ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-86/21 от 29.12.2021 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 2-86/21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нальчик 29 декабря 2021г.

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего, судьи – Блиевой Р.С., при секретаре – Тлянчевой М.Р., с участием: представителя истца – ФИО1 ФИО21, действующего по доверенности от 05.11.2019г. <адрес>1, удостоверенной нотариусом Чегемского нотариального округа ФИО13, реестровый -н/07-2019-1-1232, представителя ответчика - Акционерного общества Энергетики и Электрификации «ФИО10» - ФИО2 ФИО20, действующего по доверенности от 12.01.2021г. в порядке передоверия <адрес>4 удостоверенной нотариусом Чегемского нотариального округа ФИО13, реестровый -н/07-2021-1-11, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к АО «ФИО10», в котором он просит:

признать акт №КБФФ 011983 от 19.11.2019г. о безучетном потреблении электрической энергии незаконным;

взыскать с Акционерного общества «ФИО10» в пользу ФИО4 25553,41 руб., что составляет незаконно начисленный долг за электроэнергию в сумме 22044,96 руб. и оплаты стоимости подключения электроэнергии в сумме 3508,45 руб.,

взыскать с Акционерного общества «ФИО10» в пользу ФИО4 100 000 руб. в счет возмещения морального вреда;

взыскать с Акционерного общества «ФИО10» в пользу ФИО4 1 567 руб. расходов на оплату государственной пошлины,-

У С Т А Н О В И Л:

ФИО8 обратился в суд с иском к Кабардино-Балкарскому акционерному обществу Энергетики и Электрификации, сокращенное наименование АО «ФИО10», с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что представителями сетевой организации ФИО14, ФИО15 и ФИО16 составлен Акт о безучетном потреблении электрической энергии от 19.11.2019г. по адресу: КБР, <адрес> (далее спорный Акт) в отношении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При составлении спорного Акта в качестве свидетелей были привлечены граждане ФИО6 и ФИО7. Основанием для составления спорного Акта послужило заключение эксперта (без даты) о выявлении повреждения в виде вогнутой плоской и конической формы оттиска поверителя на госпломбе счетчика электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (далее Правила) при определении способов несанкционированного вмешательства, во избежание привлечения потребителей к ответственности без их вины, содержится специальная оговорка: "Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги».

Таким образом, Правила N 354 исключают всякого рода злоупотребления, когда приборы учета находятся за пределами зоны ответственности потребителя (в частности, на опоре ВЛ), когда повреждение и вмешательство в работу прибора учета возможно в силу действий других лиц, например, устанавливавших и ремонтировавших прибор учета, эксперта, свидетелей, инспекторов, когда прибор учета может быть поврежден и силу неблагоприятных погодных условий и случае его установки, например, на улице.

Как следует из спорного акта прибор учета потребления энергии установлен сетевой компанией на опоре ВЛ, находящейся на улице, вне домовладения по <адрес>.

Доказательств того, что описанные в актах нарушения были допущены потребителем, а не в результате действий иных лиц, материалы спорного Акта не содержат.

Следовательно, спорный Акт является незаконным. Согласно второму абзацу пункта 172 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее Основные положения ) проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета установленным требованиям, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже I раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

Результатом такой проверки является составление акта проверки (пункт 176 Основных положений ), а в случае безучетного потребления - акта о неучтенном потреблении (пункте 193 Основных положений ). При этом сетевая компания должна обеспечить участие потребителя (представителя) в проверке и при составлении актов. Вместе с тем, ни при проверке, ни при составлении актов уведомление ФИО4 о возможности участия в проверке и составлении актов обеспечено не было.

Принимая во внимание, что проверка прибора учета завершается составлением сетевой организацией итогового документа о ее проведении, все действия проверяющего лица в отношении прибора учета до составления соответствующего акта являются продолжением проверки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2019г. по делу - ЭС18-22373).

