ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-870/2014 от 08.05.2014 Сарапульского городского суда (Удмуртская Республика)

    Дело № 2-870/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации8 мая 2014 года г. Сарапул, Удмуртская РеспубликаСарапульский городской суд Удмуртской республики в составе:    председательствующего судьи Евлевских С.В.,

 при секретаре Сулеймановой Л.Р.,

 с участием прокурора Хунафина И.Р.,

 представителя ответчика МБДОУ детский сад № - ФИО3,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Сарапула к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № комбинированного вида о проведении энергетического обследования,

установил:

 Заместитель прокурора г. Сарапула, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Сарапульский городской суд с иском к Администрации муниципального образования «город Сарапул», Управлению образования г. Сарапула, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № комбинированного вида (далее – МБДОУ детский сад №) о проведении энергетического обследования.

 Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Сарапула проведена проверка исполнения организациями, расположенными на территории города, законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. В ходе проверки установлено, что в отношении здания МБДОУ детский сад №, расположенного по адресу: УР, <адрес>, не проведено энергетическое обследование. В соответствии с представленными Администрацией г. Сарапула сведениями в отношении указанного здания не проведено энергетическое обследование, энергетический паспорт на здание детского сада отсутствует. Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке. Пунктом 2 ч. 1 ст. 16 Закона установлено, что проведение энергетического обследования является обязательным для организаций с участием государства или муниципального образования. Как следует из положений ч. 2 ст. 16 Закона, лица, указанные в ч. 1 данной статьи обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31.12.2012. Статьями 38, 41 Конституции Российской Федерации регламентирована охрана государством материнства, детства и семьи. Согласно ст. 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии со ст. 2, 16, 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Администрация МО «<адрес>» является учредителем МБДОУ детский сад №, в связи с чем, несет ответственность по обеспечению мероприятий, связанных с обеспечением содержания зданий образовательного учреждения. В соответствии с п. 7 Решения Сарапульской городской Думы от 03.06.2010 № 16-781 «Об утверждении Положения «Об Управлении образования г. Сарапула» и структуры Управления образования г. Сарапула» Управление от имени Администрации города Сарапула выступает учредителем дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) учреждений, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждений дополнительного образования детей, а также иных учреждений, необходимых для эффективного функционирования системы образования (далее подведомственные учреждения). В соответствии с п. 2.13 ст. 3 Положения Управление обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Согласно п. 2.18 ст. 3 Положения Управление образования г. Сарапула осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города Сарапула по отрасли «Образование», участвует в пределах своей компетенции в формировании бюджета города Сарапула, в части расходов на образование, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным получателям бюджетных средств. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. В нарушение требований ч.ч. 1, 2, 5 ст. 15, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 16 Закона энергетическое обследование здания МБДОУ детский сад № не проведено, энергетический паспорт не получен. ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБДОУ детский сад № направлено представление за № об устранении указанных нарушений законодательства. Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ энергетическое обследование не проведено, нарушения Закона не устранены. Непринятием мер по проведению энергетического обследования здания МБДОУ детский сад № причиняется ущерб бюджету МО «Город Сарапул» в результате отсутствия полезного эффекта от использования энергетического ресурса к его затратам, произведенным в целях получения такого эффекта. Кроме того, не проведение обязательного энергетического обследования не дает возможности получить объективные данные об объеме используемых энергетических ресурсов, определить показатели энергетической эффективности, повысить энергетическую эффективность, что напрямую связано с обеспечением охраны здоровья детей и создания благоприятных условий для разностороннего развития личности в образовательном учреждении. Обращение прокурора с данным исковым заявлением в суд обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц на эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов.

 Просил обязать Администрацию МО «Город Сарапул» и Управление образования г. Сарапула обеспечить финансирование мероприятий по проведению энергетического обследования здания МБДОУ детский сад №, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № комбинированного вида в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести в здании по адресу: <адрес>, энергетическое обследование, а именно: произвести сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

 Определением Сарапульского городского суда УР от 08.05.2014 года принят отказ и.о. прокурора г. Сарапула УР ФИО4 от исковых требований об обязании Администрации МО «Город Сарапул» и Управления образования г. Сарапула обеспечить финансирование мероприятий по проведению энергетического обследования здания МБДОУ детский сад №, расположенного по адресу: <адрес> производство по делу прекращено в данной части.

 Пом. прокурора г. Сарапула УР Хунафин И.Р. в судебном заседании исковые требования к МБДОУ детский сад № об обязании провести энергетическое обследование поддержал.

 Представитель ответчика МБДОУ детский сад № – ФИО3 в судебном заседании пояснила, что с иском прокурора согласна.

 Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

 В соответствии со статьей 45 ГПК РФ - прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Прокурор, обратившись в суд в интересах неопределенного круга лиц, просит возложить на МБДОУ детский сад № обязанность по проведению в здании по адресу: УР, <адрес>, энергетическое обследование.

 Как усматривается из материалов дела, МБДОУ детский сад № осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом.

