ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-86/2022 от 14.03.2022 Каратузского районного суда (Красноярский край)

УИД 24RS0026-01-2022-000067-53

Дело № 2-86/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2022 года с. Каратузское

Каратузский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

при секретаре Чернышовой Г.А.,

с участием прокурора Кулешова А.О.,

представителей ответчиков Тонких А.В., Квятковской С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Моторская СОШ» и администрации Каратузского района о возложении обязанности по капитальному ремонту здания,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Каратузского района предъявил в суде иск к МБОУ «Моторская средняя общеобразовательная школа» ( далее по тексту Моторская СОШ) и администрации Каратузского района о возложении обязанности по проведению ремонта в здании образовательного учреждения.

Заявленное требование мотивировано следующим.

МБОУ «Моторская СОШ» на праве оперативного управления принадлежит двухэтажное здание площадью 2271,2 кв.м, расположенное по адресу с. Моторское ул. Кирова, 1 Каратузского района Красноярского края. Собственником здания, а также учредителем МБОУ «Моторская СОШ» является МО Каратузский район.

В соответствии с заключением экспертизы от 22.05.2020 г., выполненной ООО «Независимая оценка и экспертиза собственности» конструктивные элементы здания требуют капитального ремонта, в отсутствие которого здание представляет угрозу для жизни и здоровья граждан. В частности требуется ремонт крыши с заменой кровельного покрытия, а также замена деревянных окон за исключением кабинета физики и спортивного зала.

Кроме того, при обследовании помещений образовательного учреждения, проведенного специалистами территориального Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, установлено существующая система отопления с использованием модульной котельной не позволяет обеспечить параметры микроклимата в части температурного режима в соответствии с требованиями Санитарных норм и правил.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит возложить на МБОУ «Моторская СОШ» и администрацию Каратузского района обязанность провести замену кровельного покрытия крыши с проведением водоотводных работ наружного водостока, заменить деревянные окна, за исключением помещений спортивного зала и кабинета физики, а также провести замену системы отопления.

В судебном заседании прокурор Кулешов А. О. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно просил установить срок для выполнения работ по ремонту здания, до 01.09.2022 г.

Представитель ответчика- МБОУ «Моторская СОШ», Тонких В. А. ( исполняющая обязанности директора) иск признала, пояснив, что в 2021 г. меняли отопительный котел, однако по причине отсутствия надлежащего давления в отопительной системе помещения второго этажа не прогреваются, в связи с чем в учебных кабинетах дополнительно устанавливаются обогревательные приборы. Окна здания, за исключением помещений спортивного зала и кабинета физики, действительно требуют замены. Кровля на крыше здания требует частичной замены. На выполнение данных работ требуются значительные финансовые затраты. Школа денежных средств на эти цели не имеет.

Представитель ответчика- администрации Каратузского района, Квятковская С. С. (полномочия подтверждены доверенностью) иск также признала, пояснив, что бюджет Каратузского района является дотационным, в связи с чем не имеет возможности выделить денежные средства, необходимые для ремонта здания школы.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Судом установлено, что МБОУ «Моторская СОШ» является некоммерческой организацией, созданной для оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования. ( п. 1.2 Устава). Учредителем и собственником имущества Моторской СОШ является Муниципальное образование Каратузский район. Полномочия собственника и исключительную компетенцию учредителя от имени муниципального образования «Каратузский район» осуществляет администрация Каратузского района. ( п. 1.6 Устава)

Образовательное учреждение размещено в нежилом здании площадью 2271,2 кв.м., расположенном по адресу с. Моторское ул. Кирова, 1 Каратузского района Красноярского края. Данное здание принадлежит Учреждению на праве оперативного управления, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 24.10.2008 г. ( л.д. 27)

В период с 12 по 22 мая 2020 г. по инициативе образовательного учреждения проводилось обследование строительных конструкций, инженерных систем и коммуникаций здания. Данное обследование проводилось ООО « Независимая оценка и экспертиза собственности».

В соответствии с экспертным заключением <> от 22.05.2020 г. ООО «Независимая оценка и экспертиза собственности» ( раздел 7.2.5) при обследовании крыши обнаружена гниль в мауэрлате и в концах стропильных ног ( до 20% стропильных ног), ослабление врубок и соединений ( отсутствие отдельных листов, отколы и трещины, протечки и задувание воды и снега, местами ослабление крепления листов к обрешетке. Техническое состояние крыши неудовлетворительное. Требуется замена маурлата и усиление части концов стропильных ног, выправка конструкций, крепление врубок. Замена покрытия (шифер) кровли и слуховых окон с использованием старого материала до 25%.