Основными положениями не регламентировано проведение проверки прибора учета не в месте его установки, в том числе посредством передачи прибора на исследование (экспертизу), что само по себе не исключает такой возможности в ситуации, когда у сетевой организации имеются обоснованные сомнения в исправности прибора и нет технической возможности выявить неисправность на месте.

В целях сохранения баланса интересов сторон договора энергоснабжения (отношений по передаче электрической энергии и покупки се для компенсации потерь) праву сетевой организации на проведение исследования прибора учета, как своими силами, так и силами сторонних организаций корреспондирует обязанность уведомить потребителя о предстоящем исследовании с тем, чтобы предоставить последнему возможность присутствовать на вскрытии транспортировочных пломб, пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, вскрытии прибора учета, собственником которого он является, при исследовании прибора использовать средства фотосъемки и (или) видеозаписи, а также аргументированно возражать в случае несогласия с результатами исследования и проверки в целом и получить прибор для возможного последующего экспертного исследования. Указанная обязанность ФИО14, ФИО15 и ФИО17 исполнена не была, что послужило составлению незаконного Акта,

О передаче прибора учета специалистам для согласования даты вскрытия и непосредственно исследования ФИО8 не уведомлен. Прибор учета на место не возвращен.

Представителями сетевой компании нарушены его права при проведении исследования. Сетевой компанией произвольно совершено снятие прибора учета с установленного места и проведена, без его участия, экспертная проверка прибора учета, установленного ими на улице, вне места контроля со стороны граждан проживающих по <адрес>.

Как следует из Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 22.01.2020г. домовладение по адресу: КБР, <адрес> было отключено от подстанции подачи электроэнергии.

Подключение домовладения по адресу: КБР, г, Баксан, <адрес> стало возможным только после оплаты истцом незаконно начисленного долга за электроэнергию в сумме 22 044,96 руб. и оплаты стоимости подключения электроэнергии в сумме 3 508,45 руб.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные бага, а также, в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Незаконным отключением домовладения, принадлежащего истцу на праве долевой собственности, ему причинен моральный вред, который подлежит возмещению ответчиком в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) при подаче исковых заявлений, а также административных исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачивается государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Истец – ФИО8, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, обратился в суд с заявлением о рассмотрении его исковых требований без его участия.

Суд по правилам п. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) решил рассмотреть настоящее дело в отсутствие истца.

Представитель истца – ФИО18, просил удовлетворить исковые требования ФИО4, указав, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (далее Правила ) при определении способов несанкционированного вмешательства, во избежание привлечения потребителей к ответственности без их вины, содержится специальная оговорка: "Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги».

Таким образом, Правила N 354 исключают всякого рода злоупотребления, когда приборы учета находятся за пределами зоны ответственности потребителя (в частности, на опоре ВЛ), когда повреждение и вмешательство в работу прибора учета возможно в силу действий других лиц, например, устанавливавших и ремонтировавших прибор учета, эксперта, свидетелей, инспекторов, когда прибор учета может быть поврежден и силу неблагоприятных погодных условий и случае его установки, например, на улице.

Как следует из спорного акта прибор учета потребления энергии установлен сетевой компанией на опоре ВЛ, находящейся на улице, вне домовладения по <адрес>, на которую сам истец не может взобраться, а доказательств того, что описанные в актах нарушения были допущены потребителем, а не в результате действий иных лиц, материалы спорного Акта не содержат.

Следовательно, спорный Акт является незаконным и возлагающим на добропорядочных потребителей электрической энергии необоснованных финансовых расходов.

Представитель ответчика - АО «ФИО10» - ФИО3, просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО4, за необоснованностью.

Третье лицо - ПАО «ФИО9 - ФИО10», надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания не обеспечило явку в суд своего представителя, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд по правилам п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) решил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица.

Свидетель – ФИО11 Лиуан Хаждаутовичч, ранее допрошенный, составлявший акт №КБФФ 011983 от 19.11.2019г. о безучетном потреблении электрической энергии показал суду, со двора по адресу: <адрес>, вышел гражданин, который сказал, что он собственник домовладения дал согласие присутствовать при составлении акта на замену счетчика, а также на подписание акта, на проведение экспертизы без его участия и дал свой номер телефона для того, чтобы ему сообщили результаты экспертизы.

