ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-870/19 от 06.06.2019 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

23RS0058-01-2019-001003-85

Дело № 2 – 870/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«06» июня 2019 года г.Сочи

Хостинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Клименко И.Г.

При секретаре Реутской М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наумовой ФИО8 к администрации г.Сочи и МУП «Сочитеплоэнерго» о проведении перерасчета платы за жилищно- коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к МУП «Сочитеплоэнерго» и администрации <адрес> о признании отсутствующей ее обязанности по оплате услуг, начисленных за содержание и управление общим имуществом перед МУП <адрес> «Сочитеплоэнерго» в отношении <адрес> жилом <адрес> в <адрес>, а также признании незаконными ранее произведенных начислений по указанному платежу, их возврату в размере 23192 руб., 90 коп. и аннулировании лицевого счета по этим платежам.

Исковые требования мотивированны тем, что истице в 2014 году предоставлена спорная <адрес> (позже перенумерована в <адрес> ) в специализированном фонде системы социального обслуживания населения на основании договора найма жилого помещения. Договор на управление ею с ответчиком МУП «Сочитеплоэнерго» ею не подписывался, так как она не является собственником квартиры, поэтому оплата содержания и управления должна быть возложена на наймодателя - то есть на Администрацию <адрес>, учитывая, что жилье находится в составе жилого дома, отнесенного к специализированному жилищному фонду, предполагая, что в нем проживают люди наиболее не защищенных слоев населения. Также истица полагает, что для данной категории лиц оплата услуг управляющей компании включена в оплату найма жилого помещения.

Представители ответчиков – МУП «Сочитеплоэнерго» и Администрация <адрес> с иском не согласны указывая на отсутствие законных оснований.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, не находит оснований к удовлетворению исковых требований ФИО2

Суд при этом исходит из следующего.

С 1 апреля 2017 года МУП «СТЭ» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> на основании Протокола от ДД.ММ.ГГГГ открытого конкурса по отбору управляющих организаций и Договора управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ.

Протокол открытого конкурса, договор управления МКД не оспорены в установленном порядке и не признаны недействительными.

Кроме того, сведений и доказательств того, что какие-либо условия договора управления ограничивают права собственников и возлагают дополнительные обязанности по сравнению с тем, как они предусмотрены ЖК РФ или иными нормативно правовыми актами, отсутствуют.

Для целей Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства РФ и условиям договоров управления.

В соответствии с п. 7 Правил изменения размера платы Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к управляющей организации в случае оказания услуг или выполнении работ с ненадлежащим качеством.

Согласно п. 15 Правил изменения размера платы факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт.

Истец не обращался к МУП «СТЭ» с заявлением об изменении либо уменьшении размера платы в связи с ненадлежащим качеством работ и услуг, выполняемых управляющей организацией в соответствии с требованиями Правил изменения размера платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (Правила изменения размера платы).

Доказательств оказания услуг выполнения работ ненадлежащего качества, подтвержденных в порядке, установленном Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения, Истцом не предъявлено.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан.

В соответствии с абз. 2 п. 6 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах И жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

В соответствии с п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ для признания соответствующих действий адресата оферты акцептом ГК РФ не требует выполнения условий оферты в полном объеме. В этих целях для квалификации указанных действий в качестве акцепта достаточно, чтобы лицо, получившее оферту (в том числе проект договора), приступило к ее исполнению на условиях, указанных в оферте и в установленный для ее акцепта срок.

Таким образом, Истец, выразил свое согласие на заключение договора управления, осуществляя добровольную оплату за услуги, оказываемые Ответчиком на основании выставляемых платежных документов (счетов-квитанций), определяющими цену услуг. Истец совершил конклюдентные действия, фактически исполнив то, что предложил Ответчик.

С начала выполнения МУП «СТЭ» оказания услуг по управлению МКД Истец не обращался к Ответчику с заявлением об изменении либо уменьшении размера платы в связи с ненадлежащим качеством работ и услуг, выполняемых управляющей организацией.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

Истец является нанимателем <адрес> по договору найма жилого помещения в специализированном жилищном фонде системы социального обслуживания населения.

Договор не оспорен в установленном законом ФИО6 не признан недействительным.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 92 раздела IV «Специализированный жилищный фонд» ЖК РФ «к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан».

Согласно ст. 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан предназначаются для проживания граждан, являющихся получателями социальных услуг и признанных нуждающимися в социальном обслуживании.

