание за нарушение Положения о кодексе этики служебного поведения муниципальных служащих администрации Гайнского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№. ДД.ММ.ГГГГ администрация Гайнского муниципального района направила в адрес прокуратуры письмо о рассмотрении протеста от ДД.ММ.ГГГГ (Созонова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находится в ежегодном оплачиваемом отпуске. ДД.ММ.ГГГГ Созоновой Н.В. был предоставлен листок нетрудоспособности ( с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ). На основании распоряжения главы Гайнского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-р Созоновой Н.В. было объявлено замечание за ненадлежащее исполнение возложенных на нее трудовых обязанностей, выразившихся в нарушении требований действующего законодательства Российской Федерации «О муниципальной службе». Окончательное решение по представлению и итогам проведения служебного расследования решили принять после выхода из отпуска Н.В. Созоновой.
ДД.ММ.ГГГГ вновь состоялось заседание комиссии (протокол №). В повестке дня стоял вопрос о служебном расследовании по представлению прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№. В ходе служебного расследования было установлено в действиях куратора муниципальной программы «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Гайнского МР на 2013-2015 гг.» Созоновой Н.В. наличие признаков личной заинтересованности, которая привела к конфликту интересов. Созоновой Н.В. нарушены требования законодательства о муниципальной службе и законодательства о противодействии коррупции, а именно не исполнены обязанности муниципального служащего по уведомлению своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов на муниципальной службе. Объяснительная Созоновой Н.В. не предоставлена. По итогу заседания комиссии главе района рекомендовано: 1) внести в должностные обязанности Созоновой Н.В. изменения, которые исключали бы возможность возникновения конфликта интересов на муниципальной службе; 2) объявить выговор Созоновой Н.В., за нарушение требований законодательства о муниципальной службе и законодательства о противодействии коррупции, а именно не исполнение обязанности муниципального служащего по уведомлению своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Созоновой было направлено письмо о служебном расследовании по представлению прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№. В данном письме также просили Созонову Н.В. предоставить объяснительную на представление прокуратуры в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение главы Гайнского муниципального района №-р о дисциплинарном взыскании Созоновой Н.В. (объявить выговор). С данным распоряжением Созонова Н.В. была ознакомлена. Этим же днем был составлен акт о не предоставлении объяснительной. Пояснительная на представление прокуратуры № от Созоновой Н.В. была получена ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ вновь состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению (протокол №). В заседании комиссии Н.В. Созонова также принимала участие. По итогу заседания комиссией было принято решение: 1) решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ отменить; 2) рекомендовать главе Гайнского района уволить Созонову Н.В. по п.7.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ (в связи с утратой доверия). ДД.ММ.ГГГГ в адрес Созоновой Н.В. было направлено письмо о решении комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по итогам рассмотрения представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ Аналогичное письмо также было направлено в адрес главы района. На данном письме, адресованном главе стоит его виза: (ФИО17 подготовить распоряжение об увольнении Созоновой Н.В.). В этот же день издано распоряжение главы Гайнского муниципального района №-р об отмене распоряжения главы Гайнского МР от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О наложении дисциплинарного взыскания». С данным распоряжением Созонова Н.В. ознакомлена. ДД.ММ.ГГГГ состоялось вновь заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению (протокол №). В повестке дня стоял вопрос о рассмотрении представления прокуратуры Гайнского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ (при назначении на должность заместителя главы района по экономической и промышленной политике Созонова Н.В. представила недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а именно не отразила сведения об участии в коммерческой организации. в таблице 5.1 «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах» указано, что у данного лица акции и иного участия в коммерческих организациях не имеется. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, Созонова Н.В. является одним из учредителей ООО «Барс». По итогам заседания, комиссией принято решение: 1) взять объяснение с Созоновой Н.В. по представлению прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ после выхода на работу после временной нетрудоспособности; 2) комиссии повторно собраться по данному представлению с участие Созоновой Н.В. и представителя прокуратуры. ДД.ММ.ГГГГ секретарем комиссии в адрес Созоновой Н.В. была направлена информация о решении заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ после выхода с больничного Н.ФИО2 состоялось заседание комиссии (протокол №) по рассмотрению представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ с участием Н.ФИО2. Комиссии Созонова предоставила пояснительную по данному представлению прокуратуры, где она пояснила, что в сентябре 2012 года ею было принято решение о выходе из состава учредителей ООО «Барс» (копия заявления от ДД.ММ.ГГГГ и копия расходного кассового ордера от ДД.ММ.ГГГГ прилагаются). Действия по внесению изменений в ЕГРЮЛ возлагаются исключительно на само общество, а не на бывшего участника, поэтому считает что представление прокуратуры не обосновано.
