ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8701/19 от 14.11.2019 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

11RS0001-01-2019-012252-20 Дело № 2-8701/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Лушкова С.В.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

с участием истца ФИО1

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика АМО ГО «Сыктывкар» ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 14 ноября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации МО ГО «Сыктывкар», Управлению дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к увеличению числа, либо вместимости существующих дошкольных образовательных учреждений и их финансированию, признании незаконным отказа в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, как нарушающем право на доступное и бесплатное дошкольное образование; возложении обязанности обеспечить с 01.11.2019 местом в группе полного дня в муниципальном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования (МБДОУ «Детский сад №...», МБДОУ «Детский сад №...», МБДОУ «Детский сад №... общеразвивающего вида», МБДОУ «Детский сад №... общеразвивающего вида»), с учетом разумной доступности учреждения, выдав соответствующую путевку,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к АМО ГО «Сыктывкар», УДО АМО ГО «Сыктывкар», в котором просит признать незаконным бездействия, выразившиеся в непринятии мер к увеличению числа, либо вместимости существующих дошкольных образовательных учреждений и их финансированию, признать незаконным отказ в предоставлении ...Т.Р., ** ** **, места в дошкольном образовательном учреждении, как нарушающий право на доступное и бесплатное дошкольное образование; возложении обязанности обеспечить с 01.11.2019 местом в группе полного дня в муниципальном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования (МБДОУ «Детский сад №...», МБДОУ «Детский сад №...», МБДОУ «Детский сад №... общеразвивающего вида», МБДОУ «Детский сад №... общеразвивающего вида»), с учетом разумной доступности учреждения, выдав соответствующую путевку.

В обоснование требования указано, что малолетний сын истца ...Т., ** ** **, по заявлению от ** ** ** был поставлен на учет будущих воспитанников государственного дошкольного образовательного учреждения по месту жительства. Вместе с тем, письмом от 01.04.2019 УДО АМО ГО «Сыктывкар» доведено, что на основании решения Комиссии по комплектованию детских садов, в детские дошкольные учреждения направлены дети, зарегистрированные в автоматизированной системе учета очередности по 20.11.2017, ввиду нехватки мест решение о направлении ... в детское дошкольное учреждение не принято, предложено направить ребенка в детские дошкольные учреждения, расположенные в районах значительно удаленных от места жительства истца, т.е. географически недоступные, либо в платные частные дошкольные учреждения. Таким образом, истцу фактически было отказано в предоставлении места в дошкольном детском учреждении, что нарушает право на доступное и бесплатное дошкольное образование.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала. Пояснила, что направление Т. в МБДОУ «Детский сад №... общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, согласно уведомлению от 23.09.2019, не является исполнением ответчиками обязанности предусмотренной законом по обеспечению местом в географически доступным дошкольном учреждении, поскольку от адреса проживания: ..., до места нахождения МДОУ – ..., необходимо пройти около 3 кварталов пешком, что составит 20 минут. Позиция истца поддержана ее представителем.

Представитель ответчика АМО ГО «Сыктывкар» ФИО3 требования не признал. Представитель соответчика УДО АМО ГО «Сыктывкар» участия в судебном заседании не принял.

Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы, оценив доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П указывал, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ закреплены положения о гарантии права на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

Общедоступность и бесплатность образования осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство, вместе с тем, закрепляет определенный порядок и условия, при которых предоставляется место в образовательном учреждении, принимая во внимание лиц, которым в соответствии с действующим нормативным регулированием предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Часть 4 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" допускает возможность отказа в приеме в муниципальную (государственную) образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, законодатель, исходя из невозможности и недопустимости по существу отказа несовершеннолетнему в его праве на доступ в дошкольное образовательное учреждение, фактически возлагает на органы, реализующие соответствующие полномочия, обязанность предоставления запрошенного места в ином образовательном учреждении на территории полномочий органа, принимающего решение.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 вышеназванного Закона и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Постановлением АМО ГО "Сыктывкар" от 26.12.2014 N 12/4846 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и направление для зачисления детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории МО ГО "Сыктывкар".

В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Регламента, предоставление муниципальной услуги (Прием заявлений, постановка на учет и направление для зачисления детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории МО ГО "Сыктывкар) предоставляется управлением дошкольного образования администрации.

