Дело № 2-86/2018 «А»
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2018 года с. Амурзет, ЕАО
Ленинский районный суд ЕАО в составе:
судьи Моревой С.А.,
при секретаре Ахметчиной О.И.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района ЕАО Королева В.В.,
представителя администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО Натаповой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО о возложении на администрацию МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО обязанности разработать карту (план) объекта землеустройства территории Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области и предоставить в Управление Росреестра по ЕАО карту (план) объекта землеустройства территории Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в срок до 01.02.2019.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Октябрьского района ЕАО на основании поручения прокуратуры области проведена проверка соблюдения администрацией МО «Октябрьский муниципальный район» требований земельного и градостроительного законодательства в отношении территории МО «Октябрьский муниципальный район».
В силу ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Устава муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.
Таким образом, обязанность разработать карту (план) объекта землеустройства - территории Октябрьского муниципального района является полномочием администрации Октябрьского муниципального района.
Как следует из представленной информации Управления Росреестра по ЕАО от /ДАТА/ исх. №, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения лишь о границах следующих муниципальных образований Еврейской автономной области: муниципальное образование «Город Биробиджан» ЕАО и муниципальное образование «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО.
Таким образом, сведения о границах муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
Отсутствие карты объекта землеустройства-территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» влечет невнесение сведений о границах указанного объекта в Единый государственный реестр недвижимости, нарушает права неопределенного круга лиц на установление границ земельных участков Октябрьского муниципального района, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Кроме того, отсутствие карт объекта землеустройства-территории Октябрьского муниципального района и невнесение сведений о границах указанного объекта в Единый государственный реестр недвижимости не способствует надлежащей реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Отсутствие учтенных границ территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» приводят к невозможности исполнения ч. 11 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ при образовании земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам и организациям, и в случае оспаривания прав последних могут привести к нарушению их законных интересов.
На основании изложенного истец просил суд обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» разработать карту (план) объекта землеустройства территории Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области и предоставить в Управление Росреестра по ЕАО карту (план) объекта землеустройства территории Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в срок до 01.02.2019.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района ЕАО Королев В.В. заявленные требования поддержал по доводам искового заявления.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО Натапова О.А. исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что администрация не сможет разработать карту (план) объекта землеустройства - территории Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области, так как на территории района проходит государственная граница, а планы объектов землеустройства – территории Российской Федерации и Еврейской автономной области не разработаны и в государственный кадастр недвижимости не внесены. В случае удовлетворения исковых требований просила установить срок для исполнения решения до 01 января 2020 года.
Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»
установлены правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
В силу ст. 1 Федерального закона № 78-ФЗ объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 78-ФЗ землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях установления или изменения границ объектов землеустройства.
На основании ст. 19 Федерального закона № 78-ФЗ к видам землеустроительной документации, в числе прочих относятся карты (планы) объектов землеустройства.
Согласно ст. 20 Федерального закона № 78-ФЗ карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 утверждены форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к составлению карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии с п. 2 Требований к составлению карты (объекта) плана землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 года № 621, карта (план) объекта землеустройства составляется в результате описания местоположения границ объекта землеустройства и (или) установления границ объекта землеустройства на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами, Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, границах особых экономических зон, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также о геодезической основе кадастра. Орган кадастрового учета ведет в электронной форме кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц. Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети «Интернет» для просмотра без подачи запросов и взимания платы. На публичных кадастровых картах также воспроизводятся дополнительные сведения, предоставленные органу кадастрового учета федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власть субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Состав, перечень таких сведений, порядок и способы их предоставления органу кадастрового учета определяются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
3 силу ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 218-ФЗ орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение карты-плана территории, обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и карту-план территории посредством отправления в электронной форме.
Согласно п.п. 7, 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования; об установлении или изменении границ населенного пункта.
Исходя из ч. 18 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ, обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 7 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 78-ФЗ.
Согласно ч. 20 ст. 32 Федерального закона № 218 органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во взаимосвязи со ст. 7 закона ЕАО от 17.11.2014 № 607-ОЗ «Об отдельных
вопросах осуществления местного самоуправления в Еврейской автономной
области» утверждение генеральных планов поселения, правил
землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе
генеральных планов поселения документации по планировке территории
сельских поселений относится к вопросам местного значения муниципального
района.
Аналогичная норма содержится в ч. 2 ст. 3 Устава муниципального образования «Октябрьский муниципальный район.
Кроме того, в силу ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Устава муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в соответствии с Федеральным законом от 24,07.2007 № 221–ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории, а также участие в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в выполнении комплексных кадастровых работ.
Таким образом, обязанность разработать карту (план) объекта землеустройства территории Октябрьского муниципального района является полномочием администрации Октябрьского муниципального района.
Согласно информации администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» от /ДАТА/ карта (план) территории района не разрабатывалась, не утверждалась, в Управление Росреестра по ЕАО не направлялась.
Как следует из представленной информации Управления Росреестра по ЕАО от /ДАТА/ исх. №, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения лишь о границах следующих муниципальных образований Еврейской автономной области: муниципальное образование «Город Биробиджан» ЕАО и муниципальное образование «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО.
Отсутствие учтенных границ территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» приводят к невозможности исполнения ч. 11 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ при образовании земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам и организациям, и в случае оспаривания прав последних могут привести к нарушению их законных интересов.
Составление карт (планов) объектов землеустройства является неотъемлемой частью описания границ объекта землеустройства. Отсутствие таких карт (планов) влечет невнесение сведений о границах таких объектов в государственный кадастр недвижимости и невыполнение возложенной на муниципальное образование закрепленной законодательством обязанности по составлению документов, необходимых для внесения соответствующих сведений в Управление Росреестра по ЕАО.
Из представленных суду документов следует, что прокуратурой Октябрьского района Еврейской автономной области проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» земельного и градостроительного законодательства в отношении территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район».
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что до настоящего времени сведения о границах муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
Доводы стороны ответчика о том, что на территории района проходит государственная граница, а планы объектов землеустройства – территории Российской Федерации и Еврейской автономной области не разработаны и в государственный кадастр недвижимости не внесены, суд находит несостоятельными основанными на неправильном толковании норм законодательства. Указанный довод не свидетельствует об освобождении муниципального образования от возложенной Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» обязанности по предоставлению необходимых документов для осуществления государственного кадастрового учета - карты (плана) объекта землеустройства территории сельского поселения для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно Федерального закона от 13.07.2015 года № 218 - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся сведения о прохождении Государственной границы Российской Федерации, в том числе, описание прохождения Государственной границы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении обязанности разработать карту (план) объекта землеустройства- территории Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области и предоставить в Управление Росреестра по ЕАО карту (план) объекта землеустройства территории Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу п. 9. ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В связи с указанным, государственная пошлина взысканию с ответчика – администрации Октябрьского муниципального района ЕАО, в данном случае не подлежит.
В соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учетом мнения сторон, считает, что срок, заявленный прокурором, отвечает вышеуказанным требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области разработать карту (план) объекта землеустройства- территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО и предоставить в Управление Росреестра по ЕАО карту (план) объекта землеустройства территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в срок до 01.02.2019.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.А. Морева