По результатам заседания комиссия приняла решение: 1) рекомендовать работодателю - главе Гайнского муниципального района ФИО18: уволить Созонову Н.В. по п.7.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации Гайнского муниципального района было издано распоряжение №-р об увольнении Созоновой Н.В. Дисциплинарное взыскание было наложено за конкретные действия, которые послужили основанием для утраты доверия к работнику со стороны администрации (ответчика). Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав доводы истца, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20 ТК РФ, сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами. При этом работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу положений ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Категории работников, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по данному пункту, определены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Трудовым Кодексом РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в том числе в случае: непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является (п.1).
В соответствии с п.11 ч.1 ст.12 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Статья 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривает, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.
Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что между Созоновой Н.В. и Администрацией Гайнского муниципального района был заключён трудовой договор №, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-9). Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ Созонова Н.В. была назначена на муниципальную должность муниципальной службы заместителя главы района по экономической и промышленной политике администрации Гайнского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Прокурором Гайнского района по обращению ФИО19 о наличии конфликта интересов на муниципальной службе проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции и законодательства о муниципальной службе в деятельности Администрации Гайнского муниципального района. В ходе проверки было установлено, что Решением Земского собрания Гайнского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ была утверждена муниципальная программа «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Гайнского муниципального района на 2013-2015 годы». В программу было включено мероприятие по строительству крытого павильона для организации круглогодичного сельскохозяйственного рынка в районном центре. Участником Муниципальной программы по указанному мероприятию стал Сельскохозяйственный потребительский торговый кооператив "Экопродукты" и данному кооперативу из бюджета Гайнского муниципального района была предоставлена субсидия в размере 900 тыс. руб. на возмещение части затрат связанных с реализацией проектной деятельности по закупу сельскохозяйственной продукций от населения, а именно строительство крытого павильона. В соответствии с п. 7 Муниципальной программы мониторинг и контроль реализации Программы осуществляет, в том числе отдел экономического развития администрации Гайнского муниципального района.
При этом, проверкой было установлено, что в состав членов (учредителей) СПТК «Экопродукты» входят близкие родственники заместителя главы Гайнского муниципального района по экономической и промышленной политике Созоновой Н.В., кроме того, Созонова Н.В. состоит в близком родстве с председателем СПТК «Экопродукты», а именно;
председатель и член (учредитель) СПТК «Экопродукты» ФИО2 является дочерью Созоновой Н.В.;
член (учредитель) СПТК «Экопродукты» ФИО3 является сыном Созоновой Н.В.;
Созонова Н.В, имеет общего ребенка с членом (учредителем) СПТК «Экопродукты» ФИО4 –ФИО5;
До 2005 года Созонова Н.В. и член (учредитель) СПТК «Экопродукты» ФИО6 состояли в браке и имеют общих детей: ФИО7, ФИО3, которые являются членами (учредителями) СПТК «Экопродукты» (л.д. 90).
Кроме того, проверкой было установлено, что замещая должность заместителя главы Гайнского муниципального района, по экономической и промышленной политике, Созонова H.В. предпринимала меры по содействию в предоставлении СПТК «Экопродукты» земельного участка для размещения павильона в <адрес> в 15 м на запад от-<адрес>, в том числе ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ принимала участие в работе Совета депутатов Гайнского сельского поселения с инициативой размещения павильона на указанном земельном участке и отсутствии необходимости в изменении зоны разрешенного использования указанного участка с Т-1 (транспортная инфраструктура) и 0-2 (общественно- деловая зона).
Доводы истца о том, что ею не было допущено конфликта интересов, так как разработка генеральных планов входило в ее должностные обязанности и работа ею велась только по земельному не участку, являются несостоятельными. Зная о том, что учредителями СПТК «Экопродукт» являются ее близкие и родственники, являясь заместителем главы администрации Гайнского муниципального района, Созонова Н.В. обращалась с ходатайством на имя главы Гайнского сельского поселения ФИО20 исх. № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 168) о выдаче разрешения СПТК «Экопродукт» на установку торгового павильона, а также выступала на заседании Совета депутатов Гайнского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ о согласовании выдачи разрешения на установку торгового павильона (л.д. 84). Таким образом, истцом нарушены п. 2.17 функциональных обязанностей, согласно которой она обязана уведомлять в письменной форме своего непосредственного руководителя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Кроме того, Прокурором Гайнского района было установлено, что Созоновой Н.В., по собственной инициативе, с целью формирования выгодного для СПТК «Экопродукты» общественного мнения, была подготовлена информация в местную газету «Наше время», которая опубликована за № от ДД.ММ.ГГГГ под наименованием «Договорились о создании крупных хозяйств». В данной статье Созонова Н.В. указывает на необходимость размещения павильона и наличие препятствий со стороны руководителя ООО «Гайнылес» ФИО21 и депутатов Гайнского сельского поселения.