В соответствии с ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированньши жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебньпии жилыми помещениями, к пользованию которьпии по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 ЖК РФ, если иное не установлено другими федеральными законами.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 154 ЖК РФ, п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг...» плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя:

- плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме);

- плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя включает в себя также плату за пользование жилым помещением (плата за наем (пункт 1 части 1 статьи 154 ЖК РФ) (п. 10 Пленума).

Ст. 156.1 ЖК РФ относится к регулированию отношений по оплате за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования‚ к которому жилое помещение Истицы не относится из условий заключенного договора найма и ст. 19 ЖК РФ.

В соответствии с п.1 ст. 100 ЖК РФ по договору специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

В силу п.2 ст.100 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

В соответствии с п.3 ст. 100 ЖК РФ в договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. В соответствии с п.7 ст. 100 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.

В соответствии со ст. 107 ЖК РФ порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что спорная <адрес> (6) была предоставлена ФИО2 при следующих обстоятельствах, указанных при предоставлении жилья в Постановлении Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Однокомнатная <адрес> освободилась в связи со смертью предыдущего нанимателя. Комиссией по вопросам, связанным с предоставлением гражданам пожилого возраста и инвалидам <адрес> жилой площади в муниципальных специализированных домах системы социального обслуживания населения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), принято решение предоставить ФИО2<адрес> специализированного жилищного фонда системы социального обслуживания населения по <адрес>. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в жилом <адрес> «А» по <адрес>. Квартира в <адрес> была предоставлена ее мужу. Сама ФИО2 на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по городу Сочи не состоит, собственником какого-либо недвижимого имущества не является.

Указанным Постановлением спорная квартира была предоставлена истцу, департаменту имущественных отношений Администрации <адрес> было поручено заключить с ФИО2 договор найма специализированного жилого помещения (л.д. 53), что и было исполнено ДД.ММ.ГГГГ.

При этом усматривается, что ни Постановление о предоставлении квартиры, ни договор найма не содержит сведений об отнесении ФИО2 к категории лиц, наделенных правом на предоставление жилья на льготных условиях, предусмотренных для участников и ветеранов ВОВ, либо лиц к ним приравненных, либо сведений об отнесении конкретной квартиры предоставленной ФИО2 к специализированному жилищному фонду.

Из постановления о предоставлении квартиры следует, что в 2005 году эта квартира действительно была предоставлена ветерану ВОВ, которым являлся покойный муж истицы. На этот период ФИО2 в <адрес> не проживала, была зарегистрирована в <адрес>, согласно паспортных данных (л.д.46), следовательно квартира была предоставлена не истице, она на тот момент не была в составе семьи нанимателя. Позже ФИО2 вступила в брак с нанимателем, но на территории <адрес> была зарегистрирована по другому адресу.

ДД.ММ.ГГГГ супруг истицы умер и на период предоставления квартиры ФИО2 имела регистрацию также по другому адресу, то есть по адресу <адрес>, корпус А.

При этом усматривается, что наличие регистрации истца отдельно от регистрации ее супруга было использовано ФИО2 в качестве основания в постановке и принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на льготных условиях, а именно: ФИО2 была внесена в списки «Участников ВОВ и приравненных к ним по льготам лиц».

Однако Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 была исключена и снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участники ВОВ и приравненных к ним по льготам лиц» из тех списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением в представленных ею документах не соответствующих действительности и послуживших основанием для постановки на учет (л.д. 20-21).

Установленные судом, вышеприведенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что истица не относится к категориям лиц, наделенных правом на предоставление и пользование специализированного жилого помещения, предоставленного для Ветеранов ВОВ.

При этом, факт расположения этого жилого помещения в многоквартирном специализированном жилом доме сам по себе не относит его к категории специализированного, находящегося в домах системы социального обслуживания населения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" - правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В <адрес> принят Закон от ДД.ММ.ГГГГ –КЗ «О специализированном жилищном фонде в <адрес>», в преамбуле которого в редакции, действующей на момент вынесения судебного решения, указано, что этим законом установлены категории граждан, которым предоставляются жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения и жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда муниципальных образований <адрес>, порядок и условия предоставления указанных специализированных жилых помещений.

Пунктом 2 статьи 8 этого закона предусмотрено, что к числу граждан, которым предоставляются для проживания жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, относятся граждане, нуждающиеся в социальной защите, с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с п.п.3 и 4 ст.8 того же закона порядок отнесения гражданина к числу граждан, которым предоставляются для проживания жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, устанавливаются органом исполнительной власти <адрес> в области социальной защиты населения. К домам системы социального обслуживания населения относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.

Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено положение о специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения, которое было принято с целью решения проблемы обеспечения жильем граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с представлением им медицинских и социально-бытовых услуг и в соответствии в том числе и с решением Городского собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О строительстве жилого дома для ветеранов Великой Отечественной войны»

Согласно ст. 1 ч.<адрес> – к жилым помещениям специализированного жилищного фонда <адрес> относятся в том числе и жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан – жилое помещение должно быть внесено в реестр специализированного фонда <адрес>.

Согласно ч.1 ст. <адрес> специализированные жилые помещения представляются на основании решений уполномоченных органов. При этом заключается договор найма специализированного жилого помещения.

Судом из имеющихся в производстве аналогичных исков, из пояснений сторон и из материалов дела установлено, что жилой дом <адрес> в <адрес> не может быть отнесен, как отдельный объект (то есть со всеми помещениями) к категории жилого дома специализированного фонда, каковым он изначально являлся при вводе в эксплуатацию. Этот вывод судом сделан с учетом того, что к настоящему периоду все элементы и услуги, предназначенные в виде форм медицинского и социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (медицинский пункт, аптека, библиотека, диспетчерский пункт, малая механизация и др.)в этом жилом доме устранены и не предоставляются, а помещения, которые были выделены для вышеуказанных целей переоборудованы в отдельные жилые квартиры, распределенные в ином порядке, которые не соответствующим целевому назначению, например, как служебное жилье. Это обстоятельство породило путаницу нумерации квартир и необходимости ее устранения с применением ранее присвоенных номеров квартир. В данном случае квартира ФИО2 изменила номер с 7 на 6.

Указанные обстоятельства уже были предметом рассмотрения по делу ФИО5, по которой Верховным судом РФ от ДД.ММ.ГГГГ было принято определение, содержащие в том числе и вывод о том, что Глава <адрес> вышел за пределы предоставленных ему полномочий, а кроме того, установил перечень категорий граждан, которым представляются жилые помещения в специализированном жилищном фонде, отличный от перечня граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений в специализированном жилищном фонде.

Более того, судом установлено, что к настоящему периоду в указанном жилом доме имеется ряд жилых помещений, относящихся к частной собственности, приобретённый лицами в порядке приватизации квартир, относящихся к муниципальной собственности, в которых проживание имело место не по договору найма специализированного помещения, а по договору социального найма.

Сегодня, таким образом, в указанном <адрес> в <адрес> имеется 4 вида жилых помещений:

- квартиры специализированного жилищного фонда;

- муниципальное жилье по договору социального найма;

- служебные жилые помещения;

- частные квартиры.

Этот вывод суда не позволяет определять жилой дом как относящийся к специализированному жилищному фонду.

Таким образом, истица ФИО2 фактически проживает в муниципальной квартире, проживание в которой фактически оплачивается на общих основаниях, то есть с оплатой найма жилого помещения, коммунальных услуг и оплатой содержания жилого помещения (плата за содержание и управление, коммунальные услуги, потребление при содержании общего имущества в многоквартирном доме).

Отказывая ФИО2 в иске, суд считает необходимым разъяснить ей право на обращение с заявлением о предоставлении ей социальных льгот, компенсаций, либо признании ее малоимущей в установленном порядке при наличии оснований в порядке, предусмотренном ФЗ-442 от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований о признании отсутствующей обязанности у Наумовой ФИО9 по оплате услуг, начисляемых за содержание общего имущества и управления об имуществом от управляющей организации МУП <адрес> «Сочитеплоэнерго» за <адрес> многоквартирном жилом <адрес>;

Признании незаконным начисление Муниципальным унитарным предприятием <адрес> «Сочитеплоэнерго» Наумовой ФИО10 платы за содержание и управление общим имуществом как управляющей организацией в размере 23192 рубля 90 копеек и взыскать с МУП <адрес> «Сочитеплоэнерго» в пользу ФИО2 денежные средства в размере 20886 рублей 11 копеек;

Обязании Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Сочитеплоэнерго» аннулировать лицевой счет в отношении квартиры номер 6 в <адрес>, оформленный на ФИО2 в отношении услуг, оказываемых в качестве управляющей компании по содержанию и управлению общим имуществом в течение 30 календарных дней с даты вступления решения в законную силу – отказать.

На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через суд Хостинского района г.Сочи в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть 24 июня 2019года.

Председательствующий: И.Г. Клименко

На момент публикации не вступило в законную силу.