 Согласно Уставу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № (Редакция № 1), утверждённому приказом начальника Управления образования <адрес> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ №, согласованному Главой муниципального образования «<адрес>» ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года, Управлением имущественных отношений г. Сарапула, статус МБДОУ детский сад №: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № с приоритетным осуществлением деятельности по физическому и познавательно-речевому направлениям; организационно-правовая форма: муниципальное бюджетное учреждение; юридический и фактический адрес: УР, 427961, <адрес>; учредителем МБДОУ детский сад № является муниципальное образование «Город Сарапул», функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования «Город Сарапул» осуществляет структурное подразделение Администрации г. Сарапула – Управление образования г. Сарапула.

 Постановлением и.о. Главы Администрации г. Сарапула УР от ДД.ММ.ГГГГ № за МБДОУ детский сад № на праве оперативного управления закреплено имущество, находящееся на балансе МБДОУ детский сад № в соответствии с приложением к настоящему постановлению; МБДОУ детский сад № поручено зарегистрировать право оперативного управления в установленном законом порядке; Управлению имущественных отношений г. Сарапула поручено внести соответствующие изменения в материалы учёта Реестра муниципальной собственности г. Сарапула.

 Постановлением Главы Администрации г. Сарапула УР от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в приложение № к постановлению Администрации г. Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ № 397: во второй строке перечня имущества, находящегося на балансе МДОУ детский сад № и закрепляемого в оперативное управление за МБДОУ детский сад №, площадь здания литер Б, б (<адрес>) вместо «102,9 кв.м.» читать «128,7 кв.м.».

 Согласно свидетельству о государственной регистрации права 18-АБ 228312, выданному ДД.ММ.ГГГГ года, здание детского сада, назначение: нежилое, 2-этажное (подземных этажей – 1), общая площадь 3623,7 кв.м., инв. № 11560, лит. А, а-а6, расположенное по адресу: <адрес>,передано в оперативное управление МБДОУ детский сад № на основании Постановления Главы Администрации города Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ №.

 Также согласно свидетельству о государственной регистрации права №, выданному ДД.ММ.ГГГГ года, здание склада, назначение: нежилое, 1-этажное (подземных этажей – 1), общая площадь 128,7 кв.м., инв. № 11560, лит. Б, б, расположенное по адресу: <адрес>,передано в оперативное управление МБДОУ детский сад № на основании Постановления Главы Администрации города Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ №.

 Требования прокурора основаны на том, что в указанном здании в нарушение установленной ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» обязанности до настоящего времени не проведено энергетическое обследование здания, не получен энергетический паспорт.

 Суд нашёл обоснованными доводы прокурора исходя из следующего.

 В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под энергетическим обследованием понимается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

 Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

 Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ основными целями энергетического обследования являются:

 1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

 2) определение показателей энергетической эффективности;

 3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 4) разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

 Ч. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ установлено, что энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.

 В силу п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, для организации с участием государства или муниципального образования.

 Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

 Как указано ранее, учредителем МБДОУ детский сад № является муниципальное образование «Город Сарапул», здание детского сада по адресу: <адрес>, передано МБДОУ детский сад № на праве оперативного управления.

 Таким образом, МБДОУ детский сад № как организация (учреждение) с участием муниципального образования в силу п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ обязано организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования проводить не реже чем один раз каждые пять лет.

 Далее, из материалов дела усматривается, что в адрес заведующей МБДОУ детский сад № ФИО3 прокурором г. Сарапула УР выносилось представление от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому в ходе проверки, проведённой прокуратурой г. Сарапула, установлено, что в отношении здания МБДОУ детский сад № по адресу: <адрес>, не проведено энергетическое обследование, что является обязательным в силу требований Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ; заведующей МБДОУ детский сад № ФИО3 предписано рассмотреть данное представление, принять меры к устранению нарушений, их причин, условий, им способствующих; решить вопрос о привлечении ФИО3 и иных лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной ответственности.

 Как установлено судом, до настоящего времени в здании МБДОУ детский сад № по адресу: <адрес>, энергетическое обследование не проведено, что следует из сообщения заведующего МБДОУ детский сад № ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № 10, а также из пояснений представителя ответчика МБДОУ детский сад № ФИО3 в настоящем судебном заседании.

 С учётом изложенного, суд находит требования заместителя прокурора г. Сарапула обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом суд исходит из того, что проведение энергетического обследования позволит получить объективные данные об объеме используемых энергетических ресурсов, определить показатели энергетической эффективности, повысить энергетическую эффективность, что напрямую связано с обеспечением охраны здоровья детей и создания благоприятных условий для разностороннего развития личности в образовательном учреждении – МБДОУ детский сад №.

 Срок до ДД.ММ.ГГГГ, заявленный прокурором в исковом заявлении, до которого ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, суд находит разумным и достаточным.

 Таким образом, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № комбинированного вида в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязано провести в здании по адресу: <адрес>, энергетическое обследование, а именно: произвести сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил  :

 Исковые требования заместителя прокурора г. Сарапула к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № комбинированного вида о проведении энергетического обследования удовлетворить  .

 Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № комбинированного вида в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести в здании по адресу: <адрес>, энергетическое обследование, а именно: произвести сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Сарапульский городской суд УР в течение месяца со дня принятия.

Судья Сарапульского

городского суда Евлевских С.В.