При обследовании окон установлено, что нижний брус оконного переплета и подоконная доска повреждены гнилью, древесина выкрошивается, переплеты расшатаны. Техническое состояние неудовлетворительное. Требуется большой ремонт переплетов деревянных окон, коробки и подоконной доски с добавлением нового материала ( раздел 7.2.7 Заключения).

Согласно акту проверки от 28 января 2022 г., проведенной прокуратурой Каратузского района в МБОУ «Моторская СОШ» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе: в нарушение требований п. 2.7.2, п. 2.8.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи» в кабинете физики, расположенном на втором этаже здания школы, температура воздуха составляла +15 градусов, а в учебных кабинетах второго этажа установлены переносные электрические тепловентиляторы. При осмотре автоматической модульной котельной зафиксированы показания термометра на подающем трубопроводе +60 градусов, а на обратном трубопроводе +50 градусов. В результате в помещениях школы не соблюдаются требования, предъявляемые к микроклимату в части допустимой температуры воздуха.

Кроме того, состояние окон не позволяет производить проветривание помещений школы в любое время года, поскольку оконные рамы имеют повреждения, трещины, остекленение выполнено не из цельного стеклополотна, имеются трещины на стекле, заклеенные клейкой лентой, фрамуги обработаны монтажной пеной и не функционируют.

28.01.2022 г. прокурором внесено представление на имя главы Каратузского района об устранении нарушений ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Однако до настоящего времени действенных мер к устранению нарушений ответчиками не принято, что не оспаривается ими со ссылкой на отсутствие надлежащего финансирования.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Поносов А.А. пояснил, что состоит в должности главного инженера ООО «Каратузский ТВК». Предприятие осуществляет подачу тепла в Моторскую школу на основании договора теплоснабжения. Отопительная система в силу длительной эксплуатации находится в неудовлетворительном состоянии, поскольку большая часть радиаторов не обеспечивает пропуск горячей воды. Система требует капитального ремонта. Кроме того, само здание, где располагается школа, не утеплено, в связи с чем имеется высокий уровень теплопотерь.

Совокупность исследованных судом доказательств позволяет прийти к выводу о том, что ответчиками не соблюдено право обучающихся на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении, что является недопустимым.

Согласно п. 1.13 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета района.

В соответствии с п. 6.1.8. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждения с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем.

Таким образом, деятельность МБОУ «Моторская СОШ» обеспечивается за счет бюджетного финансирования. При этом недостаточность финансирования образовательного учреждения в рассматриваемом вопросе ответчиками не оспаривается.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных поселений, муниципальных районов, в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных бюджетных и автономных муниципальных учреждений.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно абзацу 1 статьи 38.1 Бюджетного кодекса РФ, принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Вопрос обеспечения муниципального бюджетного учреждения имуществом, необходимым для осуществления его уставной деятельности, относится не к вопросу обязательств муниципального бюджетного учреждения, а к вопросу содержания его имущества в соответствии с целями его создания и функционирования. В этой связи муниципальное образование Каратузский район в лице администрации Каратузского района и управления образования администрации Каратузского района несут ответственность за финансирование мероприятий по обеспечению муниципального бюджетного учреждения необходимым ему имуществом и производству учреждением ремонтных работ.

При таких обстоятельствах длительное бездействие ответчиков в части не исполнения представления прокурора и отсутствия достаточного финансирования данных целей является незаконным и может привести к возникновению и распространению групповых инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний среди неопределённого круга лиц, в том числе, детей.

Учитывая необходимость выделения расходов на устранение нарушений, время для выполнения работ, суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01.09.2022 года, полагая его разумным и не нарушающим чьих-либо прав.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика МБОУ «Моторская СОШ» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, от уплаты которых прокурор освобожден, в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Каратузского района удовлетворить.

Возложить на МБОУ «Моторская СОШ» в срок до 01 сентября 2022 года обязанность произвести замену кровельного покрытия крыши с проведением водоотводных работ наружного водостока; замену деревянных окон (за исключением спортивного зала и кабинета физики) а также замену системы отопления.

Обязать администрацию Каратузского района Красноярского края профинансировать указанные работы.

Взыскать с МБОУ «Моторская СОШ» государственную пошлину в доход бюджета Каратузского района в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий Т.В.Криндаль