Результатом предоставления муниципальной услуги в соответствии с п. 2.3 Регламентаявляется: 1. Выдача уведомления о регистрации ребенка в электронном реестре автоматизированной информационной системы (решение о постановке детей на учет для зачисления в дошкольную образовательную организацию, реализующую основную образовательную программу дошкольного образования); 2. Выдача уведомления о направлении ребенка в ДОО; 3. Предоставление информации об очередности ребенка в электронном реестре; 4. Выдача уведомления о внесении изменений в заявление (запрос) о предоставлении муниципальной услуги; 6. Выдача уведомления о переводе из одной ДОО в другую ДОО; 7. Выдача уведомления о восстановлении очередности ребенка в электронном реестре; 8. Выдача уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Установлено, что ...Т.Р., ** ** **, является сыном истца ФИО1, 25.12.2017 зарегистрирован в электронном реестре в автоматизированной системе учета очередности детей.

Обращаясь с заявлением о предоставлении места, заявитель указала в качестве предпочитаемых детских садов- детский сад №... в группе полного дня; 19.01.2018 уведомлена о том, что ...Т. поставлен на учет в дошкольную образовательную организацию №... без учета права первоочередного (внеочередного) зачисления ребенка в детский сад.

01.04.2019 Управлением дошкольного образования в адрес ФИО1 направлено информационное письмо, которым разъяснено, что решением Комиссии по комплектованию детских садов с 1 сентября 2019 года в детские сады из числа общей очереди направлены дети, зарегистрированные по 20.11.2017, решение принималось исходя их наличия свободных мест в порядке очереди, с учетом права первоочередного и внеочередного направления, ввиду нехватки мест решение о направлении Т. принято не было. При этом, до получения места в детском саду в режиме полного дня по месту жительства предложено посещение детских садов, расположенных в ... посещение групп кратковременного пребывания; получение услуг в консультационных центрах; предоставлена информация о негосударственном секторе предоставления образовательных услуг. Разъяснено, что ребенок, при выборе любого из предложенных вариантов, с очереди не снимается, будет обеспечен местом в детском салу на свободные места в течение 2019-2020 учебного годи либо учтен в списке с 01.09.2020.

Заявленные требования о признании незаконным бездействия ответчиков истец мотивирует непринятием мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, при этом ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006г. № 5-П, согласно которому, закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Как следует из письменных материалов дела, 23.09.2019 в адрес ФИО1 направлено уведомление о направлении Т. в МБДОУ «Детский сад №... общеразвивающего вида», т.е. дошкольное учреждение, закрепленное за территорией МО ГО Сыктывкар согласно постановлению от 02.12.2013 № 12/4557, и находящееся по объяснениям участников процесса в трех кварталах от места жительства истца/20 минутах ходьбы.

При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований и для удовлетворения исковых требований.

Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П, заявитель не учитывает, что физическая доступность образования, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям, предполагает, как правило, что ребенок вправе получить образование в пределах того муниципального образования, где он проживает.

Регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установил, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3 статьи 67 данного Федерального закона).

В рассмотренном случае такая территория определяется границами муниципального образования городского округа «Сыктывкар». При этом уже право родителей несовершеннолетнего принять предложение о получении дошкольного образования в детских садах, расположенных в границах муниципального образования, сохраняя при этом место в очереди, либо ожидать подхода в очереди для получения места в запрошенных образовательных учреждениях. В предоставлении места в дошкольном учреждении ребенку истца отказано не было, ребенок поставлен на учет с соблюдением требований законодательства; 23.09.2019 направлено уведомление о направлении Т. в МБДОУ «Детский сад №... общеразвивающего вида».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к Администрации МО ГО «Сыктывкар», Управлению дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к увеличению числа, либо вместимости существующих дошкольных образовательных учреждений и их финансированию, признании незаконным отказа в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, как нарушающем право на доступное и бесплатное дошкольное образование; возложении обязанности обеспечить с 01.11.2019 местом в группе полного дня в муниципальном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования (МБДОУ «Детский сад №...», МБДОУ «Детский сад №...», МБДОУ «Детский сад №... общеразвивающего вида», МБДОУ «Детский сад №... общеразвивающего вида», с учетом разумной доступности учреждения, выдав соответствующую путевку, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.В.Лушкова

Мотивированное решение составлено 18.11.2019.