Опубликованная в газете «Наше время» от ДД.ММ.ГГГГ за № информация под авторством Созоновой Н.В. с наименованием «Договорились о создании крупных хозяйств», содержит в себе публичное суждение и оценку деятельности депутатов представительного органа местного самоуправления - Совета депутатов Гайнского сельского поселения. Публичное суждение и оценка деятельности Совета депутатов Гайнского сельского поселения, состоящего из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, в какой бы то ни было форме, не входит и не может входить в должностные обязанности заместителя главы Гайнского муниципального района по экономической и промышленной политике.
В данном случае Созонова Н.В. допустила нарушение запрета, закрепленного пунктом 9 части статьи 14 Федерального закона «О муниципальной службе», которым предусмотрено, что в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора Гайнского района в Администрацию Гайнского муниципального района с представлением об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и законодательства о муниципальной службе, поскольку были установлены признаки заинтересованности, которые привели к конфликту интересов, стороной которого явилась Созонова Н.В., которая при исполнении обязанности не приняла мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а именно - не исполнила обязанность в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15. настоящей Федерального закона, помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации, является самостоятельным основанием для расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя (работодателя).
Муниципальный служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять, на законность его служебной деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов администрацией Гайнского муниципального района была создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.
В целях устранения нарушений законодательства о муниципальной службе и законодательства о противодействии коррупции, данный, вопрос по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, подлежит рассмотрению на данной комиссии.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ при Администрации Гайнского муниципального района состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Гайнского МР и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе. Повесткой дня явилось рассмотрение представления прокуратуры Гайнского района «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и законодательства о муниципальной службе». Основанием для принятия решения об освобождении Созоновой Н.В. от занимаемой должности явился установленный факт о предоставлении Созоновой Н.В. недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а именно то, что Созонова Н.В. не отразила сведения об участии в коммерческой организации.
Согласно Сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, Созонова Н.В. является одним из учредителей ООО «Барс», осуществляющего торговую деятельность на территории Гайнского района (л.д. 165-167).
Согласно подп. "д" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001 года в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе сведения об учредителях участниках) юридического лица.
На основании п. 5 ст. 5 данного Федерального закона юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о"-"с", и индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м"-"р", обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно пункту 2 статьи 51 ГК РФ данные государственной регистрации юридических лиц включаются в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Из смысла указанных норм, юридическое лицо должно контролировать соответствие действительности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Оно должно своевременно вносить изменения в ЕГРЮЛ. ГК запрещает юридическому лицу в отношениях с третьими лицами ссылаться на данные, не включенные в ЕГРЮЛ, либо на недостоверность данных, включенных в ЕГРЮЛ. Однако данный запрет действует только в отношениях юридического лица с третьими лицами. Это значит, что само юридическое лицо, его участники, члены его органов, которые знали или должны были знать о наличии изменений, не внесенных в ЕГРЮЛ, не могут ссылаться на отсутствие этих сведений в ЕГРЮЛ.
Ссылка истца на то, что она фактически не является учредителем общества, безосновательна; она противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона, поскольку любое изменение долей участника общества имеет юридическую силу только с момента их государственной регистрации (ч. 6 ст. 24 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, истцом не соблюдены ограничения, связанные с муниципальной службой, предусмотренные п.8 и п.9 ч.1 ст. 13 ФЗ «О муниципальной службе в РФ».
ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации Гайнского муниципального района было издано Распоряжение №-р об увольнении Созоновой Н.В. С данным распоряжением Созонова Н.В. была ознакомлена.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом в силу п. 23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что у работодателя имелись основания для увольнения Созоновой Н.В. по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с предоставлением неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, дающие основание для утраты доверия со стороны работодателя. Процедура увольнения ответчиком не нарушена.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Созоновой Нине Викторовне к Администрации Гайнского муниципального района о восстановлении на работе отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение месяца.
Председательствующий подпись Е.Н. Зубова
Копия
Судья Е.Н. Зубова