Выслушав позиции участников процесса, оценив показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что прибор учета потребления энергии установлен сетевой компанией на опоре ВЛ, находящейся на улице, вне домовладения по <адрес>, при этом никаких доказательств того, что прибор учета потребления электроэнергии невозможно было установить на территории домовладения истца суду не представлено.

Счетчик установлен на опоре линии электропередач на высоте где-то 175 см., на которую сам истец не может взобраться, а доказательств того, что описанные в оспариваемом акте нарушения были допущены потребителем, а не в результате действий иных лиц, материалы спорного Акта не содержат.

Счетные устройства стали вешать за пределами домовладении, для того, что минимизировать безучетное потребление населением электроэнергии.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным решения собрания;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.

Согласно ст. 541 ГК РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.

Согласно статье 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» правовые отношения между участниками рынков электрической энергии строятся в соответствии с принципом взаимной гражданско-правовой ответственности субъектов гражданского оборота в процессе осуществления ими прав и исполнения обязанностей.

Ответственность за убытки, причиненные участникам отношений, складывающихся на рынках электрической энергии, несут в порядке, установленном ст. 15, 1064 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги (поставка газа) вносится ежемесячно до десятого числа, следующего за истекшим месяцем.

В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Пунктом 1 статьи 547 ГК РФ установлено, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15).

В силу пункта 3 статьи 539 и пункта 1 статьи 548 ГК РФ регулирование договорных отношений энергоснабжающих организаций с потребителями использующими электрическую энергию в бытовых целях наряду с нормами параграфа 6 главы 4 ГК РФ осуществляются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. (далее Правила) и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Согласно пункту 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) учет объема коммунальных услуг осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Кроме того, в соответствии с п. 138 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442 (далее - Основные положения), для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") обязанность по организации (восстановлению) учета потребляемой электроэнергии лежит на потребителе независимо от места установки прибора учета.

В соответствии с п. 81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

В случаях, предусмотренных пунктом 80(1) данных Правил, ввод прибора учета электрической энергии в эксплуатацию осуществляется гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилых домов (домовладений), при этом потребитель и исполнитель вправе принять участие во вводе такого прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по их желанию. В случае установки прибора учета электрической энергии вне жилых помещений либо нежилых помещений потребитель вправе принять участие во вводе прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.

В заявке указывается следующая информация:

сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);

предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;

сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;

показания прибора учета на момент его установки;

дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

В соответствии с пунктами 167, 168 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с данным разделом проверяют соблюдение потребителями требований данного документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Согласно п. 2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Судом установлено, что потребители электрической энергии в Кабардино-Балкарской Республике на обслуживании в АО «ФИО10» с августа 2013г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Подпунктами "г", "д" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать приборы учета, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку и обеспечивать проведение проверок приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета.

В силу пунктов 81(1) и 81(13) Правил предоставления коммунальных услуг прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя.

В соответствии с п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

Согласно пункту 2 Основных положений, под "безучетным потреблением" понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В пунктах 172, 168 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442 (далее Основных положений) определено, что сетевая организация проводит проверку приборов учета. По факту проверки, в случае выявления безучетного потребления, в силу указанного положения, сетевая организация составляет акт о неучтенном потреблении.

В силу п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442, приборы учета электрической энергии подлежат установке на границах балансовой принадлежности.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе земельного участка он подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе такого земельного участка, в котором имеется техническая возможность его установить.

Монтаж прибора учета не на границе земельного участка не является основанием для прекращения подачи электроэнергии.

Реализуя полномочия, предоставленные федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 861 утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа), которые определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.

В пункте 2 Правил недискриминационного доступа закреплено, что "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Таким образом, прибор учета электрической энергии должен быть установлен на границе земельного участка потребителя и только в этом случае, по мнению суда, потребитель может обеспечить сохранность прибора учета электроэнергии и ограничить доступ к нему посторонних лиц.

