Дело № 2-86/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кириллов 15 марта 2018 года
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Афаныгина А.Н.,
при секретаре Бурлаковой Т.А.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
представителя третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Администрации сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района Вологодской области и ФИО3 о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки,
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее Минприроды России) обратилось в суд с иском к Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области и ФИО3., в котором просит признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ№-АФН; применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде прекращения прав ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером № (<адрес>); исключить из ЕГРН сведения об указанном земельном участке.
В обоснование заявленных требований указали, что у Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области, заключившей договор аренды, отсутствуют полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером №, который в силу закона является федеральной собственностью. Оспариваемая сделка не была согласована с Минприроды России, нарушает публичные интересы, а также права и интересы Минприроды России как органа, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Поскольку оспариваемый договор аренды земельного участка заключен с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, он является ничтожной сделкой, не порождающей у ФИО3 права аренды на оспариваемый земельный участок.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по инициативе истца произведена замена ответчика - Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области на надлежащего ответчика - Администрации сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района Вологодской области, как лица, являвшегося стороной договора (арендодателем).
В судебное заседание представитель истца не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежаще.
Представитель ответчика – Администрации сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района Вологодской области (далее Администрация) ФИО1 заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что спорный земельный участок не относится к федеральной собственности, так как не предоставлен в постоянное бессрочное пользованию национальному парку «Русский Север». Данный участок отнесен к неразграниченной государственной собственности, находится в распоряжении муниципальных органов власти, которые вправе предоставлять земельные участки гражданам в аренду, в силу чего администрация сельского поселения действовала в рамках предоставленных ей полномочий. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к федеральной собственности и полномочий Минприроды РФ на распоряжение земельным участком. Разрешенное использование земельного участка установлено в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Николоторжское Кирилловского района, согласованным с Минприроды РФ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Русский Север» (далее ФГБУ «Национальный парк «Русский Север») ФИО2 исковые требования поддержала, суду пояснила, что спорный земельный участок находится в границах национального парка «Русский Север», в связи с чем, в силу закона является федеральной собственностью независимо от того, что не предоставлен в постоянное бессрочное пользование учреждению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Территориального управления Росимущества в Вологодской области в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Управления Росреестра по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, направил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований со ссылкой на то, что земельные участки, находящиеся в границах национальных парков и не предоставленные учреждению, осуществляющему управление национальным парком, не относятся к федеральной собственности и не являются ограниченными в обороте.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, суд пришел к выводу, о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией (арендодатель) и ФИО3 (арендатор) заключен договор №-АФН аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 1898 кв.м, на срок двадцать лет с разрешенным использованием: отдельно стоящие односемейные малоэтажные дома до двух этажей включительно.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением руководителя Администрации Кирилловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №.
Из материалов дела следует, что национальный парк «Русский Север» общей площадью 166,4 тыс. га создан постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.92 года №182. Согласно данному постановлению в состав национального парка включено без изъятия из хозяйственной эксплуатации 90,5 тыс.га земель сельскохозяйственного и другого назначения, в том числе земель города Кириллова - 0,6 тыс.га.
Приказом Минприроды России от 25.10.2012 года №345 утверждено Положение о национальном парке «Русский Север». В соответствии с названным Положением национальный парк расположен на территории Кирилловского района Вологодской области; общая площадь национального парка составляет 166 400,0 га. Согласно пункту 7 Положения выполнение задач, возложенных на национальный парк, обеспечивает Учреждение.
Статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации для природных территорий, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, установлен режим особой охраны и среди прочего на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещено строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами (подпункт 2 пункт 7).
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения урегулированы Федеральным законом от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Федеральный закон № 33-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12, подпунктом «б» пункта 2, пунктом 5 статьи 2, пунктами 1, 2 статьи 15 указанного Федерального закона национальные парки отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения с выделением зон, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зон, в которых экономическая и иная деятельность ограничивается в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Зонирование территории осуществляется с выделением:
заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;
зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;
зоны традиционного экстенсивного природопользования.
При этом на территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Вместе с тем, по смыслу подпункта «д» пункта 2 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ допускается строительство и эксплуатация указанных в подпункте 2 пункта 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации соответствующих объектов, если они связаны с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов.
С этим соотносится положение подпункта «д» пункта 1 статьи 15, который предусматривает выделение в пределах территории национального парка зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Пункт 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации также не ограничивает возможность осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории, предусматривая особый порядок выдачи разрешений на строительство.
Содержание предусмотренных на территории национального парка ограничений и запретов, таким образом, зависит от целевого назначения земель, определенного на основании функционального зонирования территории этого национального парка.
Согласно пункту 11 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года № 769, конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.
Пунктами 10, 10.5 Положения о национальном парке «Русский Север» определено, что на территории национального парка выделена зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, в которой допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, связанных с производственной деятельностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых из хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов.
Аналогичная правовая позиция закреплена в Определении Конституционного Суда РФ от 08.12.2015 N 2742-О.
Из материалов дела следует, что границы населенного пункта <адрес> муниципального образования <адрес> закоординированы и стоят на кадастровом учете. Земельный участок с кадастровым № полностью входит в границы населенного пункта <адрес>, расположен в существующей длительный период времени жилой застройке. Разрешенное использование земельного участка: отдельно стоящий односемейный малоэтажный дом до 2-х этажей включительно.
Из письма Комитета по охране объектов культурного наследия <адрес> следует, что на земельном участке с кадастровым № отсутствуют объекты культурного наследия. В зону охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) земельный участок, не входят.
По данным ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» спорный земельный участок находятся на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, в зоне хозяйственного назначения.
Поскольку из материалов дела следует, что спорные земельные участки расположены на землях населенного пункта <адрес>, в зоне хозяйственного назначения национального парка Русский Север, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, а также строительство и эксплуатация объектов, связанных с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов, учитывая, что иск заявлен Минприроды России, то есть органом, осуществляющим не распоряжение федеральными землями, а управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, при рассмотрении дела необходимо установить, противоречит ли целям и задачам национального парка «Русский Север» и нанесет ли ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, использование земельных участков ответчиком в соответствии с видом разрешенного использования – отдельно стоящий односемейный малоэтажный дом.
Однако, доказательств того, что использование земельных участков с кадастровым № ФИО3 в соответствии с видом разрешенного использования повлечет указанные выше последствия истцом не предоставлено.
Вместе с тем, из анализа ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 56 ГПК РФ следует, что истец должен представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены и что используемый им способ защиты влечет пресечение нарушения и восстановление права.
При этом, судом для сторон были обозначены имеющие для дела обстоятельства, подлежащие доказыванию, а также предложено Минприроды России предоставить их суду, в том числе посредством проведения по делу соответствующей экспертизы.
Данное требование суда исполнено истцом не было.
Спорный земельный участок является объектом публичной собственности, права собственника на которые, в том числе и предоставление в аренду, осуществляют уполномоченные на то органы, к каковым Минприроды России не относится.
Вместе с тем, Росимуществом требований о признании недействительным спорного договора аренды земельного участка не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Администрации сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района Вологодской области и ФИО3 о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Афаныгин А.Н.
Копия верна:
Судья Афаныгин А.Н.