На основании пункта 35 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) потребитель не вправе самовольно демонтировать приборы учета.

Как следует из пункта 81 (13) Правил предоставления коммунальных услуг, в случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за два рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя.

При отсутствии у сторон по делу акта разграничения балансовой принадлежности и опоры ВЛ за пределами земельного участка истца, установка электросчетчика на принадлежащей сетевой организации опоре не соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442, согласно которым точка поставки электроэнергии на розничном рынке находится в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.

В соответствии со ст. 170 Проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета проводятся в отношении приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, в том числе соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка проводится не реже одного раза в год и может осуществляться в виде инструментальной проверки.

Для целей настоящего документа под инструментальной проверкой понимается процесс оценки работоспособности прибора учета (измерительных трансформаторов и других элементов), заключающийся в проведении визуальной проверки и проверки характеристик элементов измерительного комплекса, устройств сбора и передачи данных, схемы их соединения с помощью инструментов и дополнительного оборудования.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного и согласованного в соответствии с настоящим документом.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что плановая проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех точек поставки или их части.

В случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены проверки расчетных приборов учета в соответствии с планом-графиком, указанным в настоящем документе, а также если в отношении каких-либо точек поставки за прошедшие 12 месяцев сетевой организацией не были проведены проверки приборов учета, то проверки приборов учета в отношении соответствующих точек поставки вправе провести гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии.

В указанных случаях гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) осуществляет проверки приборов учета в порядке, аналогичном установленному в настоящем разделе порядку для их проведения сетевой организацией.

Проверки приборов учета осуществляются с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи и подлежат хранению, а также передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии, что в рассматриваемом случае сделано не было.

В соответствии с п.п. 170-171 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442. В случае если для проведения контрольного снятия показаний сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам (энергетическим установкам, объектам электросетевого хозяйства), в границах которых установлен расчетный прибор учета, то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты его проведения направляет их собственнику уведомление о необходимости обеспечения допуска, содержащее дату и время проведения контрольного снятия показаний, указанные в плане-графике проведения контрольного снятия показаний, а также информацию о последствиях недопуска.

В случае недопуска сетевой организации к приборам учета в указанные в уведомлении дату и время сетевая организация составляет акт о недопуске к приборам учета, в котором указывает дату и время, когда произошел факт недопуска, адрес энергопринимающих устройств (энергетических установок, объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, допуск к которому не был обеспечен, и обоснования необходимости такого допуска. Указанный акт составляется в количестве экземпляров по числу участвующих лиц и подписывается уполномоченными представителями сетевой организации и гарантирующего поставщика (энергоснабжающей, энергосбытовой организации), а в случае отсутствия последнего - двумя незаинтересованными лицами.

После этого сетевая организация повторно направляет потребителю (производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) указанное уведомление. При повторном недопуске сетевой организации к проведению контрольного снятия показаний применяется порядок определения объемов потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии, предусмотренный пунктом 178 данного документа.

Результаты контрольного снятия показаний сетевая организация оформляет актом контрольного снятия показаний, который подписывается сетевой организацией, а гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) - в случае их присутствия. При отказе потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) от подписания акта в нем указывается причина такого отказа. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, участвовавших в проведении контрольного снятия показаний.

В случае, когда для проведения контрольного снятия показаний не требуется допуск к энергопринимающим устройствам (объектам по производству электрической энергии (мощности)) и такое контрольное снятие показаний проводилось в отсутствие потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), акт контрольного снятия показаний подписывается сетевой организацией, а также гарантирующим поставщиком (энергосбытовой энергоснабжающей организацией) в случае его присутствия.

Показания расчетных приборов учета, полученные в ходе контрольного снятия показаний, могут быть использованы для определения объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) и для расчета стоимости электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии за тот расчетный период, в котором такое контрольное снятие показаний проводилось. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), который не участвовал в контрольном снятии показаний, с показаниями расчетного прибора учета, указанными в акте контрольного снятия, такой потребитель вправе обратиться к гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) и (или) сетевой организации с требованием о проведении повторного контрольного снятия показаний в его присутствии и (или) присутствии гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

Суд пришел к выводу о том, что исходя из смысла и содержания п. 170, 174, 177, 178 Основных положений N 442 отсутствие заблаговременного уведомления потребителя о дате и времени проведения проверки прибора учета само по себе не может являться основанием для признания акта о безучетном потреблении электрической энергии ненадлежащим доказательством, поскольку направление потребителю такого уведомления производится исключительно с целью согласования сторонами даты и времени проведения проверки в ситуации, когда для ее проведения требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя, однако установление прибора учета потребления энергии сетевой компанией на опоре ВЛ, находящейся на улице, вне домовладения по <адрес> исключает возможность установления вины потребителя в необеспечении сохранности прибора учета потребления электроэнергии.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом данного пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Такой способ расчета размера платы за коммунальные услуги при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 10, и применяется тогда, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу.

Исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета (подпункт "а" пункта 82 Правил предоставления коммунальных услуг).

При этом, при установлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель в соответствии с абзацем шестым пункта 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг составляет соответствующий акт.

В силу п. 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Согласно п. 193 Основных положений при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Таким образом, законодательством предусмотрены требования к процедуре проведения проверки и порядку фиксации ее результатов, в частности, сетевая компания должна обеспечить участие потребителя (представителя) в проверке и его присутствие при составлении актов. Ввиду того, что проверка прибора учета завершается составлением сетевой организацией итогового документа о ее проведении, все действия проверяющего лица в отношении прибора учета до составления соответствующего акта являются продолжением проверки.

Как установлено судом, акт о безучетном потреблении КФФ 011983 бу был составлен 19.11.2019г. г. в отсутствие истца, при этом в нем указано, что прибор учета электроэнергии находится на улице.

В соответствии с пп. 3 и 4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно ст. 10 этого же кодекса не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (ст. 56 ГПК РФ, ст. 65 АПК РФ).

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2 ст. 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона, соответственно наступившим или ненаступившим (п. 3 ст. 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (п. 5 ст. 166 ГК РФ).

Судом установлен факт нарушения сотрудниками Акционерного общества «ФИО10» норм действующего законодательства при проведении проверки прибора учета потребления электрической энергии, по результатам которого составлен акт несанкционированного вмешательстве в работу данного прибора учета электричества, и основанием для составления спорного Акта послужило заключение эксперта (без даты) о выявлении повреждения в виде вогнутой плоской и конической формы оттиска Поверителя на госпломбе счетчика электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составлялся в нарушение порядка, установленного данными Правилами.

Между тем, прибор учета потребления энергии как указано ранее, установлен не во дворе истца, и даже не на границе домовладения, а на опоре ВЛ, находящейся на улице вне домовладения по <адрес>. Ответчик не отрицает того, что о проведении проверки истца не уведомляли, считая, что в этом не было необходимости, поскольку по смыслу пп. "д" п. 85 Правил, не было правовых оснований для составления акта об отказе в допуске к прибору учета, т.к. допуску ничто не препятствовало.

Акт не имеет подписи потребителя, обязательность которой установлена в пп. "д" п. 85 Правил, согласно которого исполнитель обязан провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск исполнителя в помещение для проверки.

Если же расценивать отсутствие подписи потребителя в акте, как отказ от ее совершения, то в силу названной нормы требовались подписи двух незаинтересованных лиц. Однако акт в отсутствие потребителя мог быть составлен, только если бы он отказался обеспечить допуск в свое помещение, в данном случае как указано выше счетчик находится вне домовладения потребителя, на опоре ВЛ, следовательно, акт, составленный без присутствия потребителя в связи с тем, что он не был проинформирован о предстоящей проверке, даже при наличии подписей двух незаинтересованных лиц, признать допустимым доказательством по делу нельзя.

При разрешении спора суд руководствуется ст.ст. 539, 541, 544, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 2, 137, 145, 154, 167, 170, 180, 192, 193, 194, 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442), п. ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР ДД.ММ.ГГГГ, п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6), п.п. "г" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354), ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении единства измерений" N 102-ФЗ, и исходит из того, что имеются основания для признания оспариваемого акта о неучтенном потреблении незаконным.

К доводам представителя ответчика о том, что «согласно пункту 170 Основных положений , в случае если для проведения контрольного снятия показаний сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам (энергетическим установкам, объектам электросетевого хозяйства), в границах которых установлен расчетный прибор учета, то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты его проведения направляет их собственнику уведомление о необходимости обеспечения допуска, содержащее дату и время проведения контрольного снятия показаний, указанные в плане-графике проведения контрольного снятия показаний, а также информацию о последствиях недопуска, а в других случаях, (в том числе по договору энергоснабжения), уведомлять потребителя о проверке состояния приборов учета не требуется, суд относится критически.

Ссылки заявителя на требования закона о заблаговременном уведомлении потребителя являются обоснованными, поскольку вопреки мнению стороны ответчика, данное требование имеет своей целью обеспечение сотрудникам сетевой организации доступа к энергопринимающим устройствам потребителя и расчетным приборам учета, что необходимо для проведения полноценной проверки и снятия контрольных показаний. Хотя по обстоятельствам дела такой доступ к прибору учета был обеспечен, поскольку счетчик находился вне домовладения потребителя, то есть эффективность проверки была обеспечена без заблаговременного извещения, но указанный счетчик расположен на ВЛ за пределами балансовой ответственности истца, что по мнению суда, неправомерно. К ссылке стороны ответчика на то, что Федеральная антимонопольная служба в своем разъяснении от 06.05.2014г. рекомендовала размещать узлы учета электроэнергии за пределами домовладений потребителей, суд относится критически, т.к. данные разъяснения не носят нормативный характер, которыми можно руководствоваться.

При этом суд исходит из того, что состав безучетного потребления электрической энергии образуют не только активные действия потребителя, направленные на нарушение учета электрической энергии путем вмешательства в работу прибора учета, но и бездействие потребителя, выражающееся при отсутствии надлежащей технической эксплуатации, в том числе непроведение осмотров приборов учета с целью своевременного выявления недостатков учета и сообщения об этом энергоснабжающей организации.

В данном случае акт о неучтенном потреблении от 19.11.2019г. не является безусловным и исключительным доказательством безучетного потребления, т.к. истец лишен объективной возможности обеспечить закрепленную законодателем за ним обязанность по обеспечению сохранности пломб прибора учета и самого прибора учета, который расположен за пределами придомовой территории истца на опоре ВЛ.

Только неисполнение потребителем закрепленной законодателем обязанности по обеспечению сохранности пломб, средств визуального контроля, знаков поверки, нанесенных на средство измерения с целью защиты от несанкционированного доступа, может свидетельствовать о безучетном потреблении электроэнергии.

Суд исходит из того, что в силу п.п. 173-175 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442) результаты проверки приборов учета оформляются актом проверки расчетного прибора учета, который составляется сетевой организацией (гарантирующим поставщиком), подписывается такой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация (гарантирующий поставщик) передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, сетевой организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.

Результатом проверки прибора учета является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В акте проверки расчетного прибора учета должны быть указаны:

дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки;

лица, принявшие участие в проверке;

лица, приглашенные в соответствии с требованиями настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие;

характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительных трансформаторов - при их наличии), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения интервала между поверками прибора учета (измерительных трансформаторов);

соответствие оттиску поверителя в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);

результат проверки;

характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка;

лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

При несогласии лица, принимавшего участие в проверке прибора учета, с результатами проверки прибора учета должна быть сделана соответствующая отметка в акте проверки прибора учета с кратким описанием причин такого несогласия.

Для проведения проверки приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, лицо, проводящее проверку, приглашает лицо, к энергопринимающим устройствам и объектам электроэнергетики которого непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности).

На основании вышеизложенного, имеет правовое значение, что акт №КБФФ 011983 от 19.11.2019г. о безучетном потреблении электрической энергии составлен в отсутствие абонента ФИО4 К доводам стороны ответчика о том, что у лиц, составлявших оспариваемый Акт нет полномочий требовать паспорта жильцов, суд относится критически, т.к. идентифицирование абонента является их обязанностью, поскольку в его отсутствие проводить проверку неправомерно согласно п.п. 166, 167 Основных положений. Для участия в проведении контрольного снятия показаний сетевая организация, к чьим объектам электросетевого хозяйства опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объектам по производству электрической энергии (мощности), приглашает лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объектам по производству электрической энергии (мощности) и при несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), который не участвовал в контрольном снятии показаний, с показаниями расчетного прибора учета, указанными в акте контрольного снятия показаний, такой потребитель вправе обратиться к гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) и (или) сетевой организации с требованием о проведении повторного контрольного снятия показаний в его присутствии и (или) присутствии гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации). Следовательно, необходимо не только установить конкретное лицо, являющееся абонентом, но и необходимо подтвердить, что оно является собственником домовладения.

Таким образом, установив, что оспариваемый истцом акт о неучтенном потреблении электроэнергии не соответствует требованиям п.п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания его незаконным.

В связи с чем, нарушенное право ФИО4 подлежит восстановлению. Из материалов дела усматривается, что оспариваемый ненормативный акт принят ни органом государственной власти, ни органом местного самоуправления, а хозяйствующим субъектом, при этом права ФИО4 были нарушены, т.к. данным актом на него возложены обязательства по оплате за безучетное потребление электроэнергии, а также было приостановлено предоставление коммунальной услуги исполнителем в соответствии с разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354), что дает правовое основание признать данные требования обоснованными.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.

В рассматриваемом споре, основанием для взыскания компенсации морального вреда является, по мнению истца, составление оспариваемого акта №КБФФ 011983 от 19.11.2019г. о безучетном потреблении электрической энергии, поэтому получается, что исковые требования по взысканию морального вреда вытекают из требований, которые судом признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, т.к. связаны с нарушением прав истца в качестве потребителя услуг, что является основанием удовлетворения исковых требований о взыскании морального вреда, однако с учетом характера причиненных нравственных страданий, суд считает, что данные требования подлежат удовлетворению частично в размере 5000 руб.

Согласно ч.ч. 1 ст.ст. 12 и 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вышеуказанное дает суду основание для вывода, что стороной истца представлены доказательства, свидетельствующие о том, что предъявленный ФИО4 иск является обоснованным, исковые требования истца являются частично обоснованными и подлежат удовлетворению частично.

В силу ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, с учетом того, что исковые требования истца удовлетворены, то должны быть удовлетворены и его требования о взыскании судебных расходов в виде денежных средств, потраченных на оплату государственной пошлины.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, -

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 ФИО22 удовлетворить частично.

Признать акт №КБФФ 011983 от 19.11.2019г. о безучетном потреблении электрической энергии незаконным.

Взыскать с Акционерного общества «ФИО10» в пользу ФИО1 ФИО23 25553,41 руб., что составляет незаконно начисленный долг за электроэнергию в сумме 22044,96 руб. и оплату стоимости подключения электроэнергии в сумме 3508,45 руб.

Взыскать с Акционерного общества «ФИО10» в пользу ФИО1 ФИО24 5 000 руб. в счет возмещения морального вреда, отказав в остальной части.

Взыскать с Акционерного общества «ФИО10» в пользу ФИО1 ФИО25 1 567 руб. расходы на оплату государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированном виде.

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГг.

Председательствующий- Р.С. Блиева подпись

Копия верна:

Судья Нальчикского горсуда- Р.С.Блиева

Решение ступило в законную силу «____» _____________________________2022г.

Судья Нальчикского горсуда- Р.С.Блиева